Феномен исторической памяти в процессе преподавания Истории. Пробуждение – Развитие – Применение.
статья по истории

Меньшикова Евгения Игоревна

В статье кратко обозреваются проблемы современного общества, рассматривается понятие исторической памяти как инструмента на пути их решения. Делается вывод о том, что полноценной личностью является человек, который воспринимает историю как собственную биографию. Делается акцент на том, что необходимо не просто ознакомить учащихся с историческими событиями, а породнить их с историей. Перечисляются способы, которые способствуют этому, дается их краткая характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Феномен исторической памяти12.34 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен исторической памяти в процессе преподавания Истории.

 Пробуждение – Развитие – Применение.

Меньшикова Е.И., учитель истории

В век информационных технологий, методов ускоренного обучения, сверхбыстрого набора знаний и интенсивного повышения квалификаций все более животрепещущим становится вопрос, который мы хотим адресовать своим коллегам, педагогам – учителям и преподавателям. Если выразить его кратко и простыми словами, то звучит он следующим образом: "кого мы хотим вырастить?". Насколько прост вопрос, настолько же сложен ответ на него. За этой видимой простотой кроются фундаментальные предпосылки к тому, как мы работаем сейчас и как собираемся продолжать работать и что из этого получится.

Самый широкий круг факторов обуславливает актуальность темы данной статьи, чтобы переоценить ее значение: процессы глобализации, размывающие самоидентификацию личности, препятствующие поиску своего места в мире, мешающие найти ответы на базовые вопросы "кто я?", "откуда я?", "зачем я здесь?" и т.п.; бесконечные потоки информации, трудно поддающейся анализу и критическому восприятию, особенно в школьном возрасте; принижение статуса образования в "продвинутых" кругах (на которые так ориентируются подростки) и в обществе в целом; неготовность молодого поколения к труду, причиной чего является, в том числе, распространяемый в социальных сетях культ "лёгкой" жизни, "лёгких денег" и др.

На фоне всего вышесказанного уже более ясной видится необходимость сколь-нибудь четкого ответа на вопрос, поставленный в начале. Действительно, кого мы растим или, быть может, – "кто растет рядом с нами?". Автор всё-таки за первый вариант постановки вопроса, но как показывает опыт, в большинстве случаев в работе именно второй. С одной стороны, в достаточно узких рамках одного предмета История представляется сложным дать исчерпывающий ответ на эти выпады современности, с другой стороны, какой ещё предмет, кроме как гуманитарный, может и должен нести элемент воспитания, учитывающий вышеозначенные факторы. В настоящей работе мы попытаемся рассмотреть обозначенную проблему через призму феномена исторической памяти, поскольку считаем, что разумное и систематичное (не бессистемное!) использование данного феномена в процессе обучения на уроках поможет сформировать полноценную личность у будущего поколения.

Нужно отметить, что само понятие "историческая память" не строго научное и существует множество его трактовок и интерпретаций. Французский учёный, основоположник мемориальных проблем, М. Хальбвакс предложил трактовку памяти как социально обусловленного элемента общественного сознания и коллективной идентичности [6].

Наш соотечественник, док. фил. наук, профессор В.Н. Бадмаев отмечает, что "...Историческая память характеризуется как устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании", при этом добавляя, что ей свойственна не рациональная, а эмоциональная оценка прошлого [1].

Наш современник, доктор психологических наук, проф. В.В. Нуркова отделяет индивидуальную историческую память и рассматривает ее в ситуации, “когда для человека общезначимые события, в которых он участвовал или был просто свидетелем или знает о них из истории, становятся не менее важными, чем события его собственной жизни” [3]. Как можно заметить, авторы приведенных точек зрения рассматривают историческую память как набор или комплекс событий, которые отложились в сознании людей и передаются ими друг другу и из поколения в поколение.

Мы намерены рассмотреть понятие исторической памяти несколько под другим углом, а именно как способность и поэтому полностью соглашаемся с мнением, высказанным доктором культурологии, проф. В.Л. Кургузовым по этому поводу. По его словам, "Историческая память – это таинственная способность, потенциально присущая каждому человеку, переживать историю как собственную биографию" [4]. Из этого следует, что задача преподавателя истории – пробудить в учениках эту способность на своих уроках. Иными словами, следует не просто ознакомить их с какими-либо фактами, событиями, произошедшими в прошлом, но суметь заставить их "вспомнить", прожить краткие мгновения или длительные события, которые откликнулись бы в их душе и позволили бы им сказать "да, это моя история". Именно в данном случае, и никак иначе, данная способность реализуется в двуедином акте опознания истории в себе и себя в истории. Наступает своеобразное пробуждение личности: человек идентифицирует себя в истории, а историю, в свою очередь, начинает воспринимать частью своей биографии. Представляется крайне необходимым породнить подрастающее поколение с историей их собственного народа, чтобы выросли не оторванные от действительности индивидуумы, сфокусированные на собственных потребностях и правах, и владеющих только теми или иными компетенциями, а люди, настоящие Люди с большой буквы, обладающие чувствами и установками, присущими нравственности – заботой, состраданием, милосердием и т.д. Как же этого добиться? Постараемся кратко, насколько позволяют рамки одной статьи, но ёмко ответить на этот вопрос, поскольку мы видим задачу не только в том, чтобы зафиксировать наличие проблемы, но и представить качественное решение. Предлагаемые для этого способы, которые можно применять в преподавательской деятельности, позволяют оживить историю, ощутить на собственном опыте события, задействовав по большей мере мощности собственного воображения обучаемых. Для этого нужно отразить события и их последствия настолько четко, чтобы грань между памятью и воображением была как можно тоньше и стремилась к исчезновению. Это направление не всегда находится в поле зрения учителей и преподавателей, а напрасно.

Рассмотрим некоторые способы, которые можно применить на уроках истории, позволяющие добиться нужного результата. Отметим, что мы не претендуем на исчерпывающий список представленных ниже способов, их вполне может быть гораздо больше, однако считаем, что они характеризуются как базовые:

- придание эмоциональной окрашенности определенным событиям для их более четкого восприятия и запоминания;

- внимание к мелким деталям, которые можно ассоциировать со значительными событиями (ломающиеся на морозе пуговицы французов во времена Отечественной войны 1812 г.., изогнутые наконечники копий и т.д.);

- использование "мест памяти" – "больших артефактов" (выходы в музеи, к историческим памятникам, обращение к знаменательным датам, напоминание о возрасте построенных зданий, элементов другой эпохи и т.п.);

- использование "малых артефактов" (объекты фалеристики, нумизматики, геральдики: награды, монеты, предметы быта; истрепанные плакаты или транспаранты советских времён и т.д.);

- вовлечение в исторические события, решения (разыгрывание сцен, в которых учащимся отводятся ведущие роли – правитель, советник, министр и т.п., участие в масштабных реконструкциях исторических событий).

В качестве дополнения к основному образовательному процессу важно привлекать учащихся к вспомогательным историческим дисциплинам, которые помогают ощутить историю как свою: когда есть возможность потрогать, рассмотреть самому какие-либо особенности или объекты, отражающие исторические события вне школьных занятий, что может относиться к внеурочной деятельности, хобби. Таковы, к примеру, фалеристика, геральдика, нумизматика, филателизм и пр.

Как итог, можно сказать, что мы воспринимаем методы пробуждения исторической памяти как необходимое подспорье в воспитании целостной личности на современном этапе развития общества. Каждый человек вне зависимости от возраста имеет потребность в духовной определенности, которая может быть удовлетворена разумным использованием способности учащихся к восприятию истории как своей биографии, т.е. феномена исторической памяти. Это особенно актуально в настоящее время ускоренных событий, часто меняющихся политических, экономических, социальных ситуаций в мире, что не может не оставлять ощущение мимолётности, неустойчивости самого общества, а значит и собственной жизни, с которым трудно совладать подрастающему поколению. Способы пробуждения исторической памяти призваны решить широкий спектр вопросов, затронутых в данной статье. Более детальное рассмотрение представленных в статье способов и ситуаций их практического применения мы оставляем для следующих публикаций.

 

Список литературы

  1. Бадмаев В.Н. Ментальность и историческая память // Вестник Калмыц. ун-та. - 2012. - №1 (13). - С. 78-84.
  2. Дмитриева О.О. Историческая память и механизмы ее формирования: Анализ историографических концепций в отечественной науке // Вестник ЧелГУ. - 2015. - №6. - С. 132-137.
  3. Индивидуальная историческая память — Вероника Нуркова // ПостНаука URL: https://postnauka.ru/video/88151 (дата обращения: 18.09.2019).
  4. Кургузов В.Л. Историческая память и забвение в культурном пространстве как репрезентация прошлого в настоящем // “Белые пятна” российской и мировой истории. - 2013. - №3-4. - С. 17-31.
  5. Кургузов В.Л. Свое – чужое – наше как алгоритм развития культуры // Культура и цивилизация. - 2011. - №1. - С. 109-125.
  6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. - 2005. - №2. - С. 8-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа по внедрению ИКТ в в процесс преподавания истории и обществознания

Целевая программа по внедрению ИКТ в в процесс преподавания истории и обществознания...

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке"....

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

      С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев...