Статья - обобщение "Эпоха Возрождения".
календарно-тематическое планирование по истории

Зуева Людмила Викторовна

Для сплочения школьного коллектива ежегодно в ГБОУ лицей № 226 проходят дни, посвящённые определённой исторической эпохе.В статье обобщён опыт проведения дня Древней Греции, дня Средневековья и подробно изложен материал погружения в эпоху Возрождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Погружение в эпоху Возрождения

Учитель ГБОУ лицей № 226        

Зуева Людмила Викторовна

Аннотация.

В статье  описываются основные мероприятия, проведённые в ГБОУ лицей № 226 в рамках Дня погружения в эпоху Возрождения.

Ключевые слова: погружение в культуру эпохи Возрождения, искусство, творчество, свобода, достоинство человека, художники, музыканты, драматурги , изобретатели эпохи Ренессанса.

 Цель воспитательной работы в школе – формирование всесторонне -  развитой  личности, обладающей правильной  системой ценностей, главные из которых:   умение  любить окружающих  и делать добро,  быть справедливым, терпимым к ближним, умение общаться и оказывать помощь, отвечать за свои поступки, быть творческой личностью,  обладать чувством юмора,   духовной и нравственной культурой.

            Главным достижением работы воспитательной службы в школе, на мой  взгляд, является создание особой внутренней творческой атмосферы, которая рождает у детей желание учиться, приходить с хорошим настроением и стать участниками школьной жизни.

        Василий Александрович Сухомлинский писал: «У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным».  Только сотрудничая, мы сможем создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности и главное, вознаграждает тем, что мы слышим нежный звон серебряных колокольчиков.

       Задача статьи – вписать практический опыт в современный научно-педагогический контекст, представить его как воспроизводимую методику, а также поделиться личными переживаниями, сомнениями, возникавшими в процессе осуществления проекта.

      В лицее №226 г. Санкт-Петербурга проект реализуется в течение трех лет (культура Древней Греции, культура Средневековья, культура эпохи Возрождения). Эта статья – попытка осмыслить личный и коллективный опыт погружения в культурную эпоху от зарождения самой идеи до ее осуществления, когда день погружения стал уже традицией – одним их самых ожидаемых событий лицейской жизни, праздником, разрывающим школьную повседневность, объединяющим все школьное сообщество.

     В нашем понимании погружение в культуру – это длительный проект, интегрирующий учебную, внеклассную, внеурочную деятельность, исследовательскую работу, содержанием которого является как метапредметное изучение эпохи, так и организация события (дня погружения), которое позволяет всему школьному сообществу (ученики, педагоги, родители, социальные партнеры) «оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голоса предков» (Е.Б. Евладова).                                                  

Погружение в культуру эпохи  Возрождения мы провели 15 апреля  2019 года - в Международный день культуры, в день рождения Леонардо да Винчи.  Это событие  стало  праздником для всех  и самым ярким событием года, помогло нашим ученикам задуматься о таких вечных ценностях, как искусство, творчество, свобода, человеческое достоинство. Дети имели возможность свободно передвигаться по школе, зарабатывать своим умом и трудом  золотые фасолинки и распоряжаться ими по своему усмотрению.  Кто – то потратил их на сладости, кто – то на развлечения и мастер – классы.

     Главными помощниками были родители. Они сшили замечательные костюмы для своих детей, пекли пирожки, печенье, кексы, сладости и обменивали  их на переменах на фасолинки.  Кто – то из родителей согласился провести весь этот школьный день вместе с нами в красочных костюмах эпохи Возрождения.

      В этот день на переменах звучала музыка.  Девочки в длинных платьях красиво, степенно передвигались по рекреациям. Мальчики подавали руку девочкам, открывали им двери и пропускали вперёд. На удивление, никто не дрался, не ругался.

             Весёлый смех, возгласы восхищения звучали перед выходом королевской свиты. Публика ликовала и веселилась, выражая свою любовь и почтение королеве!

              Уроки во всех классах проходили в игровой форме с различными творческими заданиями. Было много мастер - классов. Многие учителя объединились в творческие группы. Учителя начальной школы решили меняться классами по параллелям.  Каждый учитель готовил одно интересное занятие и проводил его во всех 4-рёх классах своей параллели. Так, например,  все  второклассники побывали на 4-рёх занятиях:

  1. в мастерской великих художников  эпохи Ренессанса на занятии  «Красота спасёт мир»;
  2. на музыкальной игре «Лютня – королева Ренессанса»;                                          
  3. на рынке Эпохи Возрождения;
  4. конструировали мост да Винчи без гвоздей и винтов.

