Возможности интеграции физики с другими предметами
учебно-методический материал по физике на тему
Реализация межпредметных связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам можно опираться при изучении тех или иных тем курса. Использование интеграции физики с другими предметами школьного курса устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_integratsii_predmeta_fizika_s_drugimi_predmetami.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности интеграции предмета физика с другими предметами
7 класс
№ п/п | Содержание материала | Интеграция с предметом | Понятия |
Физика и астрономия – наука о природе | |||
1 | Природа и человек. | Биология, Химия | Науки изучающие человека |
2 | Физика – наука о природе. Физические понятия. Физика и техника. | Искусствоведение, ИЗО, труд | Наука и искусство как формы познания мира. |
3 | Астрономия – наука о небесных телах. Народная астрономия древнего мира. Роль ученых Центральной Азии в развитии науки. | Физика | Физика – наука о природе. |
История | Открытия ученых средней азии в области астрономии. | ||
4 | Научные методы познания природы. Что изучает физика. Физические явления. Физический эксперимент. Физическая теория.. | Химия | Химические явления и их отличие от физических явлений. |
5 | Физические величины. Измерение физических величин ЛР «Определение цены деления мензурки» | Математика | Единицы длины, массы, скорости. Десятичные дроби. Абсолютная и относительная погрешности |
География | Скорость течения рек, скорость ветра, ураганы. | ||
6 | Метрическая система мер. Приближенная запись больших и малых чисел. | Математика | Запись числа в стандартном виде. Метрическая система мер. |
7 | ЛР «Определение цены деления мензурки» | Технология | Определение цены деления измерительных приборов |
Строение вещества | |||
8 | Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. | Химия | Атомно-молекулярное учение о строении вещества. |
9 | Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул. | Биология | Дыхание. Питание растений и человека |
10 | Состояния вещества и объяснение их на основе молекулярно – кинетической теории. | Природоведение | Три состояния вещества. Расширение тел при нагревании. Изменение объёма воды при замерзании и нагревании |
Химия | Понятие атома и развитие знаний о молекулах | ||
11 | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». | Математика | Перевод единиц измерения, округление чисел. |
Движение | |||
12 | Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. (Система отсчета. Движение планет). | Математика | Система отсчета. Оси координат |
13 | Годичное движение солнца. Взгляды древних ученых на строение солнечной системы. | Информатика Астрономия | Мультимедийные технологии. |
14 | Гелиоцентрическая система Коперника. | Информатика | Алгоритмизация и программирование (алгоритм поиска главной мысли в тексте) |
15 | Материальная точка. Траектория движения. Скорость единицы скорости. Расчет пути и времени движения | Математика | Вычисления физических величин по формуле. Решение уравнений с одним неизвестным. |
16 | График равномерного прямолинейного движения. | Математика | Линейная функция и её график. |
Информатика | Технология обработки графической информации. | ||
17 | Инерция. Решение задач. | Физкультура | Использование инерции во всех видах спорта. Зависимость от скорости броска или разбега. |
Технология | Работа со станками. Техника безопасности на уроках труда. | ||
ПДД | Безопасность на улицах | ||
Масса и сила | |||
18 | Взаимодействие тел. Масса. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» | Химия | Выполнение лабораторных работ при взвешивании химических реактивов. |
Математика | Перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы | ||
19 | Плотность. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Математика. | Вычисление физических величин по формулам, решение уравнений с одним неизвестным |
20 | Лабораторная работа №3 «Определение массы и плотности твёрдого тела». | Информатика | Технология хранения, поиска и обработки информации. |
21 | Сила — векторная величина. Сложение сил. | Математика. | Понятие вектора, его модуль. Сложение векторов. Понятие о масштабе. |
Биология | «Слон и муравей» | ||
22 | Деформация. Закон Гука. Динамометр. | Информатика | Компьютерные коммуникации |
23 | Решение задач. Сложение сил. Закон Гука. | Технология | Упругость материалов. Виды деформации. |
Математика | Векторы и действия с ними. | ||
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | Биология | Антропометрия (живые организмы в поле тяготения) |
25 | Вес тела. Невесомость. | Биология | Вестибулярный аппарат. |
26 | Решение задач Сила тяжести. Вес. | Информатика | Технология обработки числовой информации |
27 | Сила трения. Трение в природе и технике | Технология Технология | Роль смазки, заточка резцов. Виды трения. Подшипники качения. Трение скольжения при работе напильником, рубанком. Польза трения: муфты, ременная передача, привод. Вред трения: сопротивление при обработке, износ деталей и станков, расход энергии на работу против силы трения. Изготовление гончарных изделий. |
Биология | Железы у рыбы, вырабатывающие слизь. | ||
28 | Лабораторная работа №4 «Изучение упругой деформации». | Биология | Безвредное падение кошки. |
Давление | |||
29 | Давление. | Литература | Пословицы, поговорки, загадки, рассказы по данной тематике. |
Математика | Геометрические фигуры, площадь поверхности различных геометрических фигур | ||
30 | Передача давления твердыми телами, жидкостью и газами. | Биология | Животный мир (давление в природе) |
32 | Закон Паскаля. | Биология | Кровообращение. Газообмен в легких и тканях. |
33 | Гидравлическая машина. Давление газа. | Экология | Учет давления при строительстве плотин, движении нефти и газа по трубопроводам, влияние трубопроводного транспорта на экологическую обстановку, загрязнение атмосферы |
34 | Давление жидкости и газа, вызванное силой тяжести. | Математика | Знания об измерении и вычислении величин по формулам, о единицах объёма, массы |
35 | Сообщающиеся сосуды. | География | Водонасыщенные пласты горных пород с системой колодцев, играющих роль отдельных колен природной гидродинамической системы. |
36 | Водопровод. Самостоятельная работа. | Техника | Модель фонтана; модель оросительной системы для огорода. |
История | История водопровода (Московского) | ||
37 | Атмосферное давление. Опыт Торичелли. | Медицина | Атмосферное давление в жизни человека. Баротерапия. Барохирургия. |
Биология (Зоология) | Плоские черви. Мухи.(Напр-р мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создаётся разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле. Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается, и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску. | ||
38 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах. | География | Изменение атмосферного давления с высотой. Использование барометров. Определение высоты местности по барометру. |
39 | Манометр. Насосы. | Техника | Вакуумные, глубоководные и др. виды насосов. |
40 | Архимедова сила. Плавание тел. | Биология (Зоология) | Плавательный пузырь рыб |
Литература | Басня (пузырь соломинка и лапоть) | ||
История | Легенда открытия закона Архимедом. | ||
41 | Самостоятельный рабочий эксперимент. Самостоятельная работа. | Информатика | Моделирование, формализация |
42 | Ареометр. Водный транспорт Воздухоплавание | География | Изучение состояния атмосферы. Запуск шаров-зондов. Предсказание погоды |
43 | Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. | Биология | Капиллярные явления. Кровообращение. Закон Бернулли |
44 | Лабораторная работа №6 «Выяснение условий плавания тел в жидкостях» | Математика | Вычисление физических величин по формулам, единицы массы и объёма. Перевод в кратные и дольные единицы. Приближённые вычисления, абсолютная погрешность |
Работа. Мощность. Энергия. | |||
45 | Работа. Мощность. | Биология | Энергозатраты человека, мощность и физическая работоспособность человека, работа мышц, кровоснабжение при физических нагрузках. |
46 | Работа сил, действующих в направлении движения тела. | Математика | Нахождение проекции точки и вектора на оси координат. |
47 | Решение задач «Мощность» | Информатика | Алгоритмизация и программирование |
48 | Энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой | География | Энергия рек, ветра. Строительство на реках электростанций. Энергосистема страны. |
Информатика | Информация и информационные процессы. | ||
49 | Потенциальная энергия тела, находящегося под действием силы тяжести. | География | Огромной потенциальной энергией обладает вода в реках, удерживаемая плотинами. Падая вниз, вода совершает работу, приводя в движение мощные турбины электростанций. |
50 | Потенциальная энергия деформированной пружины. | Техника | например, в ручных часах, разнообразных заводных игрушках и пр. |
51 | Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии | История | Биография М.Ломоносова, Биография Р. Майера |
52 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Простые механизмы. Наклонная плоскость. Золотое правило механики. Рычаги в технике, быту и природе. | Биология | Строение человека. Скелет человека -совокупность рычагов. |
Технология | Любая машина состоит из совокупности простых механизмов. Применение правила равновесия рычагов при обработке деталей, резке, заточке | ||
53 | К.П.Д. | Математика | Нахождение процентного отношения двух чисел. |
8 класс
№ п/п | Содержание материала | Интеграция с предметом | Понятия |
Внутренняя энергия | |||
1 | Введение. Тепловое и Броуновское движение. Диффузия. | Химия | Понятие атома. Атомно-молекулярное учение |
2 | Температура. Способы изменения температуры | Физиология | Как нужно одеваться в гололед, холодную, сырую, жаркую погоду. |
3 | Внутренняя энергия. Способы изменения. | Технология | Нагревание тел при механической обработке деталей |
4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность | Химия | Химические явления и их отличие от физических явлений. |
Биология | Способность живых существ защищаться от холода. | ||
5 | Конвекция. | География | Холодные и тёплые течения. Ветры: пассаты, бризы и муссоны. |
Биология | Подготовка земли к посевам. Выбор почв. Теплицы. | ||
6 | Излучение. Теплопередача в природе и технике. | География | Одежда жителей средней Азии летом. Солнечное излучение и земная атмосфера. |
7 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Химия, биология, география, трудовое обучение | Задачи с химико-биологическим содержанием. (Нап-р: Стальное сверло при работе получило 5 кДж энергии и нагрелось от 150С до 1150С. Какова масса этого сверла?) |
8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических процессах | Химия | Закон сохранения массы и энергии. Уравнение химических реакций. |
География. | Залежи полезных ископаемых на территории Казахстана. | ||
Биология Физиология человека | Энергоемкость пищевых продуктов. Энергозатраты человека. | ||
Изменение агрегатных состояний веществ | |||
9 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание твердых тел. Температура плавления и отвердевания | Астрономия | Исследование агрегатных состояний вещества при изучении природы планет |
Природоведение | Три состояния вещества. | ||
История | Средняя Азия в начале тысячелетия до нашей эры(6класс) (начало обработки -плавление металлов). | ||
10 | Изменение внутренней энергии тел при плавлении и отвердевании. Удельная теплота плавления. | Биология | Испарение воды листьями |
География | Погода. Круговорот воды в природе | ||
11 | Испарение и конденсация. | Биология | Роль процессов испарения для животных организмов. Собачий язык (почему высовывает язык во время жары). Испарения в жизни растений. |
12 | Насыщенные и ненасыщенные пары. | Природоведение | Свойства воздуха. Туман. |
История | Действия русских партизан во времена ВОВ. | ||
Метеорология, география. | Виды туманов в зависимости от географического положения. | ||
13 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | Литература | Вопросы с литературным содержанием. Напр-р:М. Ю. Лермонтов «Два брата» («…Дымятся низкие долины, Где кучи хижин небольших С дворами грязными»… . Вопросы: Почему «дымятся»низкие долины? 2. С каким физическим явлением это связано? 3. Почему чаще всего туман образует в низинах? Или И. А. Бунин «Холодная война» |
14 | Решение задач. Самостоятельная работа. | Биология | Задачи с биологическим содержанием (Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя навоза или торфа?) |
Тепловые машины | |||
15 | Первый закон термодинамики. Работа газа и пара при расширении. | История | Развитие техники в 15-16 веках ( 7 класс) (усовершенствование водяного двигателя, плавильные печи ,получение различных сплавов). |
16 | Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. | Биология | Влияние тепловых двигателей на окружающую среду |
17 | Двигатели внутреннего сгорания. | История | Особенности промышленного переворота в Англии, когда наступил век водяного пара. |
18 | Паровые и газовые турбины. Холодильные двигатели. КПД. Роль тепловых двигателей. | Биология | Деятельность человека, охрана биогеоценозов, биосфера в период НТП |
География | География межотраслевых комплексов. Отрасли перерабатывающей промышленности . | ||
История | Паровая машина Ползунова. Паровая машина Джеймса Уатто — 1784 г. Пароход — 1807 г. Паровоз — 1814 г. Первый ДВС — 1878 г. Паровая турбина — 1887 г. Самолет — 1903 г. | ||
19 | Термодинамические условия на Венере, луне, Марсе. | Астрономия | Планеты нашей солнечной системы. |
Электростатическое поле | |||
20 | Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. | Биология | Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью. Электрофорез. |
Труд, воспитательная работа | Внешний вид учащихся (способы стирки, глажки изделий из синтетических материалов) | ||
21 | Проводники и диэлектрики. | Литература | Вопросы с литературным содержанием. Напр-р ( Днем над соснами пепельное облако, похожее на исполинский гриб. Задул порывистый ветер, зашумел лес. Где-то высоко прогремел гром. Надвигалась гроза.(Паустовский К.. «Повесть о лесах».) Пословицы, поговорки (Гроза застала в поле — садись на землю) |
22 | Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. | Математика | Использование функции (y=kab/x² в курсе физики F=k q1q2/r2) |
23 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля | Математика | Использование функции (y=kx ; в курсе физики U=IR) |
Постоянный электрический ток | |||
24 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Биология Экология | Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. Электрические рыбы |
25 | Напряжение. Вольтметр. Электрические цепи. | Технология | Электрическая цепь. Условные обозначения. |
26 | Лабораторная работа № 2. «Сборка цепи и измерение I тока и U». | Математика | Прямая и обратно пропорциональная зависимость. Линейная функция и её график |
27 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление | ОБЖ | Короткое замыкание. Возникновение пожаров. Электрические приборы. Нагрузка сети. |
28 | Лабораторная работа №3. «Проверка закона Ома». Решение задач. | Математика | Прямая и обратно пропорциональная зависимость. Линейная функция и её график |
29 | Удельное сопротивление. Зависимость удельного сопротивления. Сверхпроводимость | Русский язык, Литература | Составление сиквейна по теме сопротивление. |
30 | Последовательное и параллельное сопротивление проводников | Математика | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
