Использование современных технологий на уроках истории и обществознания
методическая разработка на тему

кучина мария ивановна

Выступление на ГПО учителей истории и обществознания и презентация к выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuchina_vystuplenie_na_gpo.doc82 КБ
Office presentation icon kuchina_prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

 «Использование современных технологий на уроках истории и обществознания»

                                                                          Выполнила: Кучина М.И.

                                                                          учитель истории и общетвознания

Введение

“Думать легко, действовать трудно,

 а превратить мысль в действие –

 самая трудная вещь на свете ”.

И.В.Гёте

    1 слайд  Педагогическая технология – это способ организации педагогического процесса посредством разумно подготовленного инструментария (план, учебник, программа, серия упражнений, действий, операций).

        Одно из главных направлений в этой области – формирование у обучающихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с помощью разнообразных технологий и методик обучения.

         Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать».

 2 слайд         Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи учитель должен переходить на развитие ключевых  компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.

       Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

        Поэтому перед школьной практикой встала проблема технологий обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

3 слайд

1.Модульное обучение.

       Эту технологию я начала применять совсем недавно и ее  удобно использовать, когда большой объем материала и недостаточное количество учебных часов.

4 слайд Основой модульного обучения является:

1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий, прослеживается индивидуальный подход к учащимся

5 слайд 3. Кибернетический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Используется рефлексивный подход.

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения.

6 слайд Пример

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.

Системность диагностики эффективности результатов применения образовательных технологий происходит через:

1.ежегодный мониторинг качества обучения в профильных классах;

2.тематический мониторинг;

3.результаты ЕГЭ

7 слайд Обеспечение

8 слайд Результат

9 слайд  

2. Проблемное обучение. Технология, которая используется сейчас чаще всего

         Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является проблемное обучение.

              Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

10 слайд           Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение с урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

          Учителям, взявшим данный метод на вооружение, необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их. Методика процесса такова:

1. Берётся важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся.

2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.

3. На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

        Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

11 слайд Примеры

Например, при изучении темы “Россия в ХУI в. – итоги правления Петра 1” успешно работают технологии проблемного обучения. Урок дискуссия “Петр 1 – чудо или чудовище” А по итогам царствования Ивана IV-Грозного проводилась игровая дискуссия, имитировалось судебное заседание. Подсудимый – царь Иван IV Грозный.

       Класс разбивается' на группы: 1 – судьи, 2 – защитник, 3 – свидетели защиты, 4 – обвинители, 5 – свидетели защиты, 6 – группа экспертов. В результате на уроке, подготовка которого проводилась заранее, разгорелась дискуссия о значении реформ Ивана Грозного, о последствиях опричнины.

12 слайд

3. Методы критического мышления. Эту технологию я использую с прошлого года.

        Я сделала для себя вывод, что на уроках где я применяю элементы этой технологии, учащиеся эффективнее усваивают полученные знания и это особенно заметно при проверке домашнего задания.

 13 слайд   Технологические этапы  этой технологии: 1 пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации, 2. получение новой информации, 3. осмысление, рождение нового знания

   Об этом методе уже многое сказано, и я просто покажу какие элементы этой технологии чаще я использую на своих уроках.

14 слайд

Можно выделить несколько методов интерактивного обучения, которые активно могут применяться на уроках истории и обществознания: "мозговой штурм", метод синквейна, кластер, дебаты, методика «толстых и тонких вопросов», фишбоун (рыбка), ромашка Блума, инсерт, методика 5 шляп и др.

15 слайд Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления:

1.Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

2.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

3.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить  понятия и оперировать ими;

4.Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

5.Развитие умения анализировать полученную информацию

16 слайд

4.Проектная деятельность

Проект – это специально организованный учителем, самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, направленный на создание творческого продукта, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда.

17 слайд           Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:

- Научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

- Научить предвидеть мини проблемы;

- Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

- Получить навыки обработки информации;

- Сформировать навыки проведения исследований;

- Сформировать навыки работы и делового общения в группе;

- Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

18 слайд Мои проекты

Перед вами на слайде названия проектов, подготовленных под моим руководством. Кроме этого на уроках обществознания мы готовим проекты: «Герб моей семьи», «Умельцы в моей семье», «Доблесть родителей – наследие детей», «Моя родословная»; «Семейная реликвия»; «Биография моего предка» и тд.

      В курсе обществознания можно использовать и групповую работу  при составлении проекта.

         К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы и пути их решения» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

19 слайд

5. Кейс-технология.

        Эта технология совершенно для меня новая и ей я собираюсь заняться с этой четверти, элементы которой на уроках я буду вводить постепенно, подготавливая учащихся.

20 слайд        Метод case-study  или метод конкретных ситуаций( от англ. сase-ситуация, случай) –метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

21 слайд       Цель метода case-study-совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию- case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний,  а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие  метода case-study от традиционных методик-

22 слайд Разновидности       

       Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:

1.Для кого и для чего пишется кейс

2.Чему должны научиться учащиеся

3.Какие уроки они из этого извлекут

23 слайд Разработка кейсов     

      Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (виде домашнего задания).

24 слайд  Примерный алгоритм действий:

  1. Домашнее задание учащегося
  2. Определение сроков выполнения домашнего задания
  3. Ознакомление учащегося  со структурой кейса и системой оценивания кейса
  4. Определение формы урока.
  5. Проведение консультаций
  6. Работа в кейсе на уроке

25 слайд

        Начать я хочу работу с этой технологией с ситуационных задач на уроках истории.

26-29 слайд      Перед вами на слайде примеры ситуационных задач по истории нового времени и истории России.

30 слайд  Пример применения кейс-технологии на уроке обществознания:

        В городе Н. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города Н. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.

Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

Ситуация – описание

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.

2)Экономическая производственная деятельность человека.

3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.

Экономическая проблема.

Загрязнение окружающей среды.

Киотский протокол.

Страны, подписавшие киотский протокол повышают уровень безопасности граждан своей страны.

 

31 слайд  

Заключение

        Предложив учителям новые технологии, наука пока не предложила эффективных моделей оценки результативности их применения. Сегодня теоретиками разрабатываются новые модели мониторинга, механизмы отслеживания результатов, но уже сегодня можно констатировать, что новые технологии  дают нам:

- сокращение временных затрат на подготовку учащихся к урокам,     и      как   следствие  снижение   нагрузки  на  учащихся,

-способствуют формированию ключевых компетенций, обобщают знания о природе, человеке, обществе

-способствуют формированию качественно нового образовательного продукта, как квинтэссенции всех ключевых компетенций востребованных в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.

32 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Слайд 2

- Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей… ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ . С.П.КАПИЦА

Слайд 3

Технология блочно-модульного обучения большой объем материала и недостаточное количество учебных часов Слабая подготовка учащихся по общественным дисциплинам Технология блочно-модульного обучения

Слайд 4

Использование образовательных технологий. Блочно-модульная технология Теоретические основы модульного обучения. Модульное обучение интегрирует все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, например: 1.Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий. 2.Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая ее суть – ориентировочная форма деятельности.

Слайд 5

Блочно-модульная технология 3.Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. 4.Психология. Используется рефлексивный подход. 5.Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ История России. XVII век М-1 М-2 М-3 М-4 М-5 М-6 М-7 М-8 Лекции Углубление в форме семинара Закрепление в форме практикума Зачет

Слайд 7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебник Пособие для учителя Практикум Хрестоматия Словарь Рабочая тетрадь Атлас Мультимедиа программы

Слайд 8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Формирование у учащихся навыков тестирования, необходимых для успешной сдачи экзаменов в форме ЕГЭ - Работа с заданиями повышенной сложности - Формирование умений обобщать и анализировать полученную информацию из первоисточников, аргументировать факты

Слайд 9

Технология проблемного обучения 1. Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику.

Слайд 10

Проблемное обучение Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация----- проблема----- поиск способов ее решения ------решение проблемы.

Слайд 11

Примеры проблемных ситуаций 1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться? 3.Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? 4.Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола? 5.В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

Слайд 12

Технология проектного обучения Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Развитие личностных качеств как результат проектной деятельности: Самостоятельность Целеустремлённость Ответственность Инициативность Настойчивость Толерантность 3-4 урок

Слайд 13

Результаты технологии проектного обучения развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; создавать комфортные условия обучения; активизировать мыслительную деятельность школьников; снимать нервную нагрузку (релаксация). - анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность. 85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

Слайд 14

Кейс-технология Метод case - study или метод конкретных ситуаций ( от англ. С ase -ситуация, случай) – суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Цель метода case - study -совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию- case , возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case - study от традиционных методик

Слайд 15

Изучение общих закономерностей на основе конкретных ситуаций. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай Сущность кейс- технологии

Слайд 16

Используя кейс - технологию, преследуют следующие цели: «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки) способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор развитие компетентностей учащихся

Слайд 17

Разработка кейсов Разработку кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: Знакомства (поиск) какой-либо ситуации, её особенностями Выделение основной проблемы Предложение концепции или и темы для мозгового штурма. Выявление причин проблемы. Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (составление плана решении проблемы). Анализ последствий принятого решения преимуществ плана.

Слайд 18

Одна из разновидностей кейс-технологии «Ситуационные задачи по истории»

Слайд 19

Представь встречу Мартина Лютера Томаса Мюнцера короля Англии Генриха VIII Составь разговор между ними в котором они убеждают о преимуществах именно их церкви (лютеранской, кальвинистской, англиканской). Какие вопросы не вызвали бы между ними спора Жан Кальвин Мартин Лютер король Англии Генрих VIII Задания , основывающиеся на позиции субъекта истории (исторического лица, современника событий)

Слайд 20

Ты – человек XXI века попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел Используй в своем ответе ПОПС- формулу П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) —я считаю, что... О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что... П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —например, ... С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует Задания , опирающиеся на позицию современного человека

Слайд 21

Из Манифеста 17 октября 1905 г. «...На обязанность Правительства возлагаем Мы вы­полнение непреклонной Нашей воли: Даровать населению незыблемые основы граждан­ской свободы на началах действительной неприкосновен­ности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Не останавливая предназначенных выборов в Госу­дарственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остаю­щегося до созыва Думы срока, те классы населения, ко­торые ныне совсем лишены избирательных прав, предо­ставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законода­тельному порядку. Установить, как незыблемое правило, чтобы ника­кой закон не мог воспринять силу без одобрения Госу­дарственной Думы и чтобы выборным от народа обес­печена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекраще­нию сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.» Проанализируй Манифест 17 октября 1905 года и напиши письмо в газету о твоем отношении к изменению государственного строя в России и о перспективах революции от имени А. консервативного члена правительства Б. крупного заводчика В. рабочего- члена ячейки социал-демократов Задания на основе анализа документов

Слайд 22

Задания на основе анализа произведений живописи Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?

Слайд 23

Результаты применения: Предложив учителям новые технологии, наука пока не предложила эффективных моделей оценки результативности их применения. Сегодня теоретиками разрабатываются новые модели мониторинга, механизмы отслеживания результатов, но уже сегодня можно констатировать, что новые технологии дают нам: сокращение временных затрат на подготовку учащихся к урокам, и как следствие снижение нагрузки на учащихся, ·способствуют формированию ключевых компетенций, обобщают знания о природе, человеке, обществе способствуют формированию качественно нового образовательного продукта, как квинтэссенции всех ключевых компетенций востребованных в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.

Слайд 24

«И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.» А.В.Луначарский Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Презентация поясняющая актуальность и необходимость использования современных технологий на уроке....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...