Рабочая программа по Истории
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
Приложение 4
к ООП СПО по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и
автоматики (базовый уровень) дисциплины общеобразовательного цикла ОУД
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 ИСТОРИЯ
2018 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», протокол № 3 от 21 июля 2015 года; рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), приказа МОН Российской Федерации от 7 июня 2017 г. № 506 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089"
Рабочая программа рассмотрена на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от «_____» _______2018 г.
Председатель ПЦК
________________Г. С. Хисамутдинова
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР
________________ Н.П. Туровинина
Разработчики: Казаков Д.Ю. - преподаватель ГАПОУ ТО "АТК"
Бай Е.В. - преподаватель ГАПОУ ТО "АТК"
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 8 |
| 24 |
| 25 |
| 27 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и
автоматики.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История» входит в общеобразовательный учебный цикл.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональной дисциплиной ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины:
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Задачи дисциплины:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОК01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Актуальный, профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности | Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития | Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможны е траектории профессионального развития и самообразования |
ОК0 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность | Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе | Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы | Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. |
ОК 06 Проявлять гражданско - патриотическую позицию, | Понимать значимость своей профессии Демонстрация поведения на основе | Описывать значимость своей профессии Презентовать | Сущность гражданско - патриотической позиции |
1 | 2 | 3 | 4 |
демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | общечеловеческих ценностей. | структуру профессионально й деятельности по профессии | Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте | Соблюдать нормы экологической безопасности. Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии | Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности | Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности | Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; Основы здорового образа жизни; Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; Средства профилактики перенапряжения. |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения Профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 171 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ||
1. Историческое знание, его достоверность и источники. | 1 | 2 | |||
Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества | 6 | ||||
Тема 1.1 Основные этапы развития человечества | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК01- ОК06; ОК09 | |
1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.Человек индивидуальная личность. | 1 | 6 | |||
2. Расселение людей по земному шару. | 1 | ||||
3. Деятельность человека. | 1 | ||||
4. Неолитическая революция. | 1 | ||||
5. Разложение родового строя. | 1 | ||||
6. Разделение труда. Общение. | 1 | ||||
7. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме: жизнь первобытных людей в каменном веке | |||||
Раздел 2 Цивилизации древнего мира | 6 | ||||
Тема 2.1 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. | 1 | 2 | |||
2. Вавилон времен Хаммурапи. | 1 | ||||
3. Древнегреческая цивилизация | 1 | ||||
4. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. | 1 | ||||
5. Персидское «царство царств». | 1 | ||||
6. Древняя Индия. | 1 | ||||
7. Формирование древнекитайской цивилизации. | 1 | ||||
Тема 2.2 Античная цивилизация | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Античная цивилизация. | 1 | 2 | |||
2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. | 1 | ||||
3. Греческая культура классической эпохи. | 2 | ||||
4. Александр Македонский и эллинизм. | 1 | ||||
5. Древний Рим: этапы становления общества и государства. | 1 | ||||
6. Особенности римской культуры. | 1 | ||||
7. Менталитет людей Античной эпохи. | 2 | ||||
Тема 2.3 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Религии Древнего мира. | 1 | 2 | |||
2. Язычество на Востоке и на Западе. | 1 | ||||
3. Возникновение мировых религий. | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: сравнительная таблица Мировые религии | |||||
Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века | 6 | ||||
Тема 3.1 Восток в средние века | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Периодизация средневековой истории Китая. | 1 | 2 | |||
2. Правящие династии, столицы и границы. | 1 | ||||
3. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. | 2 | ||||
4. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. | 1 | ||||
5. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. | 1 | ||||
Тема 3.2 Арабо-мусульманская цивилизация | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Возникновение ислама. | 1 | 2 | |||
2. Мухаммед. | 1 | ||||
3. Коран как религиозно-культурный памятник. | 1 | ||||
4. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. | 1 | ||||
5. Арабская культура. | 1 | ||||
Тема 3.3 Становление и расцвет | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
западноевропейской средневековой цивилизации | 1. Хронологические рамки западного Средневековья. | 1 | 2 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
2. Великое переселение народов и его исторические результаты. | 1 | ||||
3. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. | 1 | ||||
4. Государства Европы VIII—XІ вв. | 1 | ||||
5. Политическая раздробленность и ее причины. | 1 | ||||
6. Складывание средневековых классов и сословий. | 2 | ||||
7. Основные формы государственной власти. | 1 | ||||
8. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья. | 1 | ||||
9. Крестовые походы. | 1 | ||||
10. Отношения собственности. | 1 | ||||
11. Феод. | 1 | ||||
12. Начало формирования «феодальной лестницы». | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить презентацию: Культурное наследие европейского Средневековья | |||||
Раздел 4 От древней Руси к Российскому государству | 24 | ||||
Тема 4.1 Восточная Европа: природная среда и человек | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. | 1 | 2 | |||
2. Выделение языковых семей. | 1 | ||||
3. Этногенез. Складывание народов | 1 | ||||
Тема 4.2 Славяне и Великое переселение народов | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Заселение Восточной Европы. | 1 | 2 | |||
2. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. | 1 | ||||
3. Византия и народы Восточной Европы. | 1 | ||||
4. Заселение славянами Балканского полуострова. | 1 | ||||
5. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров. | 2 | ||||
Тема 4.3 Восточные славяне в VII-VIII вв. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Быт и хозяйство восточных славян. | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Верования восточных славян | 2. Общественные отношения. | 1 | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
Практическая работа № 1: Верования славян и языческий пантеон | 1 | 2 | |||
Тема 4.4 Формирование основ государственности восточных славян | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Предпосылки образования государства у восточных славян. | 1 | 2 | |||
2. Разложение первобытнообщинного строя. | 1 | ||||
3. Формирование союзов племен. | 1 | ||||
4. Славяне в Восточной Европе. | 1 | ||||
5. Особенности ее хозяйственного освоения. | 1 | ||||
6. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. | 1 | ||||
7. Карта Восточной Европы к началу IX в. | 2 | ||||
Тема 4.5 Формирование Киевской Руси | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02 - ОК08 | |
1. Племенные союзы восточных славян. | 1 | 4 | |||
2. Князья и их дружины. | 1 | ||||
3. Религия и мифологические представления о природе и человеке. | 2 | ||||
4. «Путь из варяг в греки». | 1 | ||||
5. Точки зрения на природу государственности на Руси. | 1 | ||||
6. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. | 2 | ||||
7. Дань и данничество. | 2 | ||||
Тема 4.6 Крещение Руси | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Владимир Святой. Введение христианства. | 1 | 2 | |||
2. Культурно-историческое значение христианизации. | 1 | ||||
3. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. | 1 | ||||
Тема 4.7 Русь и её соседи в XI- начале XII вв. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. | 1 | 2 | |||
2.Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека. | 2 | ||||
3. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
этническое и культурное взаимовлияние. | |||||
4. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. | 1 | ||||
Тема 4.8 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. | 1 | 2 | |||
2. Древняя Русь и Великая степь. | 2 | ||||
3. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. | 2 | ||||
Тема 4.9 Нашествие Золотой Орды на Борьба Русь | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Общественно-экономический строй монгольских племен. | 1 | 2 | |||
2. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. | 2 | ||||
3. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. | 2 | ||||
4. Политическое и культурное значение распространения ислама. | 2 | ||||
5. Русь под властью Золотой Орды. | 1 | ||||
6.Прибалтика в начале XIII в.Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли | 1 | ||||
Тема 4.10 Русь на пути к возрождению | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XVвв. | 1 | 2 | |||
2. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. | 1 | ||||
3. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. | 2 | ||||
4. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. | 2 | ||||
5. Куликовская битва и ее значение. | 1 | ||||
6. Церковь в период объединения Руси. | 1 | ||||
Раздел 5 Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству | 12 | ||||
Тема 5.1 Образование единого русского государства | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Социальная структура русского общества. | 1 | 2 | |||
2. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. | 1 | ||||
3. Характер и особенности объединения Руси. | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. Правление Ивана III. | 1 | ||||
Тема 5.2 Россия в царствование Ивана Грозного | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Территория и население России в XVI в. | 1 | 4 | |||
2. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. | 1 | ||||
3. Избранная Рада и ее реформы. | 1 | ||||
4. Опричнина и причины ее введения. | 2 | ||||
5. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. | 2 | ||||
Практическая работа № 2: определить основные направления реформ Ивана IV | 2 | ||||
Тема 5.3 Смута в России начала XVII в. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Предпосылки Смуты в России. | 1 | 2 | |||
2. Династический вопрос. | 1 | ||||
3. Борис Годунов и его политика. | 1 | ||||
4. Семибоярщина. | 2 | ||||
5. Первое и второе ополчения. | 1 | ||||
6. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. | 1 | ||||
Тема 5.4 Русская культура в XIII-XVII вв. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Литература, живопись, архитектура. | 1 | ||||
2. Публицистика. | 1 | ||||
3. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. Создание школ. | 1 | ||||
Практическая работа № 3: охарактеризовать основные жанры и направления русской культуры в XIII-XVII вв. | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Реферат «Первые памятники культуры» | |||||
Раздел 6 Страны Запада и Востока в XVII – XVIII веках | 12 | ||||
Тема 6.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. | 2 | ||||
2. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. Понятие «Новое время». | 1 | 2 | |||
4. Социальный смысл феномена Возрождения. | 2 | ||||
5. Гуманизм. | 2 | ||||
6. Европа в период Реформации и Контрреформации. | 1 | ||||
7. Образование централизованных государств. | 1 | ||||
8. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | 1 | ||||
Тема 6.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Причины и предпосылки Великих географических открытий. | 1 | 2 | |||
2. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. | 2 | ||||
3. Великие географические открытия. | 1 | ||||
4. Карта мира. | 1 | ||||
5. Формирование нового пространственного восприятия мира. | 2 | ||||
Тема 6.3 Век Просвещения. Технический прогресс и промышленный переворот | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Понятие «Просвещение» и его содержание. | 1 | 2 | |||
2. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. | 2 | ||||
3. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». | 2 | ||||
4. Просветительские идеи в литературе и искусстве. | 2 | ||||
5. Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. | 1 | ||||
6. Паровой двигатель. | 1 | ||||
7. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. | 2 | ||||
8. Изменения в социальном составе общества. | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Реферат: «Значение Великих географических открытий» | |||||
Тема 6.4 Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК02 - ОК08 | |
1. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. | 1 | 6 | |||
2. Образование США. | 1 | ||||
3. Влияние североамериканских событий на европейское общество. | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. Французская революция XVIII в. | 1 | ||||
5. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. | 1 | ||||
Раздел 7 Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи | 14 | ||||
Тема 7.1 Россия в период реформ Петра I | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК02 - ОК08 | |
1. Предпосылки реформ Петра I. | 1 | 4 | |||
2. Особенности модернизационного процесса в России. | 2 | ||||
3. Северная война и ее итоги. | 1 | ||||
4. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. | 1 | ||||
5. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. | 2 | ||||
Практическая работа № 4: выявить взаимосвязь всех реформ и их последствия на социально-экономическое развитие России на перспективу | 2 | ||||
Тема 7.2 Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02 - ОК08 | |
1. Причины дворцовых переворотов. | 1 | 4 | |||
2. Екатерина I. | 1 | ||||
3. Верховный Тайный совет. | 1 | ||||
4. Петр II. | 1 | ||||
5. Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. | 1 | ||||
6. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. | 1 | ||||
7. Правление Петра III. | 1 | ||||
8. Дворцовый переворот 1762 г. И воцарение Екатерины II. | 1 | ||||
Тема 7.3 Царствование Екатерины II: реформы, народные восстания, внешняя политика | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | 1 | 2 | |||
2. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | 2 | ||||
Практическая работа № 5: выявить взаимосвязь всех реформ и их последствия на социально-экономическое развитие России на перспективу | 2 | ||||
Раздел 8 Становление индустриальной цивилизации | 4 | ||||
Тема 8.1 Развитие капиталистических | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. | 1. Социальный состав общества: старые и новые составляющие. | 1 | 4 | ||
2. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. | 2 | ||||
3. Городская семья. | 1 | ||||
4. Движение за эмансипацию женщин. | 1 | ||||
5. Будни и праздники горожан. | 1 | ||||
6. Особенности духовной жизни нового времени | 2 | ||||
Раздел 9 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 4 | ||||
Тема 9.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. | 1 | 2 | |||
2. Колониальное соперничество и его значение. | 1 | ||||
3. Создание колониальных империй. Формы их организации. | 2 | ||||
Тема 9.2 Попытки модернизации в странах Востока | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. | 1 | 2 | |||
2. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. | 2 | ||||
Раздел 10 Российская империя в XIX веке | 13 | ||||
Тема 10.1 Социально-экономическое состояние России в начале XIX. Внутренняя политика Александра I в 1801-1815 гг. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Территория и население империи. | 1 | 2 | |||
2. Особенности российской колонизации. | 2 | ||||
3. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. | 2 | ||||
1. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. | 1 | ||||
Тема 10.2 Отечественная война 1812 года. Внутренняя политика Александра после войны 1812 г. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Отечественная война 1812 г. | 1 | 4 | |||
2. Смена политических приоритетов. | 1 | ||||
3. Кризис идеологии самодержавия. | 1 | ||||
4. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. | 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5. Восстание декабристов | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение Декабристы в Тюменской области | |||||
Тема 10.3 Внешняя политика Николая I | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 1 | ОК02 - ОК08 | |
1. Геополитическое положение России к началу XIX в. | 2 | 1 | |||
2. Кавказская война. | 1 | ||||
3. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. | 1 | ||||
4. Крымская война и крах «Венской системы». (2 семестр) | 1 | ||||
Тема 10.4 Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Геополитические интересы империи и международные противоречия. | 1 | 2 | |||
2. Отмена условий Парижского мира. | 1 | ||||
3. «Союз трех императоров». | 1 | ||||
4. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. | 1 | ||||
3. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. | 1 | ||||
Тема 10.5 Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Великие реформы | 1 | 4 | |||
2. Общество и государство. | 1 | ||||
3. Завершение промышленного переворота. | 2 | ||||
4. Общественное движение: спад и новый подъем. | 1 | ||||
Раздел 11 От новой истории к новейшей | 14 | ||||
Тема 11.1 Международные отношения в начале XX в. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02 - ОК08 | |
1. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. | 1 | 2 | |||
2. Начало борьбы за передел мира. | 1 | ||||
3. Расширение границ познаваемого мира. | 1 | ||||
Тема 11.2. Россия в начале XX в. Революция 1905-1907 гг. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Социальный и демографический состав российского общества. | 1 | ||||
2. Свод законов Российской империи. | 1 | ||||
3. Россия в системе международных отношений. | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. Проблемы догоняющей модернизации. | 1 | 4 | |||
5. Русско-японская война. | 1 | ||||
Тема 11.3. Начало российского парламентаризма | 1.Манифест 17 октября 1905 г. | 1 | ОК02- ОК07; ОК09 | ||
2 Аграрная реформа П.А. Столыпина | 1 | ||||
3. Государственная дума | 1 | ||||
Тема 11.4 Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02 - ОК08 | |
1. Истоки и причины. | 1 | 2 | |||
2. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. | 2 | ||||
3. Версальская система. | 1 | ||||
4. Влияние войны на общество. | 1 | ||||
5. Изменения в социальной структуре. | 1 | ||||
6. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. | 1 | ||||
Практическая работа № 6: составить хронологию событий и выявить причинно-следственные связи событий с 1914 по 1917 годы | 2 | ||||
Тема 11.5 Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Причины и ход революции. | 1 | 4 | |||
2. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. | 2 | ||||
3. Двоевластие. | 1 | ||||
4. Кризисы Временного правительства. | 1 | ||||
5. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. | 1 | ||||
6. Первые шаги советской власти. | 1 | ||||
7. Формирование однопартийной системы. | 1 | ||||
8. Централизация власти. | 1 | ||||
9. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? | 2 | ||||
10. Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: реферат «Гражданская война: причины, результаты» | |||||
Раздел 12 Между мировыми войнами | 8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 12.1 Международные отношения в 20-30-е годы ХХ в. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. | 1 | 2 | |||
2. Лига Наций. | 1 | ||||
3. СССР как новый фактор мировой политики. | 1 | ||||
Тема 12.2 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Кризис «военного коммунизма». | 1 | 6 | |||
2. Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. | 2 | ||||
3. Образование СССР. | 2 | ||||
4. Становление единоличной власти И.В. Сталина. | 1 | ||||
5. Индустриализация. | 2 | ||||
6. Коллективизация. | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Приход к власти И.В. Сталина» | |||||
Раздел 13 Вторая мировая война. Великая Отечественная война | 8 | ||||
Тема 13.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Причины и ход. | 1 | 4 | |||
2. «Странная война». | 1 | ||||
3. Блицкриг вермахта. | 1 | ||||
4. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. | 1 | ||||
5. Возникновение биполярного мира. | 2 | ||||
Тема 13.2. СССР в годы Великой Отечественной войны | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Общество в годы войны. | 1 | 4 | |||
2. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. | 1 | ||||
3. Население на оккупированных территориях. | 1 | ||||
4. Партизанское движение. | 1 | ||||
5. Национальная политика. | 1 | ||||
6. Основные этапы военных действий. | 2 | ||||
7. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: доклад «Сражение Вов» (на выбор) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 14 Мир во второй половине ХХ - начале XXI века | 10 | 12 | |||
Тема 14.1 «Холодная война» | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Сверхдержавы: США и СССР. | 1 | 4 | |||
2. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. | 1 | ||||
3. Гонка вооружений и локальные конфликты. | 1 | ||||
4. Крах биполярного мира. | 2 | ||||
5. Последствия «холодной войны». | 2 | ||||
Тема 14.2 Научно-технический прогресс | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Транспортная революция. | 2 | 4 | |||
2. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. | 2 | ||||
3. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. | 2 | ||||
4. Современные биотехнологии. | 2 | ||||
Практическая работа № 7: охарактеризовать особенности научно-технического прогресса | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Развитие космонавтики в СССР» | |||||
Раздел 15 Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов | 18 | ||||
Тема 15.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Восстановление хозяйства. | 1 | 4 | |||
2. Место СССР в послевоенном мире. | 1 | ||||
3. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. | 1 | ||||
Тема 15.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. | 1 | 4 | |||
2. Приход к власти Н.С. Хрущева. | 1 | ||||
3. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. | 1 | ||||
4. Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. | 1 | ||||
5. Социалистический лагерь. | 2 | ||||
Тема 15.3. СССР в конце 1960-х – начале | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1980-х годов | 1. Общественно-политическое развитие СССР. | 1 | 4 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
2. «Неосталинизм». | 1 | ||||
3. Экономика СССР. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. | 2 | ||||
4. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. | 1 | ||||
5. Заключительный этап «холодной войны». | 1 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить кроссворд «СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов » | |||||
Тема 15.4 СССР в период перестройки | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК01-ОК06; ОК09 | |
1. Причины реформ М.С. Горбачева. | 1 | 6 | |||
2. Кризис классической советской модели социализма. | 1 | ||||
3. Распад социалистического лагеря. Конец биполярного мира. | 1 | ||||
4. Крах политики перестройки. | 1 | ||||
5. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: анализ причины и последствия распада СССР | |||||
Раздел 16 Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков | 10 | ||||
Тема 16.1 Российская Федерация на современном этапе | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Становление новой российской государственно-правовой системы. | 1 | 2 | |||
2. Парламентская или президентская модель. | 1 | ||||
3. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. | 1 | ||||
Практическая работа № 8: определить источники власти, принципы взаимодействия власти и народа в новой Конституции | 4 | ||||
Тема 16.2 Мир XXI в. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК02- ОК07; ОК09 | |
1. Основы функционирования информационной экономики. | 1 | 4 | |||
2. Проблемы окружающей среды. | 1 | ||||
3. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. | 1 | ||||
4. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. | 1 | ||||
5. Место России в международных отношениях. Зачет. | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет истории.
- Основное оборудование:
- рабочее место преподавателя – 1;
- рабочие места обучающихся - 30.
2) Учебно-наглядные пособия:
- учебные и лабораторные пособия;
- методическая литература;
- инструкции по ТБ;
- нормативные документы;
- плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Артемов, В.В. История: учебник для всех специальностей.3-е изд., стер.-М.: Академия», 2014.- 448 с.
- Артёмов В. В. и др. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально- экономического профилей: в 2ч. Ч.1: учебник. -5-е изд., стер - М.: Академия, 2013.- 428 с.
- Артёмов В. В. и др. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально- экономического профилей: в 2ч. Ч.2: учебник. -5-е изд., стер - М.: Академия, 2013.- 428 с.
- Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно -научного, социально-экономического профилей : дидактические материалы : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - 4-е изд., доп. - М. : Академия, 2013. -368с
Дополнительные источники:
- Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : дидактические материалы : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - 2-е изд., доп. - М. :Академия, 2012. - 336 с.
- Артёмов В. В. и др. История : учебник. -10-е изд., стер -М.: Академия, 2012.- 448 с.
- Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. т.2.- М.: Проспект, 2009.- 720 с.
- История России: учебник.- под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 687 с.
Электронные издания (информационные ресурсы):
- Самыгин, П. С. История : учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 528 с. (http://znanium.com)
- Артёмов В.В. История [Электронный ресурс]: учебник для студентов СПО. – М.: ИЦ «Академия», 2014. Режим доступа: pu34.edusite.ru, свободный
- Библиофонд. Электронная библиотека студента. История. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru , свободный
- Федеральный портал «История.РФ». [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://histrf.ru/, свободный
- Электронные учебники и самоучители. История. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://tepka.ru/index.html, свободный
Периодические издания:
1. //Вестник образования – научно-методический журнал
2. //Методист – научно – методический журнал
3. //Среднее специальное образование – методический журнал
4. //Образование личности.
3.3. Организация образовательного процесса
Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями и (или) электронными изданиями.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в форме опросов на занятиях, тестового контроля. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных результатов обучения. Завершается освоение программы в рамках промежуточной аттестации экзаменом.
При реализации программы дисциплины проводятся консультации для обучающихся. Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные, устные.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализацию программы осуществляют педагогические работники образовательной организации, а также лица, привлекаемые к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, имеющие образование, которое соответствует области профессиональной деятельности.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
1 | 3 | 2 |
Знания: | ||
| - умеет давать оценку происходящему в стране и в мире, связывая со значимостью получения своей профессии | Устный опрос; письменный опрос; тестирование; экспертная оценка ходе выполнения практической работы; дифференцированный зачет. |
| - умеет давать определение терминам, различает в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; | |
| - овладеет умениями поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; | |
| - сопоставляет различные версии и оценки исторических событий | |
| - рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; | |
| - дает оценку особенностям исторического пути развития России и оценивает роль ее в мировом сообществе; | |
| - дает оценку позиции гражданственности, национальной идентичности | |
1 | 3 | 2 |
Умения: | ||
| - умеет выбирать из разных источников нужную информацию по определенной теме; | Устный опрос; письменный опрос; тестирование; экспертная оценка ходе выполнения практической работы; дифференцированный зачет. |
| - использует навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; | |
| - анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах; | |
| - умеет ориентироваться в информационном потоке и возможности адекватно объяснять; | |
| - осознает себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России | |
| - использует приобретенные знания и умения в практической деятельности; | |
| - рассматривает исторического прошлого с точки зрения современности; | |
| - умеет улавливать связь, делать выводы по соответствующим понятиям; | |
| - соотносит своих действий и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; | |
| - представляет результаты изучения исторического материала в различных формах |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не оценивается |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины «История» может быть использована профессиональными образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования по укрупнённой группе специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...