Модель изучения темы "Православная церковь в Древней Руси» основной школы при работе по ФГОС ООО
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

В работе представлены навыки теоретического и практического моделирования процесса планирования и преподавания  темы «Православная церковь в Древней Руси. 6 класс», а также конспект урока  в русле выполнения требований Стандарта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnaya_tserkov_v_drevney_rusi.docx385 КБ

Предварительный просмотр:

iks

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                            

Киргинцевская средняя общеобразовательная школа                                                                      

МКОУ Киргинцевская

 Купинского района Новосибирской области                                                                                                 

Модель изучения темы

« Православная церковь в Древней Руси»

в 6-ом  классе основной школы

при работе по ФГОС ООО»

Автор: Ивликова Любовь Михайловна

учитель истории и обществознания

2018 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...  

  1. Особенности темы  «Православная церковь в Древней Руси» и её место в основной образовательной программе основного общего образования в 6-ом классе основной школы при работе по ФГОС ООО………………………………………………………
  1. Место курса и темы в основной общеобразовательной программе и в учебном плане школы………………………
  2. УМК для работы по теме……………………………………..
  3. Ожидаемые результаты изучения темы «Православная церковь в Древней Руси». Формируемые компетентности…
  1. Модель организации изучения темы «Православная церковь в Древней Руси» на уроках истории в 6-ом классе при работе по ФГОС ООО………………………………………………………..

2.1.Особенности методики изучения темы…………………………..

2.2. Технологическая карта уроков………………………………….

2.3. Рефлексия на уроках. Контрольно-измерительные материалы и оценка результатов…………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Приложения …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем не только для  российской

школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом является определение перспективной стратегии развития исторического образования. В связи с разработкой ФГОС в контексте поиска путей

модернизации сферы образования усилилось внимание общественности,

научно-педагогического сообщества  к вопросам развития  исторического образования школьников. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.[1]

Актуальность работы  связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (ФГОС), ориентирующего на то, что образование в целом и историческое образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического и культурного развития страны. Курс отечественной истории позволяет раскрыть исторические особенности экономики и социальной сферы, внутренней и внешней политики Российского государства, взаимоотношений власти и общества, социальной стратификации, повседневной жизни людей, общественных представлений и ментальности людей, военного строительства и защиты своего Отечества, развития в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, общественно-религиозной жизни, истории церкви. Это многоаспектное (многофакторное) содержание курса обусловливает его особое положение среди других гуманитарных дисциплин.

Одной из теоретических и методологических основ построения содержания курса отечественной истории является историко-культурологический подход, позволяющий раскрыть особенности диалога культур в конкретном историческом пространстве (регионе) и времени (эпохе). Изучение многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у школьников чувство принадлежности к богатейшему, общему для всех народов России культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям, лучшим традициям своего и других народов. Этот историко-методологический и педагогический подход позволяет решать такую значимую для современного мира задачу исторического образования, как формирование у школьников способности к межкультурному диалогу, умения воспринимать цивилизационные и культурные особенности своей страны, других стран, своего этноса, других этносов.

Одна из задач курса,  формирование бережного отношения к культурному наследию. Педагогически актуально сформировать у школьников личностное восприятие памятников истории и культуры как ценностного достояния истории своей страны и всего человечества. Этот подход значим для формирования мировоззрения школьников, их ценностного развития.  ИКС содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. [1]

История православной церкви на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Историю своей страны должен знать каждый человек. Она примиряет нас с несовершенством настоящего, как с обыкновенным явлением во всех веках. История помогает людям избегать ошибок в настоящем, опираясь на примеры прошлого. Для того чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с православной церковью, какую роль она играет в жизни людей, государства. Эту тему необходимо рассматривать с далеких времен, когда Русь перешла к единобожию, с принятия христианства. Для нас, живущих в ХХI веке, история развития православной церкви, ее влияние на общественную жизнь людей и государства в целом становится все более актуальной. Тема христианизации представляет большой интерес ввиду того, что сейчас, с точки зрения исследователей современного общества, проходит эпоха «Второго Крещения Руси», возрождения и процветания православной церкви. История неоднократно доказывала, насколько правильно была выбрана христианская религия и, может быть, поэтому она нашла достойное место в сердцах русских людей.[3]

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Его можно рассматривать как зеркало последующих событий, как полное изменение образа жизни. Возможно, изучив события тех времён, мы лучше поймём наши ценности и традиции, нашу культуру и сущность.

         Целью работы является демонстрация навыков теоретического и практического моделирования процесса планирования и преподавания  темы «Православная церковь в Древней Руси»  в русле выполнения требований Стандарта.

В соответствии с указанной целью выделяются задачи работы:

1. Систематизировать необходимый теоретический, фактологический и методический  материал,  отражённый в различных источниках по теме работы, в контексте его использования на уроках истории.

2. Обосновать  и охарактеризовать основные методы и приёмы, реализуемые на уроках истории в рамках разработанной модели изучения темы «Православная церковь в Древней Руси».

3. Обосновать и сформулировать выводы и рекомендации по использованию предлагаемой модели изучения темы в учебном процессе по истории в русле обеспечения планируемых результатов по достижению учащимися необходимых целевых установок, знаний, умений и навыков.

Объектом  работы является содержание и организация учебного процесса по истории на ступени основной школы при переходе на ФГОС.

Предмет работы: разработка модели изучения темы «Православная церковь в Древней Руси» в 6-ом классе ООШ.

При написании данной работы использовались такие методы, как накопление и отбор литературы, анализ, синтез, сравнение и обобщение изученного материала.

Содержательно-методическая основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 12.09.2014) "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений;
  • Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 об утверждении Федерального образовательного стандарта  основного общего образования;
  • Приказ Минобрнауки  России от  29.14.2014 №1644 «О внесении изменений  в приказ  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. от №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования»;
  • Историко-культурного стандарт (ИКС) .

Учебно-методические материалы:

  • Учебник. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Электронное приложение к учебнику. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).
  • Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Тестовые задания. История России. 6 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.
  • Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю

Формы и методы работы:  учебный диалог, интерактивные методы преподавания, частично-поисковый.  Организационные формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Используемые технологии: проблемно-диалогическая  технология освоения нового материала, технология критического мышления: базовая модель трех стадий организации учебного процесса  «Вызов – осмысление – размышление», учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая, технология оценивания образовательных достижений, технология диалогового взаимодействия с элементами ТРКМ, ИКТ, технология проблемного обучения.

Контрольно-измерительные амтериалы:

 формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

– исторический  диктант;

– тестовое задание ( на бумаге и ПК);

– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая);

- зачет (устный, письменный);

– письменная проверочная работа;

- карточки - задания

- кроссворды.

    Работа имеет практическую, культурологичекую и социальную значимость. Она способствует более углубленному и детальному изучению истории и культуры нашей страны и может использоваться в качестве дополнительного материала на уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры, классных часах. 

   Приоритетом работы учителя истории сегодня должно стать формирование компетенций, позволяющих педагогам и школьникам совместно найти ответы на вызовы, с которыми сталкивается Россия в условиях новой геополитической ситуации, формирования открытой информационно-образовательной среды, с учётом запросов многокультурного российского общества.

Новые подходы к развитию концептуальной основы системы общего исторического образования должны получить последовательную реализацию в практике исторического образования.[////]

  1. Особенности темы  «Православная церковь в Древней Руси» и её место в основной образовательной программе основного общего образования в 6-ом классе основной школы при работе по ФГОС ООО.
  1. Общая характеристика программы курса. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

     Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития  и социализации  учащихся,  приобщения  их  к  национальным  и  мировым  культурным  традициям,  интеграции  в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе

обучения  у  учащихся  формируются  яркие,  эмоционально  окрашенные  образы  различных  исторических  эпох,  складывается представление  о  выдающиеся  деятелях  и  ключевых  событиях  прошлого.  Знания  об  историческом  опыте    человечества  и историческом  пути  российского  народа  важны  и  для  понимания  современных  общественных процессов,  ориентации  в динамично развивающемся информационном пространстве.

      Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.  

     Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно,  развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

-  практическо-  политическая  функция,  состоящая  в  том  ,  что  история  как  наука,  выявляя  закономерности  и  тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе

знаний исторических фактов, процессов и явлений.

      Данная  программа  обеспечивает  возможность  создания  широкого  образовательного  пространства  для  ознакомления    с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.  
     
Структура  и  содержание  программы  соответствуют  образовательному  стандарту  и  принципам  развития  системы

российского образования. Программа основной  образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание  программы  построено  на  основе  проблемно-хронологического  принципа,  что  позволяет  уделить  необходимое

внимание  наиболее  важным  сквозным  проблемам    развития  человеческого  общества,  и  особенностям  развития  отдельных

регионов,  а  так  же  проследить  динамику  исторического  развития  и  выделить  его  основные  этапы.  Там,  где  возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.  

        Программа  ориентируется  на  реализацию  в  курсе  истории  многофакторного  подхода,  позволяющего  показать  всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие  различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

       Наряду  с обозначенным подходом,  реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми  для выполнения задач  ФГОС также являются:

- деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

-  компетентностный  подход,  рассматривающий  приоритетным  в  процессе  усвоения  программы  формирование  комплекса общеучебных  (универсальных,    надпредметных)  умений,  развитие  способностей,  различных  видов  деятельности  и  личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

-  дифференцированный    подход  при  отборе  и  конструировании  учебного  содержания,  предусматривающий  принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.

-  личностно  ориентированный  подход,  рассматривающий    обучение  как  осмысленное,  самостоятельное  инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных  задач  и  исторических  ситуаций,  которые  придают  обучению  поисковый    и  исследовательский  характер.  Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате  выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое  искомое  отношение,  действие.  Подход  предусматривает  мотивацию,  а  на высоком  уровне  активности  и

самостоятельности  мышления  учащихся проблемный  подход  рассматривается  как  ведущий принцип развивающего обучения.

       Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности.  Любое  историческое  явление  следует  изучать  в  динамике.  Событие  и  личность  е  могут  быть исследованы вне временных рамок;

-принцип  объективности,  основанный  на  фактах  в  их  истинном  содержании,  без  искажения  и  формализации.  Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип  социального  подхода  предполагает  рассмотрение  исторических  процессов  с  учётом  социальных  интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

-  принцип  альтернативности,  предполагающий  гипотетическое,  вероятностное  осуществление  того  или  иного  события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные  возможности  в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

     Наряду  с  отмеченными  дидактическими  принципами,  содержание  программы    соответствует  традиционным  принципам: научности,  актуальности,  наглядности,  обеспечения  мотивации,  соблюдения  преемственности  в  образовании,  уровневой  и предпрофильной  дифференциации,  системности  вопросов  и  заданий,  практической  направленности,  прослеживания  внутрикурсовых и межпредметных связей.

