я помню я горжусь разработка по истории
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)
«Я помню! Горжусь».
для учащихся 9-11 классов
Цель мероприятия: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи мероприятия:
Образовательные: знать о событиях Великой Отечественной войны;
Развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, а также навыки участия в дискуссии, обсуждении, работе в группе.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к истории, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, патриота.
Технология проведения мероприятия: учебная игра.
Оборудование урока: на доске висит изображение Вечного огня, Родина- мать и цифры 1941-1945
Для проведения мероприятия школьники делятся на команды, состоящие из 5-6 человек, их разных классов (9-11 кл) За месяц до начала игры команды получают список литературы для подготовки к мероприятию и темы исследовательских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pomnyu_gorzhus.doc | 632 КБ |
pomnyu_gorzhus_1.pptx | 2.26 МБ |
ya_pomnyu_gorzhus_2.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Ульдургинская Средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева"
Еравнинского района
Подготовила: Климова Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания.
с. Ульдурга
2015
«Я помню! Горжусь».
для учащихся 9-11 классов
Цель мероприятия: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи мероприятия:
Образовательные: знать о событиях Великой Отечественной войны;
Развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, а также навыки участия в дискуссии, обсуждении, работе в группе.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к истории, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, патриота.
Технология проведения мероприятия: учебная игра.
Оборудование урока: на доске висит изображение Вечного огня, Родина- мать и цифры 1941-1945
Для проведения мероприятия школьники делятся на команды, состоящие из 5-6 человек, их разных классов (9-11 кл) За месяц до начала игры команды получают список литературы для подготовки к мероприятию и темы исследовательских работ
Ход мероприятия:
Конкурс 1. Блицопрос
Каждая команда отвечает на пять вопросов (по 2 балла за правильный ответ). Если команда затрудняется с ответом, то на вопрос может ответить другая команда (1 балл).
Вопросы для команды 1
- Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в Блокадном Ленинграде (Д.Д. Шостакович).
- Участники штурма Берлина, водрузившие Красное знамя на Рейхстаге (Егоров и Кантария)
- Название немецкого плана вторжения в СССР («Барбаросса»)
- Город в Восточной Пруссии, родина философа Канта, отошедший к СССР после войны (Кёнигсберг(Калининград).
- Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, оборонявших Москву в 1941 году (И.В. Панфилов).
Вопросы для команды 2
- Крепость, ставшая невероятным символом мужества и стойкости (Брестская крепость)
- Поэт, создатель знаменитой поэмы «Василий Теркин» (А.С. Твардовский)
- Поэтесса, ставшая символом блокадного Ленинграда (О. Бергольц)
- Говорят, что, когда сложилась критическая ситуация с продовольствием в Москве, кто-то обронил фразу «Русскую армию спасут три «С». О каких продуктах шла речь? (Сало, сухари, спирт).
- Кто принимал парад Победы на Красной площади (Жуков Г.К.)
Вопросы для команды 3
- Какие события явились причиной первого салюта в Москве? (Освобождение Орла и Белгорода).
- Как называлась реактивная установка, с мощного залпа которой началась Сталинградская битва («Катюша)
- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Где состоялось крупнейшее в мировой истории танковое сражение? (у деревни Прохоровка)
- Как назывался приказ № 227? («Ни шагу назад!»)
Конкурс 2 «Узнай сражение по карте»
Задание для команды 1.
В этом обучающимся может помочь фрагменты отрывка из школьного учебника
Эта битва началась 16 апреля. Город стал настоящим городом – крепостью. Советские генералы придумали новацию, ночную атаку на город с применением прожекторов. Для его штурма было привезено 7милионнов снарядов, мин и бомб. В 5 часов утра началась артиллерийская подготовка. На оборону немцев обрушилось огромное количество снарядов, стоял сильный гул, вокруг все тряслось, было, впечатление, что в городе началось землетрясение. После обстрела, немцев стали слепить прожекторами.
Через 10 дней ожесточенных боев город был полностью окружен. Взятие города означало победу СССР в Великой Отечественной Войне, а также полную капитуляцию и падение существующего в Германии режима. Какая битва изображена на карте. Свой ответ обоснуйте (Битва за Берлин).
Задание для команды 2.
Какая битва изображена на карте.
Фрагмент отрывка из школьного учебника:
19 августа гитлеровцы прорвались к Волге. В ходе этой битвы бои шли на улицах города. Защищали город 64 армия которой командовал В.И.Чуйков и 62 армия под командованием Шумилова и Родимцев
Наиболее тяжелыми были бои за контроль над высотой 102 (мы знаем ее как Мамаев Курган), за Тракторный завод, который продолжал выпускать танки даже тогда, когда в его цехах шли бои. В соответствии с планом «Уран» осенью началось контрнаступление советских войск, завершившееся 23 ноября полным окружением группировки Паулюса. (Сталинградская битва)
Задание для команды 3.
Какая битва изображена на карте.
Фрагмент отрывка из школьного учебника:
Эта битва, по мнению историков, являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. В ее сражениях принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и, наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Василевский. Сражение продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек, 15 тысячи танков. Людские потери Вермахта на Курской дуге составили 500 тысяч человек. Победа в битве показала германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне. (Курская битва)
Конкурс 4. Маршалы Победы
Каждая команда должна в течение пяти – семи минут защитить подготовленные заранее творческие проекты. Критерии оценивания:
- Логика изложения, знание факторов (3 б);
- Оригинальность композиции (1 б);
- Качество выполненной работы (1 б).
Темы проектов:
И.С. Конев
Г.К. Жуков
К.К Рокосовский
А.М. Василевский
Л.А. Говоров
Конкурс 4. Узнай картину
Командам демонстрируется репродукции картин. Необходимо назвать картину, её автора, раскрыть её сюжет (3 балла). помочь в этом командам могут фрагменты соответствующих стихотворений. Первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.
- «На подступах к Москве» (художник И.В. Евстигнеев)
На грозную битву вставайте
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали…
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
В.Гусев «На грозную битву вставайте!»
2. «Отныне после боя» (художник Ю.М.Непринцев).
Хорошо, товарищ, после боя,
Вдыхая дам пороховой,
Посмотреть на небо голубое-
Облака плывут над головою…
И в затихшем орудийном гуле,
Что в ушах моих ещё звенит,
Вся страна в почётном карауле
Над убитым воином стоит.
В.Чугунов «После боя»
- «Праздник победы 9 мая 1945 г.»
(художник В.Ф.Штаних.)
Он пришел широким, твёрдым
Шагом-
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным
Рейхстагом
Стяг победы полыхнул огнем.
Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слёз…
Э.Асадов «Снова в строй»
Конкурс 5.
История в камне
Каждая команда получает репродукцию скульптурной композиции. За 3 минуты необходимо вспомнить название, автора, какое историческое событие оно отражает (4 балла).
После ответа каждой команды можно прочитать фрагмент соответствующего стихотворения.
Задание для команды 1.
Памятник советскому воину-освободителю в Берлине (скульптор Е.В.Вучетич).
Ответ: посвящен советским солдатам и офицерам, которые спасали немецких детей от голода и бомбежек в разрушенном Берлине. Вучетичу позировал гвардии рядовой Иван Одарченко.
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня. (Г. Рублев)
Задание для команды 2.
Памятник «Героям Сталинградской битвы» (коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича).
Ответ: посвящен Сталинградской битве. Победа на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать. (В Боков)
Задание для команды 3.
Памятник «Панфиловцы у разъезда Дубосеково»
(скульпторы Н.Любимов, В. Фёдоров, архитекторы В. Датюк, И. Степанов.)
Ответ: посвящен солдатам из дивизии генерала И.В Панфилова, которые приняли бой в 7 км от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосекова
Большинство из них погибло, но враг не прошёл.
Всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза. Мемориал героям-панфиловцам был открыт в 1975 г.
Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва. (А. Сафронов)
Рефлексия.
Оценивание работы каждой команды происходит членами жюри, оценка и самооценка происходит совместно с учащимися, работа каждой команды обсуждается, подсчитывается количество баллов, набранной каждой командой, и определяются победители.
Используемая литература при составлении урока- игры:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX-начало XXI века, учебник для 9 класса общеобразовательных школ М.: Просвещение, 2012. стр.199-238;
- Фрагменты исторических карт: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX-начало XXI века, учебник для 9 класса общеобразовательных школ М.: Просвещение, 2012. стр.252
- Электронная версия учебника: http://www.docme.ru/doc/86354/a.a.danilov--l.g.kosulina--m.yu.brandt.-istoriya-rossii-xx-...
- Конкурс 5 «История в камне»:
Для задания команды 1 и 2 : http://hist.reshuege.ru/test?theme=121
Для задания команды 3.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%ED%F4%E8%EB%EE%E2%F6%FB
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая Отечественная война» Игра- викторина МБОУ «УСОШ « с. Ульдурга , Еравнинского района. Учитель истории Климова Татьяна Александровна.
ТЕМА 1 . СРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ
В этом сражении легендарная «Катюша» впервые нанесла по врагу свой сокрушительный удар, а первые четыре стрелковые дивизии стали гвардейскими.
ОТВЕТ . Смоленское сражение (с 10 июля по 10 сентября 1941 г.) - комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецкой группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север» на главном Московском направлении.
В ходе битвы за этот город, наступление вражеских танков остановили 28 бойцов дивизии генерала Панфилова.
ОТВЕТ . Битва за Москву (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942)
В ходе этой битвы, решающим стало сражение за город Владикавказ
ОТВЕТ . Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943)
Узнай картину Иван Васильевич Евстигнеев - « На подступах к Москве »
УЗНАЙ КАРТИНУ Автор работы: Е.А. Корнеев "Блокада Ленинграда"
Узнай картину Отдых после боя. Художник Ю.М. Непринцев
Узнай картину Праздник победы 9 мая 1945 г.» Праздник победы 9 мая 1945 г.»
Эти два героя первыми закрепили знамя Победы на куполе рейхстага в Берлине.
ТЕМА 2 . « Узнай сражение по карте»
« Узнай сражение по карте» Эта битва началась 16 апреля. Город стал настоящим городом – крепостью. Советские генералы придумали новацию, ночную атаку на город с применением прожекторов. Для его штурма было привезено 7милионнов снарядов, мин и бомб. В 5 часов утра началась артиллерийская подготовка. На оборону немцев обрушилось огромное количество снарядов, стоял сильный гул, вокруг все тряслось, было, впечатление, что в городе началось землетрясение. После обстрела, немцев стали слепить прожекторами. Через 10 дней ожесточенных боев город был полностью окружен. Взятие города означало победу СССР в Великой Отечественной Войне, а также полную капитуляцию и падение существующего в Германии режима. Какая битва изображена на карте. Свой ответ обоснуйте.
Битва за Берлин .
Фрагмент отрывка из школьного учебника: 19 августа гитлеровцы прорвались к Волге. В ходе этой битвы бои шли на улицах города Защищали город 64 армия которой командовал В.И.Чуйков и 62 армия по командованием Шумилова и Радимцева Наиболее тяжелыми были бои за контроль над высотой 102 (мы знаем ее как Мамаев Курган), за Тракторный завод, который продолжал выпускать танки даже тогда, когда в его цехах шли бои. В соответствии с планом «Уран» осенью началось контрнаступление советских войск, завершившееся 23 ноября полным окружением группировки Паулюса.
Сталинградская битва )
Фрагмент отрывка из школьного учебника: Эта битва, по мнению историков, являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. В ее сражениях принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Василевский. Сражение продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек, 15 тысячи танков. Людские потери Вермахта на Курской дуге составили 500 тысяч человек. Победа в битве показала германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне.
Курская битва
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конкурс 5. История в камне Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня , Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня. (Г. Рублев)
: Памятник советскому воину-освободителю в Берлине (скульптор Е.В.Вучетич). Ответ :посвящен советским солдатам и офицерам, которые спасали немецких детей от голода и бомбежек в разрушенном Берлине. Вучетичу позировал гвардии рядовой Иван Одарченко.
Ка кой великой битве посвящён этот мемориал?
ОТВЕТ . Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)
Эти памятники установлены на месте самого крупного в мире танкового сражения великой отечественной войны
ОТВЕТ . Сражение под Прохоровкой - танковое сражение в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление).
Кружилась в поле злая осень, Шумела поздняя листва. Их было только двадцать восемь, А за спиной была Москва.(А. Сафронов)
Памятник « Панфиловцы у разъезда Дубосеково » ( скульпторы Н.Любимов, В. Фёдоров, архитекторы В. Датюк , И. Степанов.) Ответ: посвящен солдатам из дивизии генерала И.В Панфилова, которые приняли бой в 7 км от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосекова Большинство из них погибло, но враг не прошёл. Всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза. Мемориал героям-панфиловцам был открыт в 1975 г.
Этот дом в Волгограде, сохранившийся как памятник защитникам Сталинграда, и сегодня носит имя этого героя.
ОТВЕТ . Сержант Яков Павлов
Взятием этого города советскими войсками, закончилась Великая Отечественная война.
ОТВЕТ . БЕРЛИН .
Тема 4
«Он не дрогнул в бою, Бастион над Невою. Он в едином строю Был со всею страною». Обороне какого города посвящены эти строки?
ОТВЕТ .
Эта крепость стала символом мужества и героизма советских воинов
ОТВЕТ .
Этот город-герой летом 1941 г. был непреодолимой преградой для врага.
ОТВЕТ . ОТВЕТ .
фашисты называли «чёрной смертью» Моряков, защитников этого города.
ОТВЕТ
Выполни задания
1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к советской технике 1941-1945гг . Т-34, КВ, ИС, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Ил-2. Бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3, Як ПЗ Е 100 и Як-1. 2.Перед вами советские конструкторы, создавшие образцы оружия буквально в считанные дни в самом начале ВОВ, за исключением одного. Кошкин, Котин , Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Мосин , Петляков , Туполев, Яковлев, Дягтерев , Шпагин,
Ответ:1. як пз е 100 – это немецкий тяжелый 140 тонный танк. 2. Сергей Иванович Мосин , автор знаменитой трехлинейной винтовки образца 1891 года. За создание винтовки, отличавшейся прекрасными тактико-техническими характеристиками, Мосину была присуждена Большая Михайловская премия – самая престижная награда за изобретения в области артиллерийского и оружейного дела. Мосинская трехлинейная винтовка для русских изобретателей стала фундаментом исследований в области автоматического стрелкового оружия.
ОТВЕТ: А Б В Г Д Е 6 7 3 4 2 8
ОТВЕТ: В8. СТАЛИНГРАД. В9. КАЛАЧ (КАЛАЧ-НА-ДОНУ) В10. КОРЕННОЙПЕРЕЛОМ В11. 346
ОТВЕТ: В12. 23
Работа с текстом Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова. «В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы... Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить. Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага... 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...» С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения. СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним (назовите не менее двух событий). C4. Укажите причины неудач Красной Армии на первоначальном этапе Великой Отечественной войны. Укажите не менее трёх причин. Назовите не менее трёх сражений периода лета – осени 1941 г.
Ответ: С1 . к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., – в отрывке речь идет о битве за Берлин. С2. а) в Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны; б) в сражении был использован новый тактический прием – свет мощных прожекторов для ослепления противника. С3 . а) оно стало завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе. б) Элементы ответа: – был взят Берлин, – представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. С4 . а) стремление И.В. Сталина не провоцировать немцев и не предпринимать активных действий накануне войны; б) недоверие И.В. Сталина к донесениям разведки о сроках начала войны; в) промышленность накануне войны не была переведена на военные рельсы; г) просчеты военного командования относительно возможности нанесения ударов немецких войск; д ) незавершенность процесса обеспечения армии современными вооружениями;
СПАСИБО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия ко Дню Победы "Я помню, я горжусь"
Сценарий составлен практически из стихотворений учащихся школы. Предшествовала этому мероприятию огромная поисковая работа детей и родителей под руководством классных руководителей. Каждый класс в теч...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!"
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мероприятие направленно на ф...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!" (Посвященного Дню победы)
В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и ...
Разработка урока-беседы "Я помню! Я горжусь!"
Разработка урока-беседы "Я помню! Я горжусь!" в цикле уроков, посвящённых событиям Великой Отечественной войны (региональный компонент))....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Я помню. Я горжусь».
Методическая разработкавнеклассного мероприятияна тему: «Я помню. Я горжусь»....
Методическая разработка по направлению "Патриотическое воспитание" на тему "Я помню, я горжусь!"
Методическая разработка представляет собой среднесрочный проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь…», направленный на обучающихся ...