Технологическая карта урока "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кашицина Анна Николаевна

Технологическая карта урока "Рабство в Древнем Риме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka2.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

  Технологическая карта открытого урока

учителя истории МБОУ «Средняя школа №33»

Кашициной А.Н. в рамках школы молодого историка 13.04.2018 г.

Тема урока: Рабство в Древнем Риме

Цель урока: Формирование всестороннего представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательные: 
Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления.

  Развивающие: 

Развивать аналитические умения и мыслительные операции учащихся;

Развивать умения конкретизировать и обобщать исторический материал;

Развивать устную речь. 
Воспитательные: 
Воспитывать интерес к истории;

Формировать у детей чувства сострадания к человеку,   лишённого собственного достоинства и стойкое  неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека.

Ключевые понятия урока: раб, рабство, гладиатор, амфитеатр.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Планируемые результаты урока:

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям.

Предметные: Овладеть целостным представлением о причинах и сущности рабовладения.

Метапредметные:

Регулятивные:

1)определять и формулировать тему и цель урока,

2)определять степень успешности своей работы.

Познавательные:

1)извлекать информацию из различных видов источников,

2)представлять информацию в виде схемы,

3)устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

1)оформлять свои мысли в устной речи,

2)слушать других.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала:

- Источники рабства.

- Труд рабов в сельском хозяйстве.

- Труд рабов в доме рабовладельца.

- Гладиаторы

4. Первичное закрепление. Выводы.

5. Организация изучения домашнего задания.

6. Рефлексия

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Домашнее задание: Читать п.49

И на выбор:

- Сделать рисунок по теме

- Написать сочинение «День раба в Древнем Риме»

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

 1 м.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Вводно-мотивационный

6 м.

Ребята, вспомните, о каком городе мы с вами говорили на прошлых уроках?

Давайте вспомним некоторые имена и понятия, с ним связанные?

Для этого нам нужно будет разгадать анаграммы, которые находятся на доске.

Ну что же, вы – большие молодцы.

Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как думаете, кого он подразумевал под говорящими орудиями труда?

А как называли таких людей?

Так как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Давайте запишем «Рабство в Древнем Риме».

Открывайте учебники (с.238, п.49).

Как вы думаете, какая у нас с вами будет цель?

Формирование всестороннего представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.

Отвечают на вопросы учителя, разгадывают анаграммы. Формулируют и записывают тему урока. Формулируют цель.

Актуализация знаний

5м.

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Древний Рим. Фигуры рабов вам встретятся практически везде. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество.

А кто такие рабы?

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Этими словами закончил свою речь один из Римских Сенаторов.

Какое же противоречие заложено в эту мысль?

Отправляясь в путешествие, какие задачи нам нужно перед собой поставить, чтобы глубже и всесторонне понять явление рабства?

Что бы вы хотели узнать о рабстве?

- Откуда брались рабы?

- Где применялся их труд?

- Отношение большинства римлян к рабам.

На эти вопросы мы с вами обязательно постараемся найти ответы в течение урока.

Отвечают на вопросы учителя. Придумывают и задают вопросы по теме.

Определяют задачи (вместе с учителем).

Изучение нового материала

22м

Ребята, вам, конечно, интересно – откуда же появлялись рабы. Давайте сделаем так – трое из вас покажут нам небольшую сценку, а потом мы с вами составим схему-кластер.

Давайте нарисуем схему, а при просмотре вы уже сможете её заполнять.

Инсценировка (две рабыни и раб)
о возникновении и источниках рабства

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который везет рабов на рынокНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни? Мой друг за долги попал в рабство к доброму римлянину, может быть и нас выберет не злой человек.

1-ая рабыня: Ничего хорошего нас не ждет. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней, как теперь и я, и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

Ну что, ребята, давайте проверим, все ли справились с заполнением схемы.

  • Пленные
  • Мирные жители покоренных земель
  • Должники
  • Дети рабов

Ну что же,  теперь мы знаем, откуда появлялись рабы.

Какая наша следующая цель?

Ребята, богатые римляне владели имениями. Найдите, пожалуйста, на страничке 238 – что же это такое?

Имение – земельное владение богатого человека.

Как вы думаете, как понятие имение связано с нашей темой?

Давайте поиграем.

Если вы верите моему утверждению – встаете. Нет – садитесь.

  1. Землевладельцу всегда было легко и удобно следить за рабами.
  2. В каждом имении было больше тридцати рабов.
  3. Когда прекращались сельские работы, рабы могли подолгу отдыхать.

Давайте прочитаем третий абзац 49 параграфа на стр.238.

Теперь мы с вами знаем, чем занимались рабы в имениях.

А как вы думаете, все рабы работали на земле или на чем-то, связанном с земледелием? А где еще они могли работать?

В богатых домах. Прочитайте, пожалуйста, первый абзац третьего пункта – с.240 и придумайте вопрос по этому абзацу для своего одноклассника.

Ребята, а у меня к вам такой вопрос, рабы были образованными?

Поднимите руки, кто считает, что да? Нет?

А как попадали в плен образованные люди?

Что делал раб-врач? Раб-библиотекарь? Раб-секретарь?

А как вы считаете, кому жилось легче – рабам земледельцев или рабам богатых и знатных римлян?

Несмотря на то, что задачи у рабов были разные, очень важно помнить, что любой раб был бесправен, он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Одевались рабы очень бедно, посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации. Раз в год рабам давали рубаху, раз в два года – короткий плащ и деревянные сандалии. Старая одежда отбиралась, из нее шили лоскутные одеяла.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На что похоже это здание?

Ребята, это – Колизей. Самый известный амфитеатр. А Амфитеатр – это специальное сооружение для гладиаторских игр. Наверное, у вас возникает вопрос – кто же такие гладиаторы?  И почему мы о них сейчас говорим? Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых обучали владеть оружием. После обучения они должны были сражаться на потеху публике.

В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Случалось так, что обессилевший, раненый боец бросал оружие и поднимал левую руку – это означало, что он просит пощады. Как вы думаете – кто решал его судьбу?

Если зрители поднимали большой палец вверх, гладиатора лечили и сохраняли ему жизнь, а если вниз, то добивали несчастного.

Как вы думаете, почему именно рабы становились гладиаторами?

Ребята, как умирали рабы-гладиаторы – понятно. Но ведь рабы земледельцев и богачей не участвовали в битвах. Смотрите, как думаете, кто на этой картинке?

Давайте прочитаем по ролям небольшой текст к этой иллюстрации.

Управляющий: Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в этом имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

Рабовладелец:  Он - лодырь,  накажи его.

Управляющий:  Всё уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на верёвках. Это не притворство, он не может больше работать.

Рабовладелец:   Попробуй продать его - лишний нахлебник нам не нужен.

Управляющий:  Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром – то никто не возьмёт.

Рабовладелец:  Пожалуй ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре. Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они умирают там от голода и болезней.

Больных и старых рабов отвозили на специальный остров, чтобы они там умирали.

 

Первичное закрепление

5м.

Ребята, давайте, для закрепления, составим вместе схему «Области применения рабского труда»

- имение землевладельца

- богатый дом

- арена амфитеатра

Составляют схему, проверяют работу

Выводы по уроку

4м.

   Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока.

Возможно ли рабство в нашей стране?

Раздаю листочки с выдержками из Конституции, дети читают вслух.

Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд.

Каждый имеет право на отдых.

Отвечают на вопросы учителя.

Организация изучения домашнего задания

1м.

Домашнее задание:

Читать п.49

И на выбор:

- Сделать рисунок по теме

- Написать сочинение «День раба в Древнем Риме»

Записывают д/з.

Рефлексия

1м.

Давайте проголосуем пальцами вверх или вниз, как Древние Римляне:

- урок понравился?

- было интересно?

- есть что рассказать дома?

Что Вам понравилось? А какое задание показалось сложным?

Что-то осталось непонятным?

Спасибо за урок!

Голосуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....

Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»

Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Ин...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"

Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...