      Соблюдение    и  сочетание  всех  принципов  познания  истории  обеспечат  строгую  научность  и  достоверность  в  изучении исторического прошлого.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (приказ министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года « Об утверждении  Федерального  компонента  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего,  основного  общего,  среднего (полного) общего образования».  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два  часа. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.)

     Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 30 часов; второе полугодие –  истории России – 38 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается

последовательное изучение двух курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания

истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Основными принципами обучения являются: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, видами занятий - проверочные работы и уроки. Уроки делятся на несколько типов (урок "открытия" нового знания; урок-рефлексия, или урок повторения,

закрепления знаний и выработки умений; урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний).

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль - при введении нового материала;
  • взаимоконтроль - в процессе его отработки;
  • итоговый контроль

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на практическую работу 4 часа контрольные и зачетные уроки 4 часа.

       Курс  отечественной  истории  является  важнейшим  слагаемым  школьного предмета  «История».  Системообразующую  роль  при  создании  и  преподавании  этого курса  играют  цели  и  задачи  школьного  исторического  образования, отражающие социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий. Они определяются в предметных стандартах и учебных программах.  

  Современный  подход  в  преподавании  истории  предполагает  единство  знаний, ценностных  отношений  и  познавательной деятельности  школьников.

   Доминирующая в России модель содержания общего исторического

образования социально направлена на такой эталон образовательной

подготовки, который обеспечивает в первую очередь приоритет

государства над запросами личности. Эта модель содержания образования утвердилась в общественном сознании как образовательная традиция. С учетом этого и формируется состав содержания образования, образовательная практика. С точки зрения соотношения и полноты транслируемых знаний доминирующая в России модель содержания исторического образования может быть отнесена к типу моделей, ориентированных на создание целостной картины мира. Средством ее построения является включение в содержание образования элементов, обеспечивающих целостность и полноту знаний. С точки зрения соотношения обязательных курсов и курсов по выбору доминирующая модель построена на основе четкой регламентации количества обязательных для изучения учебных предметов. С точки зрения характера и последовательности развертывания содержания образования доминирующая модель является концентрической. Концентры соответствуют основным этапам обучения.  Внутри концентров содержание образования развертывается линейно, вместе с тем, учитывая новые реалии государственной образовательной политики (в частности, концепцию нового УМК по Отечественной истории, включая историко-культурный стандарт), можно прогнозировать возвращение к линейной структуре исторического образования в 5–10 классах, с элементами концентрической структуры в выпускном классе. С точки зрения ведущего элемента транслируемых знаний доминирующая модель является академической, ориентированной на освоение знаний теоретического характера. Вместе с тем в модели присутствуют элементы практико-ориентированного и ценностно ориентированного подходов. Все это позволяет считать доминирующую модель относительно комплексной, многоаспектной. Академическая модель ориентирует педагогов и школьников на приобретение теоретических и фактических знаний как доминанту образовательной деятельности, определяющую ценность и смысл образовательной практики. При этом подходе исторические знания рассматриваются как педагогические проекции научного содержания базовых наук: Отечественной (история России) и всеобщей истории.  Иными словами, эта модель содержания образования подразумевает учебное содержание, построенное на основе информационно-объяснительного принципа. Вопросы применения приобретенных знаний в практической жизни в академической модели в отличие от компетентностно-ориентированной модели не имеют первостепенного значения. В академической модели подразумевается, что цель образовательной деятельности – приобретать прочные знания отечественной и зарубежной истории, в этом и заключается смысл образования. Доминирующая в современной России академическая модель содержания исторического образования в целом соответствует государственному и социальному заказу, массовым общественным ожиданиям. Академической модели содержания образования органично соответствует действующая в России система оценки образовательных достижений в формате единого государственного экзамена. Эта модель соответствует однокомпонентной структуре содержания образования, которая определена в документах ФГОС. Следствием академической модели являются высокие требования к предметным результатам даже тех школьников, которые в своей последующей профессиональной деятельности не предполагают работать в сфере социально гуманитарного знания. Реализация доминирующей в России модели содержания исторического образования затруднена недостаточной мотивацией значительной части школьников к познанию, к восприятию истории, к приобретению знаний по истории. Эта тенденция обусловлена рядом причин – изменениями в ценностных приоритетах молодежи, снижением авторитета исторической науки в обществе в условиях информационной революции, распространением в массовом сознании ненаучных внеисторических представлений, мифологем.

Еще одна проблема в реализации действующей модели исторического образования обусловлена тем, что в однокомпонентной модели

содержания образования федеральный инвариант не стимулирует

формирования личностно значимой индивидуальной образовательной

траектории, а региональный и школьный компоненты содержания образования фактически упразднены или отнесены к сфере внеурочной

деятельности, что существенно понижает их статус.

        Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что существующая модель

содержания исторического образования ориентирована на классическую

школу «знаний», которая не отвечает массовым социальным реалиям

современной России в глобальном мире. Недостаточная эффективность

существующей репродуктивной академической модели исторического

образования отмечается многими экспертами. Для понимания результативности системы отечественного исторического образования, реализуемой на основе описанной выше модели, весьма показательны результаты сравнительного международного исследования состояния граждановедческого образования в разных странах, включая Россию. Эти результаты могут быть экстраполированы на систему исторического образования. [….]

