Публикация "Формы учебной интеграции и типология интегрированных уроков"
методическая разработка по истории (11 класс)
Изучение организационного, технологического, методического аспектов проведения интегрированных уроков представляет весьма большую сложность: проблема исследования велика по объёму, находится в значительных рамках, связанных с обновлением системы образования, поиском структуры, как образовательного процесса, так и урока в частности, в которых учитель продолжает отстаивать предшествующий опыт, накопленный наукой, и активно осваивать новые педагогические технологии.
Несомненно, и то, что отдельные вопросы интеграции учебных предметов в образовательном процессе требуют более детального изучения. Тем не менее, эта проблема всеобъемлюща, и, каждый исследователь, который рискнул к ней прикоснуться, может найти здесь нечто новое, не до конца решенное и вместе с тем принципиально важное. Можно с уверенностью говорить, что в части методологического наследия вскрываются иногда совершенно новые аспекты, новые связи, новые сопоставления, скрытые за строками дидактических источников.
Изменившиеся в настоящее время содержание и цели образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации учебных занятий. В связи, с чем предлагаемая для исследования тема дискутируется педагогической общественностью и является актуальной. В этом контексте цель работы: исследовать методические принципы организации и проведения интегрированных уроков, осуществить попытку анализа возможностей и эффективности таких учебных занятий для повышения качества обучения и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Исследуя вопросы, связанные с методикой проведения интегрированных уроков, их возможностей и значения для полноценного развития учащихся, автор: стремился обосновать использование разных уровней интеграции в организации урока, отразить типологию интегрированных учебных занятий и формы их проведения; сделать анализ опыта практического применения межпредметной интеграции; определить место интегрированных уроков в учебно – воспитательном процессе. При разрешении основных задач работы, автор большое внимание уделил исследованию теоретических основ использования интеграции как одного из способов организации современного урока. Этот обзор в ходе изучения и изложения основной проблемы был дан с целью уточнения и исчерпывающего обоснования основных выводов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированные уроки | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава I. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогика сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребёнка, чем взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Доминирующим в процессе воспитания и обучения является межсубъектный характер взаимодействия. Существуют и другие характерные черты личностно-ориентированного подхода, которые нашли своё воплощение в педагогике сотрудничества.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлю-щих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочис-ленные инновационные процессы в образовании. По мнению Г. К. Селевко, педагогику сотрудничества нужно рассматривать как «особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.»
Классификационные характеристики технологии
«Педагогика сотрудничества»
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо - и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая и воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая, индивидуальная и групповая, дифференцированная.
По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная
(Сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации
· Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
· Гуманно-личностный подход к ребёнку.
· Единство обучения и воспитания.
Концепция сотрудничества
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Учитель и ученик несут совместную ответственность за процесс обучения. Обучение проходит в атмосфере сотрудничества в процессе межличностного общения учителя и учеников в обстановке, лишенной духа насилия, подчинённости.
Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, общественными и трудовыми организациями).
Принципы личностно-ориентированного подхода,
нашедшие воплощение в педагогике сотрудничества.
1. Принцип самоактулизации. Побуждение и поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип субъектности. . Создание условий для реального обладания личностью субъектными полномочиями и использования их в построении деятельности, общения и отношений. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
4. Принцип выбора. Обладание ребёнком субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепции личности учащегося, стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию и даёт возможность положительного проявления личности.
6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. Исключение прямого принуждения, а также акцентов на отставание и другие недостатки ребёнка. Понимание причин детского незнания и неправильного поведения и устранение их без нанесения ущерба достоинству, Я-концепции ребёнка («ребёнок хорош, плох его поступок»)
Данная технология лично для меня привлекательна тем, что позволяет помочь ученику осознанно и активно реализовать стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, пред-полагает сотрудничество учителя и ученика, а также даёт возможность гибкого использования разнообразных стилей обучения, в том числе про-ведение уроков в нетрадиционных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) "Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров"
Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы....
Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.
Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...
ДОКЛАД (презентация к докладу) Тема: Интеграция и интегрированные уроки
Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.Методической основой интегрированно...
Интегрированный урок литературы, французского и английского языков «Межпредметная интеграция как способ формирования компетентных качеств учащихся»
Учащиеся гуманитарного класса помимо русского языка изучают английский и французский языки, возникла идея проведения интегрированного урока....
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Статьи "Формы учебной интеграции и типология интегрированных уроков"
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирован...