Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти
статья по истории на тему
Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Загуменнов Д.А., Ульянова Е.Л., Чертина Е.В.
МОУ лицей № 2 Краснооктябрьского района г.Волгограда
Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти
В последнее время достаточно много и часто говорят о проблеме исторической памяти. При этом государство пытается осуществить официальную модель формирования и развития исторической памяти россиян. Можно долго спорить о тем, каким образом влиять на историческую память гражданина, но одно, на наш взгляд, совершенно бесспорно – невозможно говорить о развитии исторической памяти без формирования основ для этого, без складывания базы исторических знаний и представлений человека об истории и культуре государства и общества, в котором он проживает, и частью которого является. Таким образом, невозможно говорить об исторической памяти без формирования этнического самосознания, то есть приобщения человека к этносу, в котором он проживает.
В этой связи максимальной является роль школьного исторического образования, которое не только является «формирователем» этнического самосознания, но и развития исторической памяти человека. Уроки истории на современном этапе наполнены многочисленными приемами и технологиями, с помощью которых возможно раскрыть все историческое богатство, культурное своеобразие и уникальность России. Применяются многочисленные электронные средства преподавания, способные сформировать визуальный ряд, подтверждающий и иллюстрирующий закономерности исторического развития российского общества. Вместе с тем, на наш взгляд, по возможности необходимо сокращать отрыв преподавания «за школьной партой» от преподавания «на исторической местности». Ценность этого и в том, что одним из элементов социализации человека является приобщение человека к исторической и культурной традиции общества.
В МОУ лицее № 2 сложилась устойчивая традиция организации исторических экскурсий как по территории Волгограда и Волгоградской области, так и по территории России. Учителя истории принимают в этой работе самое деятельное участие. В лицее действует системная программа «Я –волгоградец, я – гражданин!», в рамках которой обучающиеся 5-11-х классов знакомятся с историей и культурой Волгограда и области. Организуются экскурсии в музей-заповедник «Сталинградская битва», в музеи Волгограда, культурно-исторические места Волгоградской области: Старая Сарепта, Ольховский монастырь, иловлинский музей «Казачий курень». Это помогает развивать представления о жителях Нижнего Поволжья как обладателей богатой культурой, сочетающие в себе казацкие, немецкие корни, православные традиции.
Другим важным элементом системы работы по развитию исторической памяти являются исторических экскурсий по территории России и ближнего зарубежья. Так, ценными экскурсиями являются посещения культурной столицы России Санкт-Петербурга. Ребята подтверждают свои исторические знания культурной традицией, отраженной в архитектурных, скульптурных и живописных памятниках. В ходе пешеходных и другого вида экскурсий ребята видят собственными глазами величие российской короны, выраженные в шедевральных постройках XVIII-XIX веков (Казанский собор, Исаакиевский собор, собор Воскресения Христова на Крови), прогуливаются по улицам, по которым прогуливались известные петербуржцы и обычные горожане. Посещение Зимнего дворца (Императорского Эрмитажа) и Русского музея должно сформировать представление о богатейшей культуре России. В итоге складывается представление не только о величие государства, но и о величие русского народа, воплотившего в жизнь идеи государей, архитекторов и градостроителей.
Важным является посещение Казани. Лицеисты посещают этот волжский город уже несколько лет подряд. Ребятам предлагаются экскурсии, которые раскрывают богатую многонациональную историю России. Лицеисты посещают православные храмы XVII-XIX века, Казанский кремль, в котором расположены постройки ханского периода и мусульманские культовые постройки, национальный музей, раскрывающий историю взаимодействия Золотой Орды, Казанского ханства и Российского государства, а также татарского и русского народов. В ходе этой экскурсии ребята понимают не только закономерность присоединения Казани к России, но и культурное и этническое многообразие России, а также воспринимают традиции культурной и национальной терпимости, характерной для нашего общества.
Героизм и доблесть российского общества раскрывается на примере героической истории Севастополя. Лицеисты своими глазами видят Малахов курган, Севастопольскую бухту и другие памятные места, не однажды обороняемые российскими солдатами. Эта экскурсия в формировании ценности к героическому прошлому России дополняет знания ребят о Сталинградской битве. Проводятся исторические параллели, и делается однозначный вывод о величайшем вкладе обычного человека в защиту и само существование российского государства.
Таким образом, проблема исторической памяти, на наш взгляд, лежит не только в плоскости теоретического применения, рассуждения о том, как ее формировать и куда направлять, но и в формировании ее посредством практического знакомства с культурно-историческим наследием России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизм формирования исторического мышления через игру как одну из современных технологий развивающего обучения
Описание опыта использования игровых технологий на уроках истории...

Классный час на тему "Моё училище. Исторический экскурс"
Историческая справка. Ртищевское профессиональное училище № 12 - одно из старейших в области, ему уже 87 лет. Училище берёт своё начало с 1923 года с ученических бригад по подготовке слесарей по...
Урок-исторический экскурс "Натуральный и синтетический каучук"
Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Для подготовки к уроку учащиеся самостоятельно обработали и систематизировали большой теоретический материал из истории химии, подготовили домашний экспе...

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти
Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке"....

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.
Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.
Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....