Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshie_lyudi.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древнейшие люди
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность
трудиться поставила древнейших людей в более выгодное
сравнительно с остальным животным миром положение,
помогла выжить.
2. Продолжить формирование умения работать с учебником,
иллюстрациями и исторической картой.
3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира
Вводная беседа:
кого называют археологами?
как работают археологи?
как находят археологические помятники?
что называют историческим источником?
о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
(Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.
Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.
Находки археологов – вещественные источники.
План урока:
Облик далеких предков
Первые орудия труда
Охота и овладение огнем
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)
Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.
Работа с картой (стр.7)
где жили древнейшие люди
где следы их жизни не обнаружены
почему (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)
Работа с иллюстрациями учебника (стр.8-9)
Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей.
чем древние люди отличались от людей нашего времени?
(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека.
чем древнейшие люди отличались от обезьян?
(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать
что называют орудием труда?
Орудие труда- это то , чем человек работает – записать
что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?
(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)
Как древнейший человек добывал себе пищу?
Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство
Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.
Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.
А затем заостренными камнями разделывают тушу.
Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.
Как вы считаете была ли всегда охота удачной?
Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь
Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.
Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.
Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?
Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать
В стаде было несколько десятков человек.
Родства не знали
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.
По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.
Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.
Отрывок из книги Ж.Рони-Старшего «Борьба за огонь»
«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости, но все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался в ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости
жили только около него. Он извлекал и мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он был мертв!»
Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся происходило страшное.
Отрывок из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического мальчика»
«…Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
-Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, и прожил бы до нашего возвращения.
- Огонь умер… - проворчал один из начальников.- и пусть он будет отмщен.
Крек и Ожо озирались кругом. Дикие крики, взывающие к мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были мскажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.
Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …»
Подумайте, как люди научились добывать огонь?
(путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Когда на земле жили древнейшие люди?
На каком материке найдены следы древнейшего человека?
В чем главное отличие человека от животных?
какие орудия труда древнейшего человека вам известны?
почему первобытные люди жили группами
как назывались эти коллективы
что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его?
выполнение письменного задания на карточках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"
Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Жители Древнего Египта, подданные фараона. Вислогузова Е.С.
Цели урока:Обучающие:Показать трудности жизни простого народа;Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати. Развивающие:Развивать умения логически мыслитьделать выводыработать с картой...