Политическая раздробленность Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока по истории, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskaya_razdroblennost_rusi.docx | 144.99 КБ |
kartochki_po_politicheskoy_razdroblennosti_dlya_klassa.docx | 143.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Политическая раздробленность на Руси
Цель: изучение понятия раздробленности и ее причин
образовательные:
- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях.
развивающие:
- Формировать у учащихся навыки монологической речи. Учащиеся выступают с развернутыми ответами по теме; строят высказывания по опорам, делают выводы.
-развивать умения работы с текстом и анализировать полученную информацию.
развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга;
-прививать чувство уважения и толерантности к истории и культуре своей Родины.
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины, истории своего края;
воспитательные:
- воспитывать гражданские и патриотические качества учащихся;
- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.;
-формировать понимание роли личности в истории
Планируемые результаты:
Предметные: умение работать с информацией, получить целостное представление об историческом развитии главных политических центров в XII веке, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений.
Метапредметные:
Познавательные: Систематизировать исторический материал, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода.
Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Тип урока: открытия нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц. Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Проблемный вопрос - Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности?
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
- Изучение нового учебного материала
Поговорим о причинах политической раздробленности: (составляем схему на доске)
Политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.
Задание № 1. Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.
ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».
Вопросы для первой группы:
- Когда наступила раздробленность на Руси?
- К чему привели усобицы между князьями?
- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
- Как изменился порядок владения землей?
- Что стало основой богатства бояр?
- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
- Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».
Вопросы для второй группы:
- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?
- Какой властью обладал киевский митрополит?
- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
- Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».
Вопросы для третьей группы:
- Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?
- Что стало выражением народного стремления к единению?
- Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»?
- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».
Вопросы для четвертой группы:
- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
- Какая земля особенно страдала от половцев?
- Каковы были последствия их набегов?
- Какова была судьба Киева - «матери городов русских»?
- Какова роль степняков в распаде Руси?
ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».
Вопросы для пятой группы:
- На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.
- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
- Что такое удел?
- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
- Как изменились цели участников княжеских усобиц?
ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».
Вопросы для шестой группы:
- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет).
- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
- Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?
СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».
Вопросы для седьмой группы:
- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности?
- Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
- Какие памятники культуры появились в этот период?
- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
Каждая группа работает 10 мину, затем проверяется задание и обсуждается со всем классом.
Вывод: Раздробленность Руси - исторический период в истории страны, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе государства, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.
Ребята, давайте выделим причины распада Руси (предполагают).
Причины распада Руси
• рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;
• натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;
• способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов;
• борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;
• получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.
Предлагаю ответить на проблемный вопрос: Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности?
Д/з: п.12, вопросы, выделить последствия раздробленности Руси.
Предварительный просмотр:
Урок. Политическая раздробленность на Руси
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Велика и могущественна была Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но внутренний мир сохранялся, увы, недолго. С 1132 г. началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц. Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Проблемный вопрос - Как жилось русским людям в период феодальной раздробленности?
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
- Изучение нового учебного материала
Поговорим о причинах политической раздробленности: составление схемы:
Политическая раздробленность - неизбежный этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.
Задание № 1. Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.
ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».
Вопросы для первой группы:
- Когда наступила раздробленность на Руси?
- К чему привели усобицы между князьями?
- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
- Как изменился порядок владения землей?
- Что стало основой богатства бояр?
- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
- Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».
Вопросы для второй группы:
- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?
- Какой властью обладал киевский митрополит?
- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
- Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».
Вопросы для третьей группы:
- Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле?
- Что стало выражением народного стремления к единению?
- Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»?
- Какие важные вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».
Вопросы для четвертой группы:
- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
- Какая земля особенно страдала от половцев?
- Каковы были последствия их набегов?
- Какова была судьба Киева - «матери городов русских»?
- Какова роль степняков в распаде Руси?
ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».
Вопросы для пятой группы:
- На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.
- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
- Что такое удел?
- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
- Как изменились цели участников княжеских усобиц?
ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».
Вопросы для шестой группы:
- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет).
- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
- Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?
СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».
Вопросы для седьмой группы:
- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности?
- Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
- Какие памятники культуры появились в этот период?
- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
_
Причины распада Руси:
• рост феодальной собственности на землю и развитие удельного, княжеско-боярского землевладения;
• натуральное хозяйство - способность мелких княжеств и боярских владений обеспечивать себя всем необходимым;
• способность укрепленных городов-крепостей - центров удельных земель - самостоятельно защищать себя от врагов;
• борьба за власть между князьями - феодальные усобицы; постоянные набеги кочевников, которые привели к упадку торговли, фактическому закрытию торговых путей и оттоку населения в северо-восточные земли Руси;
• получение половцами права на разграбление русских земель в качестве платы за помощь князьям в междоусобной борьбе.
Задание № 3. Представьте, что вы находитесь на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о последствиях политической раздробленности Руси. Одни участники дискуссии считают, что политическая раздробленность имела положительные последствия, а другие полагают, что отрицательные. Выскажите свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)
В работе три варианта по три вопроса в каждом. Блоки вопросов направлены на проверку по всему материалу данной темы....
Контрольное тестирование по теме "Политическая раздробленность Руси" ( 6 класс)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Политическая раздробленность Руси "в 6 классе можно провести в форме контрольного тестирования. Я вам предлагаю один из вариантов такого тестирования. В тестах ...
Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность Руси»
Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность Руси»...
Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)
Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...
Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока
Учитель: Курапкина О.А.Класс: 6Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность...
Конспект открытого урока истории в 6 классе "Политическая раздробленность Руси"
Конспект открытого урока истории в 6 классе по тема "Политическая раздробленность Руси"...
Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"
Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...