Структура урока истории «открытие нового знания» в рамках системно-деятельностного подхода
статья по истории
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (учитель лишь направляет)
(технология деятельностного обучения разработана под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон)
Другими словами: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyateln_podhod.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на методическом совете.
Подготовила Вацуро ИВ
Структура урока истории «открытие нового знания»
в рамках системно-деятельностного подхода
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...» (Р. Олдингтон)
Слова английского поэта Ричарда Олдингтона, по-моему мнению, очень точно характеризуют сущность системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (учитель лишь направляет)
(технология деятельностного обучения разработана под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон)
Другими словами: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Тема моего выступления: Структура урока истории «открытие нового знания» в рамках системно-деятельностного подхода
Для того чтобы более наглядно представить урок в рамках системно-деятельностного подхода, нужно увидеть урок. Но, без теории обойтись сложно. Поэтому попробую сравнить урок традиционный, всем нам хорошо известный и урок в рамках системно-деятельностного подхода.
Важно помнить, что реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Итак, каковы же основные отличия традиционного урока от урока в рамках системно-деятельностного подхода
При традиционном обучении типология уроков выглядела следующим образом
- Урок введения в тему;
- Урок усвоения новых знаний или уроки углубления в тему;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок контроля и оценки учебных достижений.
В рамках системно-деятельностного обучения:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Готовность к уроку учителя
Триединая цель урока Формирование УУД
Конспект урока Технологическая карта (конструкт) урока
Как выглядит конструкт урока ( обязательно прописываются графы…)
Деятельность учеников
Деятельность репродуктивно-воспроизводящая
Деятельность исследовательская, продуктивная, творческая
Контроль и самоконтроль усвоения Контроль и самоконтроль усвоения
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Как выглядит структура урока «открытия нового знания»?
Схема-слайд
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;
- тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
продуктивно
Оценка деятельности на уроке:
задумался
удивился
загорелся
убедился
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
взволнованное
удовлетворенное
позитивное
отличное
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
- возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
- возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
- значительно сокращается время обучения,
- наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа урока открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода
Критерии результативности урока на всех этапах урока...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"
Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...
Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении
В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...
Урок ОНЗ по психологии "Темперамент" в рамках системно-деятельностного подхода.
Предмет: психологияКласс: 7Тип урока: открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.Тема: «Темперамент».Основные цели: 1) сформировать умение планировать свою деятельность при выпол...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
технологическая карта урока литературы в 5 классе - урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода: "Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне». Мораль басни".
Урок выстроен согласно ФГОС. Прописаны планируемые результаты, деятельность учитедя и ученика, формируемые ууд....
Технологическая карта урока (этапа открытия нового знания) по родному языку с использованием интерактивного оборудования.
Татарский язык. Урок освоения новых знаний. Для 5 класса. Тема синонимы. Происхождение синонимов в татарском языке за счет заимствований....