Возможности интеграции обучения на нестандартном уроке
статья по истории (10 класс)

Гусева Татьяна Сергеевна

ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как креативность, критическое мыщление, целостность восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Эти качества необходимы человеку в современном мире, который характеризуется интеграционными процессами в самых разных областях жизни общества: экономической, информационной, культурной и др. Следовательно, интеграция в обучении должна играть важную  роль не только в процессе повышения познавательной активности учеников, но и в процессе формирования целостного восприятия мира, систематизации знаний. Межпредметные связи истории и обществознания не всегда успешно реализуются на обычных уроках. Другое дело интегрированный урок, в ходе которого обучающиеся психологически готовы к установлению таких связей. Осуществлению данной задачи способствует и деятельностный подход в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseva_t.s._metodicheskaya_statya.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности интеграции обучения на нестандартном уроке.

ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как креативность, критическое мыщление, целостность восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Эти качества необходимы человеку в современном мире, который характеризуется интеграционными процессами в самых разных областях жизни общества: экономической, информационной, культурной и др. Следовательно, интеграция в обучении должна играть важную  роль не только в процессе повышения познавательной активности учеников, но и в процессе формирования целостного восприятия мира, систематизации знаний. Межпредметные связи истории и обществознания не всегда успешно реализуются на обычных уроках. Другое дело интегрированный урок, в ходе которого обучающиеся психологически готовы к установлению таких связей. Осуществлению данной задачи способствует и деятельностный подход в обучении.

Рассмотрим проблему интеграции на примере нестандартного урока в 10 классе «Типология обществ в конкретно-историческом контексте». Основные задачи урока: 1) формировать умения устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами; 2)уметь  определять признаки, их проявления в конкретно-историческом контексте; 3) уметь строить аргументированный ответ. На уроках обществознания обучающиеся изучили типологии обществ,  существующие в современном обществознании, на уроках всеобщей истории   и истории России  освоили к 10 классу большой объем фактического материала, который помогает устанавливать связи между теоретическими положениями и конкретными примерами. Это позволяет более глубоко раскрыть понятия высокого уровня обобщения,  их признаки и характерные черты, опираясь на межпредметные и внутрипредметные связи.

В процессе подготовки к уроку ученики работали над проектами, отражая межпредметные связи истории и обществознания. Продуктом проектов стали презентации, буклеты, рефераты. Основными этапами урока стали презентация лучших проектов,  работа в группах с документами, выступления представителей каждой группы, подведение итогов. Презентация проектов осуществлялась по следующему плану: 1)традиционное общество, 2)индустриальное общество, 3)постиндустриальное общество. Все выступающие придерживались определенной последовательности изложения: характеристика признаков, затем фактические примеры на основе конкретного исторического периода выбранной страны. Последнее выступление  было посвящено критериям сравнения традиционного, индустриального и постиндустриального общества на примере Российской истории и послужило основой для анализа исторических документов в группах. Было решено представить краеведческий материал для групповой работы, чтобы расширить знания ребят по истории малой родины. Каждая группа выполняла одинаковые задания:

1.Определите тип общества, о котором говорится в документе.

2.Назовите критерии, по которым вы определили тип общества. К каждому критерию приведите пример из документа.

Критерий

Пример из документа

3.Дайте объяснение выделенным в документе терминам.

Были сформированы пять групп, каждая группа получила не только своё задание, но и остальные тексты, с тем, чтобы иметь возможность принять участие в обсуждении предложенных документов.

Предложенные тексты :

Текст № 1 «Развитие хозяйства края в XVIII  веке» (Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ, 2004)

                «В конце XVII – первой половине XVIII века в Н.Новгороде уменьшилось посадское население, торговля и ремесло переживали временный упадок. Это в значительной степени связано с ростом обременительных повинностей в годы правления Петра I. Нижегородцы поставляли для строительства Балтийского флота мастеров-прядильщиков, лес, провиант. В Нижнем строились суда для Персидского похода (1722г.)

        Во второй половине XVIII века наблюдается оживление нижегородской экономики, чему в немалой степени способствовали административные преобразования Екатерины II.

        Основным занятием населения губернии являлось сельское хозяйство. Наиболее развитыми в сельскохозяйственном отношении были южные и юго-восточные уезды с их черноземными почвами. Хлеб здесь использовался не только для личного потребления, но и поступал на рынок. Его отправляли в Астрахань, Петербург, Ярославль и другие города.

В северных и центральных приволжских уездах губернии земледелие было развито слабее, ибо земли здесь  были бедными, мало пригодными для возделывания хлеба. Сельскохозяйственное производство не могло обеспечить крестьян всем необходимым для жизни. У них не хватало денег для уплаты налогов помещику. Поэтому крестьяне занимались разными промыслами. …… Крестьяне занимались металлообработкой, варкой мыла, выделкой кож, изготовлением холста, веревок, ложкарным производством. Изделия кустарных промыслов Нижегородской губернии пользовались большим спросом. Деревянная посуда, ложки, рогожки и кули, валяные шляпы и обувь, кошмы, павловские ножи, замки, инструмент продавали по всей России и даже вывозили за границу.