  1. УМК для работы по теме

Разработка Концепции нового УМК по отечественной истории обозначила новые подходы к построению системы школьного исторического образования. На основе Концепции будет подготовлен новый учебно-методический комплекс — учебники, пособия, компоненты информационно-образовательной среды. Теперь очень многое, если не самое главное, зависит от готовности и способности учителей в своей повседневной деятельности реализовывать новые идеи, подходы к образованию, соответствующие вызовам XXI в. — века информации и глобальных процессов.

 Система общего исторического образования в российских школах, реагируя на вызовы XXI в., претерпевает изменения. Направленность этих изменений в концентрированном виде определяет Концепция нового УМК, вся совокупность политических, научно-исторических, социально-педагогических факторов и условий. Конечно, многое зависит от политической линии развития Российского государства и общества. Если Россия сохранит европейский вектор развития образования, не пересмотрит практику отношений с европейскими образовательными институтами, то система образования в нашей стране будет интегрироваться в единое европейское образовательное пространство. Ценностно-целевыми приоритетами системы исторического образования в этом случае должны стать личностная ориентированность, учёт образовательных запросов школьников, семей, многокультурного российского общества, значимость приобретаемых знаний и формируемых умений с точки зрения их возможного применения в повседневной жизни. В терминах современной педагогики эта модель должна базироваться на сочетании личностного и деятельностного (компетентностного) подходов в образовании[1].

     Учебно-методический комплекс нового поколения — концептуально единая совокупность программно-учебно-методических материалов, представленных на всех возможных видах носителей информации, а также других педагогически адаптированных ресурсах, которая направлена на реализацию требований ФГОС к предметным, мета предметным и личностным результатам общего образования.

В структуре современного УМК (рис. 1) выделяют нормативный, учебный и методический компоненты с характерным для каждого из них набором дидактических элементов. Компонентам присущ инвариантный характер, отсутствие любого из них вносит хаос в работу по разработке и использованию УМК. Например, без нормативного компонента (примерной или рабочей программы, Концепции учебного курса и т. п.) осложняется подготовка школьных учебников и методического аппарата, а также любых учебно-методических пособий. Его отсутствие скажется на работе учителя в виде неопределённости целевых установок на уроках и внеклассных мероприятиях, проявится в разобщённости элементов УМК (учебников, атласов, рабочих тетрадей, практикумов) и т.д.

Элементы УМК — это конкретные дидактические пособия на бумажных и электронных носителях, в силу предписанных им функций относящиеся к одному из трёх компонентов УМК. Их разнообразие в современном информационно-образовательном пространстве безгранично и продолжает расширяться за счёт информационно-компьютерных и образовательных технологий, новых требований к результатам общего образования и формам их диагностики (творческое портфолио, предметные олимпиады, ЕГЭ и ГИА), обновления форм познавательной деятельности школьников в учебное и внеучебное время, увеличения количества объектов и аспектов изучения (например, локальная история / история повседневности / история науки и техники / устная история и т. п.), новых научных открытий и достижений, социальных заказов в системе общего образования.

Структура ядра и вспомогательных информационных ресурсов УМКH:\1ок Диплом\ИКС\media\image1.jpeg

К основным чертам нового УМК по истории России в Концепции отнесена его способность содействовать «овладению учениками исследовательскими приёмами, развитию критического мышления». Реализация этой задачи эффективна через «обучение анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций»1.

Состав УМК:

  • Учебник. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Электронное приложение к учебнику. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).
  • Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Тестовые задания. История России. 6 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.
  • Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю

Основная концептуальная идея, реализованная авторами при доработке по ФГОС в линии учебников «История России» 6-9 классов: показать отечественную историю как многоаспектный исторический процесс, где история России представлена как часть мировой истории. Полностью переработанный методический аппарат учебников 6-9 классов предлагает многообразие видов вопросов и заданий, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС. Учебники имеют аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», полное оглавление, необходимую рубрикацию. Текст параграфов сопровождается поясняющими реквизитами, а также содержащими дополнительный материал рубриками. Новые понятия и термины, выделенные в тексте, даются в конце параграфов в рубрике «Запомните новые слова». Вопросы и задания внутри параграфа направлены на повторение ранее пройденного материала, в том числе и в курсах всеобщей истории, обществознания, географии, литературы и т. д. Они также помогают сопоставить исторические события с реалиями сегодняшнего дня. Вопросы и задания после каждого параграфа разделены на два уровня. Рубрика «Проверяем свои знания» помогает учащимся понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте параграфа. Вопросы и задания рубрики «Учимся быть историками» требуют более глубокой работы с текстом, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа.

К каждой главе прилагается комплект тестовых заданий. Выполнение данных заданий будет также способствовать подготовке учащихся к ГИА. В конце учебника помещены списки литературы и интернет-ресурсов, а также список проектов, работа над которыми будет вестись на протяжении всего учебного года. Не менее четверти заданий используют в качестве объектов семью, труд и творчество, факты социальной солидарности, примеры патриотических поступков и поведения, ценности исторического знания, многообразие культур в России. Система заданий позволяет обучающимся попробовать себя в различных социальных ролях - рассказчика, экскурсовода, исследователя, писателя и др.

