урок по истории Древнего мира 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.odt | 27.27 КБ |
indiya.ppt | 844.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Варанкина Екатерина Николаевна, МБОУ ООШ д. Илюши
Учебный предмет: история
Класс: 5
Автор УМК: А.А.Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»
Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Обучающая: познакомить обучающихся с географическим положением и природными условиями Древней Индии, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны
Развивающая: продолжить формирование умений структурировать знания, анализировать информацию, решать познавательные задачи, работать с исторической картой, иллюстрациями и документами, устанавливать причинно-следственные связи, работать в паре и осуществлять само и взаимопроверку.
Воспитывающая: формировать уважение к истории Индии, культурным и историческим памятникам индийского народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать: географическое положение и природные условия Древней Индии, основные занятия и верования индийцев, новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.
Ученик будет уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач по истории Древней Индии, находить в тексте требуемую информацию, отвечать на вопросы.
Ученик получит возможность научиться: структурировать знания, работать с текстом и анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные:
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
познавательные: поиск и выделение необходимой информации в тексте , чтение текста с целью его дальнейшего осмысления, овладение способностью сопоставления, сравнения, анализа, обобщения;
регулятивные: определять цель урока, ставить и формулировать для себя задачи в учебной и познавательной деятельности, принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, делать само и взаимопроверку; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные: обосновывать собственное мнение; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками;
личностные: формирование уважительного отношения друг к другу, иному мнению, мировоззрению, иной культуре, традициям другого народа.
Методы обучения: метод сотрудничества, элементы технологии критического мышления, ИКТ-технологии, личностно-ориентированное обучение.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Средства обучения: у учителя: УМК А.А.Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», компьютер, мультимедийный проектор; у обучающихся: учебник для 5 класса А.А.Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», рабочая тетрадь, рабочие листы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин) | |||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствует учащихся, создает позитивный настрой, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Показывает «чудесный сундучок», но что находится в нём остаётся загадкой до конца урока. Создает условия для субъективного целеполагания и самомотивации. | Приветствуют учителя, оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Р.-волевая саморегуляция целеполагание; К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л. Анализ. синтез, сравнение |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (2 мин) | |||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Просит вспомнить какие страны уже изучили. Игра «найди лишнее слово».Загадывает загадку, иллюстративный ряд, звучит индийская музыка. Предлагает выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. | Дети вспоминают изученный материал. Пытаются сформулировать тему урока. | Р.- Выполнение пробного учебного действия; -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
3. Этап выявления места и причины затруднений (1 мин) | |||
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей | Что же эта за страна?Что вы знаете об этой стране? Что вы хотите и можете узнать об этой стране? | Предполагают о чём пойдёт речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели. Ребята вспоминают, предполагают, соотносят со своими знаниями. | К. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.- Л. Анализ, синтез, сравнение, обобщение |
4.Этап целеполагания и построения проекта выхода из затруднения(цель,ттема, сроки, способ, средства) (2 мин) | |||
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Учитель ставит проблемный вопрос. Правда ли, что Индия долгое время оставалась загадочной и неизведанной страной для мира. Древние греки называли её «сказочной страной» или «страной чудес». Почему? Просит определить цель учебной деятельности и средства. Работа с легендой
| Учащиеся выдвигают гипотезы., предлагают варианты решения проблемы. Формулируют цель урока и средства достижения цели. Отвечают на вопросы учителя | Р.- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения К. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
5.Этап реализации построенного проекта (3 мин) | |||
