Разработка открытого урока " Представление о физике и некоторых ее категориях" 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс)
Основные физические понятия и термины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._urok_no_1._konspekt_i_d._z._dokument_microsoft_word.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЗИКЕ И НЕКОТОРЫХ ЕЁ КАТЕГОРИЯХ
(понятиях и соответствующих им терминах).
Математика – наука о наиболее общих количественных отношениях и пространственных формах окружающего мира.
Физика – наука о наиболее общих законах движения и взаимодействия материи, эмпирически (экспериментально, опытным путем) изучающая объективные и незыблемые законы материального мира (мироздания, природы и техники) на качественном и количественном уровне, «математика природы и техники».
Физика и математика – основополагающие (базовые, фундаментальные), парадигмальные (закономерностные) и системообразующие науки в области естествознания – комплекса всех естественных наук (наук о природе).
Материя – любая объективно (независимо от нашего сознания) существующая реальность. К материи не относятся абстрактные (умозрительные, отвлеченные от реальности, мысленные) категории и образы. Материя в окружающем мире представлена либо веществом, из которого состоят тела, либо физическим полем: гравитационным, электрическим, магнитным, полями сильного и слабого ядерных взаимодействий). Иначе говоря, вещество и физическое поле – два проявления материи в мироздании. Проще говоря, к материи относятся любые вещества и тела, а также физические поля. Материя – все то, что реально (независимо от нашего сознания и мышления) существует. Пространство и время – формы существования материи.
Физическое тело – любое состоящее из вещества обособленное образование, характеризующееся определенными размерами, объёмом, формой и отличной от нуля массой. Проще говоря, физическим телом можно считать и называть любой (одушевленный или неодушевленный) предмет, рассматриваемый в физике.
Вещество – химическая субстанция (совокупность молекул и (или) атомов определенных видов), из которой состоят тела. Примитивно говоря, вещество - это то, из чего состоит тело (физическое тело).
Физические явления – любые изменения или процессы, происходящие (протекающие) в материальном мире (природе или технике).
Классификация (типы и виды) физических явлений
и структура курса физики
(соответствующие типам явлений разделы физики и время их изучения в школе).
1. Механические явления – любое движение и взаимодействие физических тел. Изучаются в разделе физики «Механика» в 7, 9 и 10 классах.
2. Тепловые явления.
Изучаются в разделе физики «Термодинамика» в 8 и 10 классах.
3. Электрические явления. 4. Магнитные явления.
Изучаются в разделе физики «Электродинамика» в 8, 10 и 11 классах.
5. Световые явления.
Изучаются в разделе «Оптика» в 8, 9 и 11 классах.
6. Звуковые явления.
Изучаются в разделе «Акустика» в 9 и 11 классах.
7. Молекулярные явления.
Изучаются в разделе «МКТ - молекулярно-кинетическая теория строения вещества»
в 7, 8 и 10 классах.
8. Атомные и ядерные явления.
Изучаются в разделе «Квантовая физика» в 9 и 11 классах.
Физическая величина – качественная и количественная мера определенных свойств объекта или явления материального мира. Проще говоря, физическая величина – это то, что можно измерить (то, значение чего можно чем-то, как-то
и в чём-то измерить). То, чем измеряют – измерительный прибор. То, как измеряют – метод или способ измерения. То, «в чём» измеряют – единица (единица измерения) данной величины.
Единица измерения (единица) физической величины – принятое на основе всеобщей договоренности определенное фиксированное значение этой величины, сопоставлением с которым и устанавливают значение данной величины – количество соответствующих единиц измерения. Проще говоря, единица (единица измерения) данной величины – это то, «в чём» её измеряют. Значение физической величины – количество соответствующих единиц измерения.
ПРИМЕРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПО КАТЕГОРИЯМ.