   В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[---] (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7)

Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») настоящей статьи образовательные стандарты включают в себя требования:

  1. к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. к результатам усвоения основных образовательных программ.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование модуля

Состав и предназначение оборудования

Количество

педагога

учащегося

1

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога

1. Персональный компьютер

2. Проектор мультимедийный, экспозиционный экран

4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

1 ед.

1 ед.

1 ед.

2

Программно-методическое обеспечение

1. Примерные программы основного общего образования

2. Рабочие программы по курсу

3. Календарно-тематическое планирование

1 ед.

1 ед.

1 ед.

3

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник для 5 класс

2. Учебник для 6 класса

3. Учебник для 7 класса

4. Учебник для 8 класса

5. Учебник для 9 класса

6. Рабочая тетрадь для 5 кл

7. Рабочая тетрадь для 6 кл

8. Рабочая тетрадь для 7 кл

9. Рабочая тетрадь для 8 кл

10. Рабочая тетрадь для 9 кл

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

1 комплект

4

Наглядные пособия

1. Электронные образовательные ресурсы

2.Карты настенные

3.Тблицы

 4.Комплект «Государственные символы России»

45ед.

15 ед.

1 комплект

_______________________________________________________________________________________

Вяземский Евгений Евгеньевич Стрелова Ольга Юрьевна, Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории Пособие для учителей общеобразовательных организаций

  1. Ожидаемые результаты изучения темы.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории  предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.  

Результатами  образования  являются  компетентности,  заключающиеся  в  сочетание  знаний  и  умений,  видов  деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.  

Личностные  результаты:

-  осознание  своей  идентичности  как  гражданина  страны,  члена  семьи,  этнической  и  религиозной  группы,  локальной  и региональной общности;  

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;  

-осмысление  социально-нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  способность  к  определению  своей  позиции  и

ответственному поведению в современном обществе;  

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);  

 -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.  

Предметные результаты:

 -овладение  целостными  представлениями  об  историческом  пути  народов  своей  страны  и  человечества  как  необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;  

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;  

-умения  изучать  и  систематизировать  информацию  из  различных  исторических  и  современных  источников,  раскрывая  ее

социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение  опыта  оценочной  деятельности  на  основе  осмысления  жизни  и  деяний  личностей  и  народов  в  истории  своей страны  и  человечества  в  целом;

 -  готовность  применять  исторические  знания  для  выявления  и  сохранения  исторических  и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение  элементов  учебной  деятельности  школьников  и  ведущих  процедур  исторического  познания  позволяет определить  структуру  подготовки  учащихся  5—9  классов  по  истории  в  единстве  ее  содержательных  (объектных)  и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:  

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

-  указывать  хронологические  рамки  и  периоды  ключевых  процессов,  а  также  даты  важнейших  событий  отечественной  и

всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.  

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;  

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

 - читать историческую карту с опорой на легенду;  

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);  

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.  Описание  (реконструкция):

 ·  рассказывать  (устно  или  письменно)  об  исторических  событиях,  их  участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные  исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.  

5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · соотносить единичные исторические факты и общие явления;

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в

них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.  

6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 -  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их

оценку.  

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как

основу диалога в поликультурной среде;  

-  способствовать  сохранению  памятников  истории  и  культуры  (участвовать  в  создании  школьных  музеев,  учебных  и общественных  мероприятиях  по  поиску  и  охране  памятников  истории  и  культуры).  

 Предметные  результаты  изучения  истории  учащимися  5—9  классов  включают:  

·  овладение  целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания  современного  общества;

 ·  способность  применять  понятийный  аппарат  исторического  знания  и  приемы исторического анализа. Роли современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников,  раскрывая  ее  социальную  принадлежность  и  познавательную  ценность;

 ·  расширение  опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  ·  готовность  применять  исторические  знания  для  выявления  и  сохранения  исторических  и  культурных  памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.  

  1. Модель организации изучения темы «Православная церковь в Древней Руси» на уроках истории при работе по ФГОС ООО.
  1. Особенности методики изучения темы.

В настоящее время, педагогическая деятельность в образовательных учреждениях характеризуется переходом к работе по федеральным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к системе обучения. В соответствии с этими требованиями в школу должен прийти учитель с новым мышлением, способный реализовывать задачи выдвинутые ФГОС. К сожалению не все учителя оказались подготовленными к происходящим изменениям. В большинстве своем выступают опытные педагоги с традиционной системой мышления, их беспокоит неопределенность [1,1], ведь новые задачи поставлены, а как их решать — не сказано. Сейчас в системе современного образования курс истории и обществознания, как никогда актуален. Он занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, как еще одно средство общения, познания окружающего мира и расширения границ этого мира. Изучение истории и обществознания - эффективное средство социализации личности, интеллектуального развития ребенка, самовыражения, эмоционального и нравственного развития личности. Поэтому основным приоритетом обучения в школе должно являться сохранение функций этих предметов.

Итак, новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры [4,1]. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация — проблема — задача — результат. Считаю, что на уроках истории и обществознания для решения этого вопроса необходимо применять метод проектов. Метод проектов позволяет творчески применить изученный материал, превратить уроки истории и обществознания в дискуссию, исследование.

       Еще один актуальный вопрос введения ФГОС это то, что основой стандарта является системно-деятельностный подход [4,1] в обучении. Данный подход заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика [2,15]. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Для реализации этих задач на уроках истории и обществознания необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. Также можно использовать работу в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих ту или иную гипотезу, выдвинутую на уроке.

