Статья "Роль социокультурного комплекса в возрождении села"
статья по теме

Абрамова Ирина Геннадьевна

Об эффективности развития сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_forum_2012.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА В ВОЗРОЖДЕНИИ СЕЛА

                     Абрамова И.Г.,  директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
        «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Муромского района
8(49234)5-07-30; 8-910-770-49-90

          Поиск новых путей дальнейшего совершенствования деятельности сельской школы обуславливается сегодня рядом обстоятельств.

      Во-первых, изменение социально-экономических отношений в российском обществе, произошедшее в последние полтора десятилетия, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике, как государства, так и отдельных граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей каждого человека, проживающего на селе.

      Во-вторых, возрастающая роль социальной работы в деятельности современных сельских школ предполагает переход на новую образовательную парадигму, ориентированную на воспитание людей инициативных, трудолюбивых, высоконравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям.

      В-третьих, в условиях реструктуризации сети образовательных учреждений на селе, призванной обеспечить сельским школьникам качественное образование, полноценно справиться со своими функциями смогут лишь те образовательные учреждения, которые будут не просто ориентироваться в своей работе на сильные грани сельского социума, но сумеют реализовать их экономический, воспитательный и образовательный потенциал в своей практической деятельности.

      Сельская школа имеет ресурсы для того, чтобы эффективно развиваться:

      Во-первых, сельская школа является единственным образовательным учреждением, имеющим определённую целенаправленную программу, через которую проходит всё молодое поколение села.

      Во-вторых, школа остаётся единственным общественно – государственным институтом на селе, занимающимся воспитательной работой не только с молодёжью, но и со всем населением.

      В-третьих, только школа на селе сумела сохраниться как образовательно-воспитательное и культурно-просветительное учреждение. Сохранив базу, опыт работы с различными категориями на селе, сельская школа создаёт условия и предпосылки перехода к следующей ступени своего развития – школе – организатору открытой социально-педагогической среды.

     Булатниковская средняя общеобразовательная школа находится на

расстоянии двадцати пяти километров от города Мурома. На территории села располагаются сельхозпредприятие (СПК «Булатниково»), несколько крестьянских хозяйств, частное лесоперерабатывающее хозяйство, 3 магазина, отделение связи, сельская администрация, Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), детский сад, одно общеобразовательное учреждение – средняя школа.

      Булатниковская средняя школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Муромского района. В ней обучается 95   учащихся, работает 17 педагогов и 9 человек обслуживающего персонала.

      В учебном заведении сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив.

      Приступая к организации опытно-экспериментальной работы, педагогический коллектив исходил из ряда концептуальных положений. Обозначим наиболее важные. Система образования на селе представляет собой совокупность образовательных учреждений сельского социума, точнее, образовательную деятельность различных социальных институтов села и включает несколько подсистем (дошкольное, школьное, дополнительное, образование взрослых, семейное образование, общинное развитие), каждая из которых становится объектом экспериментального исследования.
   В школе сложилась своя система работы, укоренились традиции,

были достигнуты определённые успехи. Учреждение давно уже перешло из режима функционирования в режим развития, но с каждым годом идти вперёд и развиваться было всё труднее: уменьшение численности учащихся; слабое техническое оснащение школы, низкий образовательный и социальный уровень социума – всё это препятствовало повышению качества учебно-воспитательного процесса.

      Чтобы вывести учебное заведение на более продуктивный путь развития, в 2008 году на базе нашей школы была открыта муниципальная экспериментальная площадка по апробации модели «Социокультурный комплекс (СКК)», который объединил учреждения культуры и образования: школу, детский сад, дом культуры и библиотеку.

      Эксперимент позволил чётко определить цели и задачи деятельности СКК, на договорной основе была выстроена стройная система взаимодействия учреждений образования и культуры. Он стал переломным этапом для образовательного учреждения, шагом вперёд. Именно в этот период активизировалась инновационная деятельность педагогического коллектива СКК, что позволило выйти на новый этап развития, добиться ощутимых результатов под девизом «Внутренняя и внешняя красота достигается большим трудом и любовью к любимому полезному делу, которое делается не только на благо себя, но и других».

      За основу был взят программно-целевой подход в управлении инновационной деятельностью образовательного учреждения,  обеспечивающий постановку комплекса взаимосвязанных целей, ориентирующих педагогический коллектив на достижение определённых конечных результатов. Программа развития Булатниковского социокультурного комплекса направлена на социализацию молодёжи (учащихся и выпускников школы), повышение качества образования и воспитания учащихся, образовательно-культурного уровня социума, популяризацию здорового образа жизни среди населения, укрепление взаимодействия семьи и школы.

      Цель Программы:

      Развитие образовательно-культурного пространства школы, обеспечивающего интеграцию социокультурной среды села в образовательную деятельность с целью повышения качества образования, его эффективности и социально-экономической целесообразности, социальной адаптации молодёжи, закрепления её в сельском социуме.

      Задачи Программы:

     − расширить зоны взаимодействия семьи, общественности, молодёжи социума со школой;

     − создать условия для перехода функционирования школы в режим методического центра;

     − совершенствовать организацию культурного досуга и спортивно-массовой работы с воспитанниками, учащимися, населением, проживающим на территории образовательного учреждения;

     − создать условия для активизации инновационной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса;                      

     − обеспечить   повышение    эффективности    использования   бюджетных средств;

     − активизировать привлечение внебюджетных средств.

     Согласно уже разработанным теоретиками современной педагогики концепциям, выделяется три возможных варианта правового оформления модели социокультурного комплекса:

     − школы, учреждения культуры и спорта входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану;

     − школы, учреждения культуры и спорта, учреждения дополнительного образования входят в единый административный комплекс с передачей школе ставок работников культуры и спорта;

     − социокультурный комплекс работает как единое юридическое лицо с соответствующими структурными подразделениями.

      Первоначально работа была построена по первому варианту, когда вся работа социокультурного комплекса осуществлялась на основе совместного планирования и договоров между руководителями. Весной 2012 года Булатниковская школа стала областной экспериментальной площадкой по теме: «Социокультурный комплекс Ковардицкого сельского поселения». Далее возникла необходимость организации деятельности СКК по третьему варианту. В настоящее время нарабатывается нормативно – правовая база для создания учреждения нового типа с официальным названием Школа «Социокультурный комплекс».

     За сравнительно небольшой срок, с 2008 года, значительно активизировалась инновационная деятельность педагогического коллектива школы.     Приведены  в систему природоохранная, культурно-досуговая, физкультурно-спортивная, туристическая и благотворительная деятельности, одним из результатов  которых  явилось открытие на территории школы экспокомплекса «По Муромской дорожке … в село Булатниково», включающего интереснейшие объекты: аптекарский огород на школьном учебно-опытном участке, экспокласс «Растения-целители»,  музейную экспозицию «История и быт села Булатниково», первое упоминание о котором датируется 1629 годом и                              эколого-краеведческую тропу  «Там, на неведомых  тропинках у сельца Булатниково».  Экскурсия по экспокомплексу позволяет осуществить туристическое путешествие по его живописным сельским просторам, вспомнить Муромские предания, в числе которых рассказ о целительнице князя Петра - Февронии, узнать от экскурсоводов о наиболее популярных целебных травах, растущих  в нашей местности.
      В здании школы открыта художественная выставка «Малая Родина» учителей Киммель Юрия Леопольдовича и Киммель Татьяны Федоровны. Главной целью своей педагогической работы они определили создание педагогических условий для проявления детской активности, направленной  на эстетическое освоение мира посредством  искусства. Формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры происходит средствами овладения детьми приемами художественной обработки различных материалов.

      Благодаря этому удалось значительно расширить сеть кружковой работы и добиться 100% охвата детей кружками, организовать услуги дополнительного образования по всем направлениям. Характерной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы стала интеграция учебной и внеурочной деятельности воспитанников.

      Создание воспитательной системы социокультурного комплекса позволило повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.

      Упрочились связи в культурно-образовательной деятельности со всеми учреждениями и организациями, расположенными и действующими на территории социума, это позволило расширить образовательно-воспитательное пространство учащихся школы не только в рамках своего социума, но и наладить взаимодействие с социальными партнёрами района и области.

      С целью расширения сетевого взаимодействия образовательного учреждения наша школа радушно распахнула свои двери для всех желающих и стала местом встреч районных спортивных команд, участников ежегодной межрайонной научно-практической конференции «Шаг в будущее», семейных праздников («Вся семья вместе - и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие). Расширяется круг общения наших воспитанников, и на глазах меняются их интересы, склонности и увлечения, растёт их общественная активность.
     Отрадно, что за последние годы во всей этой полезной деятельности активными помощниками стали родители. Учащиеся совместно с родителями и педагогами школы  заложили рябиновую аллею, яблоневый сад выпускников, высадили 50 саженцев сосны.

       Коллектив школы постоянно работает над тем, чтобы превратить трудовое воспитание учащихся в социально-трудовое, направленное на благо своего социума, при этом научить их гордиться плодами своего труда.

     Воспитательная деятельность и уровень воспитанности за 2011–2012 годы оценивались посредством анкетирования учащихся и их родителей. Результаты диагностики уровня воспитанности анализируются с родителями учащихся, совместно с ними составляется коррекционная программа по повышению уровня воспитанности учащихся класса.

     Воспитывает сама атмосфера в школьном коллективе, если там есть занятия по интересам, дружба, взаимовыручка одноклассников и поддержка старших.

     Кроме целенаправленной работы по повышению качества образования и уровня воспитанности учащихся социокультурный комплекс стал оказывать активное влияние на жизнедеятельность села и предоставлять различные услуги населению (экстернатная, вечерняя и дистанционная формы обучения, обучение водителей всех категорий при наборе группы, обучение трактористов категорий В и С).  За эти годы педагогический коллектив накопил богатый опыт работы с общественностью, социальными партнёрами, родителями.

           Проведена значительная работа по повышению качества состава педагогических работников: 100% педагогов прошли курсовую подготовку и  освоили компьютерную технику.      
       Выпускники предыдущих лет поддерживают тесную связь со школой: вместе с учениками устраивают концерты для населения, участвуют в походах, турслётах, соревнованиях, являясь тренерами, вожатыми, помогают в благоустройстве спортивного комплекса, оформлении музея, озеленении села, экологической деятельности.

      Работая над задачами по расширению зоны взаимодействия семьи, общественности, молодёжи социума со школой, созданием условия для активизации инновационной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса, обеспечением повышения эффективности использования бюджетных средств, привлечения внебюджетных средств, наш социокультурный комплекс тем самым расширяет образовательно-культурное пространство школы, чтобы обеспечить интеграцию социокультурной среды села в образовательную деятельность с целью повышения качества образования, его эффективности и социально-экономической  целесообразности, социальной адаптации молодёжи, закрепления её в сельском социуме.

     Если на село придут грамотные специалисты, село будет жить и процветать. Социокультурный комплекс – это будущее нашего села.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школа- социокультурный центр на селе

презентация работы школы...

Программа развития школы как социокультурного центра села.

Программа развития школы как социокультурного центра села....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Проект "Школа - социокультурный центр села"

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но ...

Возрождение комплекса ГТО

опыт работы по возрождению комплекса ГТО в МОУ СОШ № 23 г. Рыбинска...

Всероссийский классный час: Комплекс ГТО. Возрождение традиций. Путь к здоровью через нормы ГТО"

Краткая характеристка комплекса ГТО. История создания и возрождения ГТО. Конспект урока....

Классный час «Комплекс ГТО – возрождение традиций»

Обращение учащихся к проблеме здорового образа жизни, осознание важности физического развития каждого человека, привлечение внимания к движению "Готов к труду и обороне" в свременной России....