6 класс Православная церковь в Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс)
Разработка урока по истории России 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_pravoslavnaya_tserkov_v_drevney_rusi.doc | 195.5 КБ |
rabochiy_list_uchenika.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории «Православная церковь в Древней Руси»
Цель:
1. Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.
2. Продолжить работу над формированием умений работать с учебником, понятиями; на основе учебного материала составлять схему «Организация Православной церкви на Руси»; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторических событий и явлений, умения давать оценку значения Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.
3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.
Ученик имеет возможность научиться:
- анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);
- определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);
- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).
Оборудование урока: учебник Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века» (М: Русское слово, 2016 г), настенная карта «Древнерусское государство IX-XI вв.», мультимедийная презентация «Православная церковь в Древней Руси», рабочий лист.
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий
Формы обучения: парная, фронтальная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Этапы урока:
1. Мотивационно-организационный:
- Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.
2. Изучение новой темы
3. Закрепление изученного на уроке
4. Рефлексия.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание
Ход урока.
1. Мотивационно-организационный этап.
1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
Учитель истории: Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).
Задачи: на уроке
- Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
- Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
- Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».
2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.
Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.
1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. ( Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?
2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).
Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)
"ЦЕРКОВЬ" - 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.
3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).
(Учащиеся определяют тему урока). Мы сегодня будем говорить о православной церкви. Тема нашего урока «Православная церковь в Древней Руси»
Принятие христианства и появление православной церкви как-то влияло на развитие древнерусского общества? (Значение принятия христианства) (слайд 4) Поэтому цель нашего урока определить какие изменения произошли в древнерусском обществе и «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»
2. Изучение темы урока: «Православная церковь в Древней Руси»
Цель: Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.
1). Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)
Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?
Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).
Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?
А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6-7)
Ольга |
|
Владимир |
|
Ярослав |
|
Мстислав |
|
Василий, Елена, Федор, Георгий
Вывод: церковь разрешила иметь два имени: языческое и христианское и со временем языческие славянские имена забывались.
Б) Как церковь вытеснила языческие верования и обряды из сознания людей? В помощь вам посмотрите дополнительный текст №1. Какую связь имеют праздники. (слайд 8)
Вывод: для утверждения церковь приспособила многие языческие традиции к новой вере и они утратили свой первоначальный смысл.
Чему способствовала церковь утверждая среди славянских племен единые православные имена и праздники.
Общий вывод: с утверждением единых для всех славян имен, праздников церковь способствовала объединению общества и формированию древнерусского народа. (слайд 9)
2).Организация Православной церкви.
С именами каких князей было связано принятие и распространение православия на Руси?
Князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый составили и первый церковный устав. Как вы понимаете слово устав? (Слайд 10)
Задание: прочитайте в учебнике § 13 п.2-3. Выпишите новые слова, дайте им объяснение и составьте схему «Организация Православной церкви»
- Кому подчинялась Русская Православная церковь?
- Кто стоял во главе Русской Православной церкви?
В 1051 г. Ярослав Мудрый назначил первого русского митрополита Илариона.
- На какие области делилась территория? Кто стоял во главе нее?
Посмотрите на карту: граница митрополии совпадала с границей Русской земли, а границы епископий – с волостями.
- Кто подчинялся епископам?
- Чем священники отличались от монахов? (слайд 11-16)
6.Где и кем была построена первая церковь на Руси?
7.Почему она называлась Десятинная (слайд 17)
8. Как вы думаете, почему князья составили церковный устав и строили первые храмы на Руси?
Вывод: церковь укрепляла и возвышала власть Великого князя (слайд 18)
3). Древнерусское монашество.
Особую роль в Русском государстве играли монастыри.
А) сообщение учащегося «Русские православные монастыри XI-XII вв.» (11 с.)
Первые монастыри, как и церкви, были построены на Руси князьями. Совершенно иное начало было у знаменитого Киево-Печерского монастыря.
Б) Сообщение уч-ся о Киево-Печерском монастыре и его подвижниках.(12 с.)
В) О Агапите рассказывается в патерике Киево-Печерского монастыря. Отрывок из этого документа приведен в вашем учебнике. Работа с документом «Из Киево-Печерского патерика».,стр.83
Г) Какую роль играли монастыри в Древнерусском государстве? Какие нравственные ценности своим примером проповедовали подвижники.
в древнерусском человеке, в обществе?
Вывод: монастыри и церковь стали центрами ремесла и культуры, они способствовали формированию нравственных ценностей в древнерусском человеке и обществе.
3. Закрепление изученного на уроке.
Цель: определить уровень усвоения учащимися нового материала.
1. «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»
2. Проверьте себя. Выполнение учащимися задания III в рабочем листе.
- Рефлексия: На уроке я работал. На уроке я узнал
Цель: Контроль уровня восприятия, степени «включенности» учащихся и освоения ими учебного материала.
- Итоги урока
- Домашнее задание: §13, задание в р.т. № 40-41, с.47-48
Задание по выбору*
1. Задание №5, стр. 84 учебника.
2. Мини-презентации «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности», «Нестор-летописец», «Мир русских былин».
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задание для учащихся | Формирование УУД |
Мотивационно-организационный | Создание мотивации для работы на уроке. Проведение беседы. | Читают, формулируют с учителем тему урока. | Регулятивные и коммуникативные УДД | |
Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам. | Проведение беседы. Выполнение задания 1 в рабочем листе. Подведение к теме и плану урока. План. I. Православие и язычество на Руси. II. Организация Православной церкви. III. Древнерусское монашество. Подведение к формулировке цели урока. Проведение беседы. | Выполняют словарную работу. Отвечают на вопрос «Что такое церковь?» Отвечают на вопросы. Формируют тему урока и проблемный вопрос. Составляют план урока. Работа с содержанием слайда, постановка цели урока. | Выполните словарную работу. Определите ключевое слово и что оно означает. С каким событием связано появление церкци на Руси? Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока? Что бы вы хотели узнать на уроке? Составляем план. Принятие христианства и появление церкви повлияло на развитие древнерусского общества? Сформулировать цель нашего урока. | Познавательные УУД (объяснение понятий, выводы) Регулятивные УУД (определяют задачи и цель урока) Коммуникативные УУД (слушают, высказывают свое мнение) |
Изучение нового материала | Организация беседы о принятии христианства и дальнейшем укреплении позиций церкви. Организация работы в парах с документом об языческих верованиях и обрядах, сохранившихся в сознании людей. Подведение к выводу по 1 вопросу урока. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания в рабочем листе (работа с документом) Делают выводы | Принятие христианства сразу же привело к утверждению православия на Руси? Какое явление возникло и существовало долгое время, в чем оно проявлялось? Задание для учащихся: двойные имена, приспособление языческих праздников к православной вере. Какой вывод можно сделать об укреплении положения православной церкви в обществе? | Познавательные УУД (анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме); Личностные УУД (определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса); Регулятивные УУД (определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы); Коммуникативные УУД (уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка). |
Организация работы с учебником, определение понятий и составление схемы «Организация православной церкви на Руси». Проведение беседы. Организация проверки схемы. Организация беседы. | Работают с терминами, относящимися к организации церкви. Составляют схем Проверяют схему, сравнивают с эталоном. Отвечают на вопросы. Делают вывод. | С именами каких князей связано принятие христианства? Почему князья строили церкви и монастыри, разрабатывали церковный устав? | ||
Особую роль в православии играют монастыри. Организация беседы по тексту документа. | 1. Сообщение учащихся «Русские православные монастыри 11-12 вв» и «Русские подвижники» 2. Работа с документом Отвечают на вопросы Делают вывод | А) сообщение учащегося «Русские православные монастыри XI-XII вв.» Первые монастыри, как и церкви, были построены на Руси князьями. Совершенно иное начало было у знаменитого Киево-Печерского монастыря. Б) Сообщение учащихся о Киево-Печерском монастыре и его подвижниках. В) О Агапите рассказывается в патерике Киево-Печерского монастыря. Отрывок из этого документа приведен в вашем учебнике. Работа с документом «Из Киево-Печерского патерика».,стр.83 Г) Какую роль играли монастыри в Древнерусском государстве? Какие нравственные ценности своим примером проповедовали подвижники. в древнерусском человеке, в обществе? | ||
Закрепление нового материала | Организует беседу. Помогает сделать вывод по уроку Организует проверку полученных знаний на уроке. | Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода. | Какова роль церкви в жизни человека, общества, государства. | Коммуникативные УУД (уметь высказывать свое мнение, делать логические выводы) Личностные УУД (определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества) |
Рефлексия | Организует обсуждение итогов работы. Организует оценку работы пары. | Обсуждают. Оценивают | Какая тема урока? - Какая цель на уроке? Достигнута ли она? -Что было сложным (какие вопросы или задания )? Оцените свою работу на уроке и работу пары. | Регулятивные УУД (определение результатов своей работы) Коммуникативные УУД (умение слушать, высказывать свое мнение) |
Задание на дом | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Сделайте выбор домашнего задания. | Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения) |
Рабочий лист ученика (-цы) _____класса______________________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика (-цы) _____класса______________________________
I | Задание I. Словарная работа. Определите понятия: | Оценка работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Соседская община на Руси
2) Борьба между князьями за власть
3) Точный размер дани:
4) Денежный штраф
5) Места сбора дани:
6) Центр города, крепость
7) Народное собрание
8.Напишите понятие и дайте ему определение:
| Самооценка:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. | Задание 2 Источник Из современной школьной энциклопедии «Российская история». Языческие черты очень долго сохранялись в народных приметах, суевериях, гаданиях, погребальных обрядах. В традиционные христианские праздники тоже вплелись языческие традиции. Например, на празднике Рождества Христова жители Руси вели себя, как на старинных языческих колядах, справлявшихся зимой и посвященных возрождению солнца. По домам ходили ряженые, пели песни (часто в честь солнца). Проводам зимы – празднику Масленицы – не нашлось христианского аналога. Масленица стала преддверием великого поста перед Пасхой. Праздник воскрешения Иисуса Христа – Пасха – совпал с языческой Красной горкой (встречей весны). Летний солнечный праздник Купалы приходился на христианский день Иоанна Крестителя, которого русские чаще называли Иваном Купалой. Как церковь вытеснила языческие традиции из сознания людей? В помощь вам посмотрите дополнительный текст №1. Какую связь имеют праздники.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3: прочитайте в учебнике § 13 п.2-3. Выпишите новые слова, дайте им объяснение и составьте схему «Организация Православной церкви» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Организация Православной церкви» | Понятия:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Задание III. Проверь себя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. | Соотнесите события, даты и исторические личности.
Пропущенные элементы:
| Самооценка: На уроке я работал: (отметьте галочкой или «+»)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории 6 класс "Быт и нравы Древней Руси"
Проверочная работа...
Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси. Быт и нравы."
Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное на...
Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»
Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...
Презентация по истории России для 6 класса на тему: "Культура Древней Руси"
Данная презентация может быть использована учителем истории при изучении темы "Культура Древней Руси" раздела "Русь в IX - первой половине XII веков" в 6 классе. Материал презентации ориентирова...
Презентация "Православная церковь в Древней Руси"
Презентация "Православная церковь в Древней Руси"...
Модель изучения темы "Православная церковь в Древней Руси» основной школы при работе по ФГОС ООО
В работе представлены навыки теоретического и практического моделирования процесса планирования и преподавания темы «Православная церковь в Древней Руси. 6 класс», а также конспект у...
История 6 класс. Быт и нравы Древней Руси
для 6 класса...