Конспект урока: «Причины и начало Столетней войны»
Класс: 6
Основные понятия: Жакерия, восстание Уота Тайлера, династический кризис, Карл 7, Эдуард 3, Фиипп 4, Филипп Валуа
Основные даты: 1337-1453 – столетняя война; 1358- Жакерия; 1381 – Уот Тайлер. (Лента времени????)
План урока:
1. проверка ДЗ (10 минут) - дифференцированное
2. Этап мотивации (3 минуты)
А) работа с иллюстрацией
Б) главные вопросы истории: «Что?»; «Где?»; «Когда?»; «Почему?».
3. Изучение нового материала (20 минут)
А) причины и повод к войне (работа с текстом учебника) (5-7 минут)/ видеофрагмент «Чёрная смерть» ??? осень Средневековья
Б) изобразить этапы в войны в виде кривой (основные события) (5-7 минут) работа с иллюстрацией, битва при Креси, Пуатье (первые этапы войны)
В) положение стран, следствие восстание крестьян. Работа с таблицей (причины, участники) (7 минут)
4. Закрепление (задания/ ответы на толстые и тонкие вопросы) (5 минут)
5. Рефлексия/ самооценка (2 минуты)
6. Запись Д\З (0.5 минут)
План изучения нового материала:
1. Причины и повод к Столетней войне
2. Успехи Англичан
3. Восстания крестьян
Целевые установки: формирование представлений о причинах, ходе Столетней войны, выявить закономерности и случайности в ходе боевых действий между Англией и Францией
Предметные результаты:
- Раскрывать причины между Англии и Францией, и повод к ней, получившей название Столетней
- Указывать хронологические рамки
- Показывать на карте и рассказывать о решающих битвах
- Характеризовать причины и итоги крестьянский восстаний с опорой на текст учебника
Метапредметные результаты:
- Показывать на карте
- Работа с информацией, выделение главного
- Аргументация ответа
- Формулировка вопросов
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Проверка домашнего задания (5 минут) | 1. Вопросы по параграфу 2. Индивидуальное задание А. Тестирование Б. Вставить пропущенные слова
| 1. |
Мотивация (5 минут) | -Обратите ваше внимание на слайд. Как вы думаете, какой процесс изображён? -А почему мы должны изучать войны? Зачем нам эти знания?
- Верно, сегодня наш урок будет посвящён войне. Потомки назовут эту войну Столетней. Знаете ли вы какие-нибудь войны между государствами, которые длились бы столь долго? Сегодня мы только начнём знакомится с войной, длившейся более 100 лет.
Давайте запишем тему урока. Как бы вы назвали урок? Предлагаю вам записать ваш результат в ваш опорный конспект.
Не так давно, я наткнулась на книгу Жуэнвиля «Книга Святого Людовика», в которой он писал следующее: Мир, который он французский король заключил с королем Англии, заключил против желания своего Совета, который заявлял ему: «Сир, нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав: ведь его отец потерял ее по суду». На это король ответил, что ему хорошо известно отсутствие прав английского короля, но есть основательная причина дать ему эту землю. Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети двоюродные братья, поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии великая честь, ибо он становится моим человеком, кем он не был раньше. О каких двух странах сегодня пойдёт речь? Какие отношения были между королями Франции и Англии? (дружелюбные, враждебные, нейтральные) Тогда у нас возникает вопрос почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной войной? На этот вопрос нам предстоит ответить на нашем уроке. - Давайте вспомним, как мы изучаем историческое событие? На какие вопросы нам следует ответить? - Всё верно, но сегодня я вам предлагаю сформулировать те вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, исходя из темы урока. Для этого вам необходимо заполнить таблицу «Толстых и тонких вопросов». Задание №1 в ваших опорных конспектах. Тонкие вопросы подразумевают краткий ответ (когда, кто, где), толстые – следствия, причины Проверка результатов работы. Мы обязательно вернёмся к вашим вопросам в конце урока и постараемся на них ответить. А чтобы получить ответ нам следует хорошо поработать!