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач. | Учитель организует работу с текстом учебника, документа и картой. Организует работу фронтально и в парах. Использует прием «кластер»- рабочие листы | Отвечают на вопросы. Организуют пары, открывают учебник, документ и карту. Знакомятся с рабочими листами. | П- поиск и выделение необходимой информации Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р.- принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной познавательной деятельности |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (9 мин) | |||
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Учитель организует работу, сотрудничает, помогает если требуется помощь. Показывает слайды, как эталон. | Заполняют рабочие листы — кластер. Работают индивидуально и фронтально, записывают в тетради Обобщают и проговаривают свои результаты и затруднения. | Р.- оценивание правильности выполнения учебной задачи, К.- владение устной и письменной речью |
Физкультминутка 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин.) | |||
Цель этапа: интериоризация (переход из вне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях. | Задаёт занимательные задачки и тем самым подводят итог основным занятиям и выявляют, что кроме земледелия, скотоводства, ремесла, собирательства и охоты было строительство, торговля и люди обладали математическими знаниями. Решают карточки | Решают задачи. Отвечают на вопросы Осуществляют взаимоконтроль с помощью эталона на слайде. | П. – логические: Анализ. синтез, сравнение. обобщение Р.- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Самоконтроль и самооценка- оценивание качества и уровня усвоения |
8.Этап включения в систему знаний и повторение (9 мин) | |||
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. | Зачитывает притчу, тем самым подготавливает детей к следующему уроку. Возвращаются к проблемному вопросу | Отвечают на проблемный вопрос | Р.- оценивание качества и уровня усвоения, коррекция П- понимание текстов, установление причинно-следственных связей. построение логической цепи рассуждений К.- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, управление поведением партнера, достижение договоренностей и согласование общего решения |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке(10 мин) | |||
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Учитель предлагает составить синквейн со словом Индия. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке. Ставит оценки. Открывает сундучок. Дает дифференцированное домашнее задание (3 уровня) | Составляют синквейн. Оценивают свою деятельность с помощью приёма неоконченное предложение. Выставляют оценки. Рассматривают предметы из сундучка и соотносят с изученным материалом. Записывают домашнее задание | Р.- самооценка на основе критерия успешности -выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению К.- формулирование и аргументирование своего мнения. Использование критериев для обоснования своего суждения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока. Природа Древней Индии. Хозяйство Индии. Боги индийцев. Вера в переселение душ. Древние города Индии.
Цель урока. Как природа повлияла на занятия жителей Индии?
Природа Древней Индии. Инд Ганг Гималаи Индийский океан Индия расположена в Южной Азии. С севера её границей служат Гималаи. С запада, юга и востока Индия омывается Индийским океаном. Самые широкие и полноводные реки Индии—Инд и Ганг: они полноводны, никогда не пересыхают; ежегодно разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; расположены в жарком поясе земного шара, где много тёплых дней в году.
В долине Ганга было жарко и влажно. Её покрывали густые и труднопроходимые леса —джунгли. Джунгли поражают огромной высотой деревьев, густотой растительности. Здесь всегда темно и душно. В джунглях много съедобных плодов: манго, бананы, кокосовые орехи, сладкие корешки. Но здесь человека подстерегают и опасности—хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Природа Древней Индии.
Хозяйство Индии. Среди джунглей возникали деревни. В 1 тыс. до н.э. индийцы научились добывать и обрабатывать железо. Индийцы выращивали: хлопчатник сахарный тростник рисовое поле
Животные и боги индийцев. В джунглях обитало много животных. Больше всех индийцы боялись змей и старались их задобрить. Особенно трепетно жители Индии относились к слонам и коровам. Слон переносил тяжести и участвовал в сражениях. Корова давала молоко, масло, простоквашу и поэтому её ласково называли божественной кормилицей.
Самым почитаемым богом индийцев был бог Ганеша. Ему поклонялись как богу мудрости и учёности. Предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, индийцы призывали на помощь Ганешу, который, как верили, устраняет все препятствия. Животные и боги индийцев.
Вера в переселение душ. Индийцы верили, что звери, птицы думают и разговаривают между собой. И когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек после смерти может родиться животным, а животное—человеком.
Древние города Индии. Около 5000 тыс.лет назад в Индии возникли таинственные города. Спустя тысячу лет они неожиданно опустели.
Сравните природно-климатические условия Древнего Египта, Финикии и Индии. Задание: Египет Финикия Индия сходства различия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...