Технологическая карта урока "Причины Гражданской войны в России" (11 класс) + раздаточный материал
план-конспект урока по истории (11 класс)
Разработка урока для 11 класса на тему "Причины Гражданской войны в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 28.58 КБ |
Раздаточный материал №1 | 18.38 КБ |
Раздаточный материал №2 | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку истории 11 класса
Тема урока: Причины Гражданской войны в России
Учитель: Леонов Илья Александрович
Цели урока:
- для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
- для учащихся:
сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как итог продолжительного системного кризиса России
Задачи:
- Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях и последствиях Гражданской войны в России;
формирование представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Оценка красному и белому движению.
- Развивающая:
развивать учебно-информационные умения:
- работать с различными источниками информации;
развивать учебно-интеллектуальные умения:
- определять причинно-следственные связи;
- оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать и делать выводы;
- способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы.
- Воспитательная: воспитание неприятие террора, узурпации власти; дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.
Развитие УУД: умения анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к собственным суждениям.
- Метапредметные:
- формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью.
- Предметные:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты
Технологии: Технология критического мышления,
технология проблемного обучения
Цели этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Вызов (8 мин.) | |||
Цель этапа: Формирование мотива действий. | 1. Раздача фрагментов произведений (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №1). 2. Совместное прочтение 3. Вопросы в тексте (прием): а) причины полярности мнений б) выделите противоборствующие стороны в) каков итог ГВ в России г) вспомните особенности гражданских войн | Проверяют свою готовность к уроку 1. Знакомятся с фрагментами произведений 2. Анализируют и отвечают на вопросы учителя | |
2. Осмысление нового материала (26 мин.) | |||
Цель этапа: осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий. Построение учебной задачи | Прием “Составление кластера” Рассматриваются 5 причин ГВ: Прием “Составление кластера” Итоги ГВ: | Рисуют кластер для заполнения: Причины Гражданской войны. Учащиеся анализируют учебный материал, высказывают собственные суждения в группе (5 групп – 5 причин). Задача: обосновать причину как первоочередной фактор ГВ Полученный результат представляется всему классу в виде рисунков, схем, которые обсуждаются в классе, полученные выводы записываются в тетрадь. Рисуют кластер для заполнения: Итоги Гражданской войны. | |
3. Контроль усвоения, рефлексия (9 мин.) | |||
Цель этапа: самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся | Контроль усвоения: Приём «Ключевые слова».
Рефлексия: Лови ошибку (прием): 1. Смысл Гражданской войны в России: белые воевали за прошлое, красные – за будущее 2. Ленин – это германский шпион | Ученики соотносят высказывания к причинам либо итогам ГВ в России Учащиеся анализируют предложенные вопросы, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. | |
4. Домашнее задание (2 мин.) | |||
Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания | Прием «Эссе»: В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Как бы вы примирили «красных» и «белых» спустя 100 лет?» | Записывают задание в дневник |
Предварительный просмотр:
1. «Ленин спросил, что мне удалось повидать из сделанного в области просвещения. Я с похвалой отозвался о некоторых вещах. Он улыбнулся, довольный. Он безгранично верит в свое дело.
— Но все это только наброски, первые шаги, — скаал я.
— Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время, — ответил он.
Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов, схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков, встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново».
2. «Трудом любовным
приникнем к земле
все, дорогА кому она.
Хлебьтесь, поля! Дымьтесь, фабрики!
Славься! Сияй, солнечная наша Коммуна!»
3. "Перед нашим бараком маячили десятки оборванных крестьянских ребятишек, выпрашивающих всякие съедобные отбросы. Немногие из лагерников отваживались есть в обед щи с головками полугнилой селедки — и они передавали их детям, что собирались у бараков. Однажды зимой я взял кастрюлю и вышел из барака, была уже почти ночь.. Вдруг из-за сугроба какая-то фигурка метнулась ко мне:
— Дяденька, может, что осталось? Дяденька, дай!
Это была девочка лет одиннадцати, ее глаза блестели голодным блеском.
Я ответил, что от щей в кастрюле остался только лед.
— Ничего, дяденька, ты только дай, я его сейчас отогрею, ты только дай!
Девочка почти вырвала кастрюлю из моих рук, потом распахнула рваный зипунишек. Она прижала кастрюлю к своему голому тельцу, запахнула зипунишко и села на гурбу снега.
Я ушел в барак, лазая под нарами в поисках какой-нибудь посуды, я сообразил, что эта девочка собирается теплом своего изголодавшегося тела растопить эту полупудовую глыбу замерзшей отвратительной, но все же пищи и что во всем этом скелетике не хватит и на четверть этой глыбы. Когда я вышел во двор, девочка сидела на том же месте.
— Дяденька, не отбирай!
Я схватил ее вместе с той кастрюлей и потащил в барак, посадил на нары. Нашел под ними чьи-то объедки, половину пайки хлеба моего сына Юры. Девочка судорожно схватила огрызок хлеба и стала запихивать в рот. По ее грязному личику катились слезы еще не остывшего испуга.
Я стоял перед ней пришибленный, полный великого отвращения ко всему в мире, в том числе и к самому себе. Как это мы, взрослые люди России, 30 миллионов взрослых мужчин, могли допустить до этого детей нашей страны? Как это мы не додрались до конца?
Вспомнилась фотография Ленина в позе Христа, окруженного детьми: "Не мешайте детям приходить ко мне". Какая подлость, какая лицемерная подлость!
И вот много вещей видал я на советских просторах, намного хуже этой девочки с кастрюлей льда. А девочка не забудется никогда. Она для меня стала символом того, что сделалось с Россией".
1. «Ленин спросил, что мне удалось повидать из сделанного в области просвещения. Я с похвалой отозвался о некоторых вещах. Он улыбнулся, довольный. Он безгранично верит в свое дело.
— Но все это только наброски, первые шаги, — сказал я.
— Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время, — ответил он.
Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов, схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков, встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново».
2. «Трудом любовным
приникнем к земле
все, дорогА кому она.
Хлебьтесь, поля! Дымьтесь, фабрики!
Славься! Сияй, солнечная наша Коммуна!»
3. "Перед нашим бараком маячили десятки оборванных крестьянских ребятишек, выпрашивающих всякие съедобные отбросы. Немногие из лагерников отваживались есть в обед щи с головками полугнилой селедки — и они передавали их детям, что собирались у бараков. Однажды зимой я взял кастрюлю и вышел из барака, была уже почти ночь.. Вдруг из-за сугроба какая-то фигурка метнулась ко мне:
— Дяденька, может, что осталось? Дяденька, дай!
Это была девочка лет одиннадцати, ее глаза блестели голодным блеском.
Я ответил, что от щей в кастрюле остался только лед.
— Ничего, дяденька, ты только дай, я его сейчас отогрею, ты только дай!
Девочка почти вырвала кастрюлю из моих рук, потом распахнула рваный зипунишек. Она прижала кастрюлю к своему голому тельцу, запахнула зипунишко и села на гурбу снега.
Я ушел в барак, лазая под нарами в поисках какой-нибудь посуды, я сообразил, что эта девочка собирается теплом своего изголодавшегося тела растопить эту полупудовую глыбу замерзшей отвратительной, но все же пищи и что во всем этом скелетике не хватит и на четверть этой глыбы. Когда я вышел во двор, девочка сидела на том же месте.
— Дяденька, не отбирай!
Я схватил ее вместе с той кастрюлей и потащил в барак, посадил на нары. Нашел под ними чьи-то объедки, половину пайки хлеба моего сына Юры. Девочка судорожно схватила огрызок хлеба и стала запихивать в рот. По ее грязному личику катились слезы еще не остывшего испуга.
Я стоял перед ней пришибленный, полный великого отвращения ко всему в мире, в том числе и к самому себе. Как это мы, взрослые люди России, 30 миллионов взрослых мужчин, могли допустить до этого детей нашей страны? Как это мы не додрались до конца?
Вспомнилась фотография Ленина в позе Христа, окруженного детьми: "Не мешайте детям приходить ко мне". Какая подлость, какая лицемерная подлость!
И вот много вещей видал я на советских просторах, намного хуже этой девочки с кастрюлей льда. А девочка не забудется никогда. Она для меня стала символом того, что сделалось с Россией".
Предварительный просмотр:
Л. Троцкий: "Если бы белогвардейцы догадались выбросить лозунг "Кулацкого Царя", - мы не удержались бы и двух недель".
В. Ленин: «Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь везде «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать. Повесить (непременно повесить, чтобы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, Кровопийцев. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников – согласно вчерашней телеграмме».
Ллойд Джордж: "Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании".
Граф Ф.А. Келлер: "Объявите, что Вы идёте за законного Государя, а если его действительно уже нет на свете, то за законного же Его наследника, и за Вами пойдёт без колебаний всё лучшее, что осталось в России и весь народ, изстрадавшийся по твердой власти".
Газета «Правда»: «Прислужники банкиров, капиталистов и помещиков, холопы Американского доллара, убийцы из-за угла правые эсеры требуют в учр. собрании всей власти себе и своим хозяевам — врагам народа. На словах будто бы присоединяясь к народным требованиям: земли, мира и контроля, на деле пытаются захлестнуть петлю на шее социалистической власти и революции. Но рабочие, крестьяне и солдаты не попадутся на приманку лживых слов злейших врагов социализма, во имя социалистической революции и социалистической советской республики они сметут всех её явных и скрытых убийц».
Л. Троцкий: "Если бы белогвардейцы догадались выбросить лозунг "Кулацкого Царя", - мы не удержались бы и двух недель".
В. Ленин: «Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь везде «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать. Повесить (непременно повесить, чтобы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, Кровопийцев. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников – согласно вчерашней телеграмме».
Ллойд Джордж: "Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании".
Граф Ф.А. Келлер: "Объявите, что Вы идёте за законного Государя, а если его действительно уже нет на свете, то за законного же Его наследника, и за Вами пойдёт без колебаний всё лучшее, что осталось в России и весь народ, изстрадавшийся по твердой власти".
Газета «Правда»: «Прислужники банкиров, капиталистов и помещиков, холопы Американского доллара, убийцы из-за угла правые эсеры требуют в учр. собрании всей власти себе и своим хозяевам — врагам народа. На словах будто бы присоединяясь к народным требованиям: земли, мира и контроля, на деле пытаются захлестнуть петлю на шее социалистической власти и революции. Но рабочие, крестьяне и солдаты не попадутся на приманку лживых слов злейших врагов социализма, во имя социалистической революции и социалистической советской республики они сметут всех её явных и скрытых убийц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе "Гражданская война в России"
Тема урока: итоговый урок по теме «Гражданская война в России»Основная цель: систематизировать изученный материал по изученной темеОсновные понятия; гражданская война, иностранная интервенция, «...
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».
Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, к...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Технологическая карта урока по теме_ Гражданская война в России 1917-1922
Технологическая карта урока по дисциплине "История" по теме "Гражданская война в России 1917-1922: причины и основные участники". Цель занятия - создать условия для овладения обуча...