31 | Лабораторная работа №4. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | Техника | Устройство ёлочной гирлянды. |
32 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Решение задач. | Математика | Использование функции (y=kx; y=kx² ; в курсе физики ) |
33 | Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. | Технология | Устройство ламп накаливания. Техника безопасности при работе с электрическим током. |
Токи в различных средах | |||
34 | Ток в жидкостях. Законы и применение электролиза. | Химия | Электролитическая диссоциация. Электролиз. |
35 | Электрический ток в газах и вакууме. | Астрономия | Солнце-ближайшая звезда. Состав звёзд. Межзвёздное пространство. |
ОБЖ | Молния. Правила поведения в грозу | ||
36 | Полупроводники. Ток в полупроводниках. Полупроводниковый диод. | Химия | Понятие о ковалентной связи |
Магнитное поле | |||
37 | Магнитное поле постоянных магнитов, Земли и небесных тел. Лабораторная работа № 6. «изучение свойств постоянных магнитов». | География | Умение пользоваться компасом |
Биология | Адаптация к окружающей среде. (Прим-р Рядом с отростком фиалки, посаженным в горшочек, я положил кольцевой магнит из устаревшего репродуктора. Можно представить моё удивление, когда через несколько месяцев фиалка переселилась в центр кольца магнита и образовала там роскошный букет. Плотность побегов в кольце магнита была в десять раз выше, чем за его пределами. (В.Шаумян. «Комсомольская правда».) | ||
38 | Магнитное поле прямого тока. | Биология | Адаптация к окружающей среде. (Прим-р Плывет и плывет осетр, с редким упорством преодолевая всякие препятствия, и вдруг — стоп! Мечется осетр от берега до берега, словно на пути его встала невидимая преграда, а потом, как бы решившись, проскальзывает у самого берега и плывет дальше... В чем дело? Оказывается в этом месте через реку перекинута высоковольтная линия. («Юный натуралист. № 12, 1969, с.11.)) |
39 | Магнитное поле катушки. Электромагниты. Лабораторная работа № 7. «Сборка электромагнита и проверка в действии». | Техника | «Электромагнитное поле сотовых телефонов» |
Электромагнитное поле | |||
40 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | Техника | Понятие электродвигателя. Модификации. |
41 | Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации. | Астрономия | Строение небесных тел, процессы Солнечной активности |
Химия | Свойства химических элементов и веществ, Периодическая система Д.И. Менделеева | ||
42 | Электромагнитная индукция. | Технология | Использование различных приборов при создании учебных проектов |
43 | Генераторы. Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние. | Техника | Разнообразие генераторов и трансформаторов. |
Световые явления | |||
44 | Свет. Скорость света. Источники света. Солнце. | Астрономия | Астроном Ремер измерил скорость света, наблюдая за поведением спутника Юпитера Ио. |
45 | Распространение света. | Астрономия | Солнечные и лунные затмения. |
46 | Законы отражения света. Плоское зеркало. | Математика. | Градусная мера угла. Измерение и построение углов. Равенство треугольников |
Черчение | Построение углов. | ||
47 | Сферические зеркала. Построение изображений. | История | История возникновения зеркал. |
48 | Закон преломления света. Полное отражение света. Спектральное разложение белого света. | География | Свойства Алмаза. |
Техника и технология | Оптоволокно. | ||
Геометрическая оптика | |||
49 | Линзы. Изображения даваемые линзой. | Биология Медицина | Глаз. Коррекция зрения. |
50 | Формула тонкой линзы. Лабораторная работа №8. «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы». | Математика | Использование функции (y=k/x ; в курсе физикиD=1/F) |
51 | Оптические приборы. Глаз как оптический прибор. | Биология | «Светящиеся» глаза животных |
Медицина | Медицинские приборы. | ||
52 | Обобщающий урок | ОБЖ | Правила «общения» с телевизором |
9 класс
№ п/п | Содержание материала | Интеграция с предметом | Понятия |
Основы кинематики | |||
1 | Материальная точка. Система отсчета. | История. | Отечественная война. Встреча союзных армий на Эльбе. Первая стыковка космических кораблей «Аполлон»—«Союз» над Эльбой. |
2 | Определение координаты движущегося тела. Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчёта. | Литература. История. | «Слово о полку Игореве» — установление даты битвы с половцами. |
Математика. | Система координат. Вектор и его Модуль. | ||
3 | Решение задач. «Прямолинейное равномерное движение» Проекции вектора на координатные оси, действия с векторами. График скорости и проекции скорости. Графическое представление движения | Математика. | Действия с векторами, проекции векторов. Понятия синуса и косинуса Линейная функция и её график. урэк, метод опере- |
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. | Математика | Вычитание векторов. |
5 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | Математика | Чтение графиков. Площадь трапеции. |
6 | Решение задач «Равноускоренное движение» | Математика | Использование функции ( y=kx² ; в курсе физики ) |
7 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Математика. | Абсолютная и относительная погрешности. Приближённые значения числа. Запись числа в стандартном виде. |
