Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Абанская ООШ № 1
19. 03. 2018 г
Дисциплина: Истории России
Класс: 7 «б» класс ОВЗ
Учитель: учитель истории Свириденко Олег Николаевич
- Технологическая карта урока
Тема
| Русь под монголо-татарским игом |
Класс | 7 «б» класс ОВЗ |
Цель
| Ознакомиться стем,как жила Русь под монголо-татарским игом, изучить его отличительные признаки для Руси. Задачи: Образовательные: дать понятие «монголо – татарское иго»; воссоздать картину жизни русского народа во время монголо – татарского ига; подвести учащихся к умению устанавливать причинно – следственные связи: распад Руси поражение. Объяснить сущность ига монголо – татарских захватчиков; показать, что монголо – татарское (завоевание) иго задержало развитие хозяйства и культуры. Коррекционно - развивающие: объяснять понятия и новые слова; развивать умение ориентироваться по карте;работать с печатным текстом; способствовать развитию познавательных способностей, развивать, восприятие, память, внимание, воображение, умение анализировать и обобщать. Воспитательные:вызывать сочувствие к народу, который перенес много испытаний, в котором проявилось беззаветное служение Отечеству. |
Планируемые результаты | Предметные: Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа. Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Метапредметные: Регулятивные:Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.Учиться планировать учебную деятельность на уроке.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь). Познавательные .Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события.С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний. Коммуникативные:Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.Учиться выполнять различные роли при работе в парах. |
Основные понятия | Иго, Сарай, баскаки, ярлык, ордынский выход. |
ТСО | Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Ход урока
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организационный момент
| Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.
| Готовятся к уроку
| -Организация своего рабочего места.
|
2. Мотивация Цель: - создание эмоционального настроя обучающихся
на интеллектуальную деятельность
| Читает стихотворение.
Невозможно быть русским, Калку сочтя за ручей. Не любя свой народ, Не полюбишь ни чей… Мы прикрыли Европу Щитами червлеными, Как прикрыли потом – Двадцатью миллионами. Е. Евтушенко. - О каких событиях идёт речьв стихотворении? | Слушают учителя.
Объясняют о каких событиях идёт речь в стихотворении | -Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.
- умение высказывать предположения. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: - повышение познавательной деятельности обучающихся.
- формирование пространственных представлений (работа с картой)
- установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.
| Надо вспомнить и ответить на вопросы. -Какие появились противники у Руси? - Какую тему изучали на предыдущем уроке? - О чем шла речь? - Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами? - Почему русское войско потерпело поражение в битве на реке Калка? - Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами. - Сколько походов совершил хан Батый? - Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Каких нет. Проследите путь продвижения монголо-татар. 1) Рязань Коломна Москва Владимир Торжок Козельск 2) Киев ГаличСмоленск Задание 1. (на карточке и на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих) - Когда было крупное нашествие монголо - татар на Русь? Выберите дату.
1221 1237 1223 2) Кто возглавил крупное нашествие монголо – татар на Русь? а) Хан Батый; б) Чингисхан; в) Дедушка Иван. Проследите путь продвижения монголо-татар по карте с.235 1) Р_ _ _ _ ь Коломна Москва В_а_им_р _оржо_ Ко_ельс_ 2) К_ _в Галич См_лен_к (Приложение № 1.) Задание 2. 1. На доску вывешиваются тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось; затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам). | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.
Работа с картой.
Идет поиск конструктивных решений.
| -Умение выражать свои мысли полно и точно. -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. -Умение делать выводы. - Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
|
4.Формулирование темы урока, постановка цели.
Цель: - получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
| Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена. -Что мы знаем о состоянии Руси? Знакомит с текстом и картиной С. Иванова «Баскаки». Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. - О чём пойдёт речь на уроке? Назовите тему. Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом. - Что вам необходимо узнатьдля достижения цели? - Какие нужны умения и навыки для работы на уроке? - Чему учит тема урока?
- Какой вопрос у вас возникает? Проблема: Что такое монголо-татарское иго? Результат: Рассказ, класстер (схема)
|
Отвечают на поставленный вопрос
Подбирают синнонимы к слову иго (господство, рабство, зависимость, угнетение)
Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания.
Записывают проблему в тетрадь | -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
|
5. Изучение нового материала.
Цель: - организация совместной деятельности по открытию нового знания
| На огромных просторах завоёванной русской земли властвоваломонголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - ЗолотуюОрду. Показ на карте государства Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец». Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков. Работа в парах. Инструктаж. Океан Монголо-татары Дворец | Сарай Чингисхан Кочевники |
(Приложение № 2.) Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный городАстрахань) (показ на физической карте России Астрахани). - Работа с текстом по карточкам (Приложение 3).
Физкультминутка Давайте вспомним племена восточных славян наших предков Учитель вместе с учениками выполняет Поляне – руки в стороны Древляне- поднятые руки, расставленные пальцы. Дреговичи – наклон вниз, руки к полу. Северяне – поднятые руки вверх. Учитель называет племена, а ученики выполняют упражнения.
- Работа с текстом учебника.
Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль) Найти в тексте учебника информацию и выписать в тетрадь. - Как называлась ханская грамота? Что известно нового?
- Ханские слуги –это….
- Иго-….
