Активизация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике
методическая разработка по алгебре по теме
Описанный опыт организации внеклассной работы может быть использован в любой школе. Учитель выбирает темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Можно изменить и способ изложения в зависимости от уровня знаний учащихся и наличия литературы по внеклассной работе. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; при отборе содержания включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике; привлекать учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Можно применить другие формы работы в зависимости от условий работы в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности школьников через систему
внеклассной работы по математике»
Подготовила Лазаренко Л.С,
учитель математики.
«Активизация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике»
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Психологические особенности школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
1. Теоретическая интерпретация.
Актуальность.
Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения.
Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:
- недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;
- большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и
учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
- отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;
- не всегда учитываются интересы учащихся;
- привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении
математических заданий у школьников вызывает трудности;
- международные исследования (TIMS, PISA) показывают, что наши школьники не
владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых;
- не разработана система стимулирования участия учащихся во внеклассных
мероприятиях.
Сущность опыта:
Система внеклассной работы по математике, на основе деятельностного метода в образовательном процессе.
Цель:
Активизировать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеклассной работы по математике.
Задачи:
- Изучить учебные, познавательные интересы учащихся.
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость
- внеклассных занятий по математике.
- Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
- Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
- Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.
- Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.
Научность:
Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит».
К.Д.Ушинский выдвинул положение, согласно, которому ум есть не что иное, как организованная система знаний.
П. Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более способна она рассуждать».
При наличии четких требований к уровню развития интеллекта и логического мышления выпускника содержание образования по математике может быть в определенной мере вариативным (А.Кузнецов, академик-секретарь отделения общего образования).
Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения (А.К.Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»).
Только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Понял, что этот процесс для него, что цели и задачи этого процесса его личные цели, что он играет в этом процессе активную и важную роль (А.К.Маркова «Мотивация учения и её воспитание школьников»).
Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, в том числе и математике (Л,Занков, В.Давыдов, Л.Петерсон, Д.Эльконин и другие).
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего на «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество, к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.
Специфика внеклассной работы:
- внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные
- наклонности каждого ученика в отдельности;
- формы проведения внеклассной работы разнообразны;
- занятия организуются на добровольных началах,
- позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий,
- предусмотренных планом внеклассной работы.
Можно рекомендовать следующие формы внеклассной работы с учащимися:
факультативные (элективные) курсы;
математические кружки или развивающие часы в 5-6 классах;
декады;
научно-исследовательская работа;
олимпиады, международный конкурс Кенгуру.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика.
2. Особенности внеклассной работы по математике в школе.
I. Структура внеклассной работы
- Развивающие часы;
- Предметные декады,
- Проектная деятельность.
II. Этапы проведения
• Подготовительный
• Основной
• Заключительный
Формы организации:
- Беседа;
- Игра;
- Викторина;
- интегрированные занятия;
- практикум по решению задач повышенной сложности, заочные олимпиады;
- турниры;
- олимпиады;
- тренинги.
Развивающие часы по математике в 5-6 классах
Задачи:
1. Способствовать углублению знаний по математике при решении нестандартных задач.
2.Обеспечить развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений.
3.Изучить познавательные интересы учащихся.
4.Помочь воспитанию настойчивости, инициативы
Мною разработана программа развивающих часов по математике в 5-6 классах, которые проводилась в классе, в котором я являюсь классным руководителем. Развивающие часы проходили по 1 уроку 2 раза в месяц. На занятиях ребята работали с интересом, узнали много нового по истории математики, способы быстрого счета, научились решать различные задачи и выполнять задания творческого характера.
Содержание развивающих часов:
•Техника быстрого вычисления
•Решение задач повышенной сложности, олимпиадных задач
•Библиографические миниатюры великих математиков
•Теория вероятности, комбинаторика
•Занимательный материал (математические софизмы, фокусы, загадки, сказки)
• Геометрический материал
• Алгебраический материал
Результаты:
1. Устойчивый интерес на занятиях:
• интерес в глазах ребят, т.к. узнали много интересного и полезного, что может пригодиться в дальнейшем;
• выступают охотно с реферативным материалом, сопровождая презентацией.
2. Заинтересованность при решении нестандартных задач:
- приобретение навыков самостоятельного подбора заданий учащимися;
- желание искать другие способы выполнения заданий и передавать свои умения товарищам.
3. Развитие личностных качеств учащихся.
4. Выявление учащихся, имеющих математические способности.
4. Декада математики в школе.
Задачи:
1. Способствовать повышению интереса учащихся к математике.
2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.
3. Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
4. Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
5. Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.
Хорошо, когда в школе работает сплоченный коллектив единомышленников (учителей математики). Мне нравится четкая организация декад математики, в нашей школе.
Содержание декады:
• Школьные олимпиады;
• Математические газеты (задания по параллелям);
• Занимательные классные часы;
• Занимательные уроки;
• Мероприятия на параллели.
5. Проектная деятельность
Задачи:
- Взаимодействие ученика и учителя;
- Раскрытие своего творческого потенциала
Результаты:
1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях:
• участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
• участие в мероприятиях на параллели.
2. Интерес к предмету:
• ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
• старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.
3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий.
4. Выявление способных учащихся при проведении олимпиад.
Результаты:
1. расширение математического кругозора (узнали новое из истории математики);
2. развитие коммуникативности, самостоятельности учащихся (все делают сообща, ищут новые пути выполнения заданий; не боятся высказать свое мнение, прислушиваются к советам учителя);
3. умение работать с дополнительной литературой при выполнении творческих заданий;
4. приобрели навык математического моделирования;
5. доверительная атмосфера на занятиях.
6. Этапы организации.
Подготовительный
• организационный
возбудить интерес к внеурочным занятиям;
привлечь к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях;
• дидактический
помочь в преодолении трудностей;
поддерживать возникающий интерес к дополнительным занятиям;
желание заниматься математическим самообразованием
Основной
создать базу каждому ученику для дальнейших личных успехов;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий;
формировать положительную мотивацию участия во внеклассных мероприятиях
Заключительный
провести диагностику и рефлексию, проводимых внеклассных занятий;
провести рейтинг участия учащихся во внеклассных занятиях;
подвести итоги и поощрить учащихся принявших активное участие
7. Диагностика.
Учитель может получить дополнительную информацию о личности ученика, используя диагностические методики.
Предложенные методики дадут результат, если учитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Использование данных методик, может сделать процесс внеклассной работы увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Виды диагностики:
1. Анкета
2. Мои способности
3. Рейтинг успешности
4. Диагностическая карта успешности
5. Доминирующие мотивы.
Заключение.
Мы должны стремиться отходить от привычных концепций и смотреть на мир по-новому: только в этом случае возможен творческий рост личности и совершенствование самого процесса познания (Р.Акофф «Искусство решения проблемы»).
Принципы.
выбор оптимальных методов, форм, средств
наглядность
последовательность
доступность
научность
учет возрастных и индивидуальных способностей.
Внеклассная работа способствует развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.
Возможности и условия использования данного опыта другими педагогами:
Описанный опыт организации внеклассной работы может быть использован в любой школе. Учитель выбирает темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Можно изменить и способ изложения в зависимости от уровня знаний учащихся и наличия литературы по внеклассной работе. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; при отборе содержания включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике; привлекать учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Можно применить другие формы работы в зависимости от условий работы в школе.
Трудности
1. Отсутствуют учебные материалы для индивидуальной работы при проведении развивающих часов.
2. Не всегда администрация школы может выделить часы в учебном плане для проведения развивающих часов по желанию учащихся или их родителей.
3. Отсутствует материальная поддержка стимулирования участия учащихся во внеклассных мероприятиях.
4. Сложно одному учителю работать в профильном отряде.
В своей работе пользуюсь принципами:
- если что-то не получилось – откажись;
- если хочется провести – найди новые формы проведения;
- не останавливайся на достигнутом.
«Осознай то, что ты уже знаешь, и ты научишься летать».
Результативность:
- развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям;
- появляется потребность в работе с дополнительной литературой, искать необходимый материал на интернет-сайтах;
- растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;
- повышается качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий;
- способствовать выявлению и поддержке одаренных детей;
- воспитывается культура общения;
- формируется умение работать в группе.
Слагаемые успеха:
Знания;
Творчество;
Мудрость;
Задор;
Энергия;
Дружба.
О своей работе я хочу сказать: «Мы это делаем!»
Если слагаемые успеха учителя умножить на слагаемые успешности ученика, как субъекта образовательного процесса, мы получим: правильно поставленную организацию познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике
УМК
- Олимпиадные задания
- Задания конкурса кенгуру
- Библиотека Кенгуру
- Кроссворды
- Математическая мозаика
- Этюды об ученых
- Занимательная математика
- За страницами учебника
Литература:
1. А.Адамский«Летние школы НооГен: образовательный экстрим. Москва, Эврика, 2005
2. В.Гусев и др. «Внеклассная работа по математике в 6-8 классах». Москва, Просвещение, 1977.
3. М.Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». Москва, 2005.
4. А.Кузнецов. «Вестник образования», апрель 2007, №7.
5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Москва, 2002.
6. А.Маркова. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», Москва, Просвещение, 1983.
7. А.Маркова «Мотивация учения и её воспитание у школьников». Москва, Педагогика, 1983.
8. Н.Менчинская«Проблемы учения и умственного развития школьника», Москва, Педагогика, 1989.
9. Стандарты общего образования. АЙРИС-ПРЕСС, Москва, 2005.
10. В.Степанов «Активизация внеурочной работы по математике в средней школе». Москва, Просвещение 1991.
11. А.Фарков«Внеклассная работа по математике 5-11 классы». Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006
12. Л.Фридман «Учитесь учиться математике». Москва, Просвещение 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.А.Худикова. Активизация познавательной деятельности школьников при обучении математике
Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания учащихся на основе пробуждения у них познавательного интереса. ...
Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"
Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:• Концепция модернизации российского образо...
Организация познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике.
В работе раскрывается актуальность внеклассной работы по математике, ее значение в учебном процессе, ее специфика и формы. Проведение предметной недели математики стало хорошей традицией в нашей ...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»
План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике
Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по химии с применением ИКТ
Проблема развития познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребе...