Опорная схема - эффективный метод формирования предметных результатов на уроках истории
статья по истории
Материал содержит примеры ипользования метода опорных схем на уроке истори с применением интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 328.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорная схема - эффективный метод формирования предметных результатов на уроках истории
К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».
Именно этот взгляд на восприятие учебного материала лежит в основе метода опорных сигналов. Этот метод в 80-е годы ХХ века активно развивали педагоги Шаталов В.Ф. и Лосенкова С. Н.
В настоящее время этот метод может получить новую жизнь благодаря использованию ИКТ технологии и развитию системно-деятельностного подхода к обучению.
К формам опорных сигналов относятся: схема, диаграмма, таблица, алгоритм, ассоциативное поле, опорный конспект. Метод опорных сигналов позволяет достигнуть основных предметных результатов на уроках истории. Таких как, усвоение хронологии событий, исторических фактов, исторических понятий и др. С помощью этого метода можно организовать подготовку к ЕГЭ по истории, быстро и качественно повторить материал к ВПР. Если материальное обеспечение кабинета позволяет организовать работу с интерактивной доской, то эффективность урока возрастает. Учитель может заранее подготовить данные для опорной схемы, поместить их на доске как справочный материал. Это позволит сэкономить время урока, увеличит его плотность, учащиеся будут вовлечены в активную познавательную деятельность. Современное поколение чаще использует цифровые носители информации в своей повседневной жизни, поэтому применение ИКТ технологии (интерактивной доски) необходимо на уроках истории.
Схема, - писал известный историк Л. Н. Гумилев, - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска"
Примеры применения схемы на уроке истории в 5-м и 6-м классе:
Тема: Русь в середине XII — начале XIII в. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Этап урока: изучение нового материала.
Тема: Древний Рим. Вторая война Рима и Карфагена. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Этап урока: первичное закрепление.
Тема: Народы и государства Восточной Европы в древности. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. Этап урока: изучение нового материала.
Схема, - писал известный историк Л. Н. Гумилев, - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование современных технологий при формировании метапредметных результатов на уроках истории"
Мастер - класс для учителей....
Эффективный метод формирования УУД учащихся на уроке физики-использование технологии развития критического мышления
ТРКМ- одна из современных педагогических технологий...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"
В статье раскрывается опыт работы по теме самообразования....
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов
Однако сегодня приоритетным становится не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели выпускника....
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ...
Формы и методы оценивания Предметных результатов на уроках биологии
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические ср...