Интеграция как одна из форм нестандартного урока
статья по истории (10, 11 класс)

Остроухова Татьяна Владимировна

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения других предметов, для развивающей деятельности студентов, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chapaevsk_ostrouhova_t.v.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА» 

Тема: ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

Направление работы: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ

Авторы: Остроухова Т.В.

                Железникова В.М.

ГБПОУ  «БГСХТ им. Героя Советского Союза Смолякова И. И.»

2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели проекта …………………………………………………………….3
  2. Актуальность и значимость проблемы ………………………………...3
  3. Результат интегрированного обучения…………………………………8

Список использованной литературы…….…………………………………9

  1. Цели проекта

"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

учить сегодня так, как учили этому вчера".

Д. Дьюи

Название проекта – Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности студентов на уроках.

Цель проекта: создание у студентов целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения, развитие мышления.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

  1. повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;
  2. рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  3. организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  4. показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

2. Актуальность, значимость проблемы

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. 

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у студентов возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современном образовании. Задачи интегрированных занятий – способствовать активному и осознанному усвоению студентами учебного материала, развитию логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения обучающихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Преподаватель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить студентов думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь обучающимся:

  • научиться познавать
  • научиться делать
  • научиться работать в коллективе.

Такие цели приводят к тому, что у студентов формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

В настоящее время перед профессиональными организациями поставлена задача включения в инновационную деятельность нетрадиционных способов и технологий реализации ФГОС. Одним из необходимых элементов успешной реализации стандартов является введение в процесс образования интерактивных методов обучения, информационно-коммуникативных технологий, организация исследовательской и проектной работы.

Важнейшей задачей при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал обучающимся усвоить другой, а также для того, чтобы общие логические операции, методы и приёмы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов. Одной из эффективных форм объединения знаний студентами из разных областей является интегрированный урок.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения других предметов, для развивающей деятельности студентов, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей.

Интегрированный урок – это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Урок такого типа имеет практическую направленность и нацелен на рассмотрение или решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного восприятия исследуемого вопроса. Для этих уроков характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, использование различных видов работы, высокий уровень мотивации студентов в связи с неординарностью ситуации на занятии.

При подготовке и проведении таких уроков активизируется творчество обучающихся, материал усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость, развиваются исследовательские навыки. Студенты учатся самостоятельно ставить цели и задачи, творчески подходить к решению проблем.

Следует отметить, что проектная деятельность значительно повышает интерес и мотивацию студентов к интегрированным урокам. Метод проектов, являясь исследовательским, одновременно органично интегрирует знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы. Он дает возможность применять полученные знания на практике. В современных условиях это очень важно. Во многом, поэтому выполнение проектного задания представляет значительный интерес для студентов, а значит, способствует повышению мотивации к изучению тех предметов, где используется работа над проектами.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; творческое сотрудничество преподавателей и студентов при подготовке урока; использование методов проблемного обучения; продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества и самостоятельности студентов, перехода от репродуктивной к творческой деятельности.

На этих уроках формируются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез. Большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому. Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления обучающихся.

  1. Результат интегрированного обучения

Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления студентов;
  • даёт возможность широкого применения обучающимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний студентов;
  • повышает и развивает интерес к предметам;
  • формирует убеждение студентов, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • приобщает к научно-исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М.: Издательский центр «Академия", 2019 – 192с.
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: Творческий Центр, 2020 – 128с.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2018 – 288с.
  4. Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. – Издательство «Учитель», 2020 – 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, п...

Новые формы нестандартных уроков

Темой своей исследовательской работы я выбрала "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения биологии и во внеклассной деятельности". Например, дидактическая технология "нестандартный...

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосиб...

Лекция, как одна из форм современного урока

В статье рассматриваются методологические основы лекции.( как формы урока)...

Деловая игра одна из форм современного урока математики

Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете....

Бинарный урок одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов

Статья о использовании бинарных уроков в преподавании различных дисциплин....