        Во второй половине XVIII века в нашем крае растут мануфактурные предприятия с использованием вольнонаемного труда. Возрастает роль Нижнего Новгорода и Макарьевской ярмарки в развитии всероссийского рынка.»

Текст № 2 «Развитие хозяйства края в XVIII  веке» (Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ, 2004)

        «Товарно-денежные отношения все глубже проникали в деревню, в среду крестьян……..Дело в том, что в Нижегородской губернии оброчная система преобладала над барщинной. В 1782 году, например, только 18% крепостных отбывали барщину, а 82% - находились на оброке. Оброчная система хозяйства приводила к расслаиванию крестьянства. Одни так всю жизнь и несли тяжелое ярмо подневольного труда, другие, самые искусные, а главное, оборотистые, ухитрялись скапливать капитал, которого хватало на организацию собственной мастерской.  Разбогатев, они, в свою очередь, пользовались наемной рабочей силой. Примечательна судьба бывшего крестьянина  Прянишникова. В 80-е годы XVIII столетия он выстроил близ Городца «с каменным и деревянным строением фабрику» для изготовления краски. Затрачено на этто было около 10 тысяч рублей. В конце века в Павлове состоятельным крестьянам принадлежали 14 каменных домов и 4 стальных завода. Село Богородское славилось своим кожевенным производством. 46 кожевен в нем принадлежало крестьянам. А в Нижнем Новгороде выделился разбогатевший крестьянин Петров, который содержал в своей мастерской более 40 работников.

        Росли дворянские вотчинные мануфактуры, на них использовался крепостной труд. В короткий срок в современном Выксунском районе братья Андрей и Иван Баташевы, выходцы из Тулы, основали 7 чугуноплавильных и железоделательных заводов. Баташевы выполняли заказы армии и флота. Так, в 1773г. доставили в Адмиралтейскую коллегию 154 пушки и ядра к ним. Значительными центрами промысловой деятельности были села Павлово, Ворсма, принадлежавшие графу П.Б.Шереметеву. В ведомости того времени читаем:  «…в селе Павлове графа П.Б.Шереметева кожевенная, мыльная и слесарная фабрики», на них работало в 1778 году 269 крепостных.

        Крупным центром промышленности, судоходства и торговли являлся Нижний Новгород. В городе широко было развито ремесленное производство………… В ремесленном производстве применялся наемный труд…….Взаимоотношения предпринимателей и работных людей строились на договорных началах. Работничьи записи заключались на определенный срок. В них устанавливалась не только общая сумма платы за работу, но и оговаривались сроки её выдачи по частям, устанавливался задаток, который выдавался на перед «и тех денег взять на перед». Работники, как правило, жили в доме хозяина, кроме денежной платы получали питание: «в те годы есть и пить его хозяйское, одежда и обувь носить своя».

Текст № 3 «Нижегородская губерния в первой половине XIX века» (Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ, 2004)

        «Традиционной отраслью нижегородской промышленности  оставалось канатно-прядильное производство…. В отчетах нижегородского губернатора неоднократно отмечалось, что канатные изделия Нижегородской губернии считаются лучшими в России…

        Купеческие прядильные заводы обслуживались вольнонаемными работными людьми «по паспортам и билетам». В 1816г. на 10 купеческих и мещанских канатно-прядильных заводах трудилось 930 вольнонаемных работников…

        Начиная с конца 30-х годов канатно-прядильное производство постепенно сокращается, в 40-х годах этот процесс прослеживается ярче, а в конце 50-х годов канатно-прядильное производство пришло в полный упадок.

        С развитием парового флота в Н.Новгороде и его окрестностях растут металлургические заводы. В отчете нижегородского губернатора за 1854г. отмечалось, что главные заводы в губернии «металлические». Первое место среди них принадлежит чугуноплавильным заводам помещиков Шепелевых  в Ардатовском уезде, а за ними следуют стальные заводы Рукавишникова и Пятова, выплавляющие сталь высокого качества. Стальной завод 1-й гильдии купца М.Г.Рукавишникова возник в 1822г. на левом берегу реки Оки в семи верстах от Нижнего за Кунавинской слободой. В 1856 г. на заводе было 11 печей. Работало на нем 2 мастера и от 30 до 50 наемных людей из крестьян по паспортам и билетам. Сталь с завода Рукавишникова продавали на Нижегородской ярмарке, отправляли через Астрахань в Персию, на Кавказ, через Оренбург в Бухару и Хиву…

        Стремительное развитие парового водного транспорта требовало организации мастерских и заводов для ремонта и постройки судов. В 1849г. на берегу Волги,… были построены мастерские, называвшиеся в то время «Фабрика буксирного и завозного пароходства», где ремонтировали и даже выпускали новые суда. Из этих мастерских и вырос известный Сормовский завод….

В 50-х годах на всех промышленных предприятиях Н.Новгорода было занято около 1000 рабочих и почти половина из них работала на Сормовском заводе

        Но самыми крупными предприятиями Нижегородской губернии продолжали оставаться Выксунские железоделательные и чугунолитейные заводы. Во время Крымской войны на этих предприятиях готовили пушки и ядра для Балтийского и Черноморского флотов.»

