Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения
статья по истории
«Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения»
Духовно-нравственное воспитание каждого человека закладывается с раннего возраста. Именно с этого периода начинает формироваться национально-патриотическое самосознание, которое занимает одно из важных мест и является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса.
Большое значение для этого познавательного, нравственно-патриотического воспитания имеет знакомство учащихся с историей его родного города и края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться именно патриотическое воспитание.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04-10-2000 751 «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»), что является первостепенной задачей, подчеркивается: “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию таких нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в подростке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В учебном процессе нравственно-патриотическое воспитание неразрывно связано с историческим краеведением, которое является важнейшим звеном в большой цепи под общим названием историческое образование, которое сегодня составляет неотъемлемую часть общеобразовательной программы. Оно формирует у учащихся необходимые компетенции: общение и коммуникативные навыки; умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде; умение планировать работу, корректировать и оценивать результат; владение информационными технологиями.
Краеведческий материал, который используется педагогом в современном образовательном процессе, является средством конкретизации общеисторического познания, а с другой стороны, он входит в систему знаний и по истории родного края. Более того использование краеведческого материала, как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории России и делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Историческое краеведение в современном школьном учебном процессе все больше выполняет самостоятельную функцию, направленную на формирование гражданской ответственности и воспитание истинных духовных ценностей. Ведь познание истории России невозможно без детального взгляда на окружающие нас родные места, чья история, в частности, и составляет историю нашего государства. Благодаря именно историческому краеведению учащиеся другими глазами начинают смотреть на окружающий мир, казалось бы, знакомый им ранее. Они начинают осознавать неразрывную связь своего города с историей страны. Почувствовать гордость за своих великих и замечательных предков, которые своими подвигами и деяниями создавали и крепили мощь нашей Родины. Благодаря мужеству и героизму отстояли и уберегли в кровопролитных битвах независимость и свободу. А их гений и талант привел в конечном итоге к образованию такой неповторимой культуры с ее богатейшими духовными ценностями.
В ходе практической деятельности, я применяю технологию внутрипредметной интеграции, которая позволяет сделать процесс обучения истории приближенным к действительности, что вызывает интерес у учащихся, мотивирует их к самостоятельному поиску. Ведь именно краеведение расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение и гражданскую позицию.
В современной школе урок в таком формате мотивирует учащихся к внеклассной работе по предмету, что позволяет эффективнее решать учебно-воспитательные задачи стоящие перед обществом. В частности воспитание патриотических чувств к своей Родине. Патриотизм к своей стране всегда является идеологической доминантой государственности. Государство не может быть суверенным если его граждане не испытывают к нему искренних чувств патриотизма. А в нашей многонациональной стране воспитание патриотических взглядов на примере исторических реалий является наиболее актуальным.
Другая, не менее важная составная часть исторического краеведения позволяет в процессе познания сохранить колорит устных традиций в виде легенд и преданий, связанных с родными местами. Узнать названия и происхождения деревень и сел, расположенных по близости, их героические или трагические, а то и вовсе комические моменты, связанные с ними.
Данный процесс изучение исторического краеведения соответствует принципам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что предполагает инновационные достижения отечественной дидактики.
Практическая значимость заключается еще и в том, что историко-краеведческий материал может составлять содержание, как целого урока, его элементов, а также как дополнительная кружковая деятельность.
В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь его частичному применению. Причем на уроках с элементами исторического краеведения материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодах, а его рассмотрение может проходить на любом этапе урока.
Таким образом, в процессе историко-краеведческой деятельности вырабатываются цели:
- формирование у учащихся более полных представлений об основных закономерностях исторического развития России на фактическом материале истории родного края.
Эти цели формируют задачи:
- способствовать осмыслению учащимися идей исторических период, главных фактов исторической деятельности;
- создание условий для выработки мировоззренческих ориентиров, формированию устойчивого познавательного интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- развитие навыков наблюдений, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения, умения систематизировать изучаемый материал;
- развитие коммуникативных навыков в рамках индивидуальной работы, проектной деятельности, взаимообучения, работы консультантов;
- воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, к родной школе, позитивных установок для решения исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности.
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач необходимо:
- включение разнообразных форм познавательной деятельности в процессе обучения от получения готовых данных о крае, до его изучения в процессе углубленного исследовательского поиска (интервью, беседа, опросы и пр.);
- при изучении родного края использовать сложившуюся традицию анализа, корректировки и описания, а также новые методы изучения исторического краеведения (проблемные вопросы, проблемные ситуации, пропедевтические задания, игровые технологии);
- изучение научно-исследовательских работ известных краеведов своего региона, сообщений, сочинений, докладов и т.д.
Однако прежде чем использовать историко-краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.
Также в зависимости от содержания историко-краеведческого материала, изучение его проходит на разных этапах занятий.
Данная интегративная технология позволяет работать с учащимися разных способностей, когда они усваивают материал на том уровне, который соответствует его природным способностям. Потому что исторические события, связанные с близкими и знакомыми местами, не только вызывают интерес, но и позволяют лучше понять через них историю России. Тем более что история моего Нижегородского края позволяет это делать, даже не выходя за рамки учебной общеобразовательной программы.
Так, использование исторического краеведения на уроках истории России способствует активизации деятельности учащихся. Позволяет разнообразить форму самого урока, что сделает его понятным для всех учащихся. На примере исторического краеведения раскрываются важнейшие исторические события, показываются хозяйственные и культурные связи края с Отечеством, что способствует патриотическому воспитанию самих учащихся.
Практика показывает, что использование исторического краеведения в историческом образовании положительно сказывается на творческой деятельности, на формировании навыков и умений практического применения знаний и выработке самостоятельного мышления.
В современной системе образования внутрипредметная интеграция знаний играет большое значение. Это позволяет сделать урок интересным и разнообразным. Однако не все предметы образовательного процесса могут эффективно интегрироваться. Лишь краеведение успешно синтезируется практически со всеми дисциплинами, выступая, как система различного рода деятельности.
Познавательная – от урока, до кружка;
Ценностно-ориентационная – от исторических фактов и событий, до исторических личностей и героев;
Коммуникативная – различные формы межличностных общений.
Формирование ценностных отношений личности, осуществляемые в целостном педагогическом процессе, оснащенного средствами ценностно-коммуникативного характера, отличающихся проблемностью, смысловой направленностью, интерактивностью содержания, диалогичностью и полифункциональностью.
Для этого, я полагаю, необходимо смелее применять историческое краеведение в образовательном процессе, уходить от общих шаблонов исторического образования к более конкретным примерам истории родного края. Тем более что историческое краеведение позволяет это делать, даже не выходя за рамки учебной программы.
Например, в ряде тем по истории России в 7 классе, я делаю упор на нижегородские корни основных ее деятелей, таких как: Кузьма Минин, реформатор церкви Никон и его главный оппонент Аввакум. И даже административные реформы Алексей Михайловича, Петра I и Екатерины II, также возможно изучать на примере Нижегородского края. И таких сопоставлений исторических событий неисчерпаемый кладезь.
Данный подход историко-краеведческой деятельности обусловлен тесной взаимосвязью познавательной, методологической и научно-исследовательской деятельности.
Для эффективного же использования исторического краеведения на уроках истории необходимо придерживаться следующей методике:
- соответствие материала общим методологическим задачам курса;
- научная достоверность;
- взаимосвязь исторического краеведения с общеисторическим материалом;
- систематичность планомерность в использовании наглядного материала;
- обязательное участие учащихся под руководством учителя в историко-краеведческой работе.
Главным результатом данной технологии на сегодняшний день – это интерес учащихся к краеведению, к изучению истории родного края. Что формирует у учащихся целостное представление о самом историческом краеведении как инструменте формирования исторического сознания.
Однако процесс будет однобоким, если в нем не будут задействованы и сами учащиеся. Моя система работы основана на проектировании данного обучения, где роль отводится и самостоятельной работе самих учащихся в виде:
- работа консультантов;
- в форме взаимообучения;
- проектная деятельность;
- индивидуальные работы.
Использование на уроках этих факторов исторического краеведения, позволяют учащимся лучше понять и усвоить тему данного урока. Возрастает интерес к историческим истокам, проявляется любознательность, что мотивирует учащихся к дополнительному изучению понравившейся темы, в том числе и истории родного края.
Конечно же, все это требует от учителя более взвешенного подхода к применению исторического краеведения в учебном процессе, где нельзя допускать вольной интерпретации фактов. Постоянно приходится расширять свой кругозор, т.к. учащиеся любят задавать дополнительные вопросы, порой даже не относящиеся к данной теме.
Для этого учитель должен, в первую очередь, следить за выходом периодических публикаций по историческому краеведению в Интернете. А также пополнять свою краеведческую библиотеку.
Все это в конечном итоге сформирует у учащихся целостное представление об историческом краеведении как инструменте формирования исторического сознания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексей Толстых
учитель истории
МБОУ «Школа № 7»
г. Нижний Новгород
«Развитие базовых компетенций учащихся в процессе обучения истории и исторического краеведения»
Духовно-нравственное воспитание каждого человека закладывается с раннего возраста. Именно с этого периода начинает формироваться национально-патриотическое самосознание, которое занимает одно из важных мест и является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса.