Основы динамики | |||
8 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Биология | Биомеханика, биомеханические характеристики человека и животных. |
9 | Второй закон Ньютона. Применение 2 закона Ньютона. | Математика. | Решение систем уравнений Элементы тригонометрии. Вектора. Проекции векторов. |
10 | Третий закон Ньютона | Физкультура | Перетягивание каната |
11 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Биология, География, Физическая культура | Задачи с использованием материалов школьных предметов. |
12 | Решение задач «Законы Ньютона» | Литература | Решение задач на литературном материале. |
13 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Движение тела под действием силы тяжести. | Физкультура. | Движение мяча по параболе. Дальность, высота полёта. |
Математика | Тригонометрические функции | ||
География | Приливы и отливы, направления течения воды в реках. | ||
14 | Равномерное движение тела по окружности. Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности. | Математика. | Окружность и её основные элементы, хорда, касательная. Вычитание векторов. Центральный угол. |
15 | Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. | Астрономия. | Законы Кеплера. Возмущение планет. |
16 | Решение задач «Движение по окружности. Свободное падение тел». | Биология | Биомеханика. Рефлекс. |
Законы сохранения | |||
17 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение | Астрономия | Земля. Освоение космического пространства |
18 | Энергия. Закон сохранения энергии. | География | Гидроресурсы страны, их запасы и применение |
Химия | Энергетический выход химических реакций | ||
Механические колебания и волны. Звук | |||
19 | Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник. | Биология | Биоритмы, как колебательный процесс. |
20 | Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника | Математика | Использование функции (y=k√x; в курсе физики T=2π√l/g T=2π√m/k) |
21 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | География | Разведка полезных ископаемых с помощью математического маятника. |
22 | Длина волны. | Биология | Биоакустика рыб. |
23 | Звук. Условия его распространения. Звуковые волны. | Музыка. | Музыкальные звуки. Настройка инструментов. Музыкальные инструменты. |
Биология. | Строение и функции органов слуха человека. Реакция организма на длительное акустическое воздействие. | ||
Техника | Ультразвуковые стиральные машины. | ||
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны | |||
24 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. | История | Биография Ампера. |
25 | Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. | История | Биография Фарадея, Ленца. |
26 | Явление самоиндукции. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. | Математика | Использование функции (y=k√x; в курсе физики T=2π√LC) |
27 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | Техника | Разнообразие генераторов трансформаторов. |
28 | Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние | Техника | Разнообразие трансформаторов. |
29 | Принцип радиосвязи и телевидения | Техника | Новинки в области телевидения и радиосвязи. |
30 | Воздействие электромагнитных излучений на живые организмы | Биология | Воздействие электромагнитных излучений на живые организмы |
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления | |||
31 | Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. | Химия. | Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химические элементы и их обозначения. Строение атома. |
32 | Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы. | Химия | Относительная атомная масса (атомный вес), массовое и зарядовое число. |
33 | Радиоактивность. Альфа, бета и гамма – излучения. Период полураспада. | Биология | Облучение семян растений для повышения урожайности, всхожести, замедления биологических процессов для долгого хранения фруктов и ягод |
ОБЖ | Правила поведения людей в зоне заражения | ||
34 | Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц. | Биология, медицина | Диагностика злокачественных опухолей. |
35 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | История | Работы немецких физиков перед Великой Отечественной войной. |
Математика | Геометрическая прогрессия. Дифференциальные уравнения | ||
36 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | Экология | Влияние атомной энергетики на окружающую среду. |
37 | Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. | Астрономия | Солнце – звезда. |
38 | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия | Экология Биология Химия | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы |
39 | Экологические проблемы работы атомных электростанций | Химия, биология, экология | Решение экологических проблем совместными усилиями разных специалистов. |
10 класс (ЕМЦ)
№ п/п | Содержание материала | Интеграция с предметом | Понятия |
Механика | |||
Принцип независимости движения. Свободное падение. Движение тела под действием силы тяжести (три случая). | Биология, География, Физическая культура | Задачи с использованием материалов школьных предметов. | |
