Личностно- ориентированное развивающее обучение
статья по истории

Золотухина Елена Леонидовна

 Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientir._obuchenie.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированное развивающее обучение.

        Золотухина Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания

PDF

Печать

 

1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения

 

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика.

2. Личностно ориентированное развивающее обучение

 

Существующие модели личностно ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:

ü  социально-педагогическая;

ü  предметно-дидактическая;

ü  психологическая.

Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:

1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания;

2) интереса к его углубленному изучению;

3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялась: поскольку личность продукт обучающих воздействий, значит, организуем их по принципу дифференциации. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалась основным источником личностно ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия (через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного развития.

Предметная дифференциация строится с учетом содержания научного познания с опорой на классические образцы познания. На этой основе разрабатываются программный материал, научные тексты, дидактические материалы и т.п. Это приводит к углублению познания, расширению объема научной информации, ее более теоретическому (методологическому) структурированию. По такому пути идут авторы учебных программ для инновационных образовательных учреждений (гимназия, лицей, профильные классы), где дифференцированное обучение в его различных формах выступает наиболее ярко.

Между тем неучет в организации предметной дифференциации духовной (более личностно-значимой для ученика) порождает формализм в усвоении знаний — расхождение между воспроизведением «правильных» знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным клише.

Психологическая модель личностно ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.

 

3. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения

 

Психологические модели личностно ориентированного обучения подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом.

Исходные моменты обучения — не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?

Необходимо:

во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются;

во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей;

в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

 

4. Технология личностно ориентированного обучения

 

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:

• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

• в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

• учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

• при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

• образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе.

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

 

 

Литература

 

1. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., 2000.

2. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -  М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.

3. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm

4. http://www.coolreferat.com

5. http://www.bestreferat.ru/referat-204279.html

 Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания

Одной из тенденций, определяющих реформирование школьного исторического образования, является переход к гуманитарно-ориентированному  преподаванию, ведущей содержательной единицей которого становится метод познавательной деятельности.

Принятие личностной ориентации как определяющего вектора образования меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Образование предполагает гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающегося начала, а воспитание рассматривается как помощь личности в разностороннем развитии.

Идеи личностно-ориентированного образования проявляются на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного сознания, личностный подход рассматривается как признание идеи уважения личности ребенка, индивидуализации образования, продуктивного партнерства, сотрудничества, диалога.

В науке личностный подход включает категории  целей, содержания образования, методов обучения и конкретных технологий, деятельность преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса.

Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.

Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей- формирование  нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь сознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире.

Школе принадлежит одна из главных ролей в выполнении этих задач, так как она во многом должна предвосхищать и опережать развитие общества, ориентироваться на социальную перспективу, готовить к восприятию мира в духе нового, гуманистического по своей природе политического мышления. Суть гуманизации - создание необходимых условий для формирования активной деятельности  личности, для реализации её интересов и прав, выявления и развития способностей и дарования каждого ученика.

Гуманизация является ключевым элементом современного педагогического мышления, признающего личность учащихся высшей социальной ценностью. Мудрый  Эм. Мунье говорил: « Личность- единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».

Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом очень важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная  мыслительная деятельность учащихся.    

Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории в школе – это приверженность учителя к окончательным оценкам. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения человеческой мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории.

Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них зависит дальнейшее развитие общества.

В данном аспекте особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр, где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др.

Кроме того, можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя.  Ведь диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог  можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:  

-       учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;

-       решение нравственных проблем на базе исторических материалов;

-       установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);

-       разыгрывание оценок;

-       ролевые игры;

-       театрализованное представление;

-       деловые игры; 

-       сопоставление различных точек зрения на события;

-       изучение дополнительной литературы.

Большую часть в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 9-11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки – пресс-конференции, уроки – диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителей с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.

Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме того, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности.

Как показывает практика преподавания, главным источником информации выступает учитель, который знакомит школьников со своей интерпретацией истории. Между тем, исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, что позволит им создать собственную версию истории.

Сегодня можно выделить наиболее важные профессионально-педагогические умения учителей истории:

-       определять уровень личностного развития учащихся (сформированности  их личностных функций);

-       ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;

-       видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;

-       использовать  разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживания тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов и др. 

В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей,  увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы позновательно-развивающих вопросов. 

Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

Несмотря на трудности, учитель должен формировать у учащихся целостную систему знаний об истории России и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации. Видимо так можно определить стратегию деятельности учителя истории и обществознания. Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и понимаю истории в целом.

Особенно удачны для развития личности ученика внеклассные формы работы.  Опыт проведения различных игр ( «Колесо истории», «Умники и умницы») показывает, что организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. В практике преподавания широко используют игры-состязания по типу: «Назови дату, событие», «Знаете ли вы?», «Кто сказал», «Что, где, когда?» и др.

Большие возможности для личностно-ориентированного обучения в процессе изучения истории открываются в организации и проведении Недель по предмету. При планировании Недель истории в мероприятия были включены: «День дублера», выставка рисунков, диаграмм, спорных конспектов, схем, планов – «История глазами учеников», викторины, игры, конкурсы на лучшую стенгазету, конкур на лучшее сочинение, игры, театрализованные представления с историческими персонажами и др. 

Одной из форм внеклассной работы является краеведение. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародились в далеком прошлом. У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Важное место в процессе социализации личности предоставлено обществознанию, которое является необходимым условием оптимальной социализации личности, содействует вхождению личности в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открывает и утверждает уникальное неповторимое собственное «я» человека.

 Различие между обществоведческим образованием и историческим образованием вытекает из различия двух групп общественных наук. Первую группу составляют собственно исторические науки, которые изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки изучают существующую действительность, преимущественно в обобщенном виде. Первое дает, как правило, «вертикальный», второе, главным образом, «горизонтальный» срез развития общества. 

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет. 

Только знание особенностей возраста и изучение непосредственных и потенциальных интересов ребенка позволяет строить личностно-ориентированное содержание обучения. Если обратиться к минимуму содержания обществоведческого образования в основной и полной средней школе, то мы обнаружим, что среди его компонентов имеются такие, без которых не может обойтись ни один человек в период своего личностного становления.

Таким образом, современное содержание обществоведческого образования уже не сводится к чисто социологическим, экономическим или политико-правовым аспектам, оно включает актуальные для учащихся элементы, способствующих их социокультурному личностному самосознанию.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с происходящими в стране и мире изменениями, оказывающими нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требования закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую и нравственно-патриотическую составляющие. Правовая культура является важнейшими компонентами общей культуры современного человека. Обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы включает знания, касающиеся и политико-правовой сферы. Сегодня в обществе весьма высок престиж правовых знаний. Превращение нашей страны в правовое государство невозможно без преодоления правового нигилизма граждан, ущербности правосознания многих из них.

Изучение правовых знаний помогает молодежи лучше разбираться в общественных отношениях, значительная часть которых регулируется нормами права, создает условия для адекватной реакции на события общественной жизни.

 Автор материала: Золотухина Елена Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное развивающее обучение. Активизация мыслительной деятельности.

Задания для развития логического мышления у учеников в ходе обучения, активизация учебной деятельности. Основной целью современной школы становится принцип не «заставить выучить», а «помочь разви...