Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!"
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мероприятие направленно на формирование патриотизма и активной гражданской позиции студентов. Может быть использовано в старших классах общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_ko_dnyu_pobedy.docx | 110.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство лесного хозяйства РеспубликиБашкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Уфимский лесотехнический техникум»
«УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по ВР ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» _______________Зарипова А.А. «_____»_____________2016 г. |
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия
Разработал классный руководитель группы 22 ТЭМ Ковалева Е.А. |
г. Уфа 2016 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК № 2
Протокол № 7 от «05» апреля 2016 г.
Председатель ЦК____________ Латыпова В.Р.
Ковалева Е.А.
«Я помню! Я горжусь!». Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия.
Аннотация
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, направленного наформирование патриотизма и активной гражданской позиции студентов.
Рецензент
Преподаватель ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум», классный руководительгруппы 21 ТД Жданова А.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Целевой компонент внеаудиторного мероприятия | 7 |
Организационно - деятельностный компонент внеаудиторного мероприятия Структура внеаудиторного мероприятия | 8 11 |
Содержательный компонент внеаудиторного мероприятия | 13 |
| 13 |
| 13 |
| 20 |
Оценочно – аналитический компонент внеаудиторного мероприятия | 22 |
Заключение | 23 |
Библиографический список Список электронных ресурсов | 24 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым и пожилым людям, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Я помню! Я горжусь!» составлена преподавателем ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» Ковалевой Е.А. и относится к разделу тем патриотического воспитания Программы воспитательной работы, реализуемой в учебной группе студентов образовательного учреждения.
Выбранная тема актуальна и представляет интерес для студентов техникума. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Содержание методической разработки направлено на достижение такой цели как формирование у студентов патриотизма и активной гражданской позиции, и полностью соответствует требованиям Федеральных государственных стандартов образования в системе СПО. Данное мероприятие предполагает воздействие на эмоциональную, когнитивную, ценностно-ориентационную и поведенческую сферу личности; организацию эффективного взаимодействия основных участников воспитательного процесса. При составлении методической разработки учитываются возрастные особенности студентов.
Методическая разработка имеет чёткую логическую структуру. В ней последовательно выполняются целевой, содержательный, организационно-деятельный и оценочно-аналитический компоненты внеклассного мероприятия.
Методическая разработка может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов, внеаудиторных и внеучебных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание студентов в системе начального и среднего профессионального образования.
Внеклассное мероприятие «Я помню! Я горжусь!» является одной из составляющих цикла классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание студентов Программы воспитательной работы, реализуемой в учебной группе студентов образовательного учреждения.
Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-патриотическое воспитание и формирование социальнойответственности и развитие нравственных качеств личности, а также приобщение обучающихся к системе культурных ценностей.
Актуальность проблемы патриотического воспитания и данного мероприятия связана с тем, что основными функциями патриотизма гражданина России являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества».
Решая проблему патриотического воспитания студентов, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. И хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель: формирование чувства патриотизма и активной гражданской позиции студентов.
Задачи:
- расширение знаний и представлений о выпускниках и студентах техникума – ветеранах Великой Отечественной войны;
- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала студентов, его творческих и других способностей;
- расширение кругозора и формирование мировоззрения студентов;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;
- формирование навыков социального и толерантного поведения студентов;
- развитие наглядно-образного мышления учащихся;
- формирование и развитие информационно- коммуникационной компетентности студентов.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Дата: Время: 15 ч.00 мин.
Место: читальный зал библиотеки ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»
Продолжительность мероприятия: 75мин.
Участники: студенты учебных групп 21 и 22 ТЭМ, 21 и 31 ТДГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум».
Возраст студентов: 19 -20 лет.
Гости:
зам. директора по ВР ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» А.А. Зарипова;
заведующий библиотекой ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум» В.В. Тужилова;
дочь выпускника техникума – ветерана Великой Отечественной войны АхмадуллинаМирсаяфаНигматулловича Шаяхметова Аниса Мирсаяфовна;
классные руководители и преподавателиГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум».
Подготовительный этап:
В подготовительной работе данного внеаудиторного мероприятия классному руководителю:
- нужно подготовить читальный зал;
- оформить папку - материал по выпускникам – участникам Великой Отечественной войны;
- пригласить гостя – дочь выпускника техникума – ветерана Великой Отечественной войны АхмадуллинаМирсаяфаНигматулловича Шаяхметову Анису Мирсаяфовну;
- подготовить техническое оснащение, оборудование, видео- и аудиоматериал;
- подготовить букет и благодарственное письмо для награждения.
Оборудование:
- Столы, стулья
Техническое оснащение:
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор качества HD
Кабель VGA для мультимедийного проектора – 10м
- Экран для проецирования изображения
- Колонки
Форма и методика проведения:
Мероприятие построено на совокупности следующих интерактивных
форм и методов воспитания:
Интерактивные формы и методы | Целевые установки формы и метода проведения внеаудиторного мероприятия |
Просмотр видеоматериала | Умение работать с интерактивными методами |
Прослушивание аудиоматериала | Умение работать с интерактивными методами, вовлечение студентов к выслушиванию и пониманию информации и музыки |
Сообщение – рассказ | Вовлечение студентов к выслушиванию и пониманию других, формирование личностной зрелости студентов |
Просмотр презентации | Умение работать с интерактивными методами |
Минута молчания | Обучение самостоятельному анализу ситуации, осмысливание информации |
Просмотр материала Доски Почета преподавателей и выпускников техникума – участников Великой Отечественной войны | Обучение самостоятельному анализу ситуации, формирование личностной зрелости студентов |
Оформление читального зала библиотеки
ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»:
- Книжная выставка на тему: «Великий подвиг великого народа». Литературный материал оВеликой Отечественной войне.
- Книжная выставка на тему: «Войны Великой боль живая». Литературный материал о людях «ковавших» Победу, о городах-героях …
- Стенд: «Вахта памяти». Материал о выпускниках техникума – участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Стенгазета: «1941 - 1945».
Видеоматериал:
- Исторические фотографии времён Великой Отечественной войны.
- Презентация «Преподаватели и выпускников техникума – участники Великой Отечественной войны».
Аудиоматериал:
- Фонограмма песни «Довоенный вальс».
- Запись объявления Великой Отечественной войныпо радио - Ю. Левитан.
- Фонограмма песни В. Лебедева-Кумача «Священная война».
- Фонограмма: запись сводки по радио - Ю. Левитан.
- Фонограмма песни Ф.Даутовой «112-я Башкирская кавалерийская дивизия».
- Запись вечная слава по радио - Ю. Левитан.
- Минута молчания.
- Фонограмма песни «День Победы».
- Фонограмма песни «Поклонимся Великим Тем Годам».
СТРУКТУРА
открытого внеаудиторного мероприятия
«Я помню! Я горжусь!»
Этапы мероприятия | Целевая установка | Период времени |
Организационный момент | Воспитание организации | 1 мин. |
Видеоматериал «Исторические фотографии времён Великой Отечественной войны» | Психологическая подготовка к мероприятию; - формирование личностной зрелости студентов. | В течение всего мероприятия |
Аудиоматериал: фонограмма песни «Довоенный вальс» | Психологическая подготовка к мероприятию; - обучение выслушиванию и пониманию музыки; - формирование личностной зрелости студентов. | 2 мин. |
Вступительное слово | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 1 мин. |
Аудиоматериал: запись объявления Великой Отечественной войны по радио - Ю. Левитан | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 1 мин. |
Аудиоматериал: фонограмма песни В. Лебедева-Кумача «Священная война» | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 2 мин. |
Сообщение – рассказ: Из воспоминаний ГизетдинаХуснутдиновича Янбухтина – бывшего до войны директора УЛТ | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - обучение выслушиванию и пониманию мнения других; - формирование личностной зрелости студентов. | 5 мин. |
Аудиоматериал: запись сводки по радио - Ю. Левитан | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 2 мин. |
Сообщение – рассказ «Бабушкин Роман Романович и Горчилин Александр Михайлович» | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - обучение выслушиванию и пониманию мнения других; - формирование личностной зрелости студентов. | 20 мин. |
Сообщение – рассказ «Ахмадуллин МирсаяфНигматуллович» | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - обучение выслушиванию и пониманию мнения других; - формирование личностной зрелости студентов. | 15 мин. |
Сообщение – рассказ «Преподаватели – участники Великой Отечественной войны» | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - обучение выслушиванию и пониманию мнения других; - формирование личностной зрелости студентов. | 10 мин. |
Просмотр презентации | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - формирование личностной зрелости студентов. | 5 мин. |
Аудиоматериал: запись вечная слава по радио - Ю. Левитан | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 2 мин. |
Минута молчания | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; - обучение самостоятельному анализу ситуации, - осмысливание информации | 1 мин. |
Аудиоматериал: фонограмма песни «День Победы» | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 1 мин. |
Просмотр Доски Почета | Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы; | 5 мин. |
Анализ мероприятия | Совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания;- формирование у студентов умения самоанализа, самооценки. | 1 мин. |
Благодарность гостю мероприятия | Совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания;- формирование у студентов умения самоанализа, самооценки. | 1 мин. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
- Организационный момент.
