МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка по истории
Формы и методы обучения
Формы организации обучения
Понятие формы пришло в педагогику из философии. Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В.С.Безрукова). Очень часто категории метод и форма смешиваются или употребляются как синонимы. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или, внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф.Харламов).
Поскольку в школе 85-95 % учебного времени учащиеся проводят на уроках, он считается основной формой организации учебного процесса. Научное обоснование его около 400 лет назад дал Я.А.Коменский. В истории педагогики известны и другие формы организации обучения.
Наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое занятие, при котором учитель общался с целой группой детей, однако работа тоже носила индивидуальный характер, т.к. дети были разного возраста и разной степени подготовленности, более того, каждый занимался по своему заданию.
Белл-ланкастерская система (XVIII в.) состояла в том, что старшие вначале под руководством учителя сами усваивали материал, а затем обучали младших товарищей.
При батавской системе обучения(XIX в.) время учителя делилось на две части: первая предназначалась для коллективной работы с классом, а вторая – для индивидуальных занятий.
Далтон-план (система мастерских) – еще одна форма обучения. В ней вместо традиционных классов создавались предметные мастерские, в которых каждый ученик занимался индивидуально, получая задание от присутствующих в мастерских учителей. Общего расписания не было, и ученики посещали занятия в удобное время, а в остальное время самостоятельно учились и отчитывались за работу.
Проектная система (метод проектов) в основу закладывала практическую организацию деятельности учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняли определенный проект, при необходимости обращаясь к теории.
Однако наиболее устойчивой и распространенной формой обучения оказался урок.
Урок – форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – классом по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы. Каждый урок тесно связан с предыдущим, является составной частью системы уроков по какой-либо учебной теме или по предмету в целом.
Особенности школьного урока
Особенности школьного урока:
- урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
- дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
- определенное организационное начало и постановка задач урока;
- актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания:
- объяснение нового материала;
- закрепление или повторение изученного на уроке;
- контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
- подведение итогов урока;
- задание на дом;
- содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
- каждый урок является звеном в системе уроков;
- урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
- основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-писхологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. Входе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.
В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.
Методы обучения
Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия. С точки зрения И.Ф. Харламова, метод – это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалам. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы можно группировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций методов.
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций. Так по источникам передачи содержания традиционно выделяли: словесные, наглядные, практические, в последнее время эту классификацию дополняют видеометод в сочетании с компьютером. Тогда это выглядит следующим образом:
Классификация по источникам знаний
Практический | Наглядный | Словесный | Видеометод |
Опыты, упражнения, учебно-производительный труд | Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, показ | объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия | Просмотр, обучение, упражнения под контролем ЭВМ |
Другая классификация методов построена на основе
Классификация на основе структуры личности
Методы формирования сознания | Методы формирования поведения | Методы формирования чувств |
Рассказ, беседа, показ | Упражнения, тренировка, самоуправление и др. | Одобрение, похвала, порицание, контроль и др. |
Достаточно широкое распространение получила классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Объяснительно-иллюстративные методы | Рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж |
Репродуктивные методы | Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение |
Проблемные методы | Беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение |
Частично-поисковые методы | Диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа |
Исследовательские методы | Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование |
Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более признаков. Например, классификация методов обучения по М.И. Пахмутову построена на сочетании методов преподавания и методов учения:
Методы преподавания | Методы учения |
информационно-сообщающий | исполнительный |
объяснительный | репродуктивный |
инструктивно-практический | продуктивно-практический |
объяснительно-побуждающий | частично-поисковый |
побуждающий | поисковый |
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные, наглядные, практические | Индуктивные и дедуктивные | Репродуктивные и проблемно-поисковые | Самостоятельной работы и работы под руководством учителя |
Источники | Логика | Мышление | Управление |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторного контроля и самоконтроля |
Сравнительный анализ методов обучения, применяемых в России и за рубежом, позволяет дополнить предлагаемые выше классификации импрес-сивными и экспрессивными методами обучения - оценочными.
Импрессивные методы обучения (от латинского impressio - впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности как:
- получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;
- соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;
- сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.
Экспрессивные методы (от латинского expressio - выражение) основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. Создание картин, скульптур, короткометражных фильмов, других произведении.
Выбор методов обучения
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагоги-исследователи отводят этому немаловажное значение. Достаточно сослаться на такие известные имена, как
М.И. Махмутов, А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский и другие. Их исследованиями было установлено, что при выборе методов обучения следует руководствоваться такими критериями:
- соответствие целям и задачам обучения и развития;
- соответствие содержанию урока;
- соответствие реальным учебным возможностям школьника;
- соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
- соответствие возможностям самих учителей.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 353.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
«ВЕРХНЕСАЯНТУЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Разработчик
Будаев Т.А.
учитель истории и обществознания
с.Верхний Саянтуй
2019г
Формы и методы обучения
Формы организации обучения
Понятие формы пришло в педагогику из философии. Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В.С.Безрукова). Очень часто категории метод и форма смешиваются или употребляются как синонимы. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или, внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф.Харламов).
Поскольку в школе 85-95 % учебного времени учащиеся проводят на уроках, он считается основной формой организации учебного процесса. Научное обоснование его около 400 лет назад дал Я.А.Коменский. В истории педагогики известны и другие формы организации обучения.
Наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое занятие, при котором учитель общался с целой группой детей, однако работа тоже носила индивидуальный характер, т.к. дети были разного возраста и разной степени подготовленности, более того, каждый занимался по своему заданию.
Белл-ланкастерская система (XVIII в.) состояла в том, что старшие вначале под руководством учителя сами усваивали материал, а затем обучали младших товарищей.
При батавской системе обучения(XIX в.) время учителя делилось на две части: первая предназначалась для коллективной работы с классом, а вторая – для индивидуальных занятий.
Далтон-план (система мастерских) – еще одна форма обучения. В ней вместо традиционных классов создавались предметные мастерские, в которых каждый ученик занимался индивидуально, получая задание от присутствующих в мастерских учителей. Общего расписания не было, и ученики посещали занятия в удобное время, а в остальное время самостоятельно учились и отчитывались за работу.
Проектная система (метод проектов) в основу закладывала практическую организацию деятельности учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняли определенный проект, при необходимости обращаясь к теории.
Однако наиболее устойчивой и распространенной формой обучения оказался урок.
Урок – форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – классом по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы. Каждый урок тесно связан с предыдущим, является составной частью системы уроков по какой-либо учебной теме или по предмету в целом.
Особенности школьного урока
Особенности школьного урока:
- урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
- дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
- определенное организационное начало и постановка задач урока;
- актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания:
- объяснение нового материала;
- закрепление или повторение изученного на уроке;
- контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
- подведение итогов урока;
- задание на дом;
- содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
- каждый урок является звеном в системе уроков;
- урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
- основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-писхологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. Входе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.
В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.
Методы обучения
Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия. С точки зрения И.Ф. Харламова, метод – это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалам. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы можно группировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций методов.
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций. Так по источникам передачи содержания традиционно выделяли: словесные, наглядные, практические, в последнее время эту классификацию дополняют видеометод в сочетании с компьютером. Тогда это выглядит следующим образом:
Классификация по источникам знаний
Практический | Наглядный | Словесный | Видеометод |
Опыты, упражнения, учебно-производительный труд | Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, показ | объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия | Просмотр, обучение, упражнения под контролем ЭВМ |
Другая классификация методов построена на основе
Классификация на основе структуры личности
Методы формирования сознания | Методы формирования поведения | Методы формирования чувств |
Рассказ, беседа, показ | Упражнения, тренировка, самоуправление и др. | Одобрение, похвала, порицание, контроль и др. |
Достаточно широкое распространение получила классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Объяснительно-иллюстративные методы | Рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж |
Репродуктивные методы | Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение |
Проблемные методы | Беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение |
Частично-поисковые методы | Диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа |
Исследовательские методы | Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование |
Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более признаков. Например, классификация методов обучения по М.И. Пахмутову построена на сочетании методов преподавания и методов учения:
Методы преподавания | Методы учения |
информационно-сообщающий | исполнительный |
объяснительный | репродуктивный |
инструктивно-практический | продуктивно-практический |
объяснительно-побуждающий | частично-поисковый |
побуждающий | поисковый |
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные, наглядные, практические | Индуктивные и дедуктивные | Репродуктивные и проблемно-поисковые | Самостоятельной работы и работы под руководством учителя |
Источники | Логика | Мышление | Управление |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторного контроля и самоконтроля |
Сравнительный анализ методов обучения, применяемых в России и за рубежом, позволяет дополнить предлагаемые выше классификации импрес-сивными и экспрессивными методами обучения - оценочными.
Импрессивные методы обучения (от латинского impressio - впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности как:
- получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;
- соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;
- сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение эффективности профильного обучения в системе школо-колледж"- Методический доклад
Преиущества и проблемы прпофильного непрерывного обучения школа-колледж-вуз рассматриваются на примере собственного учебного заведения....
"Освоение и внедрение исследовательсских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса".-Методический доклад.
В докладе раскрывается сущность исследовательских методов обучения, и их применение как средства модернизации образовательного процесса....
"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)
Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...
Методический доклад «Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки»
Методический доклад "Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки" посвящен проблеме музыкального обучения и воспитания детей на материале музыкальных произведен...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД и презентация на тему: ««Нетрадиционные методы обучения или о таинстве простых»
цель: Познакомить участников круглого стола с различными видами работ по теме: «Изучение интервалов» с опорой на педагогическую технологию - интегрирующая стратегия обучения». З...
Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...
Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...