Россия в двух мировых войнах
элективный курс по истории (11 класс)

Россияв двух мировых войнах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11kl._istoriya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора ____ Е.А.Якуничева

«29» августа 2016 года        

Утверждено

Директор школы ______ И.Л. Саленкова

Приказ №179 от «30» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

элективного предмета

«Россия в двух мировых войнах»

для      11    класса

 

Учитель: Лунькова А.А.

Квалификационная категория: I

Программа рассмотрена  на  заседании  школьного МО учителей истории

Протокол №1 от «29» августа  2016 г.

Руководитель школьного МО  __________  (Ивлева Т.И.)

                                

Паспорт

рабочей программы

Программа среднего общего образования.

Статус программы: рабочая программа.

Назначение программы:

  • для обучающихся; образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»  программа определяет приоритеты в содержании среднего общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего общего образования;
  • для администрации МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» программа является основанием для определения качества реализации среднего общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ  «Ярцевская средняя школа №1»  

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;

-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области;

- Учебного плана МБОУ«Ярцевская средняя  школа №1» на 2016 – 2017 учебный год.

- Авторской программы М.В. Пономарева.

Актуальность и содержательная новизна курса. На протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобализации кризисом идентичности. Новое качество социальных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфессиональных границ, коррозии традиционных мировоззренческих категорий. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача  обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля общения. Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны с преодолением идеологического раскола нации и формированием общенациональной российской идентичности.

Огромное значение в рамках воспитательного процесса играет патриотическое воспитание. Данный курс ориентирует на формирование у подрастающего поколения духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества.

В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. С точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны не нуждается в дополнительной аргументации. Признавая приоритетное значение изучения истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что в рамках курса целесообразно расширить эту проблематику.

Во-первых, речь должна идти не только о событиях Великой Отечественной войны, но и в целом об участии СССР во Второй мировой войне. Этот ракурс позволяет всесторонне рассмотреть и причины возникновения войны, и ее характер, и значение войны для формирования послевоенного устройства мира.

Во-вторых, целесообразно включить в состав курса материал по истории Первой мировой войны. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен мировых войн 20 века., за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов.

Цель курса: на основе углубленного изучения истории участия России в мировых войнах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.

Задачи курса:

- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории Первой и Второй мировых войн в рамках базового курса истории;

- развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными  типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как  основы решения исследовательских задач;

- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;

- формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Содержание курса

1.Тема 1. Россия в системе международных отношений на рубеже 19-20 вв. (2ч).

2. Тема 2. Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны. (2ч).

3. Тема 3. Военные кампании 1914-1915 гг. (3ч).

4. Тема 4. Военные кампании 1916-1918 гг.(3ч).

5. Тема 5. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования. (2ч).

6. Тема 6. Влияние Первой мировой войны на российское общество. (2ч).

7. Тема 7. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. (2ч).

8. Тема 8. СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны. (2ч).

9. Тема 9. Военные кампании и дипломатия в конце 1939-начале 1941 г. (2ч).

10. Тема 10. Начало Великой Отечественной войны. (2ч).

11. Коренной перелом во Второй мировой войне. (3ч).

12. Тема 12. Военные кампании и дипломатия в 1944-1945 гг. (3ч).

13. Тема 13. Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования. (1ч).

14. Тема 14. Влияние Второй мировой войны на советское общество. (2ч).

Национально-региональный, школьный компонент курса (3ч).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать основные факты об участии России / СССР в мировых войнах 20 в.;

- понимать сущность мировых войн как глобальных конфликтов, их социально-экономические, геополитические, военно-стратегические, идейно-политические причины и следствия;

- определять роль мировых войн в истории России / СССР;

- применять полученные знания при анализе современных международных отношений и роли России в них;

- уметь различать в информации по истории Первой и Второй мировых войн факты, мнения, суждения, научные концепции и гипотезы;

- уметь формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории Первой и Второй мировых войн;

- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ информации по тематике курса.

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы

  1. Мировые войны 20 века. М., 2002. Кн. 1-4.
  2. Очерки истории международных отношений. / под ред. О.А. Колобова. М., 2001.
  3. История внешней политики России. Конец 19- начало 20 в. М., 1997.
  4. Киган Д. Первая мировая война. М., 2001.
  5. Мировая война.1939-1945. М., 2000.
  6.  Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1990.
  7. Итоги Второй мировой войны: выводы побежденных. СПб; М., 1999.
  8. Союзники в войне 1941-1945. М., 1995.

Дата

№ урока

Тема урока

1

Глобализация международных конфликтов империализма, складывание военно-политических блоков.

2

Основные очаги военной напряженности. Русско-японская война.

3

Причины 1 мировой войны, характер, цели ее участников. Подготовка к войне.

4

Балканская проблема – «пороховая бочка Европы». Балканские войны начала 20 в.

5

Кампания 1914г. Военные действия на Балканском и Кавказском театрах военных действий.

6

Кампания 1915г. Военные операции на Западном фронте.

7

Вступление в войну на стороне Антанты Италии. Горлицкая операция.

8

Кампания 1916г. Конференция Антанты в Мантильи.

9

Кампания 1917-1918 гг. Вступление в войну США.

10

Парижская мирная конференция. Условия мирных договоров.

11

«Русский вопрос» на Парижской конференции.

12

Политическая обстановка в России 1914-1915 гг.

13

Развертывание революционного движения, свержение царизма.

14

Победа большевиков и установление советской власти.

15

Международные отношения в 1930-х гг.

16

Причины и характер 2 Мировой войны. Цели и планы сторон.

17

Советско-англо-французские, англо-германские, советско-германские переговоры в 1930 г.

18

Польская кампания вермахта.

19

Советско-финляндская война. «Странная война» на Западном фронте.

20

Агрессия Германии против СССР. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда.

21

Складывание антигитлеровской коалиции.

22

Сталинградское сражение.

23

Битва на Курской дуге. Коренной перелом в войне.

24

Освобождение территории СССР и военные операции Красной армии в 1944г.

25

Капитуляция фашистской Германии.

26

Нюрнбергский процесс.

27

Участие СССР в войне с Японией.

28

Итоги 2 Мировой войны.

29

Парижская мирная конференция 1946 г.

30

СССР и складывание биполярной системы международных отношений.

31

Героизм народа на фронте и в тылу.

32

Изменение политического режима в СССР в 1943-1945 гг.

33

Значение Великой Отечественной войны.

34

Итоговое обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в первой мировой войне

Методическая разработка урока с использованием ИКТ...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Россия в Первой мировой войне. Презентация

Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...

Участие России в первой мировой войне

Участие России в первой мировой войне....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...