Рабочая программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)

Гращенко Татьяна Михайловна

Данная программа по истории России к учебнику Торкунова подходит учителям, перешедшим на линейный метод изложения исторического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_rossii_7_klass.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная школа»

РАССМОТРЕНО
на заседании

методического

объединения учителей гуманитарного цикла

Руководитель

 /           /   Суперфина Е.Б.                      

Протокол №1

от 30.08. 2019г.

СОГЛАСОВАНО

  Заместитель

директора по УВР

 

/                          /

Тарасенкова О.Л.

 

 30.08.2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания
педагогического совета №1

 от   30.08 2019г.

 

Председатель педсовета

 /          / Матюшина    И.П.                

 

         

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Гращенко Татьяны Михайловны,

учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории,

по истории России

ДЛЯ      7        КЛАССА

/базовый уровень /

НА 2019 / 2020   УЧЕБНЫЙ ГОД

 

  

                                                                ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

приказом директора

по МБОУ « Павловская основная школа»

№ 174 от 30.08.2019г.

2019 г.

1.Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе

Преподавание истории в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
  • «Паспорт национального проекта «Образование»» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018, №16)
  • Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru ).   
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. N 08-2655 «Разъяснение  Министерства образования и науки о переходе с концентрической системы образования на линейную».
  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный  перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».
  • 4. Программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М.: Просвещение, 2014.

5. Учебного плана и календарного учебного графика МБОУ «Павловская основная         школа» на 2019- 2020 учебный год.

6.Основной общеобразовательной программы школы.

Интернет- ресурсы

  • Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/;
  • http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);
  • http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен);
  •  http://fipi.ru/ (ФИПИ);
  •  edu.crowdexpert.ru (Общественная экспертиза нормативных документов).
  • iro67uo@yandex.ru (ГАУ ДПО СОИРО, официальный сайт)

2.Используемый УМК

1. История России. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. /Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

2. Данилов А. А., Журавлева О. Н., Барыкина И. Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2016.

3.Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск, 2013.

3. Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения истории России в 7 классе являются:

. первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

. уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

. изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

. следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

. формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

. проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

. соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

. обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

. навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

· осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

. работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.;

· критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

. использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях; находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательной организации, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

. использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

. ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

. определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

. логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,  целью (сжато, полно, выборочно);

. применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

. решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

. использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

. планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

. определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

· выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

. применение основных хронологических понятий (век, его четверть, треть);

. установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI – XVII вв.;

. составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

. определение и использование исторических понятий и терминов;

. использование сведений из исторической карты как источника информации;

. овладение представлениями об историческом пути России XVI – XVII  вв. и судьбах населяющих её народов;

. описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

· использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

. использование знание о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

· сопоставление развития России и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок», и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

· высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

·поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов публицистических произведений и др.);

· анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

· сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

· раскрытие характерных существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

· понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

. сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

. определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

. использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

. понимание важности для достоверного изучения пошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

. умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

. систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

. поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

. расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

· составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

· понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России, края и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

4.Содержание учебного предмета.

Россия в XVI в.

        Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Присоединение Смоленска к Московскому государству. Взятие Смоленска (1514г.).

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой.

Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Смоленщина в составе Московского государства. «Ожерелье земли Русской», крепостное зодчество Ф.Коня. Полиэтничный характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва ― Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. .

Культурное пространство.

Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарски

Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно- представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Смоленщина в начале XVII века. Смоленское воеводство Речи Посполитой. Борьба за Смоленск. Смоленский край во 2 половине ХYП века.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения.

Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI―XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII вв. Народы Поволжья и Сибири.

5. Тематический план

п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Глава I. Россия в XVI веке.

26

3.

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых.

25

4.

Итоговое повторение. Проектная деятельность.

5

Итого

57

7.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

1.

Введение.

Глава 1.  Россия в XVI веке. (26 часов)

2-3.

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

4.

 Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

5.

Формирование единых государств в Европе и в России.

6-7.

Российское государство в первой трети XVI в.        

8-9.

 Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

10.

Присоединение Смоленска к Московскому государству.

11.

Урок - практикум «Начало правления Ивана IV».

12.

Урок - практикум «Реформы Избранной Рады».

13.

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Стр.50-57)

14.

 «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления»

15.

«Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война»

16.

Смоленщина в составе Московского государства.

17.

«Ожерелье земли Русской».

18.

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

19.

Народы России во второй половине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Стр.76-81)

20-21.

Опричнина.

22.

Россия в конце XVI в.

23.

Церковь и государство в XVI в.

24.

Культура и народов России в XVI в..(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Стр.100-111)

25-26.

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

27.

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

Глава 2. «Смутное время. Россия при первых Романовых».(25 часов)

28-29.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

30.

Смута в Российском Государстве: причины, начало

31.

Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами.

32.

Окончание Смутного времени.

33.

Смоленщина в начале XVII века.

34.

Экономическое развитие России в XVII в.

35.

Смоленское воеводство Речи Посполитой.

36.

Борьба за Смоленск.

37.

Смоленский край во 2 половине ХYП века.

38.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

39.

Изменения в социальной структуре российского общества.

40.

Народные движения в XVII в.

41.

Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы. Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем.

42.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

43.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

44.

Народы России в XVII в. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Стр.81-87)

45.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

46.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в

47

Культура народов России в XVII в.

48.

Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Стр.103--112)

49.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся стр.113-122)

Итоговое повторение (5 ч)

50-51.

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»

52.

Промежуточная аттестация.

53-54.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»

55

Информационно-творческие проекты.

(Из материалов для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

56

Информационно-творческие проекты.

(Из материалов для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

57

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...