Лабораторная работа № 1. Исследование зависимости дальности полета тела от угла бросания. | Математика | Теорема Пифагора. Проекции на оси координат. | |
Преобразования Галилея. Инерциальные системы отсчета. Решение задач на относительность механического движения. | История | Биография Г.Галилея | |
Динамика поступательного движения точки. Законы Ньютона. Решение задач. | Литература | Решение задач на литературном материале. | |
Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Решение задач. | История | Размышления древнегреческих ученых о движении тел | |
Закон всемирного тяготения. Решение задач. | Математика | Использование функции ( y=kab/x² ; в курсе физики F=Gm1m2/R2) | |
Потенциальная энергия в поле тяготения. | География | Огромной потенциальной энергией обладает вода в реках, удерживаемая плотинами. Падая вниз, вода совершает работу, приводя в движение мощные турбины электростанций. | |
Закон сохранения энергии. Космические скорости. Решение задач на закон сохранения энергии. | География | Энергия рек, ветра. Строительство на реках электростанций. Энергосистема страны. | |
Информатика | Информация и информационные процессы. | ||
Законы Кеплера. Решение задач на применение закона всемирного тяготения и законов Кеплера. | Астрономия | Законы Кеплера | |
Вязкая жидкость. Обтекание тел. Подъемная сила крыла. | Биология | Животный и морской мир. Устройство крыла птицы. | |
Техника | Самолеты. | ||
Основы молекулярно-кинетической теории | |||
Тепловые явления. Термодинамика и молекулярно-кинетическая теория. Взгляды Демокрита и Ломоносова на строение вещества. Основные положения молекулярно- кинетической теории и их опытное обоснование. Броуновское движение. Опыты Штерна. | Труд (товароведение, ОБЖ) | Товарное соседство в магазине. | |
История, Философия | Взгляды Демокрита и Ломоносова на строение вещества. | ||
Масса и размеры молекул. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Решение задач. | Химия. | Понятия: моль, молярная масса, относительная молекулярная масса, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | |
Силы взаимодействия между молекулами. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Потенциальная энергия взаимодействия молекул. | Химия | Строение кристаллов | |
Природоведение | Три состояния вещества. Круговорот воды в природе | ||
Статистический метод. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач. | Химия | Молярный объём, нормальные условия | |
Психология | Взаимодействие в макросоциуме на примере МКТ. | ||
Газовые законы | |||
Термодинамические параметры. Температура и методы ее измерения. Термометры. Термодинамическое равновесие. Абсолютная температура. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Уравнение состояния идеального газа. Решение задач. | Техника | Виды термометров | |
Биология | Измерение температуры тела человека и животных после влияния различных внешних факторов. | ||
Изопроцессы Законы Бойля — Мариотта, Гей-Люссака, | Математика. | Линейная функция и её график. Обратно пропорциональная зависимость. Функция у = k/x и её график. | |
Законы Шарля, Авогадро, Дальтона. | Математика. | Линейная функция и её график. Обратно пропорциональная зависимость. Функция у = k/x и её график. | |
Основы термодинамики | |||
Понятие внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Работа газа. Решение задач на расчет работы газа и его внутренней энергии. | Биология | Процесс круговорота воды и превращения энергии в биосфере. Энергетический обмен в клетке | |
Математика. | Чтение графиков, линейная функция и её график. График обратно пропорциональной зависимости | ||
Количество теплоты. Калориметрические опыты. Уравнение теплового баланса. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Решение задач. | Математика | Использование функции ( y= kx ; в курсе физики Q=cmΔt) | |
Эквивалентность работы и количества теплоты. Опыты Румфорда, Джоуля. Закон сохранения энергии. Решение задач. | История | Биография Румфорда, Джоуля. | |
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Уравнение Майера. Адиабатный процесс. Уравнение Пуассона. | История | Биография Майера и Пуассона. | |
Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и их КПД. Цикл Карно. Холодильная машина. Второй закон термодинамики. Понятие энтропия. Решение задач на определение КПД тепловых машин. | Техника | Разнообразие холодильников, печей, тепловых двигателей. | |
Фазы вещества и фазовые переходы | |||
Парообразование и конденсация. Решение задач. | Труд (товароведение) | Правильное хранение продуктов. | |
Биология | Роль испарения в природе, жизни животных и человека. | ||
Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры и объема. Изотермы реального газа. Критическое состояние. Сжижение газов. Решение задач по теме "Пары". | Природоведение. | Круговорот воды в природе | |
Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Решение задач на влажность воздуха и водяные пары. Лабораторная работа № 4. Определение влажности воздуха в классной комнате. | География | Атмосфера. Погода. Предсказание погоды | |
Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения. Энергия поверхностного слоя. Коэффициент поверхностного натяжения. Капиллярные явления. Давление Лапласа. Решение задач. | Биология | Основные функции корня растения, древесного стебля. Обработка почвы, боронование. Рыхление. Кровеносная система человека. | |
Экология | Нефтяная пленка на поверхности воды. | ||
Строение кристаллических и аморфных тел. Анизотропия. Типы кристаллических решеток. Дефекты в кристаллах и их виды. | География | Минералы (соль) | |
Деформация и ее виды. Механическое напряжение. Закон Гука. Модуль Юнга. Диаграмма растяжения. Пределы упругости, прочности. | Химия. | Управление свойствами, структурой и технологией обработки материалов | |
Плавление и кристаллизация. Сублимация. | Математика | Использование функции ( y= kx ; в курсе физики Q=λm) | |
Тепловое расширение твердых и жидких тел. Решение задач. | Природоведение | Три состояния вещества. | |
Основы электростатики | |||
Электризация, ее виды. Электрический заряд. Дискретность заряда. Элементарный заряд.Закон сохранения заряда. Опыт Иоффе — Милликена. Закон Кулона — основной закон электростатики. | Биология | Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью. Электрофорез. | |
Решение задач на закон Кулона. | Математика | Использование функции (y=kab/x² ; в курсе физики F=k q1q2/r2) | |
Электрическое поле и его характеристики: напряженность, потенциал, поток вектора напряженности. Силовые линии электрического поля. | Математика | Понятие вектора, модуля вектора, проекция векторов на координатные оси. Сложение векторов. | |
Самостоятельная работа № 5. Закон Кулона. Электрическое поле. | Математика | Использование функции (y=kab/x² ; в курсе физики F=k q1q2/r2) | |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Решение задач. | Химия | Химические свойства проводников и непроводников. | |
Законы постоянного тока | |||
Электрический ток. Сила тока. Плотность тока. Электрическая цепь. Напряжение. ЭДС источника | Математика | Прямая и обратно пропорциональная зависимость. Линейная функция и её график | |
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. | ОБЖ | Короткое замыкание. Возникновение пожаров. Электрические приборы. Нагрузка сети. | |
Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников и его признаки. Решение задач. | Технология. | Простейшие электрические цепи, их схемы, условные обозначения. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. | |
Лабораторная работа № 7. Изучение смешанного соединения проводников. | Математика | Сложение обыкновенных дробей | |
Решение задач на применение закона Ома для полной цепи. Расчет сложных электрических цепей. | Информатика | Возможности редактора Word для решения графических задач по составлению цепей. | |
Магнитное поле | |||
Магнитное взаимодействие. Силовые линии магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера | Биология | Воздействие магнитного поля на организм человека. | |
Решение задач на закон Ампера. | Математика | Вектор, его модуль. Проекция вектора на координатную ось | |
Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Гипотеза Ампера. Атом в магнитном поле. Магнетики и их виды. Природа диа-, пара- и ферромагнетизма. Ферромагнетики и их свойства. Применение ферромагнетиков. | Информатика | Магнитная запись информации. Изучение принципов устройства и работы ЭВМ. | |
Электромагнитная индукция | |||
Явление электромагнитной индукции. Переменное магнитное поле как источник тока. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. | Биология, Информатика | Влияние компьютера на организм человека. | |
Электрический ток в различных средах | |||
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Полупроводниковый диод. Транзистор. Фото- и терморезисторы. Термоэлементы и фотоэлементы. | Химия | Понятие о ковалентной связи. ТЭД. | |
Электрический ток в жидкостях. Электролитическая диссоциация. Законы электролиза Фарадея. Применение электролиза. | Химия | Электролитическая диссоциация. Электролиз. | |
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Типы самостоятельного разряда и их применение. Плазма, ее свойства и применение. Решение за- дач. | Астрономия. ОБЖ | Солнце- ближайшая звезда. Состав звёзд. Межзвёздное пространство. Молния. Правила поведения в грозу. |
11 класс (ЕМЦ)
№ п/п | Содержание материала | Интеграция с предметом | Понятия |
Электродинамика | |||
1 | Электромагнитные колебания в колебательном контуре. | Математика | Свойства гармонических функций, правило взятия производной, решение уравнений со второй производной |
2 | Генератор переменного тока. Генератор постоянного тока. Электродвигатели. Трансформатор. Производство и передача электрической энергии. | География | Топливно-энергетический комплекс |
3 | Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. | Биология | Диагностика организма людей на основе измерения тепловых излучений каждого органа |
История, литература | Биография: ( Напр-р Д.К.Максвелл, обладая врожденным чувством юмора, писал скетчи, комические стихи) | ||
4 | Принцип радиосвязи. (Модуляция и детектирование). Распространение радиоволн. Радиолокация. | Астрономия | Методы определения расстояния до планет с помощью радиолокации |
ОБЖ | Гражданская оборона | ||