Текст № 4 «Нижегородская губерния в первой половине XIX века» (Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ, 2004)

        «В 1817г. от стен Макарьевского монастыря в Н.Новгород была переведена ярмарка. Значение её для жизни города и всего края трудно переоценить. Достаточно сказать, что на ярмарку, которая, как известно, была крупнейшей в России, поставлялось товаров на десятки миллионов рублей. Не было, кажется, товара, который не привозился бы и из российских городов, и из зарубежных стран на это шумное «всероссийское торжище». Торговали здесь мукой и металлом, мехами и фарфором, солью и пряностями, шелком и сахаром, иконами и книгами. Торговали и людьми: на Нижегородскую ярмарку помещики привозили на продажу своих крепостных….

        Особенно тяжелым было положение на Выксунских заводах. Заработная плата была так низка, что её едва хватало на самую скромную пищу и нищенскую одежду. На Сормовской машинной фабрике рабочий день продолжался по 14-16 часов в сутки…. Работных людей притесняли жестокой системой штрафов, за оплошности отправляли на заготовку дров…

        В период перехода к капиталистическому хозяйству происходит расслоение крестьянства – появляются батраки и богатое население. Система выколачивания из крестьян оброчных денег приводила к разорению деревни, а также к закабалению одних другими и использованию их в мелкой домашней промышленности….

        Крестьяне и работные люди не раз пытались протестовать против произвола хозяев и их прислужников. Особенно часть вспыхивали волнения на Илевском заводе. Проявляли неповиновение мастеровые и на других выксунских предприятиях. В 1854г. с заводов бежало 127 крепостных. Донесения губернатору о неповиновении крестьян поступали изо всех уездов.»

Текст № 5 «Хозяйственная и социально-культурная жизнь области в 1946-1950-х годах» (Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ, 2004)

        «К началу 1960-х годов Горьковская область выходит на одно из ведущих мест в хозяйстве страны как регион развитого современного машиностроения, энергетики, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. На предприятиях Горьковского совнархоза, объединявшего 390 предприятий различных отраслей промышленности и строительства и работавшего с 6 июня 1957г. до сентября 1965г., было создано и освоено в производстве свыше 500 новых машин, станков, агрегатов и приборов. Горьковским автозаводом создавались технически более совершенные и экономичные грузовые  автомобили, в числе их ГАЗ-53 грузоподъемностью до четырех тонн. Коллектив «Красного Сормова» успешно продолжал работать над созданием для речного и морского флота судов с высокими скоростями. Был сдан речникам новый 300-местный теплоход на подводных крыльях «Спутник». Станкостроители создали станки с программным управлением. .. Их внедрение в производство давало увеличение производительности труда в 2-3 раза.

        На предприятиях совнархоза до конца 1950-х годов создано было 96 цехов и участков комплексной механизации и автоматизации, более 340 поточных, механизированных, автоматических и полуавтоматических линий, внедрялась передовая технология. Все это позволило выпуск валовой продукции увеличить на 27% , производительность труда повысить на 16,7%. Особенно следует отметить достижения химиков.  Они значительно увеличили общий выпуск продукции и, прежде всего, синтетических материалов и пластмасс, разработали и освоили производство ряда новых химических продуктов…

        Рост технической оснащенности колхозов, укрупнение их, а также приток новых кадров, в том числе специалистов, позволили поднять производство продукции полеводства и животноводства.»

На этом этапе урока ученики должны были активно применять знания по обществознанию в ходе анализа исторического текста и последующей дискуссии.  На этапе рефлексии десятиклассники заполнили не только лист самооценки, но и лист оценки группы деятельности каждого ученика на уроке.

Фами

лия, имя

Умение логично формулировать основные идеи

Умение доносить информацию до слушателя

Проявление инициативы в решении поставленных задач

Умение выслушивать и дополнять высказывания собеседника

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Выбранные средства и формы обучения для интеграции знаний на уроке «Типология обществ в конкретно-историческом контексте» способствовали осуществлению синтеза таких учебных дисциплин, как история и обществознание. Обучающиеся демонстрировали знание, понимание предметного содержания, междисциплинарных контекстов через развернутые описания, пояснения и примеры. Таким образом, у обучающихся складывалась целостная картина рассматриваемой проблемы,   развивались умения вести конструктивный диалог.

Список использованной литературы

1.Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”[Электронный ресурс] Режим доступа:      https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-istorii-i-obshhestvoznaniya/#more-217

2.Интегрированные уроки. 11 класс/Авт.-сост. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2003. – 174с.

3.Федоров В.Д., Тюрина А.И., Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Учебное пособие, Арзамас: АГПИ им. А.П.Гайдара, 2004. – 299с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Возможности интеграции физики с другими предметами

Реализация межпредметных  связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в обучении

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integre...

"Возможности интеграции в образовательном процессе на уроках русского языка"

Статья о возможностях интеграции русского языка и основ безопасности жизни ( из опыта работы)...

Интеграция как одна из форм нестандартного урока

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленн...