РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕМЦЕВ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, 1945-1949
статья по истории (11 класс)
Политика СССР в Восточной Германии после Второй мировой войны вызывает интерес у историков, потому что противоречивые российско-германские взаимоотношения остаются важным аспектом мировой истории. Современный этап исторического познания характеризуется ростом интереса к проблемам изменения общественного сознания в послевоенные или посткризисные периоды. К сожалению, вне сферы интересов отечественной историографии остался комплекс вопросов, относящихся к содержанию политики перевоспитания немцев после окончания Второй мировой войны в период 1945-1949гг., а именно, процесс её формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balashov_d.g._razrabotka_kontseptsii.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕМЦЕВ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, 1945-1949
Балашов Д.Г.
аспирант 2 курса Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, balashov.db@yandex.ru
Научный руководитель: Болдырев Р.Ю., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: перевоспитание, денацификация, советизация, культура, Восточная Германия, СВАГ.
Политика СССР в Восточной Германии после Второй мировой войны вызывает интерес у историков, потому что противоречивые российско-германские взаимоотношения остаются важным аспектом мировой истории. Современный этап исторического познания характеризуется ростом интереса к проблемам изменения общественного сознания в послевоенные или посткризисные периоды. К сожалению, вне сферы интересов отечественной историографии остался комплекс вопросов, относящихся к содержанию политики перевоспитания немцев после окончания Второй мировой войны в период 1945-1949гг., а именно, процесс её формирования.
Исторический опыт по разработке концепции перевоспитания в духе освобождения общественного сознания от человеконенавистнических идей, изменение его в угоду новой государственной идеологии представляет несомненный интерес для практического применения в геополитических реалиях современного общества. Сегодня мы наблюдаем рост и активизацию транзита националистических идеологий, а также проникновение в сознание людей идей исламского фундаментализма на постсоветском пространстве и в других регионах мира.
Для решения подобных глобальных проблем человечества важно изучить опыт по изменению сознания наций посредством культуры. В нашем случае рассмотреть процесс изменения отношения к «нации-агрессору» советским руководством во время Великой Отечественной войны и после её окончания. Важным представляется ответить на следующие вопросы. Допускало ли правительство СССР возможность перестройки сознания немцев во время и после окончания войны? Проводились ли конкретные мероприятия в этом направлении? Если да, то какую они имели форму, характер, какие цели лежали в их основе, существовал ли конкретный план их реализации? Каким образом влияло изменение военно-политической ситуации в мире на процесс перевоспитания восточных немцев? Насколько успешной была работа Советской военной администрации в Германии (СВАГ) по воплощению в жизнь этой концепции?
Историк Б. Майссне и другие исследователи обратили внимание на противоречивость политики Кремля в послевоенный период, которая была вызвана борьбой различных группировок в советском руководстве и наличием двух стратегий по отношению к поверженной Германии. Одна выдвигала на передний план возмещение ущерба в форме получения репараций, а советизация советской зоны оккупации играла лишь второстепенную роль. Маршал Г.К. Жуков, Главноначальствующий СВАГ, в августе 1945 г. в своей речи заявил: «мы гости здесь не вечные … Нам нужно быстрее вывезти все, что нужно вывезти в счет покрытия издержек войны» [1, л. 121–133]. С точки зрения другой стратегии первоочередной целью было осуществление мировой революции, поэтому здесь перестройка сознания и уклада жизни немцев должна была сыграть ключевую роль. Летом 1946 г. И.В. Сталин сказал: «… вся Германия должна быть нашей, то есть советской, коммунистической» [10, c. 15].
Исследователи Г. Дитрих, Н. Наймарк и А. Хартман воспринимали культурную политику Советского Союза в Германии, частью которой были усилия по перевоспитанию немцев, как попытку советизации. В противоположность им К. Каниг утверждал, что руководство СССР не ставило в начале оккупации задачи построения в Восточной Германии советской модели социализма. Если бы у И.В. Сталина с первых дней оккупации Германии было чёткое намерение провести социалистические преобразования в советской зоне, то это означало бы его заведомое пренебрежение обязательствами перед США, Великобританией и Францией [10, c. 45], ведь на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. союзники приняли решение создать демократический режим в освобождённой Германии [6, c. 450]. Значительное большинство историков считает, что процесс советизации немцев, начавшийся 1946 г., становиться явным и необратимым в 1947 г. Они увязывают эти действия советского руководства с началом «Холодной войны».
Какой же характер носил процесс советизации? Исследователь Д. Спайдер утверждал, что советские пропагандисты в проведении политики перевоспитания в Германии придерживались марксистских взглядов. По мнению же А. Верта И.В. Сталин отказался от марксизма во время войны и из-за войны. В пример он приводит следующие факты. Это создание суворовских и нахимовских училищ, как реминисценцию царских кадетских училищ, ликвидацию института комиссаров в армии, возвращение царских военных регалий и званий, сближение русского православия и сталинского государства. Советизация, как внутри страны, так и на внешнеполитическом направлении, приобрела националистический окрас. Уже вначале 1946 г. в советской зоне было прекращено преследование бывших номинальных членов НДСАП. Для них была организована новая политическая партия – Национально-демократическая партия Германии (НДПГ). Беспорядки весной 1947 г. в советской зоне оккупации Германии, заставили советское руководство объединить национализм и социальный вопрос для того, чтобы выиграть сражение за умы немцев. Отказ от антифашизма, национализм и социальная риторика в сочетании с антикапитализмом и антиамериканизмом стали доминирующей темой в процессе перевоспитания немцев в последующие годы. Ее целью было вывести население Германии и в перспективе всей Европы из-под влияния США. Таким образом, процесс советизации содержал не только идею большевизации общества. Р.Ю. Болдырев отмечает, что в настоящий момент в немецкой историографии дискутируется справедливость одностороннего переноса принятого ранее термина «советизация» на процессы в советской зоне оккупации, что произошло во многом под влиянием сложившейся в 60-70 гг. XX века в немецкой и американской историографии концепции тоталитаризма [7, с.12-13].
Рассмотрим изменение взглядов советского руководства и интеллигенции на вопрос перевоспитания немцев в ходе Великой Отечественной войны. В то время как западные союзники, начиная с 1942 г., интенсивно думали о методах перевоспитания немцев, Советский Союз игнорировал этот вопрос вплоть до 1944 г. Поражения первых лет войны вызвали у части руководства страны и в среде интеллигенции переход к эссенциалистским объяснениям немецкого национального характера, стали воспринимать немецкого врага не с классовой, а с этнической точки зрения. Газета «Пропагандист Красной Армии» заменила лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на «Смерть немецким оккупантам» на своей первой странице [13, S. 272]. Эссенциалисты говорили, что национал-социализм – врождённый признак всей немецкой нации, результат многовековой истории. Воспитание у советских граждан ненависти ко всем немцам призвано было усилить сопротивление врагу. Различия между немцами и фашистами исчезли. Эти изменения в государственной идеологии помогли выиграть войну, но на освободительном этапе военных действий это создало новые проблемы.
Вопрос, как поступить с населением Германии, которое 12 лет подвергалось нацистской пропаганде, встал незадолго до окончания войны. Для эссенциалистов, национал-социализм был неотъемлемой чертой немецкого национального характера, отсюда следовало, что попытка перевоспитать немцев в конечном итоге окажется тщетной. Просто следуя их естественной предрасположенности, германцы рано или поздно опять вторгнуться в Россию. С этой точки зрения, безопасность может быть достигнута только путем уничтожения всей немецкой нации. Идея была созвучна с предложением Т.Н. Кауфмана – стерилизовать всё германское население.
Ближе к концу войны советская государственная идеология стала меняться. Требовали этого соображения внешней политики. СССР теперь представлялся страной-освободительницей, несущий новый мир освобождённым. Не последнюю роль играли и союзнические обязательства. Классовые идеи снова выдвигаются на первый план. Враг – уже не вся нация, а только фашисты, поддерживаемые реакционной буржуазией и прусской аристократией. Советский Союз должен был заменить идею истребления немцев на перевоспитание. Немецкие коммунисты в эмиграции и советские функционеры приступили к составлению проекта по перевоспитанию немцев параллельно друг другу. Необходимо отметить, что подготовительные мероприятия в этом направлении проводились ещё до коренного перелома в войне. В январе 1942 г. Народный комиссариат иностранных дел СССР создал комиссию по подготовке дипломатических материалов, сбора проектов и планов других правительств, политических партий, групп эмигрантов и политологов, касающихся послевоенного порядка в Германии.
В сентябре 1944 г. немецким коммунистам было поручена разработка проекта по перевоспитанию германского населения. Главная роль в этом процессе была возложена на И. Бехера. Он изобрел понятие «перевоспитание литературой», которое в итоге стало одним из основных направлений деятельности советской культурной политики на оккупированных землях Германии. Данный термин трактовался широко и включал в себя перевоспитание посредством кино, театра, искусства, литературы, образования, пропаганды. С созданием в СССР Национального комитета «Свободная Германия» немецкие коммунисты начали проводить в лагерях для военнопленных первую проверку концепции перевоспитания. А. Аккерман пришел к выводу, что надо бы «провести реальное перевоспитание народа», который требует полной трансформации страны, в том числе «школы, искусство, литературы, театра, кино» [11, S. 102]. 25 сентября 1944 года руководство КПГ в изгнании в Москве встретилось с писателями и чиновниками от культуры, чтобы обсудить вопросы культурного перевоспитания. И. Бехер представил свои мысли в комиссию в форме лекции об идеологическом перевоспитании и роли интеллигенции в этом процессе. Он говорил, что перевоспитание возможно, и полагал, что возрождение прогрессивных гуманистических традиций повлечет за собой изменение менталитета немцев [14, S. 50]. Чтобы избавить нацию от идеологии национал-социализма, И. Бехер изобразил немецкую историю, как постоянную борьбу за свободу от угнетения.
Основой западных программ перевоспитания немцев был психоанализ. Советская модель же предполагала классовый подход и опиралась на ленинскую концепцию культурной революции. Чиновники НКИД были хорошо информированы об американских исследованиях в области перевоспитания. Последователь З. Фрейда Э. Эриксон предложил начать перевоспитание немцев с женщин и детей. С 1943 г. британцы также работали над этим вопросом. В 1944 г. британская правительственная комиссия представила несколько проектов в прессе, на радио, в литературе и кино, которые уже содержали очертания будущей оккупационной политики. С 1944 г. проводилось англо-американское совместное планирование перевоспитания немцев [12, S. 200-218]. Целью этой политики было формирование у немцев чувства коллективной вины. Советские чиновники тщательно изучали психоаналитические и антропологические отчеты союзников. Но, по советским представлениям, только разрушение реакционного класса могло не допустить возрождение фашизма. Предложения Э. Эриксона были признаны вредными, поскольку они оставляли корни фашизма, что сохраняло опасность возобновления германской агрессии. Существует утверждение, что культурная политика СВАГ был создана не случайно, а это был прямой ответ на американские и британские планы перевоспитания.
К середине 1944г. советские идеи о послевоенной Германии не были еще чётко очерчены. В среде германских коммунистов шла дискуссия, каким должно стать перевоспитание немцев после войны. В ноябре 1944 г. Э. Юнгман предложил разделить немцев на три категории и применить различные воспитательные методы для каждой категории. Л. Фейхтвангер потребовал оградить немецкую культуру от контроля и внешнего наставничества. Один из участников дебатов призвал к отмене свободы прессы. Режиссёр В. Дитерли утверждал, что Союзная контрольная комиссия должна определять репертуар кино, а не общественный вкус потребителя. Без контроля над кино может заново начаться процесс воспитания нацифицированных людей, он поможет разрушить миф о некоторых национальных героях. Все участники были единодушны в том, что искусство, как передающий элемент лучше всего подходит для перевоспитания немцев. Одновременно были опубликованы рекомендации по реконструкции немецкого образования. Они предусматривали коренное изменение немецкого менталитета и создание новой культуры, формирующейся через школы и образовательные центры. Литература, ранее запрещенная нацистами и произведения писателей-эмигрантов, должны были определить новую систему образования [11, p.107]. Была высказана мысль, о том, что народному образованию потребуется постоянная система наблюдения со стороны государства.
Программа перевоспитания, составленная немецкими коммунистами, предполагала изменения менталитета немцев посредством культуры, построенной на демократической основе, но под контролем оккупационных властей. При планировании проекта перевоспитания для германского населения, немецкие и советские проектировщики обратились к богатому опыту советского государства в этом вопросе. Немаловажными задачами при проведении этой политике являлись перевоспитание старой интеллигенции и подготовка новой и перестройка искусства [8].
В феврале 1945 г. И. Бехер предложил свой окончательный проект перевоспитания немцев. Во-первых, планировалось уничтожить остатки нацизма, направляя недовольство масс этой идеологией снизу. Во-вторых, он хотел объединить две самые сильные прогрессивные традиции немецкой истории – рабочее движение и просвещённый гуманизм. Разработки немецких антифашистов претворять его в жизнь должны были сами немцы под контролем Советской оккупационной администрации [11, р.111].
Усилия по перевоспитанию германского населения в Восточной Германии после Второй мировой войны во время её ограниченного суверенитета были направлены первоначально на избавление сознания немцев от идеологии нацизма и стали частью компании денацификации, которая проводилась во всех зонах оккупированной Германии. Денацификация была частью политики «четырех Д», принятой на Потсдамской конференции странами-победительницами (СССР, Англии, США), проходившей c 17 июля по 2 августа 1945г. [6, с. 443]. Предпосылкой для денацификации немецких умов стал довод о существовании коллективной вины. Немцы практически целиком объявлялись народом-преступником.
В способах проведении этой политики до конца 1945г. у союзников-победителей не наблюдалось особенных разногласий. Денацификация германского населения в разных зонах оккупации отличался только процедурой проведения. Например, в Восточной зоне, уже в июле 1945г. приказом № 40 в сфере образования Германии запрещалось использование учебников по всем предметам, изданных в период фашистского режима, в которых содержится пропаганда расистских, нацистских и милитаристических теорий [4, л. 123-125]. В марте 1946 г. повсеместно был принят «Закон об освобождении от национал-социализма и милитаризма». В 1945 – начале 1946 гг. главным врагом был объявлен германский империализм и фашизм [5, л. 216].
Воспитательный проект немецких антифашистов был использован при формировании советских установок перевоспитания немцев и учитывался в совместной работе немецких учреждений культуры в Восточной Германии с созданным в структуре СВАГ в октябре 1945 г. Отделом пропаганды [2, л. 82-84]. Отдел должен был организовать и проводить пропаганду среди населения через печать, радио и другими средствами силами немцев из антифашистских демократических партий и организаций, а также осуществлять контроль и цензуру за немецкой печатью, радио и издательствами [5, л.1]. Первоначальная цель работы – создание положительного образа страны Советов в глазах германского населения средствами демократических преобразований. Задачами Отдела становились: разрешение деятельности демократических партий и организаций, осуществление выборов в органы самоуправления в сентябре-октябре 1946г. [5, л. 2-4]. Задача консолидации культурных сил решалась через лицензирование театров и кинотеатров, устройство клубов для интеллигенции, разрешение и поощрение деятельности творческих организаций интеллигенции [5, л. 167]. Были созданы общественные организации: «Культурбунд» и Общество изучения культуры СССР. В совместной работе Отдела учитывались созданные демократическими партиями программы по культурной политике. В них формулировались задачи перевоспитания населения: очистить систему воспитания и образования от фашистской и реакционной идеологии, воспитывать молодежь в демократическом и социалистическом духе; помочь своему народу вновь подняться к вершинам человеческой культуры; способствовать моральному возрождению народа Германии [8].
СВАГ стремилась завоевать доверие немецкого населения и привести его к тому образу жизни, к нормам и порядку, по которому жили в Советском Союзе [9, с. 20], это были усилия построить социализм советского образца (советское кино, театр, литература). Например, с июля 1945 г. по декабрь 1946 г. советские фильмы просмотрело свыше 90 млн. зрителей. Шла передача опыта советского театрального искусства. Были переведены на немецкий язык книги Горького, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Паустовского, Макаренко, Эренбурга, Катаева, Каверина [5, л. 177-190]. Усиливался и государственный контроль в области культуры (цензура, лицензии), а также процесс обобществления частной собственности. Так, уже летом 1945 г. запретили открытие частных общеобразовательных школ и профессиональных школ [2, л. 123-125]. Принятый, в мае 1946 г. закон «О демократической немецкой школе» устанавливал новую школьную систему. Была введена в действие новая единая система образования по советскому образцу, основанная на принципах общедоступности и бесплатности [3, л. 163-165]. С усилением противоречий между Советским Союзом и странами западного мира всё большее внимание уделялось классовому переустройству общества. С 1946 г. по 1948 г. усиливалась пропаганда марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического хозяйствования и против бывших союзников [5, л. 216].
***
После разгрома Третьего рейха у советского руководства не было готовой программы по перевоспитанию восточных немцев, за исключением проекта германских коммунистов. Немецкие марксисты предполагали очистить умы немцев от нацистской идеологии посредством культуры, построенной на демократической основе, но под контролем оккупационных властей. Основными средствами реализации культурной политики должны были стать кино, театр, литература, пропаганда, история, новая система образования. Мнения советских пропагандистов военного времени о врождённой агрессивности немцев, а так же задачи СВАГ по обеспечению репарационных поставок, не позволили советскому руководству спланировать перестройку сознания побеждённых. Поэтому, первоначально работа оккупационных властей в этом направлении строилась на принципах денацификации и демократизации Германии. Чувство коллективной вины за преступления нацизма и демократизация общества должны были устранить вероятность возрождения нацизма.
С 1946 г. усиливается советизация Восточной Германии. Посредством советской культуры (кино, театр, литература) и системы образования немцам прививается положительный образ Страны Советов. Трансформация воспитательных мероприятий зависела от изменения внешнеполитической обстановки. «Холодная война» с 1947 г. привела к окончательному отказу от пропаганды антифашизма и демократии. Процесс перевоспитания базировался теперь на социалистических ценностях, национализме, антиамериканизме, антикапитализме, который принял необратимый характер. Все мероприятия представляли одновременное изменение основания и надстройки. Коренные изменения в отношениях к собственности, такие, как радикальные реформы земли и экспроприации сопровождали процесс перевоспитания в ходе его реализации. Цель советского руководства в целом была достигнута. В ходе избавления немецких умов от наследия нацизма и создании дальнейших предпосылок к реализации социалистических преобразований в Советской зоне оккупации изменился надстроечный менталитет немецкого населения. Первоочередным результатом советского проекта перевоспитания стало создание единой, просоветской германской нации-государства с сильными левыми тенденциями. Восточные немцы обрели волю к новой жизни.
В результате Восточная Германия четыре десятка лет шла по социалистическому пути развития, было сформировано новое общество с высоким уровнем культуры и образования. С образованием единого государства Германии в 1990 г. общественное сознание немцев так же успешно было перестроено. Сегодня мы наблюдаем процесс, когда немцы всё чаще ощущают себя в большей степени европейцами, исчезает ощущение национальной солидарности, при этом сохраняется чувство национального стыда за преступления нацизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 7. Д. 14. Л. 121–133.
2. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 7. Д. 8. Л. 82-84.
3. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 54. Д.2. Л.163-165.
4. ГАРФ. Ф. 7317 Оп. 8. Д.1. Л. 123-125.
5. ГАРФ. Ф. 7317 Оп. 19. Д.1 Л. 1-275.
6. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. Том 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.) - М, 1984.- 511с.
7. Болдырев Р.Ю. Советская оккупационная политика в Германии, 1945-1949: экономический аспект. / Болдырев Р.Ю. - Saarbrücken, 2011. - 254 с.
8. Гудашова Л.Е. Деятельность Советской военной администрации (СВАГ) в Германии по осуществлению политики в области культуры и искусства (1945-1949гг.) / Гудашова Л.Е. – В., 2012. – 26 с.
9. Мудров С.Н. Деятельность Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии в 1945-1947 гг/ Мудров С.Н. - Ярославль., 2010. - 25 с.
10. Петров Н.В. Формирование органов немецкого самоуправления и советизация Восточной Германии. // СВАГ и немецкие органы самоуправления / Петров Н.В. (ред. сост.) - М., 2006. - 760 с.
11. Kanig Chr. Soviet cultural policy in occupied Germany. 1945-1949/ Kanig Chr. – Indiana, 2010. – 422 p.
12. Clemens G. Kulturpolitik im besetzten Deutschland 1945-1949. / Clemens G. -Stuttgart, 1994. - 264 s.
13. Scherstjanoi E. Rotarmisten schreiben aus Deutschland. Briefe von der Front. / Scherstjanoi E. - München, 2004.- 461 s.
14. Zinner H. Auf dem roten Teppich: Erfahrungen, Gedanken, Impressionen / Zinner H. - Berlin, 1978. - 454 s.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Этапы истории Германии"
Данный урок рекомендован при изучении темы "Германия" для учащихся старших классов....
Методическая разработка урока по теме: Реформация в Германии.
Методическая разработка урока посвященного эпохи Реформации позволяет в краткой форме дать учащимся комплексное представление о социальных и исторических особенностях Германии XV века. Рассказать о би...
Авторская разработка урока-соревнования «Весенние праздники в Германии» (для 5 класса) учителя немецкого языка Кочневой Т.В.
Контроль полученных знаний и приобретенных умений и навыков по теме "Весенние праздники в Германии" в игровой форме....
Разработка урока немецкого языка "Рождество в Германии "для 5 класса
урок немецкого языка 5класс "Рождество в Германии"...
Методическая разработка викторины "Что ты знаешь о Германии" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка по проведению викторины по немецкому языку для студентов СПО I курса, обучающимся по УМК Бим И.Л. направлена на расширени...
Список статей в научных журналах по истории Восточной Германии в период 1945-1949гг
В статьях представлены различные аспекты социально политики Советских оккупационных воск в Восточно Германии, 1945-1949 гг...
разработка урока истории 5 класс "Восточное Средиземноморье"
разработка урока истории в 5 классе по теме "Восточное Средиземноморье" Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный;работа с учебником, в парах, группах, работа п...