Технологическая карта урока по теме "Деятельность как способ существования людей"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Технологическая карта урока " Деятельность как способ существования людей" , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_urokadeyatelnost_10_kl._.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока «Деятельность как способ существования людей»
Класс – 10
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель урока: сформировать представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;
Формируемые метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока,
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.
Оборудование урока:
Учебник « Обществознание 10 класс»/ под редакцией Л.Н.Боголюбова
Презентация «Деятельность как способ существования людей»
Раздаточные материалы ( Приложение 1.- Виды деятельности. Приложение2- таблица для заполнения)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||
1. Оргмомент. Цель: мотивация к действиям на уроке 2.Подготовка к изучению новой темы. Цель: создать мотив к учебному исследованию Целеполагание. | Ребята, я рада вас видеть, и хочу с вами провести урок. А тему урока, его цели и задачи поможете определить вы. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! - А начнем мы урок с небольшой РАЗМИНКИ. У вас на парте лежит чистый лист тетради. Возьмите его и напишите на нем свое имя. А теперь скомкайте бумагу в комок. Перед доской я поставлю мусорную корзину. Вам нужно забросить в мусорную корзину скомканный лист бумаги, не вставая со своего места. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Погружение в проблему. - Скажите мне, а чем мы с вами сейчас занимались? (Что вы делали?) - Корзинка. Какова ее роль в нашей разминке? Как мы одним словом ее определим? - Комочки. Некоторые из них лежат в корзинке, а остальные - на полу. Чем они являются в нашей разминке?
- Давайте посмотрим, кто достиг у нас цели, попал в корзину. (Называем их имена. 0 А теперь, посмотрите, на доску, на слова, которые там записаны, и скажите мне, какое слово объединяет все эти понятия и что будет темой нашего исследования? Молодцы! Вы сами сформулировали тему нашего урока – «Деятельность». - Ребята, подумайте, а что именно вы хотите узнать о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания, аргументируют свои позиции. Дети бросают комки. Скомкали бумагу. Кидали комки…) (Пишем на доске – ДЕЙСТВИЯ) (Мы должны были в нее попасть). - ЦЕЛЬ
-РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Что такое деятельность? - Из каких элементов состоит деятельность? ( Какова структура деятельности) - Почему человек совершает деятельность? - Какая бывает деятельность? - Какую роль играет деятельность в нашей жизни? вопросы записываются на доске по ходу обсуждения | актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы. Пытаются решить поставленную задачу Составление плана урока | умение точно и полно выражать свое мнение. умение слушать учителя; четко формулировать вопросы умение задавать уточняющие вопросы и давать на них ответы. | умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других Запись на доске опорных понятий Вместе с учителем выводят цель учебной деятельности на данном уроке. Запись плана в тетрадь |
3. Изучение нового материала Цель: совместный поиск решения учебной задачи 4.Применение понятия на новом материале Цель: закрепить понимание нового понятия | Организую коллективный анализ учебной задачи. Фиксируем выдвинутые учениками гипотезы, организую их обсуждение. Организую учебное взаимодействие учеников (пар) - На столах у вас лежат рабочие листы к уроку с заданиями. Сейчас вы индивидуально и в парах ознакомитесь с содержанием заданий, которые указаны в листе заданий. А затем будет устное обсуждение и оформление результатов работы. - Задание 1 связано с определением понятия «деятельность». Внимательно прочитайте задание и попробуйте его выполнить. А потом мы с вами посмотрим, что у нас получилось. (Задание1.Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены - Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь). - Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь). Организую учебное исследование для выделения понятия. - В ваших рабочих листках дана схема «Структура деятельности» и задание 2. На основании схемы сформулируйте составляющие части деятельности, изображенной на рисунке. - Человек никогда ничего не делает просто так. В основе его поведения и действий лежат мотивы. В нашей разминке в начале урока вы все кидали комки. А зачем вы это делали?
- Теперь вновь вернемся к рабочему листку. Познакомимся с видами мотивов и их сущностью и выполним задание. Дана притча и нужно выяснить, в чем смысл притчи. (« Однажды во время строительства Шартрского собора идущий по дороге путник встретил работников, везущих в тележке камни и спросил, что они делаю. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить». Третий радостно воскликнул: « Мы строим собор» Движемся дальше. - Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности. Давайте познакомимся с ними. Вновь обратимся к рабочему листку Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная…Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре Предлагаю учащимся заполнить таблицу ( Приложение2) - Несомненно, деятельность играет определенную роль в жизни человека и общества. ?? Какую? Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока. Аргументируйте свое мнение (почему вы выбрали именно эту цитату?) - Сегодня на уроке мы использовали много выражений, цитат известных людей, использовали притчи. Притчей мне бы хотелось закончить нашу исследовательскую часть урока. ?? Подумайте, в чем ее смысл? «Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Он был очень рад этому обстоятельству. Только одно не знал дровосек: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». | Читают предложенные определения. Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают выделяются вместе с учителем): - деятельность – активные действия; - у деятельности есть цель; - она направлена на результат. Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают . Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают Рабочие листы лежат на столах у обучающихся Читают причту. Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают, делают выводы. Работают группами с раздаточными материалами. Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека (Приложение1) Самостоятельно заполняют таблицу В раздаточных листах даны высказывания: 1.» Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни» ( В.Белинский) 2. « Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, что хотят достигнуть» (А. Макаренко 3.»Когда мы перестаём делать, мы перестаем жить» (Б.Шоу) | актуализация своего жизненного опыта; выделение нужной информации из текста, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формулируем понятие «Деятельность- форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя», Записываем в тетрадь ЦЕЛЬ СРЕДСТВА…….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы; умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в парах. Воспринимают ответы учащихся. Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций. Участвуют в обсуждении, учатся формулировать своё мнение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель. Осуществляют самоконтроль. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. |
Рефлексия. Цель: подведение итогов, проверка усвоения материала | Контрольно-оценивающая деятельность. - Ребята, как вы думаете, удалось нам сегодня реализовать цели урока? - Ребята, определите какими видами деятельности мы занимались на уроке? - Как вы считаете, занятие было полезным или нет? Закончить урок я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели. Этого я всем вам искренне желаю! |
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Рефлексия своих знаний, действий. | Личностные УУД: уметь самостоятельно определять результаты обучения и познавательной деятельности, создавать обобщения, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Приложение 1. к уроку « Деятельность как способ существования людей»
Материалы для работы в группах
Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.
Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника “Обществознание” 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, профильный уровень:
1.Труд как вид человеческой деятельности.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках
В-третьих, материально-техническими условиями труда. Дл достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.
2.Познавательная деятельность.
Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса – познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.
В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
3. Политическая деятельность
Наука предполагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них:
- Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
- Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).
Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.
4. Творческая деятельность
Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творческая деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий
Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт творческой деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства
Приложение2. Заполнение в тетради общей таблицы:
Виды деятельности | Цель | Средства | Действия | Результат |
Трудовая |
|
|
|
|
Политическая |
|
|
|
|
Познавательная |
|
|
|
|
Творческая |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Деятельность как способ существования людей" 10 класс
Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. ...
Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"
Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...
Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)...
Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"
Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...
Технологическая карта урока английского языка 8 класс Успешные люди
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе по учебнику Юлии Александровны Комаровой. Урок решения проектных задач....
Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"
Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса....