Россия в первой мировой войне
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Россия в Первой мировой войне
1. Цель урока:
Познавательный аспект:
- учить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
- формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками;
- формирование умения сочетания знаний и навыков для выявления причинно-следственных связей;
- уяснить, что причинами втягивания России в Мировую войну были нараставшие международные противоречия, которые непосредственно затрагивали интересы России, — это прежде всего проблемы черноморских проливов и традиционной защиты славянских народов на Балканах;
- раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; сформировать представление об изменениях, происшедших за этот период в русской армии.
Развивающий аспект:
- развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
- развитие мышления: обучение умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
- способствовать развитию воображения.
Воспитывающий аспект:
- соотнесение идей и положений исторического источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. попытки использования исторического опыта России в наше время;
- формирование и развитие нравственных, патриотических качеств личности школьника;
- донести до сознания учащихся мысль, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
2. Оборудование:
- карты;
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- тексты исторических источников;
- таблицы.
3. Основные понятия: Антанта; Тройственный союз; военные планы; военные операции; Брусиловский прорыв.
Ход урока
- Орг. момент.
Вводное слово учителя. В наше неспокойное время накопление военного потенциала, всплеск расизма, шовинизма представляют большую угрозу миру. Нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. Первая Мировая война – несправедливая, захватническая война, даже если страны-участницы ставили перед собой «справедливые» цели.
- Актуализация ранее изученного материала
- Терминологическая разминка: (повторение терминологической базы, необходимой на уроке) экспансия, позиционная война, революционная ситуация, театр военных действий.
- Хронологическая разминка:
1894-1917гг, 1904-1905гг., 9 января 1905г., 17 октября 1905г., 1914-1918гг.
- Проанализируйте данные:
Масштабы Первой Мировой войны:
- Продолжительность – 1554 дня.
- Число стран-участниц – 38.
- Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14.
- Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения Земли).
- Численность мобилизованных – 74 млн человек.
- Численность погибших – 10 млн человек.
Вопрос: Почему война была названа Мировой?
- Фронтальная беседа:
- Каковы причины первой Мировой войны?
- Что стало поводом к войне?
- Какие военно-политическое блоки соперничали в Первой мировой войне?
- Попытайтесь определить характер войны.
Проверка правильности ответов учащихся – демонстрация слайда с ответами на вопросы.
- Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, знакомство учащихся с планом урока.
План урока:
- Ход Первой мировой войны.
- Экономическая ситуация в России в ходе войны.
- Герои Первой мировой войны.
- Изучение нового материала.
- Слово учителя: события Первой мировой войны вам уже знакомы из курса всеобщей истории. Сегодня я лишь напомню основные моменты, а затем мы попытаемся проверить, насколько хорошо вы поняли этот материал.
- Работа с анимированной картой.
Задание: внимательно просмотреть на анимированную карту и ответить на вопросы учителя.
Выполнение разноуровневых заданий на карточках.
Задание на «3»:
- Укажите даты Первой мировой войны:
А) 1913-1914
Б) 1914-1916
В)1914-1917
Г)1914-1918
- К 1916 г. относится :
А) начало Первой мировой войны
Б) гибель русской армии в Восточной Пруссии
В) наступление армии на Юго-Западном фронте
Г) конец Первой мировой войны
- Какой год назвали «годом проигранных побед»
А)1913
Б) 1914
В) 1915
Г) 1916
- Какая из названных операций была проведена в годы Первой Мировой войны
А) оборона Шипки
Б) Брусиловский прорыв
Г) взятие крепости Измаил
Д) оборона Порт-Артура
5. Союзниками России в Первой Мировой войне были
А) Франция, Австро-Венгрия
Б) Великобритания, Франция
В)Франция, Турция
Г) Болгария, Франция
Задание на «4»
- Какое из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II.
А) русско-японская война
Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны
В) начало формирования русско-французского союза
Г) Первая мировая война
Д)заключение Рапалльского договора с Германией
Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии
Укажи верный ответ
1) АБГ 2)АГЕ 3)БДЕ 4)ВГЕ
2.Расположите имена российских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности
А) Петр Багратион
Б) Павел Нахимов
В) Алексей Брусилов
г | а | б | в |
Г)Александр Суворов Ответ:
Задание на «5»
Вопрос 1. Проанализируйте исторический источник.
«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
П.Н. Милюков.
Вопросы к документу:
- Вставьте пропущенное название страны.
- Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?
- Каковы цели России в Первой Мировой войне?
(Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом. Милюкова даже называли «Константинопольским» за агрессивные цели в предстоящей войне.)
Вопрос 2. Проанализируйте исторический источник.
«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»
Вопросы к документу:
- Назовите императора – автора Манифеста.
- Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.
- Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.
- Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?
- Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.
(Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.)
- Слово учителя: Мы знаем какие цели преследовал царь, издавая Манифест о вступлении России в Первую мировую войну. Но мог ли он предположить, что его стремление защитить «братский славянский народ» и укрепить положение России «среди великих держав» обернется крахом империи, кризисом, а затем и падением монархического строя в России. Чтобы понять, почему это стало возможным, обратимся к самым лучшим доказательствам – цифрам и статистическим данным.
Итак, мы переходим к следующему этапу урока – рассмотрим экономическое положение России в ходе Первой мировой войны. Для этого рассмотрим презентацию и заслушаем сообщение 1 творческой группы учащихся.
- Заслушивание результатов исследовательской работы по теме «Экономическая ситуация в России в ходе войны» (Приложение 1)
- Вывод. Слово учителя: Россия являлась худшей по подготовке в политическом, финансовом, экономическом и военном отношениях. Сама война породила невиданный кризис. Россия послала на фронты 16млн. человек, т.е. приблизительно половину всех трудоспособных мужчин. Народное благосостояние России потерпело урон в 50,5 млрд. рублей. Небывало вырос внешний долг. Сельское хозяйство почти полностью работало на нужды фронта. В стране наблюдалась инфляция, острый продовольственный голод. Сократилось валовое внутреннее производство, импорт и народное потребление. Господствовала спекуляция и дефицит.
- Переход к изучению 3 пункта плана.
Слово учителя: В советские годы немного писалось о Первой мировой войне, герои ее известны далеко не всем. Поэтому уместно вспомнить о людях, чья доблесть была отмечена высокими наградами. Они любили Россию и не жалели себя в борьбе за Отечество.
Давайте послушаем отчет о проведенной исследовательской работе второй творческой группы.
- Заслушивание результатов работы второй творческой группы по теме «Герои Первой мировой войны». (Приложение 2)
- Закрепление изученного на уроке материала.
5.1. Проанализируйте исторический источник.
«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото».
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые».
У. Черчилль.
«Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата».
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе».
Ллойд-Джордж.
Вопросы:
- Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?
- Как можно объяснить действия наших союзников?
- Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.
(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах).
5.2.. Проанализируйте исторический источник.
«Крови наше командование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови».
С.Е. Трубецкой.
«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с голыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти».
А.И. Деникин, командующий дивизией во время Брусиловского прорыва.
«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника».
Военный министр В.А. Сухомлинов.
Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.
(Стратегические, тактические просчёты командования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.)
5.3.. Проанализируйте исторический источник.
«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль; пути сообщения в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, ощутился громадный недостаток рабочей силы. Города голодали. Товара было мало, цены росли, развивалась продажа «из-под полы», получалось «мародёрство». Армия устала, недостатки понижали её дух. Упорядочить дело было некому».
Министр Внутренних дел А.Д. Протопопов.
«К 1917 г., в атмосфере неудачной войны, всё созрело для революции».
Н.А. Бердяев.
Вопросы:
- Как повлияли поражения России на Восточном фронте на её судьбу?
- Перечислите кризисы, порождённые Первой Мировой войной.
- Изменилось ли отношение русского общества к войне? Как?
(Кризисы: финансовый, ж/д, металлургический, топливный, продовольственный, политический. Россия встала перед неизбежностью революции. Отношение русского общества к войне резко изменилось: если в начале войны на мобилизацию откликнулись 96 % призывников, то к 1916 г. дезертирство, братания на фронтах.)
5.4. Беседа по вопросам:
- Можно ли назвать Первую мировую войну для России Отечественной? Почему? Каков ее характер?
- Какую роль играл в войне Восточный фронт?
- Каковы были причины неудач на фронте?
- Как повлияла война на жизнь в России?
- Назовите главную военную награду Первой мировой войны?
- Перечислите героев первой мировой войны?
- Итог урока
Рефлексия.
- Домашнее задание
1.Прочитать параграфы 8-9
2.Составить развернутый план ответа по теме «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».
3.Подготовить дополнительный материал о персоналиях: А.Ф.Керенский, Л.Г. Корнилов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в первой мировой войне
Методическая разработка урока с использованием ИКТ...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Россия в Первой мировой войне. Презентация
Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...
Участие России в первой мировой войне
Участие России в первой мировой войне....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...