Методическая разработка урока "Коллективизация по-сталински".
методическая разработка по истории (10 класс)

В последнее время Украина  обвиняет  Россию в геноциде украинского народа. Геноцид связан с таким понятием как голодомор. К сожалению, мы мало знаем о тех страшных страницах нашей истории, когда голод заставлял питаться себе подобными, и это в районах, где голода не могло быть по - определению, но это трагедия всего советского  крестьянства, а не только украинского, его общая беда, и причины и  масштабы были одинаковы. Основная масса пострадавших от сталинского режима это   крестьяне. Скольких раскулачили, сколько умерли от голода... Но где у нас памятники им? Это была трагедия крестьянской страны. Но у нас о ней ничего не знают, и многие даже не понимают, о чем идет спор с Украиной.

 Когда вчитываешься в документы недавнего советского прошлого, поражают не только масштаб насилия, не только непостижимый контраст между реальностью и декларируемыми целями общественного развития, но и явная искусственность системы, которая словно не для людей и не в их интересах возникла и существовала, а преследовала какие-то свои "нечеловеческие" цели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трагедия крестьянской страны . Коллективизация по – Сталински.

Слайд 2

Цель урока: О пираясь на документы и воспоминания о событиях 1929-1932 годов , способствовать получению учащимися достоверной и полной информации о трагедии советского крестьянства ; воспитывать непримиримое отношение к тоталитаризму как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества.

Слайд 3

План урока. 1.Оганизационный момент. Постановка цели и задач урока. 2.Причины коллективизации. Х V съезд ВКП (б) 3.Безумная гонка. Колхозное строительство а) РСФСР б) Сасовский район Московской области. в) Анализ документов. Работа в проблемных группах. 4.Раскулачивание. а) признаки кулацких хозяйств б) категории кулаков в) Анализ документов. Работа в проблемных группах. 5. Головокружение от успехов. «Отлив», март-август 1930. 6. Вторая волна раскулачивания. февраль-март 1931 года. Год сплошной коллективизации. 7. Голод 1932-1933 года. а) причины голода б) механизм голода в) жертвы г) анализ документов. Работа в проблемных группах. 8.Трагедия крестьянской страны. Основные выводы.

Слайд 4

Когда вчитываешься в документы недавнего советского прошлого, поражают не только масштаб насилия, не только непостижимый контраст между реальностью и декларируемыми целями общественного развития, но и явная искусственность системы, которая словно не для людей и не в их интересах возникла и существовала, а преследовала какие-то свои "нечеловеческие" цели. Объясняя негативные стороны советской действительности, чаще всего используют два знаковых понятия - большевизм и насилие. Однако причина, очевидно, лежит гораздо глубже, она в соединении особенностей индустриальной эпохи со специфическими условиями России.

Слайд 5

Решение о необходимости коллективизации было принято XV съездом ВКП (б) в 1927 году. Постановление ЦК ВКП (б) 1930 года ставило задачу провести массовую коллективизацию (охват ею свыше 60% крестьянских хозяйств) в основных зерновых районах страны к весне 1932 года. Московская область, куда входил Сасовский район, не была включена в их число. По первоначальному плану коллективизация должна была завершиться на территории Московской области к концу первой пятилетки. Но в декабре 1929 года был выдвинут лозунг ускорения темпов коллективизации и завершения ее в Рязанском округе к весне 1931 года. Однако через месяц пленум Московского обкома ВКП (б) решил к весне 1930 года коллективизировать 40%, а в Рязанском округе - 100% крестьянских хозяйств.

Слайд 6

Из двух зол мужик мог выбрать или колхоз, или раскулачивание. По­скольку местные власти сами определяли, кого считать «кулаком» или «подкулачником», то простора для произвола оказалось предостаточно. Естественно, сверху помогали, посылая армейские части, подразделения ОГПУ для «устрашения и усмирения». . Республики январь 1930 г. март 1930 г. июль 1930 г. 1933 г. РСФСР 24 58 20 60 Зимой 1930 г. в республиках развернулось соревнование за быстрейшее завершение сплошной коллективизации до весеннего сева. О масштабах движения суди по таблице Таблица . Процент коллективизированных хозяйств

Слайд 7

6. Документы 1) "В районах, где развернута массовая разъяснительная работа, середняцкая часть деревни по отношению к хлебозаготовкам настроена доброжелательно: "Заготовки необходимо принять. Отказываться от них нельзя, так как хлеб нужен государству ( Сасовский район)? Спецсводка № 77/3^Рязанского окротдела ОГПУ о ходе хлебозаготовок. 12 октября 1929 г. // Рязанская деревня в 1929-1930 гг. Хроника головокружения. Документы и материалы. - М., 1998. - С. 67. 2) "Бывший торговец села Сасово того же района по вопросу коллективизации среди местных крестьян говорил: "Коллектив дело хорошее, но едва ли он устоит. В семье отец с сыном ужиться не могут -расходятся, а мы толкуем о сплошной коллективизации". Второй бывший торговец Добрынин А. ... ему поддакивал: "Они только говорят, а не делают, хорошо поют, но где-то сядут". Спецсводка № 1/2 Рязанского окротдела ОГПУ о ходе сплошной коллективизации в округе 5 января 1930 г. Там же. - С. 125-126.

