Рабочая программа по курсу астрономии для 11-А класса (базовый уровень)
рабочая программа по астрономии (11 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу астрономии для 11-А класса (базовый уровень) с календарно тематическим планированием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу астрономии для 11-А класса (базовый уровень)
Нормативная основа программы
Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
- «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 (ред. от 23.06.2015).
- Приказ Минобрнауки «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» от 07.06.17 № 506.
- Приказ Минобрнауки «Об организации учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. №ТС-194/08г.
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год» от 21 03 2018, N° 03-28-1820/18-0-0.
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10)
- Образовательная программа ГБОУ школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга – 2018.
- Учебный план ГБОУ школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга – 2018-2019 учебный год.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием учебно-методического комплекта.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238
Используемый учебно-методический комплект:
- Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил,, 8л.цв. вкл.
- Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
- Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11
- Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие (автор М. А. Кунаш).
- Методические рекомендации « О преподавании учебного предмета «Астрономия», составители:Т.Г. Яковлева, В.О. Шурухин, В.Л. Матвеев, кафедра естественно-научного образования.
Цели и задачи обучения астрономии
Цели:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств.
Задачи:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования астрофизики, астрономии и космонавтики.
- формирующим не только единую естественнонаучную картину мира, но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- формирование гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников-Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире;
- занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений;
- готовность интересоваться естественнонаучными идеями применительно к реальным задачам;
- участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям,
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 35 часов, 1 часа в неделю (согласно УП 2018-2019 года, календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год).
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Формы контроля | I полугодие | II полугодие | За год |
Практическая работа | 2 | 2 | 4 |
Контрольная работа | 2 | 5 | 5 |
Итого: | 9 |
Промежуточная аттестация обучающихся производится по полугодиям и по итогам года.
Учет особенностей обучающихся 11 класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 11 класса:
удовлетворительными результатами освоения содержания курса астрономии, сформированностью учебно-познавательных мотивов, невысоким уровнем любознательности и инициативы у учащихся, различными трудностями школьной адаптации; некоторые учащиеся бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой; в классе есть учащиеся, которые проявляют интерес к предмету, поэтому для них подбираются задачи повышенного уровня сложности.
К каждому уроку представлено содержание домашнего задания, включающего теоретическую и практическую составляющие. Количество заданий практической части дано с учетом принципа индивидуализации: учащиеся вправе выбирать содержание и количество выполняемых заданий. Этим определяется избыточный характер числа предлагаемых практических заданий, углубляет интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии.
Учитывая, что в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования каждый учащийся в процессе освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должен выполнить индивидуальный(е) проект(ы), к каждому уроку предлагается перечень тем проектов, степени заинтересованности. Специфики построения образовательного процесса данные темы могут предлагаться учащимся заранее, что позволит анализировать результаты их выполнения при изучении соответствующей темы и расширить значение астрономии как учебного предмета для достижения личностных результатов обучения. Выбор определенных тем проектов возможен и после изучения каждой из тем, как результат проявления интереса к ее изучению. Результаты выполнения любого проекта должны быть обязательно представлены всей группе учащихся, позволяя в ходе изучения предмета периодически возвращаться к уже изученному материалу, стимулируя процесс формирования устойчивого интереса к астрономии.
Учебно-тематический план по астрономии 11 класс
УМК «Астрономия», базовый уровень. 11 класс, Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Практические работы, контрольные работы |
1 | Введение | 2 часа | |
2 | Практические основы астрономии | 9 часов | Контрольная работа №1. Практическая работа №1 |
3 | Строение солнечной системы | 6 часа | Контрольная работа № 2, Практическая работа №2 |
4 | Природа тел Солнечной системы | 7 часов | Контрольная работа № 3, Практическая работа №3 |
5 | Солнце и звезды | 5 часов | Контрольная работа № 4 Практическая работа №4 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 часа | Контрольная работа №5 Конференция. |
7 | Резерв. Экскурсия | 1 час | |
Итого: | 35 часов |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
Педагогические технологии и виды самостоятельных работ обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов. В программе используются методические рекомендации АППО СПБ
Разделов примерной программы по астрономии | Педагогические технологии | Виды самостоятельных работ обучающихся |
Предмет астрономии | Развитие критического мышления, образовательные путешествия, познавательные экскурсии |
|
Основы практической астрономии | Смысловое чтение, исследовательское обучение |
|
Законы движения небесных тел | Смысловое чтение, исследовательское обучение |
|
Солнечная система | Смысловое чтение, исследовательское обучение |
|
Методы астрономических исследований | Образовательные путешествия, смысловое чтение, исследовательское обучение |
|
Звезды | Развитие критического мышления, |
|
Наша Галактика | Развитие критического мышления, познавательные экскурсии |
|
Галактики | Развитие критического мышления, познавательные экскурсии |
|
Критерии и нормы оценки обучающихся
по астрономии в 11 классе.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения; правильно строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей в астрономии, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса астрономии; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка тестов
Оценка «5» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал от 90% до 100% максимального балла.
