Конспект урока 7 класс "Русская деревня в XVIIв"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предмет: история России
Класс 7 класс
Учитель Н.А.Четверикова
Автор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018
Тема урока: «Русская деревня в XVII веке».
Технология построения урока: проблемно-поисковый.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Наглядно – демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель: Особенности развития деревни XVIIв .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Русская деревня в XVIIв
Предмет: история России
Класс 7 класс
Учитель Н.А.Четверикова
Автор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018
Тема урока: «Русская деревня в XVII веке».
Технология построения урока: проблемно-поисковый.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель: Особенности развития деревни XVIIв .
Задачи:
Образовательные:
1.Выяснить, как природные и климатические условия влияли на хозяйственную деятельность жителей деревни
2.Сравнить положение частновладельческих и черносошных крестьян
3.Характеризовать процесс распространения дворянского землевладения.
Развивающие:
развивать интеллектуальные способности учеников, позволяющие им самостоятельно преобразовывать информацию по заданным критериям, добывать знания, развивать навыки работы с учебником, умение приводить аргументы.
Воспитательные:
воспитывать собственное отношение к событиям, учиться формулировать свою точку зрения.
Понятия: бобыли, захребётники, однодворцы.
Оборудование: учебник Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История России XVI-XVII вв.», компьюте.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и отвечать на вопросы;
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; преобразовывать информацию, сравнивать объекты по предложенным критериям; давать определение понятий;
Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка
План.
1. Сельское хозяйство.
2. Крестьяне.
3.Распространение дворянского землевладения
Ход урока
Приветствие.
- Вступительное слово учителя
Учитель: XVII век был тяжёлым периодом для России. Однажды Михаил Фёдорович гулял по кремлю, скромно одетый и увидел 2 девушек, идущих в церковь, Одна богато одета, вторая скромно. Он отправил следом слугу, узнать подробнее. Через час слуга доложил, что девушки из Можайска. Боярыню со служанкой привезли на смотрины, одна из них- Евдокия Стрешнева дочь однодворца Лукьяна Стрешнева. Упросил Михаил мать и отца женить его на понравившейся девице.
Кого же выбрал царь?
Почему пришлось упрашивать царю родителей?
Что заинтриговало вас?
Сегодня и попробуем выяснить, кто такие однодворцы, бобыли, захребётники
Формулирование проблемы
В период Смуты страна была разрушена. Молодому Михаилу Романову пришлось поднимать страну не всегда популярными методами, вводить новые налоги. На кого ложилось бремя налогов? Вступают в диалог
Учащиеся: на крестьян и горожан
Учитель: Какая часть населения была самой многочисленной?
Учащиеся: Крестьяне- из 10млн чел.- только 2%городского населения жило в городе
Докажите фактами. Где жили крестьяне? В деревне
Какая тема нашего урока? «Русская деревня в XVIIв.»
- Актуализация знаний
Что мы знаем о жителях деревни? Что нам нужно узнать?
Вспоминают изученный материал. Делилось на черносошных и владельческих, платило подати, церковную десятину занималось земледелием, скотоводством, прикреплено к земле.
Формулируют. Узнать, как жили люди в деревне Узнать, чем занимались, как платили налоги; сравнить положение крестьян черносошных и частновладельческих
Как складывались отношения с помещиками
- Поиск решения проблемы
3.1.Сельское хозяйство
с.131-133. Дайте характеристику хозяйственной деятельности селян. Объясните, как природные условия влияли на хозяйственную деятельность села. Привести примеры
Какую роль играл хлеб?
Какова была урожайность?
Какие использовали удобрения?
Работа в парах
1.Сокращение численности населения привело к:
-освоение заброшенных земель Ц.России; южных границ, Урала , Сибири
2.Формы земледелия: трёхполье, подсечно- огневое на севере; перелог.
3.Орудия труда: серп , борона соха, коса , плуг
4.Растениеводство:культуры-рожь, овёс, ячмень , пшеница, просо , лён , гречиха.
Огородничество: репа , огурцы , лук капуста, морковь, редька ,чеснок, свёкла, тыква
Садоводство: яблоня, груша, слива, вишня , малина, крыжовник ,клубника, смородина.
Скотоводство: северные районы
Романовское(г.Тутаев) овцеводство (от ногаев) покупали полушубки для армии
Рыболовство: в прудах и ловля- треска, палтус, сельдь, сёмга, лосось, киты, тюлени, моржи
Хлебом собиралась част налогов, выплачивалось жалованье служилым людям (пушкарям, солдатам, стрельцам в приграничных районах)
-низкая, унавоживание земли
3.2.Крестьяне
Стр 134-136 сравнить положение крестьян
Кто такие бобыли?
Кто такие захребётники?
Заполнение сравнительной таблицы
Бобыли- крестьяне, не имеющие земельного надела
Захребётники -люди, живущие на чужих дворах
Община выбирала старосту, должностных лиц, священника; выделяла участки земли новым поселенцам, больше возможности для самоуправления повинности
Барщина- работа на поле, сенокос, строительные работы, чистка прудов, труд на мельнице, на плотине
Оброк натуральный: «пятый сноп», продукты, ремесленными, изделиями др.
Денежный
Подводная повинность,
Тягло: выплата податей ив натур и денежном виде,
Служба: ямская повинность, посылка выборных на таможню и в кабаки
Сделайте вывод о сходстве и различии в положении крестьян
3.3.Распространение дворянского землевладения
Кто такие дворяне?
Чем отличается поместье от вотчины?
Что такое засечная полоса?
«служилые по прибору»- за жалованье
Стр136-139
Каким образом заселялись приграничные районы? Кто становился владельцем новых земель?
Кто такие «служилые по прибору» - за жалованье
«служилые по отечеству»- за поместья: казаки , драгуны , пушкари, солдаты, стрельцы
Кто такие однодворцы? В чём особенности их появления? - помещики, не имеющие в своём распоряжении крестьян
Ср.Поволжье, границы Дикого Поля
Почему же пришлось государю упрашивать жениться? Какое положение до замужества занимала Евдокия Стрешнёва
Как жилось основному населению страны? Кем и чем определялись повинности крестьян? Обобщают делают выводы
- Рефлексия , домашнее задание
Выберите начало отвечающего вашим рассуждениям предложения и продолжите мысль.
Дома:
Я удивился…..
Я научился……
Мне понравилось……..
Я задумался……….
Я понял……..
Выставление оценок
Д/З п 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО "Русская деревня" ( в 3-х частях)
Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подр...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...