Рабочая программа по истории для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс)
Рабочая программа по истории для 8 класса УМК История Нового времени. Юдовская А.Я. Баранов П.А. - М.: Просвещение.
История России. 8 кл. Арсентьев Н.М., Данилов А.А.; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании МО _________________________ _________________________ Протокол от_________№____ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УР Марченкова А.В. __________________ 23.08.2019г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Тургеневская СОШ» Поляковой В.В. __________________ от 31.08.2019г. № 110 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «История России. Всеобщая история»
для 8 класса
базовый уровень
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Матвеев Андрей Валерьевич
Учитель истории
пгт. Тургенево
2019 год
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС и составлена на основе УМК:
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина — А.О.Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. - М.: Просвещение.
- Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История Росс». 6-9 классы (основная школа): учеб.пособие для общеобразоват.организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. - М.: Просвещение.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – 16-е изд. – М.: Просвещение.
- История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. . - М., «Просвещение».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «Тургеневская СОШ» 2019-2020 учебного года.
Школьный предмет «история» должен познакомить учащегося с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. В соответствии с базисным учебным планом предмет «история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет 68 часов в год на предмет «история», из них 28 часов на «Всемирную историю» и 40 часов на «Отечественную историю».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и д.р.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Эпоха Просвещения 20 ч
Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Знать и уметь:
- Раскрывать смысл учений Дж.Локка, Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо;
- Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения;
- Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т.Джефферсона и Дж.Вашингтона;
- Объяснять историческое значение образования США;
Раздел 2. Традиционные общества Востока. Начало колонизации. 8 ч
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Знать и уметь:
- Сравнивать традиционное общество с европейским;
- Характеризовать государства Востока и Европы;
Раздел 3.Россия эпохи Петра Великого и Дворцовых переворотов 20 ч
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире .Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная по- дать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на между- народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Знать и уметь:
- Объяснять смысл понятий абсолютизм, церковный раскол, старообрядцы, протекционизм, приписные крестьяне
- Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований
- Использовать отрывки из петровских указов, Табели о рангах для характеристики социальной политики власти
- Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I
- Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта
Раздел 4. Россия эпохи правления Екатерины Великой и Павла I 20 ч
Российская империя в период правления Екатерины II. Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные пред- принимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При- соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Знать и уметь:
- Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Екатерина II и Павла I
- Характеризовать положение крестьян во втрой половине XVIII века
- Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II и Павле I
- Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII века, места важнейших сражений
Тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Контроль-ные работы | Дата | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
I. | Эпоха Просвещения | 20 | ||||
1 | Вводный урок | 1 | Конспект в тетради | |||
2 | Повторение хронологии событий 16-17 вв. | 1 | Составление ментальной карты | |||
3/4 | Великие просветители Европы | 2 | §20 стр 185-186 §20 стр 186 - 194 | |||
5/6 | Мир художественной культуры Просвещения | 2 | §21 стр194-198 §21 стр 198-204 | |||
7/8 | На пути к индустриальной эре | 2 | §22 стр 207-212 §22 стр 212-215 | |||
9/10 | Английские колонии в Северной Америке | 2 | §23 стр216 – 219 §23 стр 219-226 | |||
11 | Война за независимость в Сев.Америке | 1 | §24 стр 226-232 | |||
12 | Создание США | 1 | §24 стр 232-234 | |||
13 | Контрольная работа «Эпоха просвещения и создание США» | 1 | Контроль-ная работа | Повторить даты | ||
14/15 | Франция в 18 в. Начало Французской революции | 2 | §25 стр 236-241 §25 стр 241-247 | |||
16/17 | Французская революция. От монархии к республике | 2 | §26 стр 249-256 §26 стр 256-263 | |||
18/19 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 2 | §27 стр 263-267 §27 стр 267-273 | |||
20 | Контрольная работа «Французская революция» | 1 | Контроль-ная работа | Повторить даты | ||
II | Традиционные общества Востока. Начало колонизации | 8 | ||||
21/22 | Государства Востока: традиционное общество | 2 | Стр 295. Индивидуа-льные задания | |||
23/24 | Государства Востока: начало колонизации | 2 | §29-30 стр 286-290 §29-30 стр 290-298 | |||
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Традиционные общества» | 1 | Задания стр 298 | |||
26 | Защита проектных работ | 1 | Индивидуа-льные задания | |||
27 | Контрольная работа по теме «Эпоха Просвещения. Традиционные общества» | 1 | Контроль-ная работа | Повторить даты | ||
28 | Работа над ошибками | 1 | Повторить термины | |||