Оценка «4» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал от 50% до 90% максимального балла.
Оценка «3» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал 50% максимального балла.
Оценка «2» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал менее 50% максимального балла.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения наблюдения; все наблюдения проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении практически работ.
II. Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований астрономических единиц Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
- М. А. Кунаш
К91 Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. Дрофа, 2018. — 217, [7] c. ISBN 978-5-358-20043-2
- Е.К. Страут
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс, рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. Дрофа, 2017. — 39 с.,ISBN 978-5-358-19222-5
- В.М. Чаругин
УМК «Астрономия10-11», В.М. Чаругина, Сфера (1-11) 2017
- В.А. Касьянов
УМК Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
- А. С. Андреев
Задачи по астрономии. Цитируется по Жуков Л. В., Соколова И. И.Ж86 Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие/Дизайн обл. А. С. Андреев. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 128 с.: ил. – (Учебная серия).
- Е.К. Страут
Астрономия: Дидактический материал для средней общеобразовательной школы.-автор Страут Е.К. 2003
- Методические рекомендации
«О преподавании учебного предмета «Астрономия», составители: Т.Г. Яковлева, В.О. Шурухин, В.Л. Матвеев, кафедра естественно-научного образования.
- Рабочая программа учебного предмета
«Астрономия» 10 класс, 2018-2019, Фаттахова З.Х.
Астрономия. Базовый уровень. 11класс,УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута-5-е изд., пересмот. -М.Дрофа, 2018г. – 238 с.
Интернет-ресурсы
- «Астрономия 11 класс» комплект 35 видеоуроков включает в себя видеофильмы, презентации, тесты к каждому уроку http://videouroki.net
- Московский планетарий, экспозиция основана на World Wide Telescope (см. ссылку на TV канал Россия 1): http://www.newstube.ru/embed/95440698-6978-4eae-8105-d00d82535c26
- Совершить космическое путешествие от Земли в глубины Вселенной за 8 минут на основе сценария, подготовленного посредством программы WWT, можно по пути: https://youtu.be/wnvJFGQDVXsжно по ссылке: https://youtu.be/VigQl1DPV9Q
- Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/WorldWide_Telescope
- Stella-http://download-software.ru/stellarium.html rium — свободный виртуальный планетарий сайт программы: http://stellarium.org/ru/.
- «Методические рекомендации по использованию интернет ресурсов» старший преподаватель АППО СПб Матвеев В.Л
Таблица 1.
Сайты, образовательные порталы
№ | url-адрес | Ресурс | Примечания |
Гид в мире космоса | |||
http://spacegid.com/zemlya-so-sputnika-v-realnom-vremeni-onlayn.html | –//–//– | Вид на Землю со спутника в реальном времени | |
–//–//– | Модель Солнечной системы | ||
http://spacegid.com/interaktivnaya-shkala-masshtabov-vselennoy.html | Интерактивная шкала масштабов Вселенной | Что такое Столпы Творения? Сколько до них св. лет? Великая стена Слоуна. | |
Телескопы с удаленным доступом (статья и ссылки) | Невиртуальные телескопы с доступом через интернет. | ||
Российская Астрономическая Сеть | |||
Астрономия для любителей | |||
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии | Ресурс Гомулиной Наталии Николаевны | ||
Астрономия в Санкт-Петербургском университете | Ссылки по рейтингу | ||
Наука в Рунете | |||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | Раздел астрономия на федеральном педагогическом образовательном портале. | ||
https://college.ru/astronomy/course/content/content.html#.WyAoH-6WTct | Открытая астрономия 2.6. | Электронное учебное пособие ООО «Физикон» (online) | |
Российская ассоциация учителей астрономии | |||
https://videouroki.net/blog/novinka-kompliekt-astronomiia-11-klass.html | VIDEOUROKI.NET | Видеоуроки по астрономии (сайт разработчика, условия приобретения, презентации уроков, пример урока, тесты) |
Таблица 2.
Видеоматериалы на www.youtube.com
№ | Видео | Ресурс | Примечания |
BBC. Наблюдение за звёздами. Серия 1. Как устроено небо (2004) | |||
Как ориентироваться по звездам и выучить созвездия. Астрономия для начинающих | Любительский ролик | ||
Земля и другие планеты. Что нужно знать о Солнечной системе | 1,5 часа анимации | ||
Макет Солнечной системы в реальном масштабе | 7 мин | ||
Космический телескоп Хаббл меняет наше представление о реальности. Что он нашел на краю Вселенной? | NatGeo |
Виртуальные телескопы, компьютерные планетарии
№ | url-адрес | Ресурс | Примечания |
Видеопрезентация компьютерного планетария World Wide Telescope (WWT) от официального дистрибьютора WWT в РФ. | 20 мин. | ||
World Wide Telescope – взглядом от поверхности Земли до глубин космоса. | 8 мин. | ||
Сайт для загрузки программного обеспечения WWT. | под Win7 и выше | ||
http://download.microsoft.com/download/F/8/1/F819158F-D852-4ED4-983A-7FE6ED7C517D/WWT_ru.zip | Комплект русификации WWT | выполняется после установки программы (п. 3) | |
http://www.worldwidetelescope.org/webclient/ | Работа с WWT без установки программы на компьютер (www) | ||
Сайт виртуального телескопа Stellarium (рус.) | |||
Сайт для загрузки программного обеспечения виртуального телескопа Stellarium. | |||
http://astro.uni-altai.ru/~aw/stellarium/stellarium-0.10.6-short-guide.pdf | Краткий путеводитель по Стеллариуму | pdf-документ | |
Обзор возможностей Стеллариума. | Видео | ||
Стеллариум (Stellarium). Как пользоваться приложением? | видеоинструкция |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы по астрономии, базовый уровень. 11 класс на 2018-2019 учебный год.
Учебник Астрономия, авторы: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут
Программа рассчитана на 35 учебных часа, 1 час в неделю.
№ п/п | Название темы | Часы | Основные изучаемые вопросы темы |
Введение | 2 | Астрономия. Развитие астрономии, её значение и связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономии и её методов. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Роль наблюдений в астрономии. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Проницающая сила и разрешающая способность телескопа. Радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | |
Практические основы астрономии | 9 | Введение понятия «звездная величина» как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Обозначение звёзд в созвездиях. Фотометр-для определения освещённости звёзд. Введение понятий система экваториальных координат, ось мира, полюса мира, небесный меридиан, небесный экватор, склонение, прямое восхождение. Звёздные карты. Высота полюса мира над горизонтом. Высота светил в кульминации. Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. Практическое применение астрономических исследований Небесная сфера. Основные точки линии, плоскости и углы. Проекция небесной сферы. Экваториальные и горизонтальные координаты по подвижной карте звёздного неба. Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Движение Луны и затмения. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. История календаря. Солнечное и звёздное время. Лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Високосные годы. Старый и новый стиль Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Практическая работа №1. Подвижная карта звёздного неба. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени», «Движение Луны и смена ее фаз». | |
Строение солнечной системы | 6 | Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая система мира Аристотеля - Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Коперника, объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца. Роль Галилея в становлении новой системы мира. Внутренние и внешние планеты. Конфигурация планет и условия их видимости: противостояние и соединение. Синодический и сидерический периоды обращения планет. противостояние и соединение. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Расположение планет к Солнцу в точках перигелий и афелий. Законы Кеплера. Астрономическая единица(а.е.). Форма и размер Земли. Параллактическое смещение. Триангуляция. Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил. Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам. Первая и вторая космическая скорость. Практическая работа №2 по теме «Определение расстояний в Солнечной системе». Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы». Наблюдения: «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники». | |
