"Использование на уроках истории элементов технологии погружения (из опыта работы)"
статья по истории
Какие возможности открываются перед участниками образовательного процесса через включение элементов, способствующих погружению в изучаемую эпоху? Какие средства для этого используются? Почему их использование несомненно приводит к интересному и продуктивному результату? На эти и другие вопросы отвечает материал данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_tehnologii_pogruzheniya_na_urokah_istorii_iz_opyta_raboty.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов технологии погружения на уроках истории (из опыта работы)
На данный момент очень немногие учителя истории могут похвастаться заинтересованностью учеников своим предметом. Сухость изложения материала в учебнике, огромное количество терминов, дат и событий, сжатые факты, строго ограниченное количество времени на уроке – все это мало способствует появлению внутренней мотивации к изучению исторической науки. Между тем, как сказал Цицерон, «история – это — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». И как бы хотелось, чтобы молодое поколение испытывало к ней, если не страсть, то хотя бы живой интерес.
Включение в структуру урока элементов, способствующих «погружению» в изучаемую эпоху (далее – «элементы погружения») дают возможность сделать урок интересным и продуктивным. Погружение осуществляется через воспоминания современников, видео, музыку, элементы костюма, танца, театра (вовлечение учащихся в пение, танцы, ситуации). Урок с элементами погружения — это урок активный, предполагающий стимулирование творческой продуктивности. Подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их воображение, музыкальные, художественные, хореографические таланты. Цель погружения - побудить учащихся «жить в данной ситуации», понимать характер взаимодействия в ней. А это, разумеется, заготавливает нужные ассоциации для запоминания материала.
Урок с «элементами погружения» неизменно предполагает использование интерактивных форм обучения. Это создание единого творческого пространства для участников образовательного процесса, это беседы, дискуссии, живой диалог на заданные темы. «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму» - так говорится в одной из китайских пословиц. Хочется немного перефразировать: «дай сделать, и я почувствую и пойму» И тогда эта фраза как нельзя лучше подойдет к уроку истории, в котором используются элементы погружения. Услышать музыку того времени, попробовать повторить элемент танца, подержать в руках археологическую находку, разыграть историческую сценку, представив себя участником событий. Через подобную деятельность происходит погружение в изучаемую эпоху и усвоение исторических реалий. Усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
Из опыта работы видно, что дети на таких уроках мало устают и часто не замечают времени. На уроках, посвященных блокаде, можно использовать метроном, сигналы, предупреждающие о бомбардировках, песни того времени, слайды с фотографиями быта ленинградцев в этот тяжелый период, письма в запечатанных конвертах. В эти письма можно положить небольшие блокадные истории, рассказанные от лица жителей Ленинграда. Само по себе вскрытие такого письма – уже вызывает у учащихся любопытство. При зачитывании писем я неизменно прошу детей закрыть глаза, чтобы они могли почувствовать себя не просто слушателями, а немыми свидетелями описываемых событий. После каждой истории учащимся можно предложить обсудить, какие чувства они бы испытывали и какие действия бы предприняли, оказавшись главными героями той или иной истории.
Некоторые уроки с «элементами погружения» предполагают подготовку дома. Например, уроки, посвященные культуре и быту русского народа в разные периоды истории. Например, урок «Повседневная жизнь и быт славян» в 6-м классе. Учащиеся готовят презентации о традициях, обычаях, музыке, танцах славян. На уроке можно вдохнуть аромат душистого иван-чая, узнать название месяцев в славянском календаре, разыграть сценку с участием русских богатырей, посмотреть слайды с предметами материальной культуры славян и вместе догадаться для чего тот или иной предмет предназначен. Также, на данном уроке можно выяснить, что многие славянские традиции до сих пор сохранились в деревнях у бабушек и дедушек.
Таким образом, воссоздать историческую эпоху или конкретное историческое событие, ощутить себя непосредственным участником исторического процесса, помогают следующие элементы:
- вещественные атрибуты;
- соответствующее звуковое сопровождение (записи и живое исполнение);
- костюмы, соответствующие эпохе;
- соответствующее речевое оформление и жесты (письма, воспоминания, сценки).
Подводя итоги, нужно отметить, что использование на уроках истории элементов погружения способствует повышению интереса к изучаемому материалу, развитию речи и расширению словарного запаса, эффективности усвоения материала, развитию творческого потенциала учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование на уроках химии элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках химии приемов и методов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...
Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)
Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...
«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»
Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...
Доклад на ШПМ 28.02.2024 "Патриотическое воспитание на уроках истории:сложности и решения (из опыта работы)"
Выступление на Школе Педагогического мастерства. Передача опыта....