ДОКЛАД (презентация к докладу) Тема: Интеграция и интегрированные уроки
материал на тему
Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция и интегрированные уроки | 411.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Тема: Интеграция и интегрированные уроки
Преподаватель
информатики и ИКТ
Лупекина О.Л.
Тайшет, 2014
СОДЕРЖАНИЕОсновные понятия интегрированного урока
Цели интегрированного обучения.
Принципы интегрированного обучения
Преимущества интеграции на уроке
Результаты интегрированного обучения и его значение
Применение интеграции на уроках информатики и ИКТ
Список используемых источников
Мониторинг последних лет показывает, что получать профессиональное образование в НПО приходят учащиеся с низкой мотивацией. Большинство идёт по совету друзей, настоянию родителей, по территориальному расположению и даже случайно. Лишь малая часть из них осознанно выбирает имеющуюся специальность, а это означает, что интерес к будущей профессии в большинстве случаев отсутствует. Следовательно, отсутствует интерес и ко всему процессу обучения.
Именно поэтому перед преподавателями информатики стоит трудная задача: необходимо подготовить таких специалистов, которые не только владеют теоретическими основами предмета «информатика», но способны применять средства информатики и ИКТ для решения жизненных задач. Это подразумевает, что, выйдя специалистом из учебного заведения, учащийся не должен переучиваться или проходить дополнительные курсы компьютерной подготовки – он должен в совершенстве владеть навыками работы в условиях современной информационной среды. Следовательно, основная задача преподавателя – создать такие условия на уроке, чтобы учащиеся были заинтересованы в получении знаний по данному предмету, чтобы понимали необходимость использования средств информатики и ИКТ для решения жизненных задач и в профессиональной области.
Кто-то скажет: зачем на уроках общеобразовательных дисциплин обращать внимание на профессиональную подготовку специалистов.
Мы преследуем единую цель – выпустить специалиста, профессионально ориентированного в своей области, и в этот процесс должны быть включены все: преподаватели специальных дисциплин, общеобразовательных дисциплин и, конечно, сами учащиеся.
В этом докладе мы рассмотрим цели, принципы, особенности интеграции и межпредметные связи на уроках информатики.
Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность обучающихся играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Основные понятия интегрированного урока
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые образовательные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает обучающимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни
Интегрирование:
По виду - это межпредметная связь, которая на первоначальных этапах познавательной деятельности, играет роль побуждающего стимула;
Интегрирование:
По уровню – это инновационная технология, представляющая собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения.
Интегрирование:
По форме – это технология, позволяющая:
- решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
- исключить повторы в учебных дисциплинах;
- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
- повысить творческий потенциал обучающихся;
- расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.
Формы интегрирования:
Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении спец. предметов.
Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.
Цели интегрированного обучения.
- Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе обучения на основе интеграции разных предметов.
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Принципы интегрированного обучения
- Синтезированность знаний
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.
- Углубленность изучения
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
- Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.
- Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.
При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:
- В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
- В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
- Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся преподавателем совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Преимущества интеграции на уроке
1. Знания по профессии и общеобразовательным предметам познается обучающимися в многообразии и единстве.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
- Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
- Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. - Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей его учеников. - Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.
Результаты интегрированного обучения и его значение
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает качество знаний обучающихся;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.
Перспективы развития интегрированного обучения
Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
Применение интеграции на уроках информатики и ИКТ
Использование интеграции на уроках информатики и ИКТ просматривается в двух направлениях –
теоретические уроки, как интегрированный фрагмент урока;
практические уроки (лабораторно-практические занятия), как интегрированные уроки, где с помощью программного продукта отрабатываются навыки и умения связанные с будущей профессией.
Хочу представить некоторые задания, направленные на повышение профессиональной мотивации на уроках информатики для профессии «Повар-кондитер».
Таблица 1. Примерные задания для повышения мотивации обучающихся.
Тема урока | Интеграция | Вид учебной деятельности | Пример работы |
Тема 3.1. Моделирование и формализация. | элемент урока | Практическая | Создание модели «Меню» с помощью текстового редактора Microsoft Word |
Технология создания и обработки графической информации. | интегрированный урок – систематизация знаний | Практическая | Создание алгоритма «Приготовление блюда» с помощью графического редактора Paint |
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов. | Составление словаря терминов и понятий | Составление словаря профессиональных терминов с помощью текстового редактора Microsoft Word |
По моему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
Список используемых источников
1.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки информатика, биология, экология , ОБЖ, химия) // География в школе.-2009.-№ 3. -С. 70.
2.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4.-С .41
3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
4.Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (интеграция предметов: физика-математика) "Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров"
Данный урок предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида. План-конспект урока может быть использован на уроках физики в 9 классе общеобразовательной школы....
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Интегрированный урок литературы, французского и английского языков «Межпредметная интеграция как способ формирования компетентных качеств учащихся»
Учащиеся гуманитарного класса помимо русского языка изучают английский и французский языки, возникла идея проведения интегрированного урока....
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...
Интеграция и интегрированные уроки в условиях введения ФГОС
Выступление на городском методическом объединении учителей музыки...
Методический доклад ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО. ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ»
Методический доклад ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО. ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ»...