       Смена  видов деятельности на каждом занятии, смена учителей и кабинетов показали свои преимущества. Дети не устали, не утомились, а были полны сил и уверенности в своих успехах. Приведу пример одного из мастер – классов в начальной школе.

Занятие по конструированию в начальной школе «Мост да Винчи».

        Целью этого занятия было сформировать у учащихся представление об эпохе Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический характер. Исходя из цели занятия, были поставлены задачи: воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры эпохи Возрождения; изучение жизни и деятельности выдающегося учёного Леонардо да Винчи; привлечение внимания обучающихся к изучении физики и механики, воспитание уважения к нравственным ценностям, расширение кругозора; развитие творческой личности; включение учащихся в активное познание истории; совершенствование коммуникативных навыков учащихся при работе в парах (группах).

Для проведения занятия  учитель использовал Смарт-доску, мультимедийный проектор. Также для практической части нам понадобился деревянный конструктор и схема построения моста. Мы  использовали комплект лабораторного оборудования «Равновесие и устойчивость (мосты)»,который школа приобрела, победив в конкурсе Национального проекта «Образование».

При подготовке к Дню погружения в культуру эпохи Возрождения обучающиеся на протяжении нескольких месяцев на уроках и дома самостоятельно знакомились с историческими событиями эпохи Возрождения, с удивительными личностями, которые совершали открытия, творили, создавали: Микеланджело, Галилео Галилей, Христофор Колумб, Николай Коперник, Иоганн Гуттенберг и др.

На первом этапе занятия  ребятам  было предложено  объединиться в группы по 5-6 человек. Ребята получили задание «Найди пару. Соедини имя автора и его творение». Для этого мы  использовали  приложение  Web 2.0  LearningApps.org;«Найди пару». Это компьютерное приложение предназначено для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Для ребят оно хорошо знакомо и часто используется у нас на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения для повторения, проверки усвоения и активизации знаний. Его удобно использовать как в групповой работе, так и в работе в паре.

                                                                                                                                       

Чтобы узнать тему предстоящего занятия, ребятам было предложено из букв собрать имя и назвать известную личность, чей день рождения отмечается 15 апреля. Ею оказался Леонардо да Винчи. Конечно, ребятам он хорошо знаком. Они рассказали о Леонардо да Винчи как об известном художнике и скульпторе. Вспомнили о том, что он родился  в Италии в маленьком местечке Винчи в Тоскане. О том, что своё детство Леонардо провёл с матерью в деревне, пока отец не забрал его к себе во Флоренцию. Он с детства интересовался музыкой, рисованием, моделированием. Одному из друзей его отца, известному художнику, настолько понравились работы юного Леонардо, что он взял его к себе в мастерскую. Там Леонардо прошел обучение как скульптор и художник. И уже к концу своего обучения рисовал картины на заказ.

Совместно собрав пазлы, мы узнали об изобретениях, которые принадлежат Леонардо да Винчи. Это первый пулемёт, автомобиль, велосипед с деревянными колесами, чертеж парашюта, танк. Конечно, его изобретения только очертаниями напоминают современные технические средства.

Ребята прочитали рассказ  о том, что более 500 лет назад Леонардо да Винчи разработал проект конструкции моста, который позволил бы с легкостью проходить под ним кораблям с самыми высокими парусами. Согласно проекту,  длина моста достигала 346 метров. Мост из планок, который можно было быстро собрать или разобрать, должен был держаться без гвоздей и винтов. Ребятам, конечно же, захотелось попробовать построить, сконструировать такой мост самостоятельно. Их главным вопросом было:

- Из чего будем строить мост мы? И неужели правда нам удастся построить мост без гвоздей и винтов, веревок и соединений?

Внимательно рассмотрели  пошаговую инструкцию построения моста да Винчи. Решили использовать детали деревянного конструктора – планки.  И работа закипела. Одни команды работали дружно, ребята помогали друг другу, советовались, подсказывали. Были и такие, которые старались сделать все самостоятельно, не слушали подсказок, торопились. Когда мосты были готовы, встал вопрос: а как оценить, проверить свою работу? Насколько мост получился прочным и высоким? Кто-то быстро сообразил и сделал из бумаги кораблик, который благополучно проплыл под мостами, кто-то положил груз (книгу) на мост и доказал тем самым прочность моста. Вот так общими усилиями мы проверили все наши мосты.

В конце урока у родителей, которые были активными нашими помощниками, возник вопрос: неужели до сих пор никто ни построил мост по проекту Леонардо да Винчи? Пришлось воспользоваться Интернетом, и все вместе узнали, что только спустя 500 лет художник Вербьорн Санд смог воплотить великую задумку Леонардо. Новый мост был открыт в 2001 году. Он находится в городе Ас в Норвегии, названный именем Леонардо да Винчи.

 Сейчас часто возвращаются к идее разновозрастного обучения и воспитания детей. В этом учебном году в День погружения в эпоху Просвещения я предложу своим коллегам объединить в группы детей разного возраста. Чтобы дети старшего возраста (3-4 класс) помогали малышам, учили их, были им помощниками.

Эпоха Возрождения в 5-ых классах

   Было решено привлекать ребят к подготовке уроков и мероприятий, но трезво оценивать их возможности. Поэтому основную урочную нагрузку взяли  на себя учителя.  В  этот день очень не хотелось проводить обычные уроки, пусть и на тему литературы Возрождения. Учителя – предметники решили объединиться. В процессе подготовки родилась идея: соединить культуру Ренессанса и современные технологии. На уроке группы старшеклассников получили задания, в которых с помощью QR-кодов были зашифрованы ссылки на различные интернет-ресурсы. Вот такое «сотрудничество» эпох!

 Лютня – королева Ренессанса

Так назвала своё занятие учитель музыки. Жизнь – это музыка. В музыке есть и смысл, и красота, и чувство. Музыка является результатом человеческой деятельности. Она образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыкальные интересы являются одним из составляющих общей духовной культуры человека. Для воспитания и развития личности человека необходимо восприятие музыки различных жанров и эпох.

Музыка Ренессанса – это начало профессиональной классической музыки. Именно в этот период появляются понятия «композитор», «мажор» и «минор», развивается нотопечатание, ставится первая опера. Вообще, возрастает роль искусства в жизни общества, художественная образованность признаётся важной стороной развития знатного человека, условием хорошего воспитания.

Поэтому важно, чтобы в музыке Ренессанса ребята услышали тончайшие переливы отдельных инструментов: и струнных, и клавишных, и духовых - с их аутентичным звучанием, по звуку лишь отдаленно напоминающие музыкальные инструменты нашего времени. Учительница рассказала ученикам об истории происхождения тех самых инструментов, с которыми мы встречаемся на уроках сегодня. На примере самого известного, самого популярного, самого доступного музыкального инструмента того времени, а это «лютня», и был построен урок. Почему лютня? Потому что это самый популярный инструмент того времени. Лютня – это инструмент, на котором играли и бедные и богатые, и мужчины и женщины, это компактный, лёгкий инструмент, который можно всегда взять с собой. Образы людей с лютней запечатлели художники той эпохи. Свой урок она начинала  с музыки, где звучат все инструменты эпохи Ренессанса, затем  рассказала  о музыкальных инструментах, кто на них играл, как их украшали и какими эти инструменты дошли до нас, как видоизменились, как изменился их звук и почему.

«Красота спасёт мир»

Эти слова Ф.М. Достоевского стали названием одного из мероприятий дня. На этом занятии ученики побывали  в мастерской  великих художников эпохи Ренессанса. Особое внимание уделялось биографии и  всемирно известным картинам Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Занятию предшествовала исследовательская работа второклассников. Они много читали о биографии  художников эпохи Возрождения, о картине «Джоконда»  Леонардо да Винчи и мадоннах Рафаэля.

В начале урока для актуализации знаний ученики посмотрели презентацию «Художники эпохи Возрождения». На занятии ученики наблюдали за улыбкой Моно Лизы, за тем, как она сопровождает взглядом смотрящих на неё людей,  независимо от того, с какой стороны на неё смотрит зритель. Художник сумел передать  на полотне не только  её загадочную улыбку, но и любовь к людям. Художник той далёкой эпохи и современный эстонский поэт высказывают одинаковую точку зрения «Любовь в глазах смотрящего». Такой вывод сделали второклассники, любуясь образом прекрасной девушки. Дети учились рассматривать картины, смотреть и видеть, а затем рисовали своих мадонн и одевали их в красивые костюмы.

Ребята остались довольны той творческой атмосферой, которой было пронизано занятие. Они уходили с мыслью, что в человеке должно быть всё прекрасно! Именно человек и его благополучие стало самым  важным в ту эпоху.

Интегрированное  занятие «Вечный Шекспир» ( английский язык, русский язык, литература).

Цель урока -  «открыть» Шекспира современным семиклассникам, показать вечную актуальность его творчества.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

  • актуализировать знания о биографии и творчестве Шекспира,
  • проанализировать театральный репертуар нескольких крупных российских городов, чтобы ученики убедились, насколько востребованы сегодня его пьесы,
  • познакомить учащихся с названиями пьес Шекспира на английском языке,
  • сравнить современный английский и староанглийский язык, на котором писал Шекспир,
  • познакомиться с «крылатыми фразами» и идиоматическими выражениями из пьес и сонетов английского драматурга,
  • подготовить небольшую инсценировку из пьесы «Ромео и Джульетта».

В начале урока для актуализации знаний ученики просматривали видеофильм о биографии и творчестве великого драматурга, а затем разгадывали онлайн-викторину с ноутбуков и своих смартфонов, созданную при помощи сервиса Kahoot. Это сравнительно новый сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов и может эффективно использоваться учителем в дидактических целях. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Эта программа позволяет составлять свои собственные викторины, поэтому нами были разработаны 10 вопросов для проверки в игровой форме знаний, полученных при просмотре видеофильма о Шекспире.

Уильям Шекспир жил и творил в XVI-XVII веках. Прошло уже четыре столетия, а интерес к его личности не угасает. Для того чтобы учащиеся наглядно увидели, что Шекспир вечен и актуален и по сей день, им было предложено следующее задание: каждой группе нужно было найти в Интернете, какие пьесы У.Шекспира ставятся в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска. Так как занятие наше связано с английским языком, было необходимо соотнести названия найденных пьес на русском с названиями пьес в оригинале. Учащиеся были удивлены тем, какое количество пьес Шекспира ставятся во многих театрах и по сей день. Они сумели оценить глубину и злободневность того, что создал человек, живший пятьсот лет назад.

          Следующим этапом урока было знакомство учеников с самыми известными его афоризмами: «Быть или не быть- вот в чем вопрос ?» и др.

       Шекспир – это прежде всего театр. Учеников сыграли  сцену из одного из самых известных его произведений - трагедии «Ромео и Джульетта» на английском языке, стараясь ярко и эмоционально передать чувства героев.

      Благодаря интерактивному формату урока семиклассники познакомились с основными фактами биографии и пьесами Шекспира, с самыми популярными его афоризмами, узнали, из каких они произведений, и научились применять их в повседневной жизни, а также смогли проявить свои актерские способности, задумались о проблеме общечеловеческих ценностей.

Вывод: Я уверена, что такие дни погружения в ту или иную эпоху просто необходимы для детей, ведь это возможность узнать себя, мир, проявить эрудицию и сообразительность и показать свои творческие способности. Всё это способствует формированию духовной культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "На пути к духовному возрождению"

Одно дело – познать истину самому, другое дело – попытаться открыть её другим. Работа в школе (светском учреждении) по приобщению к духовным ценностям православия должна вестись очень осторожно и дели...

Статья Возрождение народного массового праздника «Делу время и потехе час»

Праздники – часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества, - обрядов, ритуалов, традиций…   Праздник лишь тогда праздник, когда придумывается,  выстраивается  ...

Статья "Роль социокультурного комплекса в возрождении села"

Об эффективности развития сельской школы...

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов педагогического училища в процессе воспитательной деятельности"

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов педагогического училища в процессе воспитательной деятельности"...

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов колледжа в процессе воспитательной деятельности"

Статья "Возможности возрождения нравственных поступков студентов колледжа в процессе воспитательной деятельности"...

Статья по теме "Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения"

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних век...

Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подраст...