Физическое явление | Дождь | Падение | Рассвет | Нагревание | Шорох | Полет |
Физическое тело | Дождинка | Доска | Болтик | Кирпич | Тарелка | Поросенок |
Вещество | Вода | Древесина | Металл | Глина | Керамика | Мясо |
Материя | Дождинка Вода | Доска Древесина | Болтик Металл | Электрическое поле, магнитное поле, радиоволны | ||
Физическая величина | Длина | Температура | Объём | Масса | Скорость | Время |
Единица измерения | Метр, сантиметр | Градус Цельсия | Кубометр | Килограмм | Метр в секунду | Секунда |
Измерительный прибор | Линейка, рулетка | Термометр | Мензурка | Весы | Спидометр | Часы, таймер |
ПРИМЕРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ ЯВЛЕНИЙ ПО ИХ ТИПАМ.
Механические явления | Падение камня, полет птицы, бег лошади, движение поезда, столкновение шаров или баранов, прикосновение тел … |
Тепловые явления | Нагревание, охлаждение, плавление, отвердевание … |
Электрические явления | Прохождение тока в проводах, молния, электризация тела … |
Магнитные явления | Поворот стрелки компаса, взаимодействие магнитов … |
Световые явления | Рассвет, образование тени, отражение и преломление света … |
Звуковые явления | Шорох, гул, звон, гром … |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
I. Прочесть §1, §2, §3 и §4. Уметь отвечать на вопросы после параграфов.
II. Изучить конспект. Выделенные жирным шрифтом определения знать наизусть и понимать их смысл. Подчеркнутые высказывания запомнить крепко-накрепко и научиться применять на примерах и в заданиях.
III. Выполнить письменно в тетради следующие задания.
Задание 1. Распределить приведенные в перечне термины (слова) по соответствующим им физическим категориям (столбцам таблицы). Указать, какие из перечисленных терминов определяют понятия, не относящиеся к материи, т. е. что из перечисленного не является материей. Выписать их отдельной строкой под таблицей.
Перечень терминов: гроза, бегемот, грамм, масса, термометр, минута, полёт, молния, железка, железо, льдинка, лёд, деревяшка, древесина, падение, столкновение, школьник, вода, время, минута, объём, литр, свинец, сабля, баран, килограмм, сантиметр, скорость.
Таблица физических категорий:
Физическое явление | Физическое тело | Вещество | Физическая величина | Единица измерения |
Задание 2. Распределить названия физических явлений из приведенного перечня по их типам в таблице. Одно явление может одновременно относиться к нескольким типам.
Перечень названий физических явлений: полет голубя, молния, гром, падение камня, взрыв гранаты, бег человека, столкновение людей, плавление льда, кристаллизация (отвердевание) воды, протекание тока в утюге, поворот стрелки компаса, притяжение разноименных полюсов магнита, электризация трением пластмассовой ручки о волосы, протекание тока в лампе накаливания, рассвет, подъем груза, прыжок кошки, выстрел из ружья, рост бамбукового саженца,
Таблица типов физических явлений:
Механические явления | Тепловые явления | Электрические явления | Магнитные явления | Световые явления | Звуковые явления |
СЛОВАРЬ ШКОЛЬНИКА.
Термин – слово. Категория – понятие. Материальный – реально существующий.
Парадигма – незыблемое утверждение, закон.
Эмпирически – экспериментально, опытным путем.
Абстрактное – умозрительное, отвлеченное от реальности, мысленное.
Обособленное – отдельное, отделенное от других, имеющее определенные границы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока «Использование элементов хорового пения при музицировании в классе фортепиано».
Открытый урок по хору, творческий отчет...
Разработка открытого урока по природоведению "Человек и окружающая среда" 5 класс.
Данный материал представлен в виде конспекта урока....
Методическая разработка Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся Шапкиной Дарьей -5лет предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).
Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» ...
Методическая разработка открытого урока по английскому языку День рождения Кролика 3 класс
Методическая разработка открытого урока День рождения Кролика 3 класс....
Методическая разработка открытого урока – представления «Следственный эксперимент» ( по сказке «Три поросёнка») в 6 – 8 классах общеобразовательной школы
Методическая разработкаоткрытого урока – представления«Следственный эксперимент»( по сказке «Три поросёнка»)в 6 – 8 классах общеобразовательной школы...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...
Разработка открытого урока представленного на межрайонный методический конкурс педмастерства Русь под моноголо - татарским игом 7 класс ОВЗ
Отработка технологии продуктивного чтения в классах с ОВЗ имногие современные проблемное обучение ИКТ - технологии.......