С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности [3,12]. Эффективная оценочная деятельность учителя истории и обществознания предполагает наличие следующих компетентностей:

- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

- формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя истории и обществознания.

Необходимо упомянуть о том, что основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности [4,1]. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Для наибольшей результативности в изучении истории и обществознания в качестве внеурочной деятельности необходимо использовать творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Конечно стремительные изменения в обществе требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача учителя истории и обществознания - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

_________________________________

Список литературы

1. Кузнецова Н.П. Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС. - http://nsportal.ru/, 2011.

2. Петренко О.Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. - №4.

3. Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценочной деятельности. // Завуч. 2004. - №5

4. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

  1. Технологическая карта урока по теме «Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв.».

Место урока в теме:  раздел « Россия в н.XVI в.», урок 35

Тип урока: комбинированный

Класс: 6

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор, умение находить ответ на вопрос: “Какое значение для меня имеет изучение истории русской православной церкви?”)

Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск, выделение и структурирование информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Задачи:  

  • Организовать работу по мотивации учения обучающихся (организовать работу с маршрутным листом, с таблицей ЗХУ)
  • Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
  • Организовать индивидуальную работу обучающихся, работу в парах и в группах (на основе работы с текстом учебника и раздаточным материалом,ЭОР)
  • Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  • Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны, истории русской православной церкви, на примере православных монастырей и христианских подвижников.
  • Организовать рассуждение о разных представлениях среди средневековых жителей о богатстве церкви.
  • Организовать работу с понятиями в игровой форме “Экскалатор”
  • Организовать рефлексию учебной деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: Учащиеся умеют: определять собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в парах и в группах, определять цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
  • Предметные:
  • Учащиеся знают: изменения произошли в положении русской православной церкви в 14-16 вв, историю создания основных православных монастырей Руси, христианских пастырей, кто такие “нестяжатели” и “иосифляне”, суть теории “Москва - третий Рим” 
  • Учащиеся умеют: структурировать информацию в таблицу, работать с документами и учебником, ЭОР, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

3. Методы обучения:

  • Частично-поисковый

4. Средства обучения:

Интернет-ресурсы:

  1. http://pravfilms.ru/ 
  2. http://simvol-veri.ru/xp/ 
  3. http://www.rusidea.org/ 
  4. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergiy-Radonejskiy/bio 
  5. http://www.pravoslavie.ru/ 
  6. http://3rm.info/ 
  7. http://www.iosif-vm.ru/ 
  8. http://solovki-monastyr.ru/ 
  9. http://www.stsl.ru/#ad-image-0 

5. Организационные формы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

6. Педагогические технологии:

  • Технология диалогового взаимодействия с элементами ТРКМ
  • ИКТ

7. Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный

1

Актуализация знаний:

 

1.1

Организовать проверку домашнего задания:

1. Проверка исторических дат

2. Проверка исторических понятий

3. Вставь пропущенное слово

Участие в проверке

Слайды 2,4,5

1.2

Организация беседы по вопросам:

Скажите, что подчеркивал Иван III, провозглашая себя самодержцем?                               (что держит землю сам и не подчиняется ордынским ханам)

Какой герб стал у Московского государства при Иване III?(двухглавый орел Византии)

Скажите, что значила церковь для средневекового человека? (Церковь поддерживала Александра Невского в борьбе с крестоносцами, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву и т.д.)

Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о церкви и государстве)

Сформулируйте тему нашего урока:

(Церковь и государство)

Участие в беседе

1.3

Организация работы с таблицей ЗХУ

Заполнение таблицы ЗХУ

1.4

Организация формулирования цели урока.

Формулирование цели

Технологический этап:

2.1

Организация индивидуальной работы

1. Определите, как изменилось положение русской православной церкви в 14-16вв?

2. Какие последствия имели эти изменения?

Индивидуальная работа

С.183 учебник

Слайд 8

2.2

Организация планирования работы в группах в т.ч.:

Определение сроков выполнения работ

Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе

Планирование работы в группе

Участие в обсуждении

2.3

Организация работы в группах:

1 группа: Соловецкий монастырь

2 группа: Иосифо-Волоколамский монастырь

3 группа: Троице-Сергиев монастырь

4 группа: Сергий Радонежский

Работа в группах

Приложение 2

Приложение 2а

ЭОР

Слайды 10,12,14

2.4

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы

2.5

Организация беседы:

Обобщение итогов работы группы

Участие в беседе

2.6

Организация работы с таблицей “Нестяжатели и иосифляне”

Составление таблицы

Слайды 16-19

2.7

Организация работы в парах:

1 вариант - “стригольники”

2 вариант - “жидовствующие”

Работа в парах

2.8

Организация обсуждения:

Выделить общие позиции по взглядах ересей.

Выделить различие во взглядах “стригольников” и “жидовствующих”

Участие в рассуждении

Слайд 21

2.9

Организация работы с понятиями “Экскалатор”

Работа в группе

Приложение 3

Слайд 22

2.10

Организация обсуждения

В чем суть теории “Москва – третий Рим”

Участие в обсуждении

Слайд 23-24

Рефлексия:

3.1

Организация работы с таблицей ЗХУ

Заполнение таблицы ЗХУ

3.2.

Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке:

Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок

Участие в подведении итогов

Оценивание

Приложение 4

3.3

Определение домашнего задания по выбору учащихся:

Параграф 22

Составить вопросы к “Да-нет-ке”

Сделать презентацию о любом монастыре.

Запись домашнего задания

8. Таблица соответствия УУД и УЗ

 

Учебное задание

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный этап

1

Актуализация знаний:

 

1.1

Запишите пропущенную дату

Соедините стрелочками понятие с его значением

Вставьте пропущенные слова

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

1.2

Ответьте на вопросы

ПУУД (общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

1.3

Заполните таблицу ЗХУ

ЛУУД(самоопределение)мотивация учения

РУУД(оценка)выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

1.4

Сформулируйте цели нашего урока

ПУУД(общеучебные)формулирование познавательной цели

РУУД(целеполагание)постановка учебной задачи

Технологический этап

2.1

Определите, как изменилось положение русской православной церкви

ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(логические)установление причинно-следственных связей

2.2

Разделитесь на группы и обсудите критерии оценки качества работы в группе

РУУД(планирование) составление плана и последовательности действий

2.3

Работа в группах:

1 группа: Составьте рассказ о создании Соловецкого монастыря

2 группа: Иосифо-Волоколамский монастырь

3 группа: Троице-Сергиев монастырь

4 группа: Составьте исторический портрет Сергия Радонежского

ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(общеучебные)поиск и выделение информации

КУУД(постановка вопросов)инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

КУУД(управление поведением партнера) контроль, коррекция дествий партнера

ЛУУД(нравственно-этическое оценивание) оценивание усваемового содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

2.4

Представьте свой результат

КУУД(умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

2.5

Ответьте на вопросы

ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

2.6

Составьте таблицу “Нестяжатели и иосифляне”

ПУУД(общеучебные)поиск, выделение и структурирование информации

2.7

Работа в парах:

1 вариант - “стригольники”

2 вариант - “жидовствующие”

ПУУД(общеучебные)смысловое чтение

ПУУД(логические)выбор оснований и критериев для сравнения

2.8

Определите общие позиции во взглядах ересей.

Определите различие во взглядах “стригольников” и “жидовствующих”

ПУУД(логические)выбор оснований и критериев для сравнения

ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

КУУД(умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

2.9

Работа в парах с понятиями:

Разделитесь на “учеников” и “учителей”

Ученик – отвечает понятия, учитель слушает и ставит оценку

РУУД(контроль)сличение способа действия и его результата

КУУД(управление поведением партнера)

ПУУД(логические)подведение под понятие

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

2.10

Предположите

В чем суть теории “Москва-третий Рим”

ПУУД(логические)выдвижение гипотез и их обоснование

ПУУД(общеучебные)произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Рефлексия

3.1

Заполните таблицу ЗХУ

ЛУУД (смыслообразование)умение находить ответ на вопрос: “Какое значение имеет для меня изучение истории русской православной церкви?”

3.2

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку за урок

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

3.3

Запишите домашнее задание

-

Список источников

  1. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.-256с.
  2. Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244с.
  3. Асмолов А.Г., Барменская Г.В., Володарская И.В.,. Карабанова О.А, Салхина Н.Г., Молчанов С.В. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение, 2011. - 159с.
  4. Гусева С.Н. Формирование понятий в школьном курсе географии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/605877/
  5. Даудова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО,2013. - 176с.
  6. Котова Н.Н. Угрина Н.Г. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602943/.
  7. ФГОС-II — основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knmc.kubannet.ru/node/976 
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/под ред. И.А. Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.
  1. Рефлексия на уроках. Контрольно-измерительные материалы и оценка результатов

Заполните таблицу ЗХУ

ЛУУД (смыслообразование)умение находить ответ на вопрос: “Какое значение имеет для меня изучение истории русской православной церкви?”

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку за урок

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

 ПУУД – познавательные универсальные учебные действия

 КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

 РУУД – регулятивные  универсальные учебные действия

Заключение

История русской православной церкви в конце XV-первой половине XVI вв. показывает, что она, как и прежде, руководствовалась практическими интересами и побуждениями, направленными к увеличению своих богатств и усилению своего влияния. Именно этим определилось отношение церкви к централизации Русского государства. Сложность внутриполитической обстановки, потребность в союзнике для борьбы с феодальной знатью в конечном счете вынудили великокняжескую власть пойти на уступки воинствующим церковникам, однако при сохранении своего главенствующего положения. В свою очередь, и церковь нуждалась в поддержке со стороны государственной власти, что и обусловило союз между ними.

Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можно подтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, что государь управляет действиями и решениями своих подчиненных, а церковь их мыслями и стремлениями. Церковь оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время монголо-татарского нашествия, когда вся власть на Руси была подчинена монгольскому хану и русский народ был похож на рабов, именно церковь помогла выжить, воскресила в христианах веру в победу. Терпение, вера и горячая молитва Спасителю, Богоматери и Святым принесло свои плоды. Получилось так, что когда у государства не было ни каких шансов, то к нему на помощь пришла церковь с более сильным оружием, чем меч и стрелы.

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе земель.

Она была носителем национально - православной идеологии, которая имела важное значение в образовании могущественной Руси. В Москве - малом городе Руси, зародилось великое дело - собирание разрозненных русских земель. Достойной была идея святого Петра перенести кафедру митрополита из Владимира в Москву. В начале XIV в этим глава Русской церкви сделал малую Москву церковной столицей, пророча ей великое будущее. Перенос кафедры в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов.

