урок по истории Древнего мира 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Варанкина Екатерина Николаевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.odt27.27 КБ
Office presentation icon indiya.ppt844.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Варанкина Екатерина Николаевна, МБОУ ООШ д. Илюши

Учебный предмет: история

Класс: 5

Автор УМК: А.А.Вигасин, Г. И. Годер,  И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»

Тема урока: Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Обучающая: познакомить обучающихся с географическим положением и природными условиями Древней Индии, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны

Развивающая: продолжить формирование умений структурировать знания, анализировать информацию, решать познавательные задачи, работать с исторической картой, иллюстрациями и документами, устанавливать причинно-следственные связи, работать в паре и осуществлять само и взаимопроверку.

Воспитывающая: формировать уважение к истории Индии, культурным и историческим памятникам индийского народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик будет знать: географическое положение и природные условия Древней Индии, основные занятия и верования индийцев, новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.

Ученик будет уметь: применять полученные знания для решения познавательных задач по истории Древней Индии, находить в тексте требуемую информацию, отвечать на вопросы.

Ученик получит возможность научиться: структурировать знания, работать с текстом и  анализировать информацию,  устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные:

У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

познавательные: поиск и выделение необходимой информации в тексте , чтение текста с целью его дальнейшего осмысления, овладение способностью сопоставления, сравнения, анализа, обобщения;

регулятивные: определять цель урока, ставить и формулировать для себя задачи в учебной и познавательной деятельности, принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, делать само и взаимопроверку; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: обосновывать собственное мнение; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками;

личностные: формирование уважительного отношения друг к другу, иному мнению, мировоззрению, иной культуре, традициям другого народа.

Методы обучения: метод сотрудничества, элементы технологии критического мышления, ИКТ-технологии, личностно-ориентированное обучение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Средства обучения: у учителя: УМК А.А.Вигасин, Г. И. Годер,  И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», компьютер, мультимедийный проектор; у обучающихся: учебник для 5 класса А.А.Вигасин, Г. И. Годер,  И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», рабочая тетрадь, рабочие листы.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

                                                       1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Цель этапа: выработка

на личностно значимом

уровне внутренней

готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Показывает «чудесный сундучок», но что находится в нём остаётся загадкой до конца урока. Создает условия для субъективного целеполагания и самомотивации.

Приветствуют учителя, оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Р.-волевая саморегуляция целеполагание;

К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л. Анализ. синтез, сравнение

                                                      2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (2 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Просит вспомнить какие страны уже изучили. Игра «найди лишнее слово».Загадывает загадку, иллюстративный ряд, звучит индийская музыка. Предлагает выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Дети вспоминают изученный материал. Пытаются сформулировать тему урока.

Р.- Выполнение пробного учебного действия;

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

К- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

                                                       3. Этап выявления места и причины затруднений (1 мин)

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей

Что же эта за страна?Что вы знаете об этой стране? Что вы хотите и можете узнать об этой стране?

Предполагают о чём пойдёт речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели. Ребята вспоминают, предполагают,  соотносят со своими знаниями.

К. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.- Л. Анализ, синтез, сравнение, обобщение

                                                           4.Этап целеполагания и построения проекта выхода из  затруднения(цель,ттема, сроки, способ, средства) (2 мин)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Учитель ставит проблемный вопрос. Правда ли, что Индия долгое время оставалась загадочной и неизведанной страной для мира. Древние греки называли её «сказочной страной» или «страной чудес».  Почему? Просит определить цель учебной деятельности и средства.

Работа с легендой

 

Учащиеся выдвигают гипотезы., предлагают варианты решения проблемы.

Формулируют цель урока и средства достижения цели.

Отвечают на вопросы учителя

Р.- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

К. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    

                                                          5.Этап реализации построенного проекта (3 мин)

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять  при решении задач.

Учитель организует работу с текстом учебника, документа и картой. Организует работу фронтально и в парах.

Использует прием «кластер»- рабочие листы

Отвечают на вопросы. Организуют пары, открывают учебник, документ  и карту. Знакомятся с  рабочими листами.

П- поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.- принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной познавательной деятельности

                                                          6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (9 мин)

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель организует работу, сотрудничает, помогает если требуется помощь.

Показывает слайды, как эталон.

Заполняют рабочие листы — кластер. Работают индивидуально и фронтально, записывают в тетради

Обобщают и проговаривают свои результаты и затруднения.

Р.- оценивание правильности выполнения учебной задачи,

К.- владение устной и письменной речью

                                                     Физкультминутка      

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин.)

Цель этапа:

интериоризация (переход из вне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях.

Задаёт занимательные задачки и тем самым подводят итог основным занятиям и выявляют, что кроме земледелия, скотоводства, ремесла, собирательства и охоты было строительство, торговля и люди обладали математическими знаниями.

Решают карточки

Решают задачи. Отвечают на вопросы

Осуществляют взаимоконтроль с помощью эталона на слайде.

П. – логические: Анализ. синтез, сравнение. обобщение

Р.- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Самоконтроль и самооценка- оценивание качества и уровня усвоения

                                                             8.Этап включения в систему знаний и повторение (9 мин)

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

Зачитывает притчу, тем самым подготавливает детей к следующему уроку.

 Возвращаются к проблемному вопросу

 Отвечают на проблемный вопрос

Р.- оценивание качества и уровня усвоения, коррекция

П- понимание текстов, установление причинно-следственных связей. построение логической цепи рассуждений

К.- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, управление поведением партнера, достижение договоренностей и согласование общего решения

                                                            9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке(10 мин)

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учитель предлагает составить синквейн со словом Индия. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке. Ставит оценки. Открывает сундучок.

Дает дифференцированное домашнее задание (3 уровня)

Составляют синквейн.

Оценивают свою деятельность с помощью приёма неоконченное предложение. Выставляют оценки.

Рассматривают предметы из сундучка и соотносят с изученным материалом.

Записывают домашнее задание

Р.- самооценка на основе критерия успешности

-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

К.- формулирование и аргументирование своего мнения. Использование критериев для обоснования своего суждения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашнее задание: § 20,вопросы Природа и люди Древней Индии

Слайд 2

План урока. Природа Древней Индии. Хозяйство Индии. Боги индийцев. Вера в переселение душ. Древние города Индии.

Слайд 3

Цель урока. Как природа повлияла на занятия жителей Индии?

Слайд 4

Природа Древней Индии. Инд Ганг Гималаи Индийский океан Индия расположена в Южной Азии. С севера её границей служат Гималаи. С запада, юга и востока Индия омывается Индийским океаном. Самые широкие и полноводные реки Индии—Инд и Ганг: они полноводны, никогда не пересыхают; ежегодно разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; расположены в жарком поясе земного шара, где много тёплых дней в году.

Слайд 5

В долине Ганга было жарко и влажно. Её покрывали густые и труднопроходимые леса —джунгли. Джунгли поражают огромной высотой деревьев, густотой растительности. Здесь всегда темно и душно. В джунглях много съедобных плодов: манго, бананы, кокосовые орехи, сладкие корешки. Но здесь человека подстерегают и опасности—хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Природа Древней Индии.

Слайд 6

Хозяйство Индии. Среди джунглей возникали деревни. В 1 тыс. до н.э. индийцы научились добывать и обрабатывать железо. Индийцы выращивали: хлопчатник сахарный тростник рисовое поле

Слайд 7

Животные и боги индийцев. В джунглях обитало много животных. Больше всех индийцы боялись змей и старались их задобрить. Особенно трепетно жители Индии относились к слонам и коровам. Слон переносил тяжести и участвовал в сражениях. Корова давала молоко, масло, простоквашу и поэтому её ласково называли божественной кормилицей.

Слайд 8

Самым почитаемым богом индийцев был бог Ганеша. Ему поклонялись как богу мудрости и учёности. Предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, индийцы призывали на помощь Ганешу, который, как верили, устраняет все препятствия. Животные и боги индийцев.

Слайд 9

Вера в переселение душ. Индийцы верили, что звери, птицы думают и разговаривают между собой. И когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек после смерти может родиться животным, а животное—человеком.

Слайд 10

Древние города Индии. Около 5000 тыс.лет назад в Индии возникли таинственные города. Спустя тысячу лет они неожиданно опустели.

Слайд 11

Сравните природно-климатические условия Древнего Египта, Финикии и Индии. Задание: Египет Финикия Индия сходства различия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...