Большое значение для этого познавательного, нравственно-патриотического воспитания имеет знакомство учащихся с историей его родного города и края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться именно патриотическое воспитание.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04-10-2000 751 «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»), что является первостепенной задачей, подчеркивается: “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию таких нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в подростке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В учебном процессе нравственно-патриотическое воспитание неразрывно связано с историческим краеведением, которое является важнейшим звеном в большой цепи под общим названием историческое образование, которое сегодня составляет неотъемлемую часть общеобразовательной программы. Оно формирует у учащихся необходимые компетенции: общение и коммуникативные навыки; умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде; умение планировать работу, корректировать и оценивать результат; владение информационными технологиями.
Краеведческий материал, который используется педагогом в современном образовательном процессе, является средством конкретизации общеисторического познания, а с другой стороны, он входит в систему знаний и по истории родного края. Более того использование краеведческого материала, как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории России и делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Историческое краеведение в современном школьном учебном процессе все больше выполняет самостоятельную функцию, направленную на формирование гражданской ответственности и воспитание истинных духовных ценностей. Ведь познание истории России невозможно без детального взгляда на окружающие нас родные места, чья история, в частности, и составляет историю нашего государства. Благодаря именно историческому краеведению учащиеся другими глазами начинают смотреть на окружающий мир, казалось бы, знакомый им ранее. Они начинают осознавать неразрывную связь своего города с историей страны. Почувствовать гордость за своих великих и замечательных предков, которые своими подвигами и деяниями создавали и крепили мощь нашей Родины. Благодаря мужеству и героизму отстояли и уберегли в кровопролитных битвах независимость и свободу. А их гений и талант привел в конечном итоге к образованию такой неповторимой культуры с ее богатейшими духовными ценностями.
В ходе практической деятельности, я применяю технологию внутрипредметной интеграции, которая позволяет сделать процесс обучения истории приближенным к действительности, что вызывает интерес у учащихся, мотивирует их к самостоятельному поиску. Ведь именно краеведение расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение и гражданскую позицию.
В современной школе урок в таком формате мотивирует учащихся к внеклассной работе по предмету, что позволяет эффективнее решать учебно-воспитательные задачи стоящие перед обществом. В частности воспитание патриотических чувств к своей Родине. Патриотизм к своей стране всегда является идеологической доминантой государственности. Государство не может быть суверенным если его граждане не испытывают к нему искренних чувств патриотизма. А в нашей многонациональной стране воспитание патриотических взглядов на примере исторических реалий является наиболее актуальным.
Другая, не менее важная составная часть исторического краеведения позволяет в процессе познания сохранить колорит устных традиций в виде легенд и преданий, связанных с родными местами. Узнать названия и происхождения деревень и сел, расположенных по близости, их героические или трагические, а то и вовсе комические моменты, связанные с ними.
Данный процесс изучение исторического краеведения соответствует принципам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что предполагает инновационные достижения отечественной дидактики.
Практическая значимость заключается еще и в том, что историко-краеведческий материал может составлять содержание, как целого урока, его элементов, а также как дополнительная кружковая деятельность.
В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь его частичному применению. Причем на уроках с элементами исторического краеведения материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодах, а его рассмотрение может проходить на любом этапе урока.
Таким образом, в процессе историко-краеведческой деятельности вырабатываются цели:
- формирование у учащихся более полных представлений об основных закономерностях исторического развития России на фактическом материале истории родного края.
Эти цели формируют задачи:
- способствовать осмыслению учащимися идей исторических период, главных фактов исторической деятельности;
- создание условий для выработки мировоззренческих ориентиров, формированию устойчивого познавательного интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- развитие навыков наблюдений, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения, умения систематизировать изучаемый материал;
- развитие коммуникативных навыков в рамках индивидуальной работы, проектной деятельности, взаимообучения, работы консультантов;
- воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, к родной школе, позитивных установок для решения исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности.
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач необходимо:
- включение разнообразных форм познавательной деятельности в процессе обучения от получения готовых данных о крае, до его изучения в процессе углубленного исследовательского поиска (интервью, беседа, опросы и пр.);
- при изучении родного края использовать сложившуюся традицию анализа, корректировки и описания, а также новые методы изучения исторического краеведения (проблемные вопросы, проблемные ситуации, пропедевтические задания, игровые технологии);
- изучение научно-исследовательских работ известных краеведов своего региона, сообщений, сочинений, докладов и т.д.
Однако прежде чем использовать историко-краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.
Также в зависимости от содержания историко-краеведческого материала, изучение его проходит на разных этапах занятий.
Данная интегративная технология позволяет работать с учащимися разных способностей, когда они усваивают материал на том уровне, который соответствует его природным способностям. Потому что исторические события, связанные с близкими и знакомыми местами, не только вызывают интерес, но и позволяют лучше понять через них историю России. Тем более что история моего Нижегородского края позволяет это делать, даже не выходя за рамки учебной общеобразовательной программы.
Так, использование исторического краеведения на уроках истории России способствует активизации деятельности учащихся. Позволяет разнообразить форму самого урока, что сделает его понятным для всех учащихся. На примере исторического краеведения раскрываются важнейшие исторические события, показываются хозяйственные и культурные связи края с Отечеством, что способствует патриотическому воспитанию самих учащихся.
Практика показывает, что использование исторического краеведения в историческом образовании положительно сказывается на творческой деятельности, на формировании навыков и умений практического применения знаний и выработке самостоятельного мышления.
В современной системе образования внутрипредметная интеграция знаний играет большое значение. Это позволяет сделать урок интересным и разнообразным. Однако не все предметы образовательного процесса могут эффективно интегрироваться. Лишь краеведение успешно синтезируется практически со всеми дисциплинами, выступая, как система различного рода деятельности.
Познавательная – от урока, до кружка;
Ценностно-ориентационная – от исторических фактов и событий, до исторических личностей и героев;
Коммуникативная – различные формы межличностных общений.
Формирование ценностных отношений личности, осуществляемые в целостном педагогическом процессе, оснащенного средствами ценностно-коммуникативного характера, отличающихся проблемностью, смысловой направленностью, интерактивностью содержания, диалогичностью и полифункциональностью.
Для этого, я полагаю, необходимо смелее применять историческое краеведение в образовательном процессе, уходить от общих шаблонов исторического образования к более конкретным примерам истории родного края. Тем более что историческое краеведение позволяет это делать, даже не выходя за рамки учебной программы.
Например, в ряде тем по истории России в 7 классе, я делаю упор на нижегородские корни основных ее деятелей, таких как: Кузьма Минин, реформатор церкви Никон и его главный оппонент Аввакум. И даже административные реформы Алексей Михайловича, Петра I и Екатерины II, также возможно изучать на примере Нижегородского края. И таких сопоставлений исторических событий неисчерпаемый кладезь.
Данный подход историко-краеведческой деятельности обусловлен тесной взаимосвязью познавательной, методологической и научно-исследовательской деятельности.
Для эффективного же использования исторического краеведения на уроках истории необходимо придерживаться следующей методике:
- соответствие материала общим методологическим задачам курса;
- научная достоверность;
- взаимосвязь исторического краеведения с общеисторическим материалом;
- систематичность планомерность в использовании наглядного материала;
- обязательное участие учащихся под руководством учителя в историко-краеведческой работе.
Главным результатом данной технологии на сегодняшний день – это интерес учащихся к краеведению, к изучению истории родного края. Что формирует у учащихся целостное представление о самом историческом краеведении как инструменте формирования исторического сознания.
Однако процесс будет однобоким, если в нем не будут задействованы и сами учащиеся. Моя система работы основана на проектировании данного обучения, где роль отводится и самостоятельной работе самих учащихся в виде:
- работа консультантов;
- в форме взаимообучения;
- проектная деятельность;
- индивидуальные работы.
Использование на уроках этих факторов исторического краеведения, позволяют учащимся лучше понять и усвоить тему данного урока. Возрастает интерес к историческим истокам, проявляется любознательность, что мотивирует учащихся к дополнительному изучению понравившейся темы, в том числе и истории родного края.
Конечно же, все это требует от учителя более взвешенного подхода к применению исторического краеведения в учебном процессе, где нельзя допускать вольной интерпретации фактов. Постоянно приходится расширять свой кругозор, т.к. учащиеся любят задавать дополнительные вопросы, порой даже не относящиеся к данной теме.
Для этого учитель должен, в первую очередь, следить за выходом периодических публикаций по историческому краеведению в Интернете. А также пополнять свою краеведческую библиотеку.
Все это в конечном итоге сформирует у учащихся целостное представление об историческом краеведении как инструменте формирования исторического сознания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности
Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...
Развитие творческой деятельности учащихся в процессе составления задач по историческим данным краеведческого характера
В работе рассмотрены примеры задач с историческим содержанием краеведческого характера и целесообразность их использования на уроках....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку
Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы
В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...
Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе обучения биологии
Доклад на окружной научно-практической конференции "Профессиональная компетентность педагогического работника - основа профессионального стандарта педагога"...
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...
Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в процессе обучения немецкому языку
В данной статье акцентируется мысль о том, что проблема формирования лингвострановедческой компетенциив процессе обучения иностранным языкам становится очень актуальной.Термин “линговострановеде...