Если посмотреть на всю эпоху существования церкви на Руси, можно увидеть, что примерно с XX по XIII вв. дела церкви были не заметны в государстве - период становления, с XIV по XVII вв. - церковь, как никогда принимала участие в государственных делах. Этот период был самым значительным в деятельности церкви и в жизни Российского государства. Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа того времени.

Список используемой литературы

  1. Вяземский Е. Е. Теория и методика обучения истории в школе / Е.Е.Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М., 2003.
  2. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М., 2012.
  3. Орловский А. Я. Учебники истории в школах России: 1861—1917 гг.
  4. 6. Платонов С.В. «Лекции по русской истории» //
  5. http://www.hrono.ru/libris/lib_p/chart1–2.php#gl6
  1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен, Том 1. Гл. 7 //http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv01p7.htm
  2. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X–XIII вв. М., 1989http://www.rusarch.ru/shapov1.htm

Приложение 1

Рабочий  лист  ученика

Класс_____   Дата_______  Фамилия, Имя___________________________________

Тема урока______________________________________________________________

  1. Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Московское государство при Иване III:

  1. Таблица «Нестяжатели и иосифляне»:

Направление

Лидер

Идеал

Объяснение

Отношение к власти

Отношение власти к ним

Нестяжатели

Иосифляне

  1. Стригольники__________________________________________________________

«Жидовствующие»_____________________________________________________

  1. Запоминаем  понятия:

Понятие

Его значение

Оценка

«учителя»

благотворительность

ересь

еретик

дьякон

старец

  1. Суть теории «Москва-третий Рим»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Домашнее задание:  Параграф  22
  • составить вопросы к «ДА-НЕТ-ке» по изученному материалу
  •  сделать презентацию о любом монастыре

Приложение 2

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26).

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имеласьобширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.

В XVIXVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 15711582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. ТолстойВ. Л. ДолгоруковП. И. КалнышевскийФ. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицерыбелого движенияэсеры, интеллигенция.

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Указом от 9 февраля 1992 года Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

19—21 августа 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по новому стилю) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.

22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 годаустановлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память собора Соловецких святых.

В ноябре 2007 года министр культуры М. Швыдкой заявил о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря. После его смещения с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря больше не заходила.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.

В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

Приложение 3

Экскалатор

Учитель делит класс на учеников(0) и учителей(У) (1 и 2 вариант)

Дает карточки:  на первые парты № 1

                     на вторые парты № 2

                     на третьи парты № 3

                     на четвертые парты № 4

                     на пятые парты №5

В каждой карточке -5 терминов с определением:

Понятие

Его значение

Оценка

«учителя»

благотворительность

оказание  материальной помощи бедным из милости

ересь

учение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины

еретик

сторонник ереси

дьякон

низший чин православной церкви, помощник священника

старец

пожилой монах, отшельник

По команде учителя идет работа в парах смешанного состава. В паре учитель задает вопрос, а ученик отвечает без карточки. Учитель смотрит на определение, данное на карточке, и проверяет ученика. По хлопку или другому сигналу преподавателя ученик движется дальше по схеме до тех пор, пока не расскажет все пять терминов и получает в рабоче5м листе пять оценок от учителей за каждый термин. Затем учителя и ученики меняются ролями.


Приложение 4

Оценочный лист и шкала оценивания

Вид работы

Итог

Индивидуальная работа

Работа в парах

Заполнение таблиц

Формулирование выводов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении,

дискуссии

Ответы на промежуточные вопросы

Оценка за работу с понятиями

5 баллов  -  самостоятельно справился

4  балла -   справился с помощью одноклассника

3 балла –  справился с помощью учителя

2 балла –  совсем не справился

1 балла – не могу оценить свою работу

Кол-во баллов

Кол-во в %

Отметка

40-34

100 - 85

«отлично»

33-28

84 -70

«хорошо»

27-20

69 - 50

«удовлетв.»

19 и ниже

49 и ниже

«неудовлетв.»

                        

Приложение 5

Тестовое задание «Церковь и государство в конце XV – начале XVI века»

1. Ересь — это:

а) учение о смысле веры и религиозных догматах

б) церковное наказание, связанное с исключением из состава членов церковной общины

в) отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение

г) религиозное учение, в основе которого лежит обожествление природы

2. В центре разногласий русского православного духовенства был вопрос о:

а) выборах митрополита

б) теории «Москва — Третий Рим»

в) взаимоотношении церкви и государственной власти

г) церковных богатствах

3. Группировку церковников, получивших название «нестяжателей», возглавил:

а) дьякон Карп        в) митрополит Зосим

б) Нил Сорский               г) Иосиф Волоцкий

4. Центром еретический учений был(а):

а) Новгород        в) Москва

б) Тверь        г) Смоленск

        

5. Вставьте вместо пропусков:

Стригольники- отрицали Христа и _________________обряды, а их противники-

___________________ считали, что Христос-не Бог, а пророк и  Богу нужно служить___________.


[1]'См.: Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. — М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы

Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения   русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«Значение и тайна жен...

Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида

В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...

Презентация "Православная церковь в Древней Руси"

Презентация "Православная церковь в Древней Руси"...

Доклад «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»

  Данный доклад был представлен на августовской конференции в 2015 году. Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельнос...

Статья «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО»

В статье «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО» раскрыты активные формы и методы обучения в обра...

6 класс Православная церковь в Древней Руси

Разработка урока по истории России 6 класс....