5 | Телевидение. Развитие средств связи. | История | Изобретение радио, телевидения. Изобретения, которые «потрясли мир» |
Казахский язык Иностранный язык (Английский) | Использование языковых знаний учащихся для раскрытия тем о физических изобретениях | ||
6 | Шкала электромагнитных волн. Биологические действия высокочастотных электромагнитных волн и защита от них. | Биология | Полезные и опасные свойства ультрафиолета. |
Оптика | |||
7 | Явления интерференции и дифракции волн. Интерференция света. | Биология | Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. |
8 | Дифракция света. Дифракционная решётка. Квантовые свойства света | Биология | Фотосинтез. |
9 | Дисперсия и поляризация света | ИЗО | Множество цветов и оттенков -разные длины волн видимого спектра. |
10 | Прямолинейное распространение света. Тени, миражи, затмения. Явление отражения света. | Химия | Химическое действие света |
ОБЖ, физиология | Солнечные очки, загар. | ||
11 | Плоские и сферические зеркала. | Геометрия | Луч. Построение лучей. |
12 | Явление преломления света. | Литература | Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет. (Русская народная поговорка.) |
Биология | «Почему лист зелёный?» | ||
13 | Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. | Математика | Признаки равенства прямоугольных треугольников и их свойства. |
Элементы теории относительности | |||
14 | Принцип относительности в механике. Постулаты теории относительности. Конечность и предельность скорости света | Астрономия | Относительность механического движения. Изменение длины, массы и времени при космических полётах на объекты галактики |
15 | Анализ постулатов Эйнштейна Опыт Майкельсона и Морли. (Преобразования Лоренца.) | История | Биография ( Нап-р А.Майкельсон, был не только физиком, он любил играть на скрипке). |
Квантовая физика | |||
16 | Формула Планка | История, музыка | Биология (Напр-р: М.Планк усиленно занимался музыкой, был прекрасным пианистом, хормейстером в академическом певческом обществе, руководил оркестром, а по праздникам играл в университетской церкви на органе). |
17 | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | История, музыка | Для А.Эйнштейна музыка превратилась во второе призвание: он музицировал вместе с М.Планком и М.Борном; иногда давал публичные благотворительные концерты; скрипка была его верной спутницей в жизни. |
18 | Фотон. Рентгеновское излучение. | Биология | Причина мутаций. Применение рентгеновского излучения в медицине. Диагностика. |
19 | Виды спектров. Опыт Резерфорда. Развитие взглядов на природу света. | Астрономия | Зависимость плотности потоков из- лучения от расстояния до точечного источника. Скорость света, свойство электромагнитных излучений разных диапазонов частот |
20 | Лабораторная работа. №4 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров | Химия | Свечение фосфоров. Качественный спектральный анализ. |
Астрономия. | Определение химического состава планет и звёзд | ||
21 | Постулаты Бора. | История | (Н.Бор увлекался парусным спортом и футболом и даже входил в состав национальной сборной) |
22 | Закон радиоактивного распада | Экология, биология, химия. | Получение и применение радиоактивных изотопов. |
23 | Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. | Химия | Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Изотопы. Состав атомных ядер. |
Математика | Свойства показательных функций | ||
Астрономия. | Строение и возраст Земли | ||
24 | Цепные реакции. Ядерный реактор | Астрономия Химия | Внутренние источники энергии звёзд Солнце — ближайшая к нам звезда. Активные образования на Солнце Соединение ядер легких элементов (изотопы водорода) |
25 | Термоядерные реакции | ||
26 | Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации | История | Определение возраста древних предметов органического происхождения. |
ОБЖ | Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от него. Доза облучения. Принцип работы ионизационной камеры и газоразрядного счётчика. | ||
Биология | Использование меченых атомов для определения движения питательных веществ в растениях. Исследование обмена веществ в организме человека. Мутационное воздействие ионизирующей радиации. | ||
Химия | Получение радиоактивных изотопов всех химических элементов. Трансурановые элементы | ||
27 | Космические лучи | Астрономия | Космос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция содержания географии с другими предметами
В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор оптимальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учител...
Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами
В данной работе раскрыта проблема межпредметныхсвязей при обучении детей в школе....
Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...
доклад "НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока"
НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока...
Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.
Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...
Интеграция с другими предметами на уроках химии для повышения качества образования
Выступление на региональном учебно-методическом семинаре...
Интеграция географии с другими предметами
Заметки из опыта работы...