Проектный метод в образовании
проект по истории

Cтрельцова Ольга Вячеславовна

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, педагог убеждается в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию ребенка. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Ученик становится полноправный субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку: выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения;  определение целей и задач проекта; работа над проектом и написание отчёта; защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов. На различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника. Целью внедрения проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, которые развивают творческие способности и логическое мышление. В процессе реализации проектного метода решаются следующие задачи: развитие познавательных способностей учащихся, совершенствование самообразования, умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное. Необходимо научить ученика публично выступать, развить у него критическое мышление. В нашей школе разработано положение о проектной деятельности, в котором отражены цели и задачи. Определены функциональные обязанности участников проекта и рекомендации по работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод в образовательном процессе.

Стрельцова Ольга Вячеславовна, учитель истории

МОУ гимназии №18

     

 Целью внедрения проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, которые развивают творческие способности и логическое мышление. В процессе реализации проектного метода решаются следующие задачи: развитие познавательных способностей учащихся, совершенствование самообразования, умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное. Необходимо научить ученика публично выступать, развить у него критическое мышление. В нашей школе разработано положение о проектной деятельности, в котором отражены цели и задачи. Определены функциональные обязанности участников проекта и рекомендации по работе.

Конечно, на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежала учителю. Организация учебного проектирования на этом этапе требовала от педагога большого спектра видов деятельности:

  • подготовка примерных тем проектов;
  • презентация этих тем;
  • мотивация потенциальных разработчиков проектов на выбор тем;
  • подбор научно-популярной литературы по темам проекта;
  • обсуждение выдвинутых учащимися идей, направленных на реализацию проектов;
  • обеспечение вариативности разработок;
  • руководство учащимися и их консультирование;
  • организация индивидуального и коллективного творчества школьников.

Первоначально темы проектной деятельности предлагались педагогами. Тематика этих проектов касалась какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности было углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциация процесса обучения. В дальнейшем тематика проектов в основном стала предлагаться самими учащимися, которые естественно, ориентировались при этом на свои интересы. Эти проекты чаще всего носили не столько познавательный, сколько творческий, прикладной характер. Они позволяли решить какой-либо практический вопрос, используя знания из разных предметных областей, и требовали проявления творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, осуществлялась интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей. Одним из условий успешной исследовательской деятельности является  качественное оформление проекта на бумаге с использованием компьютерной техники. С этой целью учащимся выделены консультативные часы, в течении которых учащиеся могут оформить свой проект согласно требованиям, тем самым расширяя свои познания в работе с компьютером.

 Использование проектного метода позволило развить у учащихся: познавательные навыки и способность к самообразованию; свободно ориентироваться в информационном пространстве; умение взять на себя инициативу и ответственность.

В течение первого полугодия школьники занимаются проектной деятельностью. В январе проходит отбор работ на школьных методических объединениях, который определяет шкалу для оценки проекта и доводит её до сведения участников проектной деятельности. В феврале в школе проходит Неделя науки, где все желающие знакомятся с лучшими проектами участников.   Ежегодно учащиеся принимают участие и становятся лауреатами Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество», побеждают в областном конкурсе «Права человека глазами ребёнка» и занимают призовые места в научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее наукограда.»

Литература:

  1. Бычков А.В. «Метод проектов в современной школе» Москва, 2000г.
  2. Палат Е.П. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Москва, 2000г.
  3. Тучкова Т.У. «Урок-показатель грамотности и мастерства учителя» АПК и ПРО 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения при изучении английского языка в условиях модернизации образования

Обучение иностранным языкам  являются сегодня одним из важных приоритетов модернизации школьного образования. В настоящее время перед учителем ставится задача обеспечить условия развития целостно...

«Использование проектного метода в образовании детей младшего школьного возраста»

«Использование проектного метода в  образовании детей  младшего школьного возраста»реферат...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...

Проектное обучение как основной метод современного образования

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и разв...

Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности

Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий  обучения, а именно проектного метода  при освоении программ  дополнительного образова...