Россия в двух мировых войнах
элективный курс по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано
Заместитель директора ____ Е.А.Якуничева
«29» августа 2016 года
Утверждено
Директор школы ______ И.Л. Саленкова
Приказ №179 от «30» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета
«Россия в двух мировых войнах»
для 11 класса
Учитель: Лунькова А.А.
Квалификационная категория: I
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей истории
Протокол №1 от «29» августа 2016 г.
Руководитель школьного МО __________ (Ивлева Т.И.)
Паспорт
рабочей программы
Программа среднего общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
- для обучающихся; образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» программа определяет приоритеты в содержании среднего общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего общего образования;
- для администрации МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» программа является основанием для определения качества реализации среднего общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области;
- Учебного плана МБОУ«Ярцевская средняя школа №1» на 2016 – 2017 учебный год.
- Авторской программы М.В. Пономарева.
Актуальность и содержательная новизна курса. На протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобализации кризисом идентичности. Новое качество социальных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфессиональных границ, коррозии традиционных мировоззренческих категорий. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля общения. Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны с преодолением идеологического раскола нации и формированием общенациональной российской идентичности.
Огромное значение в рамках воспитательного процесса играет патриотическое воспитание. Данный курс ориентирует на формирование у подрастающего поколения духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества.
В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. С точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны не нуждается в дополнительной аргументации. Признавая приоритетное значение изучения истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что в рамках курса целесообразно расширить эту проблематику.
Во-первых, речь должна идти не только о событиях Великой Отечественной войны, но и в целом об участии СССР во Второй мировой войне. Этот ракурс позволяет всесторонне рассмотреть и причины возникновения войны, и ее характер, и значение войны для формирования послевоенного устройства мира.
Во-вторых, целесообразно включить в состав курса материал по истории Первой мировой войны. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен мировых войн 20 века., за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов.
Цель курса: на основе углубленного изучения истории участия России в мировых войнах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.
Задачи курса:
- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории Первой и Второй мировых войн в рамках базового курса истории;
- развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;
- формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Содержание курса
1.Тема 1. Россия в системе международных отношений на рубеже 19-20 вв. (2ч).
2. Тема 2. Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны. (2ч).
3. Тема 3. Военные кампании 1914-1915 гг. (3ч).
4. Тема 4. Военные кампании 1916-1918 гг.(3ч).
5. Тема 5. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования. (2ч).
6. Тема 6. Влияние Первой мировой войны на российское общество. (2ч).
7. Тема 7. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. (2ч).
8. Тема 8. СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны. (2ч).
9. Тема 9. Военные кампании и дипломатия в конце 1939-начале 1941 г. (2ч).
10. Тема 10. Начало Великой Отечественной войны. (2ч).
11. Коренной перелом во Второй мировой войне. (3ч).
12. Тема 12. Военные кампании и дипломатия в 1944-1945 гг. (3ч).
13. Тема 13. Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования. (1ч).
14. Тема 14. Влияние Второй мировой войны на советское общество. (2ч).
Национально-региональный, школьный компонент курса (3ч).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать основные факты об участии России / СССР в мировых войнах 20 в.;
- понимать сущность мировых войн как глобальных конфликтов, их социально-экономические, геополитические, военно-стратегические, идейно-политические причины и следствия;
- определять роль мировых войн в истории России / СССР;
- применять полученные знания при анализе современных международных отношений и роли России в них;
- уметь различать в информации по истории Первой и Второй мировых войн факты, мнения, суждения, научные концепции и гипотезы;
- уметь формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории Первой и Второй мировых войн;
- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ информации по тематике курса.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы
- Мировые войны 20 века. М., 2002. Кн. 1-4.
- Очерки истории международных отношений. / под ред. О.А. Колобова. М., 2001.
- История внешней политики России. Конец 19- начало 20 в. М., 1997.
- Киган Д. Первая мировая война. М., 2001.
- Мировая война.1939-1945. М., 2000.
- Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1990.
- Итоги Второй мировой войны: выводы побежденных. СПб; М., 1999.
- Союзники в войне 1941-1945. М., 1995.
Дата | № урока | Тема урока |
1 | Глобализация международных конфликтов империализма, складывание военно-политических блоков. | |
2 | Основные очаги военной напряженности. Русско-японская война. | |
3 | Причины 1 мировой войны, характер, цели ее участников. Подготовка к войне. | |
4 | Балканская проблема – «пороховая бочка Европы». Балканские войны начала 20 в. | |
5 | Кампания 1914г. Военные действия на Балканском и Кавказском театрах военных действий. | |
6 | Кампания 1915г. Военные операции на Западном фронте. | |
7 | Вступление в войну на стороне Антанты Италии. Горлицкая операция. | |
8 | Кампания 1916г. Конференция Антанты в Мантильи. | |
9 | Кампания 1917-1918 гг. Вступление в войну США. | |
10 | Парижская мирная конференция. Условия мирных договоров. | |
11 | «Русский вопрос» на Парижской конференции. | |
12 | Политическая обстановка в России 1914-1915 гг. | |
13 | Развертывание революционного движения, свержение царизма. | |
14 | Победа большевиков и установление советской власти. | |
15 | Международные отношения в 1930-х гг. | |
16 | Причины и характер 2 Мировой войны. Цели и планы сторон. | |
17 | Советско-англо-французские, англо-германские, советско-германские переговоры в 1930 г. | |
18 | Польская кампания вермахта. | |
19 | Советско-финляндская война. «Странная война» на Западном фронте. | |
20 | Агрессия Германии против СССР. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. | |
21 | Складывание антигитлеровской коалиции. | |
22 | Сталинградское сражение. | |
23 | Битва на Курской дуге. Коренной перелом в войне. | |
24 | Освобождение территории СССР и военные операции Красной армии в 1944г. | |
25 | Капитуляция фашистской Германии. | |
26 | Нюрнбергский процесс. | |
27 | Участие СССР в войне с Японией. | |
28 | Итоги 2 Мировой войны. | |
29 | Парижская мирная конференция 1946 г. | |
30 | СССР и складывание биполярной системы международных отношений. | |
31 | Героизм народа на фронте и в тылу. | |
32 | Изменение политического режима в СССР в 1943-1945 гг. | |
33 | Значение Великой Отечественной войны. | |
34 | Итоговое обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в первой мировой войне
Методическая разработка урока с использованием ИКТ...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Россия в Первой мировой войне. Презентация
Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...
Участие России в первой мировой войне
Участие России в первой мировой войне....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....
Россия в первой мировой войне
конспект урока...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...