конспект урока по истории России. Внешняя политика России во 2 половине 18 века.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Внешняя политика России в 18 веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внешняя политика России 18 в | 55 КБ |
vneshnyaya_politika_18v.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
История 10 класс
Тема:
«Внешняя политика России во второй половине 18 века.
Великие русские полководцы и флотоводцы»
учитель: Умерова Э.Ю.
Цели урока:
- объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно
связана с внутренней политикой; что внешнюю политику
государства надо рассматривать с точки зрения геополити-
ческих интересов страны;
- охарактеризовать основные цели и направления внеш-
ней политики России во второй половине 18 века;
- оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;
- охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих
русских полководцев и флотоводцев;
- воспитывать чувство гордости за славу русского оружия,
великих русских полководцев и героизм русских солдат;
- развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.
Оборудование: карта « Россия в 1760-1800 гг.»; энциклопедия истории России (CD); портреты русских пол-
ководцев и флотоводцев; памятка - алгоритм; стенгазета
« Ф.Ф. Ушаков»; документ « Разделы Речи Посполитой».
Основные понятия: коалиция; вооружённый нейтралитет3; буферное государство; эскадра.
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма урока: комбинированный.
В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания: подготовить сообщения о
полководцах и флотоводцах П.А. Румянцеве, Г. А. Потём -кине, А. В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.
Важнейшие даты: 1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;
1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;
1791 г.- Ясский договор.
План урока.
1.Основные внешнеполитические задачи.
2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
4. Раздел Польши.
5. Французская революция и Екатерина Вторая.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.
7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.
Ход урока:
1. Оргмомент. (1 мин.)
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы». Запишите тему и план
её изучения.
Далее учитель озвучивает цели урока.
2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)
Представление компьютерного слайда « Царствование
Екатерины Второй».
Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда
следует Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, актив- ную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.
Вопрос классу:
- Вспомните, какие две главные задачи стояли перед
Россией во внешней политики на протяжении всего 18 сто-
летия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).
3. Изучение нового материала.
1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).
Учитель сообщает. Помимо этих направлений внеш-
неполитических усилий имелись ещё несколько: поддержа-
ние равновесия сил в Европе и борьба с революцией
Франции.
Учитель чертит схему на доске:
Внешняя политика Екатерины Второй
Борьба за Разделы Борьба
выход к Речи против
Чёрному Посполитой революционной
морю Франции
2. Русско–турецкая война 1768-1774 гг. (5 мин.)
Учитель сообщает: У России возникли противоречия с
Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния
России на Балканах и в Польше.
В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.
Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему « Русско-
турецкая война 1768- 1774гг».
Работа с учебником. Найдите в учебнике (пар. 48-49, стр.70 – 71) и назовите основные итоги русско-турецкой
войны 1768-1774 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России
по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.
3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (5 мин.)
Основным вопросом внешней политики 80-х годов был
крымский вопрос.
Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.
В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так
началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)
Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турец-
кая война 1787- 1791 гг.»
Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите
основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России по
Ясскому договору 1791 года.
4. Раздел Польши. (4 мин.)
Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –
присоединение к России белорусских и украинских земель-
решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.
Работа с документом « Разделы Речи Посполитой».
Далее ответы на вопросы.
- Назовите годы разделов Речи Посполитой.
- Какие земли отошли к России в результате
разделов Речи Посполитой?
- Покажите их на карте.
Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов
Речь Посполитая прекратила своё существование.
5. Французская революция и Екатерина Великая.(2мин)
Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-
борьба с революционной Францией – только начинала ре-
шаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровожда-лась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.
Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия пока-
зала высокий уровень военного и военно-морского ис-
кусства. Оно опиралось на экономическую мощь госу-
дарства, его международное влияние. Для него характер-
на глубокая проработка стратегических замыслов. В
армии на смену линейной тактике приходит усилиями
Румянцева, Суворова и других военачальников более
маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В
действиях войск и флотов полностью оправдали себя
решительность и маневренность, опора на солдат, их
сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той
славной эпохи вознеслась слава великих русских полко-
водцев.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)
Ребята вам было дано опережающее задание, подготовить небольшие сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах. ( П.А. Румянцеве, Г.Потемкине, А. В. Суворове, Г. Спиридове и Ф.Ф. Ушакове). Для углубления
и систематизации ваших знаний послушайте сообщения.
Далее заслушиваются сообщения учащихся.
Работа со стенгазетой
7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)
Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.
После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход
к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий
вопрос, где главным было прекращение набегов татарских
войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского
государства. В результате ряда войн ( две с Турцией и две с
Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме то-
го, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформи-лась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.
Основой развития русской военной школы явились спе-
цифические качества русского солдата и русской армии, на
которые традиционно опирались лучшие наши полководцы,
начиная сАлександра Невского. К ним относятся беззавет-
ная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов
массового героизма, стремление поддержать в бою товари- ща даже ценой собственной жизни, готовность умереть за
Родину. Не случайно для русской армии того времени прак-
тически несуществовало проблемы дезертирства, особенно
за пределами России. Всё это делало русскую армию очень
сильным противником, даже при весьма посредственном
командовании. И тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы.
Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии под-
чинённых и были направлены воспитательные устремления
таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как
Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.
Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швей-
царский походы Суворова и Средиземноморская экспеди-
ция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита
лучшая на тот момент в Европе французская армия.
Итог урока. Результаты внешней политики Екатерины Великой были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.
Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.
Это наша отечественная гордость на все времена.
3. Закрепление изученного материала. ( 12 мин)
1) Выполнение заданий по карточкам. (7 мин.)
2) Оценить итоги внешней политики Екатерины Второй
с позиций русского и зарубежного историков.
4. Подведение итогов. Выставление оценок.
Спасибо! Урок окончен!
5. Домашнее задание: параграфы 48- 49, ответить на вопросы стр. 89.
Предварительный просмотр:
История 10 класс
Тема:
«Внешняя политика России во второй половине 18 века.
Великие русские полководцы и флотоводцы»
учитель: Умерова Э.Ю.
Цели урока:
- объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно
связана с внутренней политикой; что внешнюю политику
государства надо рассматривать с точки зрения геополити-
ческих интересов страны;
- охарактеризовать основные цели и направления внеш-
ней политики России во второй половине 18 века;
- оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;
- охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих
русских полководцев и флотоводцев;
- воспитывать чувство гордости за славу русского оружия,
великих русских полководцев и героизм русских солдат;
- развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.
Оборудование: карта « Россия в 1760-1800 гг.»; энциклопедия истории России (CD); портреты русских пол-
ководцев и флотоводцев; памятка - алгоритм; стенгазета
« Ф.Ф. Ушаков»; документ « Разделы Речи Посполитой».
Основные понятия: коалиция; вооружённый нейтралитет3; буферное государство; эскадра.
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма урока: комбинированный.
В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания: подготовить сообщения о
полководцах и флотоводцах П.А. Румянцеве, Г. А. Потём -кине, А. В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.
Важнейшие даты: 1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;
1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;
1791 г.- Ясский договор.
План урока.
1.Основные внешнеполитические задачи.
2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
4. Раздел Польши.
5. Французская революция и Екатерина Вторая.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.
7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.
Ход урока:
1. Оргмомент. (1 мин.)
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы». Запишите тему и план
её изучения.
Далее учитель озвучивает цели урока.
2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)
Представление компьютерного слайда « Царствование
Екатерины Второй».
Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда
следует Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, актив- ную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.
Вопрос классу:
- Вспомните, какие две главные задачи стояли перед
Россией во внешней политики на протяжении всего 18 сто-
летия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).
3. Изучение нового материала.
1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).
Учитель сообщает. Помимо этих направлений внеш-
неполитических усилий имелись ещё несколько: поддержа-
ние равновесия сил в Европе и борьба с революцией
Франции.
Учитель чертит схему на доске:
Внешняя политика Екатерины Второй
Борьба за Разделы Борьба
выход к Речи против
Чёрному Посполитой революционной
морю Франции
2. Русско–турецкая война 1768-1774 гг. (5 мин.)
Учитель сообщает: У России возникли противоречия с
Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния
России на Балканах и в Польше.
В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.
Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему « Русско-
турецкая война 1768- 1774гг».
Работа с учебником. Найдите в учебнике (пар. 48-49, стр.70 – 71) и назовите основные итоги русско-турецкой
войны 1768-1774 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России
по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.
3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (5 мин.)
Основным вопросом внешней политики 80-х годов был
крымский вопрос.
Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.
В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так
началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)
Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турец-
кая война 1787- 1791 гг.»
Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите
основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России по
Ясскому договору 1791 года.
4. Раздел Польши. (4 мин.)
Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –
присоединение к России белорусских и украинских земель-
решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.
Работа с документом « Разделы Речи Посполитой».
Далее ответы на вопросы.
- Назовите годы разделов Речи Посполитой.
- Какие земли отошли к России в результате
разделов Речи Посполитой?
- Покажите их на карте.
Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов
Речь Посполитая прекратила своё существование.
5. Французская революция и Екатерина Великая.(2мин)
Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-
борьба с революционной Францией – только начинала ре-
шаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровожда-лась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.
Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия пока-
зала высокий уровень военного и военно-морского ис-
кусства. Оно опиралось на экономическую мощь госу-
дарства, его международное влияние. Для него характер-
на глубокая проработка стратегических замыслов. В
армии на смену линейной тактике приходит усилиями
Румянцева, Суворова и других военачальников более
маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В
действиях войск и флотов полностью оправдали себя
решительность и маневренность, опора на солдат, их
сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той
славной эпохи вознеслась слава великих русских полко-
водцев.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)
Ребята вам было дано опережающее задание, подготовить небольшие сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах. ( П.А. Румянцеве, Г.Потемкине, А. В. Суворове, Г. Спиридове и Ф.Ф. Ушакове). Для углубления
и систематизации ваших знаний послушайте сообщения.
Далее заслушиваются сообщения учащихся.
Работа со стенгазетой
7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)
Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.
После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход
к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий
вопрос, где главным было прекращение набегов татарских
войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского
государства. В результате ряда войн ( две с Турцией и две с
Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме то-
го, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформи-лась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.
Основой развития русской военной школы явились спе-
цифические качества русского солдата и русской армии, на
которые традиционно опирались лучшие наши полководцы,
начиная сАлександра Невского. К ним относятся беззавет-
ная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов
массового героизма, стремление поддержать в бою товари- ща даже ценой собственной жизни, готовность умереть за
Родину. Не случайно для русской армии того времени прак-
тически несуществовало проблемы дезертирства, особенно
за пределами России. Всё это делало русскую армию очень
сильным противником, даже при весьма посредственном
командовании. И тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы.
Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии под-
чинённых и были направлены воспитательные устремления
таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как
Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.
Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швей-
царский походы Суворова и Средиземноморская экспеди-
ция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита
лучшая на тот момент в Европе французская армия.
Итог урока. Результаты внешней политики Екатерины Великой были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.
Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.
Это наша отечественная гордость на все времена.
3. Закрепление изученного материала. ( 12 мин)
1) Выполнение заданий по карточкам. (7 мин.)
2) Оценить итоги внешней политики Екатерины Второй
с позиций русского и зарубежного историков.
4. Подведение итогов. Выставление оценок.
Спасибо! Урок окончен!
5. Домашнее задание: параграфы 48- 49, ответить на вопросы стр. 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Внешняя политика России второй половины XIX века
В презентации рассказывается о Русско-турецких войнах 1768-1884 и 1787-1791 гг. и разделе Речи Посполитой...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века
План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...
Презентация и план-конспект урока по Истории России "Экономическое развитие России в 17 веке"
Презентация и план-конспект урок по истории на тему: "Экономическое развитие России в 17 веке" для учащихся 7 класса...