слайд (8,9) Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык. Работа с иллюстрацией картины С.В. Иванова «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) - Что изображено на картине? - Где изображен баскак? - Какое настроение у баскака? Почему? - Как ведут себя жители Руси? - Какое настроение? Почему? - Зачем приехал баскак? Как догадались? - Что выплачивали в виде дани? -Как бы вы отнеслись, если бы приехал баскак к вам? Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя: На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет. |
Словарная работа, работа с картой
Работают в парах, выполняют задание. Проверка результатов работы. Делают вывод:Столица Золотой Орды- г. Сарай. Записывают в тетрадь.
Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют задания по абзацу.
Работают с учебником и тетрадью.
Проверяют задание. Устно
Объясняют значение слов с опорой на текст учебника.
Работают с иллюстрацией.
Находят тексте учебника и карточки с текстом - ответ.
Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.
| -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения - умение работать с текстом. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
|
6. Закрепление нового материала. Цель: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.
| 1. Обобщающая беседа - Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?Вырази свое отношение. - Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае? -Столица государства Золотая Орда. -Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага? 2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим). - Соотнесите понятия с определениями: Государство монголо – татарБаскаки Столица Золотой Орды Ярлык Сборщики дани Золотая Орда Документ на великое княжение Сарай (Приложение № 4).
|
Отвечают на вопросы, комментируя ответ.
Сжимают пальцы в кулак.
Выполняют задания на соотнесение.
Участвуют в беседе, проверяют задание. | -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения предложенного задания. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
7. Контролирующее задание Цель: - проверить умение применять изученный материал на практике, степень усвоения материала | Программированные задания (задания на карточках) 1. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими воинами? а) Днепр; б) Калка; в) Волхов. 2. Господство одного народа над другим а)иго; б) жертва; в) ярлык. 3. Город, который семь недель оборонялся отмонголо - татар и был прозван «злым городом». а) Козельск; б) Новгород; в) Киев. 4. Ханская грамота на княжение а) ярлык; б) грамота; в) документ. 5. Столица Золотой Орды а) Новгород; б) Сарай; в) Киев. 6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар. а) Торжок; б) Рязань; в) Москва. 7. Подарки ханам от русских князей. а) налог; б) дань; в) выкуп. 8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан... а) Чингисхан; б) Батый; в) Ахмат. (Приложение № 5) Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе. | Выполняют задание.
Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. | - выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. -самоопределение.
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.
- развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.
| Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке: - сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. | Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке. | -строить речевое высказывание
-рефлексия своих действий |
- Домашнее задание
Цель: - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника. Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. | Записывают домашнее задание |
|
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценивает учитель
Приложение № 1.
1) Когда было крупное нашествие монголо - татар на Русь? Выберите дату.
1221
1237
1223
2) Кто возглавил крупное нашествие монголо – татар на Русь?
Хан Батый;
Чингисхан;
Дедушка Иван.
3) Проследите путь продвижения монголо-татар по карте с.235
1) Р_ _ _ _ ь Коломна Москва В_а_им_р _оржо_ Ко_ельс_
2) К_ _в Галич См_лен_к
Приложение № 2.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценивает сам ученик по критериям
Соедините слова из левого и правого столбцов по смыслу
Океан Монголо-татары Дворец | Сарай Чингисхан Кочевники |
Приложение № 3.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценивает учитель
Текст
Задание.
- Прочитать текст.
- Перечислите новые слова.
- Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.
Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.
Все русские люди платили дань Золотой Орде, которую называлиордынский выход. Дань собирали ханские слуги- баскаки.Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.
Приложение № 4.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценивает сам ученик по критериям
Государство монголо – татар Баскаки
Столица Золотой Орды Ярлык
Сборщики дани Золотая Орда
Документ на великое княжение Сарай
Приложение № 5.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценивает сам ученик по критериям
Тест
1. Река, где впервые встретились
русские воины с монголо-татарскими воинами?
а) Днепр; б) Калка; в) Волхов.
2. Господство одного народа над другим
а)иго;б) жертва;в) ярлык.
3. Город, который семь недель оборонялся от монголо - татар и был прозван «злым городом».
а) Козельск;б) Новгород;в) Киев.
4. Ханская грамота на княжение
а) ярлык;б) грамота;в) документ.
5. Столица Золотой Орды
а) Новгород;б) Сарай;в) Киев.
6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.
а) Торжок;б) Рязань;в) Москва.
7. Подарки ханам от русских князей.
а) налог;б) дань;в) выкуп.
8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан...
а) Чингисхан;б) Батый;в)Ахмат.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________
Оценочный лист по теме: _______________________________________
Знания по теме прошлого урока (оценивает учитель) | Работа в группе (оценивает командир) | Работа в паре (оценивает напарник) | Комментированное чтение (оценивает учитель) | Подготовил сообщение (оценивает учитель) | Выполнение теста, карточки (оценивает учитель) | Выполнение теста, карточки (оценивает сам ученик) | Ответил на простые вопросы (оценивает учитель) | Ответил на сложные вопросы (оценивает учитель) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания.
“5” – ученик полностью правильно самостоятельно выполнил задание
“4” – ученик полностью правильно выполнил задание при незначительной помощи.
“3” – ученик выполнил задание по образцу.
“2” – ученик не выполнил задания.