Открытый урок по истории "РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»
Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цель урока | Знать структуру российского общества в XVI в. |
План урока |
|
Методы и приемы | самостоятельная работа с текстом учебника |
Основные понятия |
|
Планируемые результаты | Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности. Метапредметные: Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи. Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей. |
Оборудование | Учебник, Рабочие листы с заданиями |
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я учитель истории из Ээрбека, зовут меня Алдынай Шолбановна . Сегодня мне выпала уникальнейшая возможность провести урок в вашем классе. Надеюсь, что ваши знания помогут вам на уроке и будут мне надёжной опорой. Договорились?
(слайд № 1)
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям
К уроку готовы?
Тогда – за работу!
Удачи желаю всем нам!
2.Актуализация опорных знаний
(слайд № 2)
- А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «Россия и Европа в XVI веке».
- Что изображено на иллюстрациях?
- Какие существенные отличия вы видите?
Вывод: основное занятие европейцев ремесло и торговля, а россиян – сельское хозяйство.
3.Мотивационно-целевой этап
(слайд № 3)
- Отсюда возникает проблемный вопрос: «Почему Европа и Россия в конце XV- начале XVI века в социально-экономическом развитии пошли разными путями?» Анализ Российского общества в XVI веке, я надеюсь, позволит нам получить ответ на этот вопрос.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Российское общество в XVI веке: «Служилые» и «Тяглые»)
(слайд № 4)
- Сегодня мы должны с вами рассмотреть такие вопросы:
(слайд № 5)
План урока
1. Европа в начале XVI века. (Ну вы ж взрослые люди и понимаете, что всё познаётся в сравнении, нам это сравнение нужно, что б понять специфику Российского общества)
2. На государевой службе.
3. Крестьянский мир.
4. Изучение новой темы
- Я попрошу вас разбиться на 3 группы в соответствии с пунктами плана и цветом жетона, который каждый из вас получил перед началом урока. Возьмитесь за руки, вы теперь команда, поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд.
- Ваша задача изучить документ, ответить (письменно) на вопросы к нему, составить интеллект - карту, состоящую из основных моментов, изучаемой вами проблемы и отчитаться о проделанной работе. Работаем дружно, быстро, времени у вас на всё 7 минут.
Задание для 1 группы
(слайд № 6)
Европа в конце XV- начале XVIвека
Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы.
Характерной чертой хозяйственной жизни стало наличие технических открытий: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, значительный прогресс в оружейном деле - началось вытеснения холодного оружия огнестрельным, быстро развивались книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В связи с Великими географическими открытиями складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.
Таким образом важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Все эти новшества привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества, где преобладало торгово-ремесленное население.
Вопросы к тексту:
1. Когда в Европе начинается экономический подъём?
2. О каких технических открытиях говорится в документе?
3. Назовите важную особенность в социально-экономическом развитии Европы.
Клише ответа
Перед нашей группой стояла задача изучить документ «Европа в конце 15 – начале 16 века». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что
1. Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы
2. Связано это было в первую очередь с техническими открытиями в области производства, мореплавания, оружия, книгопечатания.
3. Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений.
Вывод: Все эти изменения привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества.
Европа
Задание для 2 группы
(слайд № 7)
На государевой службе
- Работая с первым пунктом параграфа, вы отвечаете на вопросы и делаете интеллект карту
Вопросы к документу:
1. На какие сословия делилось российское общество в XVI веке?
2. Кто такие бояре и кто такие дворяне?
3. Чем регулировались отношения между членами государева двора? Что такое местничество?
Клише ответа.
Перед нашей группой стояла задача изучить документ «На государевой службе». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что
1. в XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. Верхушку знати составляли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» князья пограничных земель
2. Бояре – это выходцы из старшей боярской дружины, несли государственную службу; владели вотчинами на основе частной собственности, т.е. могли продать, завещать, подарить. Дворяне – это взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право пользования земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами.
3.Отношения между членами государева двора регулировались местничеством. Местничество - это система распределения должностей и порядок назначения на государственные должности в зависимости от знатности рода и происхождения
Вывод: В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.
(В ходе выполнения задания при консультативной помощи учителя составляется схема.)
Задание для 3 группы
(слайд № 8)
Крестьянский мир
В XVI веке 95% населения России составляли крестьяне. Они делились на черносошных (лично свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков).
Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Среднее российское село в XVI веке состояло из 10-30 дворов, деревня же насчитывала всего 3-5 дворов. Основное жилище крестьянина – изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 кв.метров)
В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6-8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканной одежды лежали на хозяйке и дочерях.
Женились и выходили замуж рано – до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести повинности – тягло). Повинностями были барщина и оброк. Оброк выплачивали зерном, скотом, маслом, мясо, рыбой, ягодами, курами , яйцами и очень редко деньгами. В качестве барщинных работ могли пахать поля, прудить пруды, косить сено и выполнять ряд других работ.
Вопросы к документу
1. Кто составлял большинство населения России в XVI в.?
2. На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?
3. Что являлось центром крестьянской общины?
4. Каковы были обязанности крестьянина?
5. Какие повинности несли крестьяне?
Клише ответа.
Перед нашей группой стояла задача изучить пункт «Крестьянский мир в 16 веке» В ходе проделанной работы, мы выяснили, что
1. большинство населения России в XVI в. составляли крестьяне 95%
2. российское крестьянство в XVI в. делилось на лично свободных черносошных крестьян, дворцовых (принадлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.
3. центром крестьянской общины было село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.
4. в обязанности крестьянина входили сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.
5. крестьяне несли тягло в виде Оброка и барщины. Оброк платили зерном, скотом, курами, яйцами, маслом, рыбой….очень редко деньгами
- Выполнение повинностей крестьян по отношению к знатным сословиям, было основным источником их существования, в отличие от Европейского общества, где как мы видим широко развивалось ремесло и торговля.
(слайд № 9)
- В конце 16 века массовый отток крестьянского населения из - за не урожайности и возросших налогов заставили правительство ввести Заповедные и Урочные лета. Таким образом в России продолжается законодательное оформление крепостного права.
5. Подведение итогов.
- Ну а теперь подведём итог. Мы видим, что Российское общество в 16 веке было сословным. Но тягловое население находилось в большей степени поземельной и личной зависимости, чем в Европе, которая активно в тот момент включалась в товарно-денежные отношения и мировой рынок. Отсюда и разные пути Европы и России в социально-экономическом развитии.
- Ответили мы на наш проблемный вопрос? Ответили!
- Что бы обобщить вашу работу я предлагаю составить синквейн.
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы.
6. Рефлексия
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок!
Вам девчонки и мальчишки,
Всем спасибо за урок!
Всем спасибо за внимание,
А гостям мы говорим «до свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....
Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.
Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...
открытый урок по обществу 7 класс
открытый урок по теме: Конституция РФ...
Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель: расширение понятийной...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: ...
Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые"
презентация по истории России для 7 класса Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые" соответствует обновленному ФГОС...