Природа тел Солнечной системы | 7 | Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности Планеты земной группы и планеты-гиганты. Возраст планет Солнечной системы. Процессы формирования планет. Теория О.Ю. Шмидта «Образования планет. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики Земля. Краткие сведения о природе Земли. Луна. Формирование поверхности Луны. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Внутреннее строение Луны, исследование Луны с помощью космических аппаратов и астронавтами, химический состав лунных пород, обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны Природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Исследования планет земной группы космическими аппаратами. Общность характеристик планет - гигантов. Сходство химический состав и внутреннего строения планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; Спутники, вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов. Астероиды. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Орбиты комет. Метеоры, болиды и метеориты. Физическая природа астероидов и комет; их строение и состав, пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. Метеорные потоки, их связь с кометами. Практическая работа №3 «Две группы планет Солнечной системы». Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». | |
Солнце и звезды | 5 | Современные представления о происхождении Солнечной системы Энергия и температура Солнца. Солнечная постоянная. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Видимая и абсолютная звёздные величины. Светимость звёзд. Спектры, цвет и температура звёзд, «диаграмма Гершпрунга - Рассела». Двойные звёзд. Определение массы звёзд. Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели звёзд. Связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. Пульсирующие переменные звёзды, цефеиды и долгопериодические, связь периода пульсаций со светимостью у них. Новые и сверхновые звёзды. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Двойные, кратные и переменные звёзды. Особенности строения белых карликов, пульсары и нейтронные звёзды, понятие чёрной дыры, наблюдение графиков зависимости звёздной величины от блеска новых и сверхновых вспыхивающих звёзд. Проверочная работа №4 «Солнце и Солнечная система». Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». Наблюдения: «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные звезды» | |
Строение и эволюция Вселенной | 5 | Млечный путь и Галактика? Размер, состав, структура, Галактики. Звёздные скопления и ассоциации. Межзвёздная среда: газ и пыль. Диффузные газовые туманности молекулярные облака, протозвёзды, планетарные туманности. Вращение Галактики и движение звёзд в ней. Другие звёздные системы – галактики. Метод «красного смещения», определение расстояния по спектру красного смещения. Классификация галактик по Хабблу. Радиогалактики, квазары. Метагалактика. Космология. Космологическая модель А.А. Фридмана описывающие строение и эволюцию Вселенной. Происхождение и эволюция галактик Вселенной. Происхождение звёзд, планет. Первые космологические гипотезы. Гипотеза Г.А. Гамова о расширении Вселенной. Тёмная энергия. Ранние идеи существования внеземного разума. Другие звёздные системы - галактики. Проблема внеземной цивилизации: «Одиноки ли мы во Вселенной?». Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Солнце и звезды. Итоговая контрольная работа Конференция Наблюдения: «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды» Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | |
Резерв. Экскурсия. | 1 | Экскурсия в планетарий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класса (базовый уровень) по УМК "Английский язык" под редакцией В.П.Кузовлева
Рабочая программа состоит из 1)пояснительной записки, 2)текста стандарта полного общего образования по иностранному языку ( базовый уровень) 3)требования к уровню подготовки выпускников 4)задачи по ка...
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы. (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7-9 классы (Угринович Н.Д.)...
Программа элективного курса "Учись писать грамотно". 6 класс (базовый уровень)
Программа курса разработана для учащихся, испытывающих затруднения в овладении орфографическими нормами...
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...
Рабочая программа по математике для обучающихся 10 – 11 классов (базовый уровень), «Алгебра и начала анализа" автор Ю.М. Колягин, «Геометрия. 10-11 класс" автор Л.С. Атанасян.
Данная рабочая программа по математике для обучающихся 10-11 классов составлена на основе "Алгебры и начала математического анализа" автора Ю.М. Колягина и "Геометрии 10-11 класс" ...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» 10-11 класс (базовый уровень)
Данная программа является модифицированной и основывается на программе элективного курса «Деловой английский. Английский язык. 10-11 классы» / авт.-сост....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Практикум по математике» Базовый уровень»
Рабочая программа курса 2024-2025 учебного года. Разработана с учетом севременных требований ФГОС. содержит все необходимые разделы и тематический план....