Россия в первой мировой войне
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Методическая разработка урока с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne_9_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Россия в первой мировой войне

     Цели урока:

  • Сформировать представление о роли России в Первой мировой         войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916
  • Способствовать развитию умений самостоятельной работы с текстом учебника, материалами, видеоматериалами, электронным учебником А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век», навыков составления тематической таблицы
  •  Воспитывать неприятие к войне как средству решения межгосударственных и межнациональных споров

  • Оборудование:

Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России», электронный учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век»,

 компьютер, мультимедийный проектор и экран

Ключевые понятия и названия:

Антанта, Тройственный союз, Центральные державы, ультиматум,

Основные даты:

1914-1918 – Первая мировая война

1961 май-июль – Брусиловский прорыв

План урока:

I Оргмомент, постановка целей

II Изучение новой темы:

А) начало первой мировой войны

Б) Отношение народа и партий к войне

В) начало боевых действий

Г) Военные действия в 1915-1916 гг Брусиловский прорыв

Д) перестройка экономики

Е) Приближение кризиса

Ж) Власть и общество

III Закрепление

IV Домашнее задание

V Рефлексия

ХОД УРОКА:

Вступительное слово:

Четыре года продолжалась Первая мировая война. Перед вами ее основные характеристики – на слайде

Продолжительность 1554 дня

Число стран участниц – 38

Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств)

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четвертной союз)

Число нейтральных государств – 17

Число государств, на территории которых проходили боевые действия -14

Численность населения стран участниц войны 50 млн человек (62% населения планеты)

Численность мобилизованных – 74 млн человек

Численность погибших – 10 млн человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет

Война по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос, о физическом уничтожении человечества. Ее вели массовые армии, которые использовали разрушительное оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила эти империи.

В ходе беседы , используя таблицу – на слайде – актуализирую знания учащихся и определяем причины Первой мировой войны. Это

1) стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах

2) стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе

3) стремление с помощью войны разрешить внутренние проблемы

Сообщение учащегося: общие итоги компаний 1914-1915 на Западном фронте

- работа с текстом учебника стр 64 – отношение российского общества к войне

- видеолекция электронного учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век»

Просмотреть и по ходу лекции начать заполнение таблицы

Россия в кампаниях 1914, 1915, 1916 гг

год

Основные события на Восточном фронте

Результаты и значение

1914

1915

1916

ФИЗМИНУТКА, ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Проверка заполнения таблицы, вывод на экран  и работа с текстом

Л.Архипова "Первая мировая война и российское общество" http://www.yspu.yar.ru/hreader/6/ Электронное учебное пособие

При закреплении используются электронные тесты, подготовленные при помощи встроенного редактора тестов из комплекта  «1С: Школа»,

ВОПРОСЫ закрепления:

  1. Оцените общие итоги кампаний 1914–1916 гг. на Восточном театре военных действий Первой мировой войны.
  2. Охарактеризуйте состояние российской экономики во время войны.
  3. Какое политическое значение имело создание земского и городского союзов и военно-промышленных комитетов?
  4. Чем было вызвано создание Прогрессивного блока и как это повлияло на расстановку политических сил в России?
  5. Проследите развитие отношений между властью и либеральной оппозицией в 1915–1916 гг.
  6. Как вы считаете: чьи действия — власти или оппозиции — в большей степени привели Россию к революции?
  7. Согласны ли вы с тем, что, если бы не война, Россия избежала бы революции? Можно ли было избежать революции в условиях войны?

Домашнее задание

№ 9

Варианты домашних заданий:

        Заполнение хронологических таблиц (Простейший вариант: дата, событие, значение…).

        Подготовка индивидуального (группового) проекта, созданного на основе Интернет-ресурсов (материалов CD-ROM) в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа, презентации или мини-сайта.

А) Словарь - Объяснение терминов (по выбору ученика или учителя) с указанием источника.

Б) Персоналии - Участники событий (краткая историческая справка)

Ожидаемые результаты обучения.

В ходе изучения темы у учащихся:

  • Достигается понимание причин, развития, результатов Первой мировой войны.
  • Складывается представление о периоде Первой Мировой войны, о его месте в мировой истории.
  • Воспитывается неприятие к войне как средству решения межгосударственных и межнациональных споров.
  • Совершенствуются навыки работы с исторической картой, текстами учебных пособий и источниками (в т.ч.Интернет-ресурсами).
  • Развиваются умения заполнять хронологические таблицы, самостоятельно делать выводы.
  • Вырабатываются и закрепляются навыки работы на ПК с использованием программ пакета MsOffice: Microsof Power Point, Microsoft Word
  • Развиваются умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор информации

Сайты по теме:

История мировых войн http://wunderwaffe.narod.ru/ Сайт посвящен истории мировых войн: вооружение, основные сражения. Иллюстрации. 

Медали и кресты царской России http://nubirus.chat.ru/ 

Каски двух мировых войн (1914 – 1945) http://helmets.ru/ Весьма информативный и с любовью сделанный проект, название которого говорит само за себя.

Оружие первой мировой войны http://ww1.iatp.org.ua/ Целью проекта является наиболее широкое освещение темы, создание упорядоченного массива информации по всем вопросам, связанным с историей Первой мировой войны. Это, по мнению автора, позволит в некоторой мере закрыть брешь в отечественной военной и оружейной литературе, посвященной тому периоду.

Военное дело http://www.soldiering.ru/ Энциклопедия вооружения и техники различных стран мира (вооружение сухопутных войск, авиация, флот, оружие массового поражения). Материалы по военному делу: военная стратегия и тактика, основы боя, инженерного дела и т.п. Снаряжение, амуниция, средства защиты и маскировки. Статьи о военных конфликтах и терроризме.

Музей подводного флота http://submarine.narod.ru Каталог подводных лодок времен Первой и Второй мировых войн, современные субмарины. Фотогалерея. Интересные факты. Чертежи и схемы. Публицистика, рассказы. Форум.

Интернет-история Первой мировой войны http://www.worldwar1.com/ Дополнительные ресурсы по одной из ключевых тем истории ХХ века. Сайт на английском языке. 

Авиация Первой Мировой - http://www.airwar.ru/av1ww.html 

Первая Мировая война (избранные статьи и материалы) - http://webpages.charter.net/abacus/page3.html 

Наградные медали и кресты царской России http://nubirus.chat.ru/ Обзор наградных медалей и крестов Российской империи: история, коллекция изображений, правила ношения и пр.

Георгиевская страница. http://george-orden.nm.ru/# Проект ставит целью собрать воедино в одном месте список кавалеров Императорского Военного Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Так же в проекте содержится некоторая сопутствующая информация: Статуты Военного Ордена и других Российских Императорских и Царских Орденов, правила ношения орденов, биографии кавалеров, статьи на соответствующие идее проекта темы, а также список Российских генерал-фельдмаршалов.

Фотодокументы РГАКФД из истории Первой мировой войны http://www.rusarchives.ru/federal/rgakfd/iww_f.shtml 

Первая Мировая война в фотографиях - http://wwi.sbn.bz/ 

Первая мировая война - карты военных действий http://petrograd.biz/worldwars/warmaps1.html 

"Последняя война Российской империи" (к 90-летию начала Первой мировой войны) http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/iww_doc.shtml Материалы буклета Российского государственного военно-исторического архива

Самоанализ урока по истоии  9 класс

Тема: «Россия в первой мировой войне»

Учащихся данного класса можно распределить по учебным возможностям на сильных (Бауэр Карина, Гаркушенко Настя, Щаев Егор, Ющенко Александра, Шатохина Екатерина, Шаталова Дарья) , на средних и слабых ( Присухин Андрей, Букие Андрей, Зурбашов Юрий, Воронин Алексей, Полевой Александр, Свитова Настя, Вырыч Лера)

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Сформировать представление о роли России в Первой мировой         войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916
  • Способствовать развитию умений самостоятельной работы с текстом учебника, материалами, видеоматериалами, электронным учебником А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век», навыков составления тематической таблицы
  • Воспитывать неприятие к войне как средству решения межгосударственных и межнациональных споров

Роль и место темы в курсе:

        Первая мировая война является одним из ключевых событий в истории XX века, во многом предопределившим ход развития человечества. Большие территории, охваченные военными действиями, невиданное до этого количество армий, столкнувшихся на полях сражений, огромные потери и значительные изменения на карте мира – вот далеко не полный перечень того, что принесло с собой это событие. С ним можно познакомиться на страницах школьных учебников, художественных произведений, дополнительной литературы.

При этом следует помнить, что I-я мировая война носила тотальный характер, затронула все сферы жизни стран, прямым или косвенным образом принимавших участие в военных действиях. Изменения коснулись не только солдат и офицеров, защищавших интересы своих правительств на фронтах войны, но и многих людей, находившихся в тылу и узнававших о сражениях со страниц газет, писем с фронта, свидетельств очевидцев, вернувшихся с передовой. Военнослужащим и мирным обывателям пришлось столкнуться с новыми проблемами. Необходимость их решения изменила восприятие привычных вещей, вновь поставила вопрос о смысле и ценности жизни человека.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач. Урок с применением ИКТ: презентация, электронное пособие, электронный учебник. На уроке использовались различные методические приемы: опережающее домашнее задание, сообщение учащегося у доски, работа с тексом учебника, заполнение таблицы в ходе просмотра видеолекции, определение настроения российского общества с использованием электронного  пособия

Н а уроке использовались методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Учащиеся на уроке работали актив, демонстрировали умение логически мыслить, видеть причинно-следственные связи, закрепление в форме компьютерного тестирования с использованием программы «1-С Образование» прошло успешно.

На уроке работали все учащиеся. Темп урока оптимальный. Плотность высокая

Цели, поставленные в начале урока выполнены.

Отзыв

на урок по теме: «Россия в первой мировой войне» 9 класс

учителя  Каешкиной Е.А.

         Урок начался с организационного момента, целеполагания и мотивации. Учитель актуализировал тему урока, чем привлек внимание учащихся.

         На уроке были созданы условия для восприятия материала новой темы, активно использовался компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, электронный учебник и электронное пособие, изучение которого стало возможным при использовании выхода в сеть Интернет, при закреплении тест программы «1-С Образование».

          Использование ИКТ способствовало более эмоциональному, зрительному . образному восприятию нового материала.

          На уроке прозвучало сообщение учащегося. Речь учащегося  была правильной, логичной, последовательной.

         Учителем была правильно организована работа учащихся по изучению новой темы, дети с интересом работали  и отвечали на вопросы, заполняли таблицу.      

          В течение урока была организована работа с новыми понятиями, анимационной картой электронного учебника. Реализованы внутрипредметные ( курс Новейшей истории) и межпредметные связи (Информатика)

         В ходе всего урока учитель управлял деятельностью учащихся, подводил итоги на разных этапах урока. Были использованы объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый методы, познавательные задания.

        В ходе рефлексии отмечено, что все учащиеся активно работали на уроке и показали хорошие знания, успешно справились с тестом и дополняя друг друга, отвечали на вопросы закрепления.

       Учителем были выставлены оценки и предложены варианты домашнего задания дифференцированно.  Ученики выполняют домашние задания, предполагающие использование Интернет-ресурсов, компьютера.

       В ходе урока проводилась физминутка и гимнастика для глаз.

       Цели урока достигнуты , благодаря использованным учителем методам и формам обучения

Директор МОУ «СОШ № 40»                                             Ратанова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Россия в Первой мировой войне. Презентация

Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...

Участие России в первой мировой войне

Участие России в первой мировой войне....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...