Технологическая карта урока по обществознанию на тему: Предпринимательская деятельность
план-конспект урока по истории (8 класс)

Технологическая карта урока по учебнику Боголюбова Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_predprin_deyat_8_klass.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Предпринимательская деятельность

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия, при которых обучающиеся  смогут сформировать представление о предпринимательской деятельности. Задачи:         Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель.         Определить, какие личные качества необходимы человеку для занятия предпринимательской деятельностью. Познакомиться с формами предпринимательства; определить их отличия.          Содействовать формированию у учащихся положительного отношения к предпринимательской деятельности.

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Роль предпринимательства в экономике
  2. Цели фирмы и ее основные организационные формы
  3. Малое предпринимательство

Личностно значимая проблема

Зачем создавать фирму – ведь это большой риск?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе которой повторяется пройденное на прошлом уроке.

- Что такое производство?

- Как осуществляется производство товаров и услуг?

- В чём проявляется значение каждого из факторов производства?

- Какой из факторов производства объединяет все остальные?

- Что такое предпринимательство?

Откройте словарь в учебнике, с. 221

В рабочие листы запишите определение термина «предпринимательство».

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Объяснение учителя

Групповая работа

Практическая работа. Беседа с учащимися

Сегодня на уроке мы с вами для изучения новой темы применим технологию «шести шляп мышления». В определённом порядке мы будем надевать шляпы разного цвета, что позволит нам посмотреть на проблему с разных сторон. Белая шляпа предоставит нам необходимую информацию и факты, в жёлтой шляпе мы можем увидеть положительные стороны изучаемой проблемы, а в чёрной – негативные стороны и риски.  Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи. Под красной шляпой  мы можем высказать свои чувства и предположения. Синяя шляпа нужна для управления процессом изучения темы.  Синюю шляпу, с вашего разрешения, я возьму себе. На уроке мы будем обращаться к презентации и заполнять имеющиеся у вас рабочие листы.

А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о бизнесе РФ. Мы будем работать в группах.

Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа.

Задание 1 группе: Роль предпринимательства в экономике

Задание 2 группе: Цели фирмы

Задание 3 группы: организационно-правовые формы

Надеваем красную шляпу.

- Как вы думаете, кто может быть предпринимателем?

- Какими личными качествами должен обладать предприниматель?

Свой выбор аргументируйте.

Надеваем жёлтую шляпу.

Роль предпринимательской деятельности в глазах современных россиян достаточно противоречива. А как вы считаете – это хорошо или плохо?

Давайте постараемся назвать значимые для общества функции предпринимательской деятельности.

Снова наденем белую шляпу.

Сделаем записи в рабочих листах.

Организационные формы предпринимательства: Предпринимательство без привлечения наёмного труда – индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с привлечением наёмных  работников – фирма.  С какой целью создаются фирмы?

Давайте представим, что первый ряд у нас – это индивидуальные предприниматели, второй – участники товарищества, а третий – акционеры.

Надевая  жёлтую шляпу,  назовите  положительные черты вашей формы предпринимательской деятельности, а надевая  чёрную шляпу, укажите недостатки и риски каждой формы предпринимательской деятельности.

Слушают учителя, анализируют предстоящую деятельность

Записывают в рабочих листах определение. Предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли

Деление класса на группы и организация групповой работы. Учащиеся распределяют задания в группе

Учащиеся после подготовки по заданиям, отвечают на вопросы учителя по группам. По одному ученику от группы.

В рабочих листах выполняют задание «Качества успешного предпринимателя». Из предложенного списка качеств подчеркните пять наиболее важных по вашему мнению.

Отвечают на вопросы.

Должны быть названы:

1. привлечение крупных денежных средств в экономику; 2. появление крупных, средних и мелких предприятий для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах; 3. предприниматели – крупнейшие и основные налогоплательщики, а налоги – основной источник благосостояния государства; 4. предприниматели создают новые рабочие места.

Делают записи в рабочих листах.

Называют цели фирмы. Должны быть названы: получение максимальной прибыли при минимальных затратах;        удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

Высказывают свое мнение.

Фронтальная

работа.

Работа в парах

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Записи в тетради

Записи  в тетради.

 

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

устные ответы

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах 

Наконец, мы можем примерить красную шляпу и выразить своё отношение к предпринимательству. Я предлагаю сделать это в форме синквейна – пятистишия. Его структуру вы видите на слайде:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему;

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающих действия;

4 строка – фраза;

5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют синквейн.

После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Предпринимательство -  один из факторов, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Предпринимательство играет ведущую роль в рыночной экономике. Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма. Рыночное предпринимательство  строится на «трёх китах»: индивидуальном частном предприятии, хозяйственном товариществе  и акционерном обществе. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Зелёную шляпу вам придётся примерить дома. Запишите домашнее задание:

параграф 16, вопросы на стр. 131

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Рабочий лист «Предпринимательская  деятельность»

1. Предпринимательство  - _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Качества успешного предпринимателя

Интеллектуальные

способности

Черты характера

личности

Приобретенные умения

Развитое логическое мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство

Способность усваивать новые знания и навыки

Интуиция

Образованность

Инициативность

Коммуникабельность  Склонность к творчеству

Смелость  Уверенность в себе

Самостоятельность

Трудолюбие  Энергичность

Обязательность

Надежность   Властность

Работоспособность

Независимость

Умение заручаться поддержкой

Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в людях

Из предложенного списка качеств успешного предпринимателя подчеркните пять наиболее важных по вашему мнению.

3. Предпринимательство без привлечения наёмного труда – _______________________________

Предпринимательство с привлечением наёмных  работников –_____________________________

4. Цели фирмы:

1._________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________

5.  Формы предпринимательской деятельности:

Производственное

Финансовое

Торговое

Посредническое

Страховое

Производство товаров

и услуг

Банк

Магазин

Риэлтерские конторы

Страховая компания

Индивидуальное

Партнёрское

Корпоративное

Фирма, предприятие, принадлежащие одному собственнику, который несёт неограниченную имущественную ответственность за ведение дела

Товарищество, принадлежащее нескольким собственникам, которые  несут личную имущественную ответственность, принимают совместные решения

Большая организация (акционерное общество), объединяющая многих собственников. Право на собственность разделена на части по акциям. Собственники несут ответственность в соответствии с долей акций.

6. Малое предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих менее 100 – малый бизнес  

Численность работников малых предприятий:

Промышленность и строительство – 100 человек
Транспорт и сельское хозяйство – 60 человек
Научно-техническая сфера, розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 50 человек
Оптовая торговля – 30 человек

Остальные отрасли и другие виды деятельности – 100 человек

Памятка по созданию мини-проекта «Моя фирма»

1. Основная  деятельность. (Что будете производить или продавать,  или какие услуги будете предлагать?)

2. Средства на открытие предприятия. (Где возьмете?)

3. Название предприятия.

4. Место расположения вашего предприятия. (Почему?)

5. Рекламная компания по продвижению своего товара. (Как?)

6. Правовая форма предприятия. (Формы предпринимательства).

7. Основной потребитель вашего товара. (Для кого производить?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Семейные правоотношения"

Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни"....

Технологическая карта урока по обществознанию по теме"Семейное право"

Предмет Обществознание, 10 класс (базовый уровень/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательство Просвещение 2014г.)Тема урокаСемейное правоДидактические средства Учебник;  презентация «Семей...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Деятельность человека"

Технологическая карта, разработанная для проведения урока по общестознанию в 6-х классах, поможет учителю провести свой урок методически правильно, а также вызвать положительные эмоции у обучающихся о...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Образование в Российской Федерации"

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Образование в Российской Федерации". Урок в 9 классе. Л.Н. Боголюбов....