III | Россия эпохи Петра Великого и Дворцовых переворотов | 20 | ||||
29 | У истоков российской модернизации | 1 | Конспект в тетради | |||
30 | Россия и Европа в кон.17 века | 1 | §1 | |||
31 | Предпосылки петровских реформ | 1 | §2 | |||
32 | Начало вправления Петра I | 1 | §3 | |||
33 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | §4 | |||
34 | Реформы управления Петра I | 1 | §5 | |||
35 | Экономическая политика Петра I | 1 | §6 | |||
36 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 | §7 | |||
37 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 | §8 | |||
38 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 | §9 | |||
39 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 | §10 | |||
40 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | §11 | |||
41 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | §12 | |||
42 | Повторительно-обобщающий урок по эпохе правления Петра I | 1 | Сводная таблица «Реформы Петра I» | |||
43/44 | Эпоха дворцовых переворотов | 2 | §13-14 стр 84-86 §13-14 стр 86-89 | |||
45 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 | §15 | |||
46 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | §16 | |||
47 | Национальная и религиозная политика в 1725 — 1762 гг. | 1 | Стр.105-109 | |||
48 | Контрольная работа «История России эпохи Петра Великого и Дворцовых переворотов» | 1 | Контроль-ная работа | Повторить даты | ||
IV | Россия эпохи правления Екатерины Великой и Павла I | 20 | ||||
49 | Россия в системе международных отношений | 1 | §17 | |||
50 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | §18 | |||
51 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 | §19 | |||
52 | Социальная структура российского общества 2-й пол.18 века | 1 | §20 | |||
53 | Восстание под предводительством Е.И.Пугачева | 1 | §21 | |||
54 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | 1 | Стр.32-37 | |||
55 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | §22 | |||
56 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 | §23 | |||
57 | Внутренняя политика Павла I | 1 | §24 | |||
58 | Внешняя политика Павла I | 1 | §25 | |||
59 | Общественная мысль, публицистика, литература | 1 | Стр. 72-76 | |||
60 | Образование и наука в России в 18 веке | 1 | Стр. 77-80 | |||
61 | Русская архитектура в 18 веке | 1 | Стр.86-90 | |||
62 | Живопись и скульптура | 1 | Стр.91-96 | |||
64 | Музыкальное и театральное искусство | 1 | Стр.97-100 | |||
64 | Народы России в 18 веке | 1 | Стр.101-105 | |||
65 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 | §26 | |||
66 | Защита проектных работ | 1 | Индивидуа-льные задания | |||
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в 18 в.» | 1 | Повторить термины | |||
68 | Итоговая контрольная работа «Россия и мир в 18 в.» | 1 | Контроль-ная работа | Повторить даты | ||
Итого | 68 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1.Перечень оборудования имеющегося в наличии
- Компьютеры в медиаклассе
- Мультимедиапроектор в медиаклассе
- Принтер в медиаклассе
- Интернет в медиаклассе
- Интерактивная доска в медиаклассе
- Портативный диапроектор для слайдов
2.Перечень наглядных и дидактических материалов имеющихся в наличии
- Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США
- Экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в.
- Экономическое развитие Российской империи в первой половине XVIII в.
Учебно-методическое обеспечение предметов
1.Основная учебно-методическая литература
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина — А.О.Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. - М.: Просвещение.
- Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История Росс». 6-9 классы (основная школа): учеб.пособие для общеобразоват.организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. - М.: Просвещение.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – 16-е изд. – М.: Просвещение.
- История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. . - М., «Просвещение».
2. Дополнительная учебно-методическая литература и источники
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2012.
- Владимирова О.В. История: полный справочник / О.В.Владимирова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
- Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. История. Учебное пособие. / Е.А.Гевуркова, Я.С.Соловьев. – Москва: Интеллект-Центр, 2013.
- Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания / Е.А.Гевуркова, Я.В. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- История. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
- История. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост. Е.А.Митькина. – Ярославль: Академия развития, 2011.
- Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11 классы.: справ.материалы / П.А.Баранов. – М.: АСТ Астрель: Полиграфиздат, 2012.
Интернет сайты
Всеобщая история | История России |
Великие открытия http://www.historial.ru/bilio/subbotin/subbotin_into/htm Культура http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000892/1000892al.htm История пехоты http://infantry.lifecity.ru/libr/htm История Англии http://www.2uk.ru/history/ Всемирная история: Средневековье http://www.withhistory.com История дипломатии http://www.diphis.ru Всемирная история в лицах http://rules.narod.ru | http://www.gumer.info – библиотека Гумера http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова http://www.bibliotekar.ru – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://www.statertore.ru – история государства http://www.history.tom.ru – история России от князей до Президента http://www.lectures.edu.ru – лекции по истории для любознательных http://www.oiru.org – общество изучения русской усадьбы http://www.memoirs.ru – русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...