Слайд 8

1) " Сасовский сельсовет того же района, имея хороший актив количеством в 7 человек, в колхозном строительстве участия не принимает. Нет никакого плана по колхозстроительству , руководство со стороны РИКа отсутствует, среди населения царит неорганизованность". Спецсводка № 2/3 Рязанского окротдела ОГПУ о ходе сплошной коллективизации в округе. 14 января 1930 г. - Там же. - С. 135. 2) "Председатель семобщества г. Сасово Азовкин , сын бывшего крупного купца, на собраниях по вопросу о коллективизации агитировал против колхозстроительства , говоря: "В колхозы вступать опасно, так как туда собираются люди некомпетентные" и т.д. Своими выступлениями сделал большой тормоз колхозстроительству ( Азовкин арестован, ведется следствие)". Там же. - С. 137.

Слайд 9

Работа с документами. Прочитайте заголовки статей и выдержки из них, которые были помещены на первой странице «Экономичес кой жизни» за 16 октября 1929 г. «Колхозы должны стать первыми. На деле же они часто плетутся в хвосте». «Сталинградские колхозы недопустимо отстают». «Многие сибирские колхозы слабо сдают хлеб». «В сентябре по Сибири заготовлено 25% от плана колхозного хлеба» «Большинство руководителей колхозов относятся к ударным заданиям по сдаче колхозного хлеба безразлично». Как вы думаете, только ли отсутствие машин и техники на селе было при чиной отставании колхозов? 2. Был ли 1929 г. годом «великого перелома»?

Слайд 12

1930 год дал высокий урожай, что позволило увеличить государственные заготовки зерна. В феврале — марте 1931 г. началась новая волна раскулачивания. Страна покрылась сетью лагерей, поселками «спецпереселенцев» («кулаками» и членами их семей). «Весной 1931 года предчувствуя беду, отец ушел на разъезд Междудворье , в 5 км от нас, где его пригласили выложить печь и больше не вернулся. Можно предположить также, что это связано с возросшими налогами для частников и необходимостью содержать большую семью. Отец мой в колхозе не состоял. Позднее сказали, что приехали из ОГПУ Нямдана и его взяли. Потом мы узнали, что папу раскулачили, а меня как члена семьи кулака выгнали со 2 класса из школы. Мне было 9 лет. За день до этого нам шепнули, что нас раскулачат. Мама вечером нас одела во все хорошее, думая, что с ребенка ничего не снимут, но, когда вечером пришли нас раскулачивать, с нас все новое сняли и мы оделись во все старое. На следующее утро в сельсовете, все наши вещи были проданы. Я до сих пор помню, как я плакала, когда мое детское платье продали за 5 рублей, а оно было праздничное» (из воспоминаний).

Слайд 14

Шемаров Василий Михайлович родился 7 сентября 1922 года в селе Подболотье Пителинского района. Семья была большая, крестьянская, из 12 человек, которые с возрастом разъехались кто куда. Родных же братьев и сестёр у Василия Михайловича нет. Дед В.М. Шемарова, Дмитрий Васильевич, сам создал ветряную мельницу. Но она не принесла семье счастье. В годы коллективизации их «вычистили» из колхоза за эту мельницу. Местные активисты отобрали у Шемаровых лошадь, корову, а самое страшное - из дома выгнали. Михаила Дмитриевича, отца, в тюрьму посадили, деду дали условно 5 лет выселения, он работал в селе Нащи . А Василий с матерью, Степанидой Никитичной, скитались по родному селу, обитали, где придётся. (из воспоминаний Шемарова В.М., г.Сасово)

Слайд 15

Голод 1932—1933 годов — это результат политики форсированной индустриализации (так называемого большого скачка) и связанных с нею насильственной коллективизации и принудительных хлебозаготовок, которые привели к разрушению сельского хозяйства. Это была политика преступная, авантюристическая и антикрестьянская , основанная на идее фикс, что крупное производство решит все проблемы. Для форсированной индустриализации понадобились деньги. Зерно было главным источником валюты для России. Чтобы повысить товарность, решили провести коллективизацию. Думали, колхозы повысят товарность хлеба, а получилось наоборот. Страшный массовый голод был только в зерновых районах СССР. Умирали от голода там, где производили хлеб. Это особенность голода 1932-1933 годов. Голод был результатом политики властей, но не национальной! Во всем Поволжье, где были и татарские, и мордовские, и чувашские, и немецкие, и украинские села, страдали одинаково.

Слайд 16

Механизм голода — создание колхозов и повышенные планы заготовок сельхозпродукции. Уже в 30-м дали план огромный, в несколько раз больший, чем раньше. Считали, что колхозы будут больше давать товарного зерна. Людей в колхозы загнали, распахали много земли. Это привело к массовому убою скота — на еду и чтобы получить хоть какие-то деньги, потому что, когда скот загоняли в колхоз, он скоро погибал. Но Сталину повезло: в 1930 году стояла идеальная погода, урожай был очень хороший. У руководства возникла иллюзия, что такой хороший урожай — из-за колхозного строя. В 1930 году взяли хлеба у крестьян в два раза больше, чем в 1928-м. В 1931-м план дали еще больше И тут — засуха, хоть и небольшая, но сравнимая с засухой в 20-е. Да еще скотины не хватает — быков всех порезали. И в 30-м не заплатили крестьянам. Писали весь год палочки - трудодни, а потом не дали денег Ужа в 1931-м крестьяне начали голодать, но у них тогда еще оставались запасы. Однако, чтобы выполнить повышенный, нереальный план, у них забирали все подряд. Даже зерно на семена.

Слайд 17

При Сталине, чтобы недопустить развала колхозного строя, чтоб не разбежались все, были использованы самые жестокие, варварские способы: заградотряды , блокада, чрезвычайные комиссии. Были приняты постановления о блокаде голодных районов. Знаменитая директива, подписанная Сталиным и Молотовым от 22 января 1933 г., — запретить выезд с Украины, Кубани и Дона. 16 февраля 1933 г. это постановление было распространено на другие регионы СССР. Еще это был единственный голод в истории России, который замалчивался. Более того, Сталин на всесоюзном съезде колхозников в феврале—марте 1933 года заявил колхозникам: «Мы забыли о нищете и голоде!».

Слайд 18

. Сталин лично написал указ от 7 августа 1932 года «о пяти колосках» — о расстреле за воровство зерна. И в газетах стали публиковать списки расстрелянных. Но ведь это была норма когда все отбирают люди начинают придерживать, прятать. За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. За 5 месяцев 1932 г. было осуждено 55 тыс. человек, в том числе приговорено к расстрелу 2,1 тыс. человек. Среди осужденных было много женщин. ? Как вы думаете, почему?

Слайд 19

Были проведены переписи населения — в 1926, 1937, 1939-м, которые должны были продемонстрировать всему миру рост народонаселения в результате первых пятилеток. А произошло совершенно обратное: в 37-м оказалось на 9 млн меньше, чем было в 26-м. Всех этих переписчиков Сталин расстрелял в 37-м как врагов народа . Смертность от голода составила примерно 3,5 млн человек по всему Советскому Союзу. Позже историки-демографы уточнили: самая большая убыль населения была в Казахстане (30%), в Поволжье (23%), в Украине (20%) , на Северном Кавказе (20%)—то есть именно там, где прошла сплошная коллективизация, где были зерновые районы. По последним подсчетам демографов, по всему Союзу погибли от голода 5—7 млн человек.

Слайд 20

Цена экспорта Вывезенные в 1932г. 18млн ц зерна обеспечивали возможность прокормить по нормам благополучных лет 6,9 млн человек, а по условиям голодных лет — спасти от крайнего истощения и вымирания вдвое больше —14 млн человек. П отери населения в России (без Казахстана и Украины) составили 2—2,5 млн , в Украине в пределах 3 млн (в Украине было огромное количество сельского населения, и почти все занимались зерном, там производили элитную пшеницу — как раз на экспорт). Украинские же политики и историки называют свои цифры: 10—15 млн жертв — только в Украине.

Слайд 22

Сталин полагал, что осуществил революцию, «которая была произведена сверху, по инициативе государственной власти, при прямой поддержке снизу». Прав ли генсек? Правы ли историки, уверяющие, что «отдельные перегибы» не могли перечеркнуть главного — создания крупного социалистического хозяйства в деревне? Или ты с теми, кто считает, что сплошная коллективизация ничего общего не имеет с социализмом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...