Для того, чтобы изучение войны было логичным, я предлагаю вам ориентироваться на памятку, которая и послужит планом нашего урока. | -Война, военные действия
- Война -это человеческие жизни, судьбы людей. Благодаря войнам происходит преобразование государства: его развитие или распад.
- Нет.
Запись темы урока: «Самая долгая война»/ «Столетняя война»/ Начало Столетней войны
- Англия и Франция - Дружелюбные
- Когда, где, почему?
- Выполняют задания.
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» | Когда происходила «Столетняя война»? | «Почему называлась столетней» | Кто участвовал в войне? | Каковы причины войны? | Сколько лет длилась? | Что послужило поводом к войне? |
| Положение стран в начале военных действий |
|
|
|
Изучение основного материала А) причины и повод к войне | Что же такое Столетняя война? Столетняя война – это серия вооружённых конфликтов между А и Ф. и их союзниками, с 1337 – 1453 гг. Докажите, что столетняя война длилась 100 лет.
Давайте с вами вспомним, чем отличается причина от повода? Чтобы нам, ответить на этот вопрос, давайте обратимся к историческому документу (жёлтый лист) и учебнику, к п.1 на стр. 167, и попробуем выделить причины и повод.
(работа с карандашом)
- Результат исследования. А теперь давайте запишем, получившиеся причины и повод в ваш опорный конспект. Показываем эти области на карте. | Запись даты в конспект и определение. Приводят вычисления. Вывод – столетняя война длилась более ста лет, а именно 116.
Причины – это обстоятельства, основания, для каких-либо действий Повод – это случай, которое даёт непосредственный толчок к началу событий.
Причины: - Стремление королей Франции завершить объединение (Аквитанию), принадлежащую королю Англии
- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии
- Война-способ обогащения
Повод: претензии короля Англии на корону Франции
|
Б) Военная подготовка | Теперь нам предстоит проверить насколько страны готовы к военным действиям. Работая в парах, 1 ряд – п.2 стр. 167, параграф 20: от имени французского воина охарактеризуйте своё войско 2 ряд п. 2 стр 168 -от имени английского воина 3 ряд: - роль экспертов, в чью пользу должны сложится боевые действия.
Запишите пожалуйста краткую информацию, по каждому пункту в ваш конспект. | Обсуждение результатов. Франция: рыцарские отряды возглавляли сеньоры. Не было дисциплины. Каждый действовал самостоятельно. Пехота из чужеземных наёмников. Англия: организованы. Командовал сам король. Пехота дисциплинирована, из свободных крестьян. Арбалеты. Эксперты. На наш взгляд на первых этапах войны, боевые действия будут складываться в пользу англичан: так как они были более организованы, их войском командовал король. Применялись арбалеты – оружие усовершенствованное. Запись в конспекты основного ( 3-5- слов) |
Физкульт. минутка | Предлагаю вам немного размяться прежде, чем приступить к военным действиям. 1. Встаньте те, кто считает, что Столетняя война началась в 1337 году. 2. Посмотрите на север, затем на юг, на запад, на восток. 3. Поднимите правую руку те, кто считает, что английская армия была сильнее фр. 4. Поднимите левую руку те, кто считает, что поводом к войне послужил династический кризис. Молодцы. А теперь потянулись! А теперь приготовим наш арбалет для стрельбы. 6. Вставляем ногу в стремя. 7. Наклоняемся и берём тетиву руками. 8. И стараемся взвести тугую тетиву до упора. Ну что, наш арбалет готов, мы размялись и пора идти дальше. Присаживаемся на свои места. | Выполняют движения. |
В) Основные события | Условно, военные действия между А. и Ф. можно изобразить кривой линией и разделить на 4 этапа. Давайте рассмотрим иллюстрацию к битве при Креси в 1346 г. По каким признакам можно определить где французы, а где англичане? Если бы не различия в гербах и вооружении, можно было бы определить, кто где? Чью сторону представляет художник? А если посмотреть картину «Покорение Сибири Ермаком». Можем ли мы определить на чьей стороне художник Василий Суриков? Изобразительный материал по начальному периоду войны не выявляет черт общегосударственного самосознания. Франция, всё более ощущала тяготы войны после битвы при Пуатье в 1356 г. В битве при Пуатье Франция потеряла не только армию, но и короля. Этот период отличался многими бедствиями: войнами, частым голодом, похолоданием и т. д. Но, пожалуй, самое тяжёлое испытание, через которое суждено было пройти европейцам – это Чёрная смерть, эпидемия чумы. Именно в этот момент вспыхнула Жакерия. |
Изображение на слайде кривой, с основными событиями.
Запись: битва при Креси 1346 - геральдических символов английских и французских королей — леопардов и лилий, хотя более очевидно их сочетание в гербах Плантагенетов по причине притязаний английских королей на французский трон. Арбалеты. Французские рыцари под градом стрел отступают в замок. Французские рыцари рубят мечами своих же пехотинцев, вооружённых арбалетами. Так средневековый художник показал презрительное отношение французских рыцарей к своим пехотинцам
- Понять это невозможно, поскольку для художника (как и для многих тогдашних авторов хроник, в частности того же Фруассара) рыцари обеих сторон равно «свои».
Запись: Битва при Пуатье 1356г. |
Г) Крестьянские восстания. Жакерия и восстание Уота Тайлера | Пользуясь учебником стр. 170 (Крестьянские восстания во Франции) и видеофрагментом, заполните предложенную таблицу в ваших конспектах.
Сравниваем полученную таблицу с эталоном ответа. | - эпидемия «чумы» - повышенные налоги
Заполнение таблицы «Крестьянские восстания» |
Закрепление 5 минут | 1360 г. - мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан - юго-западная Франция и порт Кале на севере). (Показывается на карте.) Таким образом, в ходе военных действий I этапа войны выявляется превосходство англичан. Возвращение к проблемному вопросу. Почему мир между А. и Ф. сменился войной? Мы познакомились с причинами, с крестьянскими восстаниями. Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим, на все ли интересующие вопросы смогли мы получить ответ. | Работа по вопросам. «вопрос – ответ» |
Рефлексия 1 минута | Самооценка + ответы на вопросы (устно, конкретно ученику) | - Что нового узнал на уроке?
- Мне легко было ….
- Я испытывал трудности при…
- Отметка за урок (самооценка)
|
Домашнее задание 1 минута | Параграф №20, пункт 1-4; вопросы 1-3 устно. Доклад* Жанна дАрк |
Исторический документ:
«Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские походы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство – главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон… Их Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его тому нехорошо. Из Англии же к ним идёт шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать своё благосостояние и жить в довольстве…»
(Фруассар «Хроники»)
Французская армия к моменту начала войны состояла из феодального рыцарского ополчения, солдат, призванных на войну на контрактной основе (в их число входили как простолюдины, так и представители знати, с которыми правительство заключало устные или письменные контракты) и иностранных наёмников (в их число входили и отряды знаменитых генуэзских арбалетчиков). Воинскую элиту составляли отряды феодального ополчения. Ко времени начала конфликта число рыцарей, способных носить оружие, составляло до 4 тыс. воинов. Рыцарское сословие к тому времени стало практически закрытой кастой. Система всеобщей воинской повинности, формально существовавшая во Франции, ко времени начала войны практически исчезла. Города, тем не менее, были способны выставлять крупные воинские контингенты, включавшие кавалерию и артиллерию. Все воины получали плату за свою службу.
Основу английской армии, имевшей артиллерию, оставляла наёмная пехота из английских крестьян, вооружённых длинными луками. Английские феодалы со своими отрядами сражались большей частью в пешем строю, поддерживая лучников. Французская армия при численном превосходстве по боеспособности уступала английской. Тяжёлые доспехи французских рыцарей не спасали их от метких выстрелов английских лучников.