Заставка – слайды (фото военного времени)
Звучит фонограмма песни «Довоенный вальс»
Приветствие и вводное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия.
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Сегодняшнее наше мероприятие мы посвящаем именно такому событию - победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Ход мероприятия.
Классный руководитель: День Победы стал памятным днём павших, наградой живым. «Это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах». Почти 71 год назад над Берлином было водружено победное знамя, в дома, где были горе и слёзы, вошла радость и гордость за наших солдат. Сегодня мы вспоминаем всех, кто за Россию воевали, родную землю сердцем закрывали. Всех тех, кто встречал первый мирный день, ощущая в предрассветный час лёгкий озноб то ли от свежего весеннего ветра, то ли от пронзительного крылатого чувства Победы. Это было в 1945 году… Но этому предшествовали тяжёлые огненные годы, а ещё раньше – 22 июня 1941 года. В тот самый длинный день в году утренняя заря над Брестом, в десятках других мест вдоль нашей западной границы сменилась заревом пожаров.Чёрный дым войны закрыл небо над родной землёй. Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Звучит фонограмма: запись объявления Великой Отечественной войны
по радио - Ю. Левитан
Классный руководитель: С тревогой за судьбу Родины трудящиеся слушали по радио заявление Советского правительства о нападении фашисткой Германии. Огромная страна встала на смертный бой с беспощадным врагом.
Звучит фонограмма песни В. Лебедева-Кумача «Священная война»
Классный руководитель:Война эта была действительно священная для всего советского народа. Вся страна сплотилась в борьбе с гитлеровскими захватчиками, вся страна стала работать на победу. Мужчины уходили на фронт, многие уходили добровольцами, заводы переоборудовались под оборонное производство, многие заведения переходили под юрисдикцию военных. Всё для фронта – все для победы!
Классный руководитель:(Из воспоминаний ГизетдинаХуснутдиновича Янбухтина – бывшего до войны директора УЛТ) Так в техникуме в июне 1941 года для старшекурсников поспешно организуются выпускные экзамены, выдаются дипломы, и они буквально с учебной скамьи отправляются на фронт. На фронт уходит и почти весь мужской состав педагогического коллектива, годный к службе в армии. Все имущество техникума спешно сноситься в большой сарай и там консервируется, а территория техникума полностью отдается под размещение на ней срочно эвакуированной из Москвы крупнейшей в те годы в Европе радиостанции РВ-37 имени Коминтерна. После войны радиостанция так и осталась на этом месте. А улица проходившая мимо неё стала называться – улица Лесотехникума. Для многих старых преподавателей и выпускников такое название улицы в тот момент звучало как дань памяти студентам и педагогам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. Ветераны техникума знают и гордятся тем, что в самые критические минуты войны и даже тогда, когда враг был на самых подступах столицы, радиостанция РВ-37 вещала на весь мир спокойным и уверенным голосом Левитана: «Внимание, говорит Москва! Передаем сводки Совинформбюро…»
Звучит фонограмма: запись сводки по радио - Ю. Левитан
Классный руководитель: Наши выпускники и студенты, также как и многие другие уходили на фронт.
Звучит фонограмма песни Ф.Даутовой «112-я Башкирская кавалерийская дивизия»
Классный руководитель: Среди выпускников нашего техникума много участников Великой Отечественной войны, много награжденных орденами и медалями, есть и герои Советского Союза.
О таких достойных людях мы и поговорим сегодня.
Вспомним имя героя Советского Союза Романа Романовича Бабушкина.
Родился Р. Р. Бабушкин 27 января 1919 года в поселке Корсаковские Вершины Белебеевского района в бедной крестьянской семье. До 1937 года учился в Веровской семилетней школе и занимался крестьянским трудом. Юноша стремился к знаниям, но материальный недостаток вынудил его сменить мечту на реалии жизни. Вслед за отцом Роман поступил работать на Краснознаменский спиртзаводдесятником по заготовке леса.
15 мая 1938 года Р. Бабушкина призвали на военную службу.
Попал на одну из баз Тихоокеанского флота. В 1942 году часть, в которой он служил, направили в Сталинград, она практически «с колес» вступила в кровопролитные бои. В одном из эпизодов Сталинградской эпопеи Р.Р. Бабушкина засыпало землей, откопали его лишь на третьи сутки. В октябре 1942 года во время рукопашной схватки с фашистами через его левую руку прошли две пули. Но он не вышел из боя.
Через месяц Р.Р. Бабушкина тяжело контузило.
Потом были курсы младших лейтенантов при штабе 62-й армии, после них он получил пулеметный взвод.
17 июля 1943 года при форсировании Северного Донца офицера снова ранило, на этот раз тяжело. Лечился в Уфе, в госпитале № 3227. После излечения учился полгода на высших стрелково-тактических курсах «Выстрел», а затем на курсах по подготовке командиров батальонов.
Следующая строка в военной биографии – запасный полк в Гатчине, Ленинградский фронт, 126-я дважды Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия, служба на должности заместителя командира батальона по строевой части.
И настал он, звездный час Романа Романовича Бабушкина – штурм и захват форта № 5 под Кенигсбергом…
…Шарлоттенбург, известный советским войскам как форт № 5, был одним из самых крупных и надежно укрепленных оборонительных сооружений. Оно имело мощное и самое современное вооружение: свои источники энергии, механизированную подачу снарядов, количество вооружения было рассчитано на длительную осаду. Форт был окружен глубокими каналами с водой. А собственный госпиталь, богатые продовольственные запасы? С воздуха форт № 5 тоже был практически неприступен, ни одна бомба не пробила бы огромную земляную гору и мощные железобетонные перекрытия.
Даже при самых благоприятных условиях взятие форта было проблематично. Сколько родов войск нужно здесь сосредоточить, чтобы операция прошла успешно!
То, что произошло дальше, достойно сюжета самого «крутого» боевика. Вообще-то так не бывает. Почему, было же, было! Надо полагать, один из редчайших по дерзости, смелости, решительности, героизму (какие еще слова этого уровня сказать?) эпизодов Великой Отечественной войны.
Выполнение наисложнейшей задачи поручили второму батальону 550-го стрелкового полка, батальон доверил штурм стрелковой роте под командованием старшего лейтенанта Р. Р. Бабушкина.
Операцию решили провести ночью. В ночь на 7 апреля в форте тоже не спали – мало ли что можно ожидать от этих русских! Форт не только не дремал, но и профилактически «кусался» трассирующими пулями, прожекторы прошивали каждую пядь земли.
Наши отчаянные смельчаки сначала проложили тропу в минном поле, пошли гуськом к обводному каналу. Он тоже был серьезным препятствием – ширина не менее 25 метров, глубина – уйдешь с головой. Но об этом бойцы и офицеры не знают, идут вперед наугад. За первым каналом оказался еще один, куда шире и глубже первого. Чтобы добраться до него, нужно пройти через железобетонную стену или под ней. Как получится. Сметливые парни сделали подкоп, заложили немецкие мины. В ночной относительной тишине рвануло так рвануло! Форт ответил на взрыв шквальным огнем. Наши отсиделись за мощной стеной, не теряя времени даром: обдумывали свои дальнейшие действия.
Когда вражеский огонь ослабел, старший лейтенант Бабушкин разделил штурмовую группу на две части: первая получила разведочное задание, вторая занялась организацией переправы через канал. Подобрали что могли, соорудили мини-плотики и поплыли через канал.
Разведчики тем временем «вычислили» два входа в форт, хотя они и были завалены снарядными ящиками. Что делать? Конечно же, взрывать! Первыми в образовавшейся бреши оказались Бабушкин и опытнейший сапер Григорьев. Наткнулись на часового. На его окрик «Хальт!» сбежалась группа фашистов. Но разве удержишь разгоряченных парней! Гранаты, взрывы, автоматные очереди – немцев сдуло с пути.
Через считанные секунды вся рота уже была в форте. Перед ней было три хода. Лишь мгновенье отпущено на принятие решения. Вперед, везде немцы! В ход пошли подруги-гаранты и лучшие друзья – автоматы. Безотказные, словно понимающие ситуацию, рукопашные схватки на каждом шагу. Ну тут до наших фашистам далеко! Четыре десятка немцев легли как один, 12 солдат и три офицера на личном счету Романа Романовича. Но он оказался не самым результативным. Рядовой Ф. Чирков и командир отделения «успокоили» 27 гитлеровцев, полтора десятка взяли в плен.
Конечно же, все это подсчитали после боя, пока же штурм не закончился. Добрались до главного хода. Как ни странно, здесь была большая толпа фашистов. Растерялись? Решили уцелеть? Поняли безысходность положения? Ясно было, что защитники форта деморализованы, поэтому на предложение сдаться они подняли руки…
Наутро узнали, что форт № 5 обороняли до 400 немцев, вооруженных до зубов, главное, казалось бы, надежно защищенных бетоном и броней. Численность же наших бойцов была в шесть раз меньше!
Дорога на Кенигсберг открыта. На этом «чудеса» не заканчиваются. Оказалось, Шарлоттенбург наши взяли без единой жертвы! Героев штурма поздравил и поблагодарил командир корпуса генерал-лейтенант Герой Советского Союза А. С. Ксенофонтов. Удивительно, почему об этом эпизоде, единственном в своем роде, до сих пор не снят художественный фильм?
19 апреля (тоже «рекорд» по сроку, помните, штурм начался в ночь на 7 апреля?) центральные газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Роману Романовичу Бабушкину звания Героя Советского Союза – «За героический подвиг, совершенный при выполнении боевых задач командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками».
Р. Р. Бабушкин демобилизовался в 1947 году и в том же году по направлению партийных и государственных органов начал службу в системе внутренних дел Башкортостана, которой отдал 26 лет своей жизни.
Уже после войны Р.Р.Бабушкин стал студентом техникума. Но по распоряжению № 493 от 20 ноября 1957 года Совета народного хозяйственного Башкирского экономического административного района произошло слияние трех техникумов, в в их числе и наш. И окончил Бабушкин уже Салаватский индустриальный техникум.
В 1987 году из-за болезни Роман Романович ушел в отставку. Умер он 29 июля 1999 года на 81 году жизни и похоронен на Южном кладбище города Уфы.
Классный руководитель: Следующий герой Советского Союза, который обучался в нашем техникуме - это Горчилин Александр Михайлович.
Александр Горчилин родился 16 сентября1925 года в деревне Чесноковка (ныне — Уфимский районБашкортостана) в семье крестьянина, окончил семилетку, работал на колхозной ферме свинарем. Есть такая профессия на селе.
Началась Великая Отечественная война, ушел на фронт отец. Время от времени приходили от него письма-треугольники. Мать пропадала на работе в колхозе "Первая пятилетка". Да и сам он трудился там. Трудился, а сам посматривал в сторону военкомата. Выздоравливающие раненые из военного госпиталя, размещенного в школе, подарили ему пилотки и защитную гимнастерку. Нацепил он на нее значок "Готов к труду и обороне".
В таком виде дважды приходил в военкомат, чтобы добровольцем взяли в армию, и оба раза получал отказ:
- Рановато тебе. Придется подождать.
Работы в колхозе хватало. Взрослые ушли на фронт. Александр Горчилин заменил на свиноферме своего отца Михаила Андреевича, заготавливал сено, убирал хлеб.
Радио сообщало плохие новости. Советские бойцы жестоко бились с фашистами на Волге. Парню в то время шел восемнадцатый год. И в январе 1943 года Александра Горчилина призвали, наконец, в Красную Армию. В мае он уже воевал на 3-м Украинском, Воронежском фронтах. Был тогда рядовой Горчилин заместителем командира отделения 1-го мотострелкового батальона 69-й механизированной бригады (9-й механизированный корпус , 3-я гвардейская танковая армия). По таким сведениям фронтовики даже после войны узнавали своих однополчан.
Небольшой военный "стаж" был у рядового Горчилина: с мая 1943 года. А в сентябре он уже попал в самое пекло жестоких боев. Шла битва за Днепр. Немецкое командование 15 сентября отдало приказ об общем отводе войск группы "Юг" на линию Мелитополь - река Днепр (оборонительный рубеж "Восточный вал"), которую предписывалось "удерживать до последнего человека". Но 22 сентября части Красной Армии форсировали Днепр и захватили плацдарм на правом берегу. Он достигал по фронту 25 километров, а в глубину от двух до десяти километров.
Здесь и отличился рядовой Александр Горчилин из башкирского села Чесноковка. В ночь на 22 сентября 1943 года он первым переправился на правый берег Днепра и вступил в бой с фашистами в районе сел Луковица и Григорьевка Черкасской области. В ходе ожесточенного боя за занятый плацдарм огнем своего автомата уничтожил до 45 солдат и офицеров противника. В бою за высоту 214,9 метра он снова первым ворвался в немецкие траншеи и в рукопашной схватке уничтожил еще четверых немецких солдат. Своим личным примером он увлекал бойцов отделения на подвиг.
Командование отметило храбрость и мужество солдата Александра Горчилина и представило его к званию Героя Советского Союза. Сам Горчилин об этом не знал. Продолжал воевать. Командовал пулеметным расчетом. После форсирования Днепра задача была ясная - освободить столицу Советской Украины - Киев. Командир взвода отдал приказ:
- Ваш расчет должен поддерживать пулеметным огнем наступление пехоты. Задача трудная, но ее нужно выполнить!
Пулеметный расчет занял выгодную позицию, открыл огонь по фашистам. Немцы ответили пулеметно-минометным шквалом. Очень уж пулемет Горчилина мешал немцам. На песчаных взгорках показались "тигры". За танками мельтешила пехота. В окопе у наших оказался пехотинец-одиночка с длинноствольным противотанковым ружьем. Он поджег ближайший надвигающийся танк, но почти сразу же погиб сам. Атака немцев на время захлебнулась. Отступающих фашистов косил пулемет Горчилина. Из всего расчета он остался один. Пуля вражеского снайпер ранила его. Левая рука обвисла, солдат потерял сознание и упал на бок, на раненую раздробленную руку.
А наши бойцы в это время шли в наступление. Бронебойки били по оставшимся немецким танкам. Около одного из них нашли раненного Александра Горчилина. Он пытался было еще построчить по немцам из пулемета, когда пришел в сознание. Но осколком снаряда был ранен в бедро, снова потерял сознание. Наступая, наши бойцы прошли рядом с ним, подняли его, отправили в госпиталь.
Несколько месяцев лечился наш земляк в военных госпиталях. Там узнал он и об освобождении Киева, и о том, что 17 ноября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После лечения в госпитале в 1944 году А.М. Горчилину вручили грамоту Героя и орден Красной Звезды, который долго не мог найти награжденного из-за его ранения.
После окончания войны Александр Михайлович был демобилизован. Проживал и работал в Уфе, умер 6 мая1970 года.
Классный руководитель: Они учились в нашем техникуме уже, будучи героями. А вот Ахмадуллин МирсаяфНигматуловичокончил Уфимский лесотехнический техникум в 1939 году, ещё до войны. Он хоть и не имеет звания героя Советского Союза, но прошел долгий доблестный путь и удостоен многих наград. Сегодня на нашем мероприятии присутствует его дочь Аниса Мирсаяфовна. Поприветствуем её. О своём отце расскажет именно она.
Шаяхметова Аниса Мирсаяфовна: рассказывает о своем отце.
Классный руководитель: Спасибо Вам большое Аниса Мирсаяфовна за такой хороший рассказ.
Классный руководитель: Слово предоставляется заведующему библиотекой и музеем техникума Тужиловой Валентине Васильевне.
Тужилова Валентина Васильевна: рассказывает о краеведческой работе в техникуме.
Классный руководитель: Наши солдаты, пол-Европы прошагали, полземли, ратным трудом своим, добывая Победу! Были неимоверно трудные горькие дни, когда казалось, не хватит ни жизни, ни сил, чтобы выстоять. Но наши солдаты выстояли, победили, пройдя через все испытания, с честью пронесли свою солдатскую ношу, мужественно и стойко.
И вот она долгожданная Великая Победа!
Звучит фонограмма: запись вечная славапо радио - Ю. Левитан
Вспомним же всех тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное небо. Прошу почтить их память минутой молчания.
Звучит фонограмма: минута молчания
Звучит фонограмма песни «День Победы»
Классный руководитель: Уважаемые гости, просим всех подняться на второй этаж и пройти к доске почета….
Звучит фонограмма песни «Поклонимся Великим Тем Годам»
Классный руководитель: Слово предоставляется заведующему библиотекой и музеем техникума Тужиловой Валентине Васильевне.
Тужилова Валентина Васильевна: рассказывает о преподавателях и выпускниках техникума – участниках Великой Отечественной войны.
- Заключение.
Подведение итогов и благодарность гостям.
Классный руководитель: Слово предоставляется заместителю директора по воспитательной работе ЗариповойАйгульАгзамовне.
ЗариповаАйгульАгзамовна: выражает благодарность Шаяхметовой АнисеМирсаяфовне за то, что она нашла время и посетила наше мероприятие. Вручает ей благодарственное письмо.
Студент преподносит Шаяхметовой АнисеМирсаяфовне букет цветов.
Классный руководитель: Мне было очень приятно с вами работать, и хотелось бы еще многим с вами поделиться… Я надеюсь, что Вы и дальше будете вести краеведческую работу, соберете еще много материала о наших выпускниках – участниках Великой Отечественной войны. Будете чтить память всех тех, кто «ковал» эту нелегкую Победу на фронте и в тылу.
Я желаю Вам успехов в достижении целей! Всего Вам самого наилучшего! До свидания!
ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
В качестве критериев результативности внеаудиторного мероприятия выступили:
- личностное значение усваиваемой информации;
- влияние на самореализацию личностного потенциала студента;
- развитие индивидуальности и творческих способностей студентов;
- влияние на развитие коллектива;
- комфортность и активность участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов – патриота своей Родины.
Научить патриотизму невозможно, но классный руководитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. Каждое мероприятие – это совместный плод труда преподавателя и студента. Смысл моей методической работы по формированию чувства патриотизма и активной гражданской позиции студентов состоит в том, чтобы помочь студенту самостоятельно прийти к этим понятиям, почувствовать себя патриотом, понять, в чем проявляется это чувство конкретно у них.
Я считаю, что мною проводится большая и сложная работа. Мои студенты упорно идут к достижению поставленной цели – стать настоящими патриотами своей Родины.
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Адаменко, Н. Воспитываем патриотов России Текст. / Н. Адаменко // Народное образование. -2005. - № 5. - С. 23-25.
- Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Текст. Шадринск, 2001. - С. 271 Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности. Текст.: дис. . канд. пед. наук / H.H. Глазунова. Липецк, 2002. - 184 с.
- Методическое пособие «Организация и проведение тематических часов общения», С.В. Бердюгина, Е.А. Литовченко, г. Омск-2006г.
- Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня Текст. /В.И. Лутовинов // Педагогика. 2006. - № 5. - С. 52-59.
- «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в современных условиях учебно-воспитательного процесса» К.В. Харченко, интернет-журнал «Науковедение»№3 2013г.
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
- Официальный сайт ФГБУ «Роспатриотцентр.URL: http://rospatriotcentr.ru/.
- Официальный сайт Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 - 2015 годы» URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/.
- ОБД Мемориал. URL:http://obd-memorial.ru/html/index.html.
- Подвиг народа. URL: http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия ко Дню Победы "Я помню, я горжусь"
Сценарий составлен практически из стихотворений учащихся школы. Предшествовала этому мероприятию огромная поисковая работа детей и родителей под руководством классных руководителей. Каждый класс в теч...
Внеклассное мероприятие Я помню! Я горжусь!
Сценарий внеклассного мероприятия посвященный годовщине Велико Отечественной Войны....
Сценарий мероприятия "Я помню! Я горжусь!"
Сценарий "Я помню! Я горжусь" посвящен Дню Победы. Сценарий расчитан на детей 10-12 лет. Может быть полезен для работающих в сфере свободного времени: педагогам, учителям, педагогам-...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!" (Посвященного Дню победы)
В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и ...
Воспитательное мероприятие «День Героев Отечества» (Из цикла мероприятий «Помню… Горжусь»)
Воспитательное мероприятие «День Героев Отечества»(Из цикла мероприятий ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Я помню. Я горжусь».
Методическая разработкавнеклассного мероприятияна тему: «Я помню. Я горжусь»....