Эффективный метод формирования УУД учащихся на уроке физики-использование технологии развития критического мышления
статья по физике (7 класс) по теме

ТРКМ- одна из современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkm.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективный механизм формирования УУД учащихся на уроках физики – использование технологии развития критического мышления.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Технология критического мышления  способствует формированию:

-уметь мыслить логично;

 -выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко;

-запоминать и оценивать факты;

 -формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

 -уметь отстаивать свою позицию.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл,  К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.                                                                                       Основу  технологии   развития  критического мышления  составляет базовая модель,  включающая три стадии: «Вызов – осмысление –  рефлексия». Такое  построение   учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели  и   задачи  обучения, осуществить   активный   поиск   новой информации,  проанализировать   ее  и  соотнести   с собственными  знаниями. На стадии  вызова  происходит  процесс  актуализации  уже    имеющихся  знаний и представлений  о предмете   изучения. Организация   работы  на данной стадии  позволяет  сформировать  познавательный  интерес, определить цели  рассмотрения  той  или  иной  темы.  На  стадии  осмысления (реализации  смысла)  учащийся   работает  с новой информацией, систематизирует ее, учится   формулировать   вопросы   по  мере  соотнесения  старой и новой  информации.  Стадия   рефлексии  (размышления)  позволяет  учащимся  закрепить  новые  знания   и   перестроить свое  первичное представление об изучаемом   материале.  Таким образом,  происходит  целостное осмысление и  «присвоение»    нового знания,  формирование   собственного отношения  к  изучаемому   материалу.                                                                                                   Примеры   приемов  и стратегий технологии развития критического мышления                                                                                                  

  • Мозговая атака
  • Кластер (гроздь)
  • Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал»
  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
  • Инсерт
  • «Корзина» идей
  • Фишбоун (рыбный скелет)
  • Эссе
  • Зигзаг
  • Бортовой журнал

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» (описана Дж. Беллансом) в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.                                                                                                         Выглядит эта таблица приблизительно так

Линия  сравнения

 

Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

На  уроке  по теме «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» в 7 классе на стадии рефлексии учащиеся предлагают «Линии сравнения» для твердого, жидкого и газообразного вещества. Заполнение таблицы позволяет систематизировать изученный материал. Данная таблица является готовой памяткой для выполнения домашнего задания

       Газ

Линии сравнения

Твердое вещество

Жидкость

нет формы

форма

  сохраняет

меняет текучесть

занимают весь объем

объем

сохраняет

сохраняет

беспорядочное, хаотичное

движение молекул

около положения равновесия

скачками (текучесть)

почти нет

взаимодействие молекул

сильное

слабое

Другой прием - кластер (автор Гудлат) - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Приём может быть применён: на стадии вызова. Систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопроса или заголовков смысловых блоков, но особенно большой потенциал он имеет на стадии рефлексии, поскольку способствует обобщению и систематизации материала, установлению причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, более глубокому осмыслению содержания. При изучении темы «Что изучает физика» в 7 классе предлагаем учащимся в конце урока систематизировать изученный материал с помощью кластера. Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.                                         Центральный овал – ключевое понятие темы «Физика». Вокруг школьники расположили те явление, которые изучает эта наука. Соединили в определённом порядке смысловые единицы с центральным овалом, а для наглядности раскрасили их разными цветами. В ходе работы над составлением кластера обучающиеся не только систематизировали учебный материал, но и продолжили формирование следующих УУД:

-предметные: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира,                                                                                       -метапредметные: формирование умений воспринимать,                                                                                            перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

Прием проведения лекции «Бортовой журнал» может быть использован даже на уроках в 7 классе, так как учащиеся развивают качества, необходимые для развития критического мышления, и следующие умения:   -определять неисследованные (неизвестные ему) области в теме;                     -самостоятельно определять направление в изучении темы;                               - самостоятельно обобщать и систематизировать потоки информации;             -задавать вопросы;                                                                                                    - письменно формулировать свое отношение к теме, оценивать и анализировать  материал;                                                                                        -сопоставлять различные точки зрения между собой;                                         -обосновывать свою точку зрения.                                                                      На уроке по теме «Физика – наука о природе» в 7 классе на стадии вызова школьники вспоминают, что в 5 классе на уроках природоведения были введены формулировки терминов «тело» и «вещество». Свои знания заносят в левую колонку. При более подробном прочтении и разборе текста параграфа заполняется правая колонка. Оказывается понятным, что называют физическим телом, что такое материя, чем отличаются наблюдения и опытов. Один из учеников сделал интересную запись в бортовом журнале: «Физика-наука обо всем, что есть в природе». Объяснил это тем, что раз физика - наука о природе, значит, все, что в ней происходит, изучается именно этой наукой.

Бортовой журнал урока по теме: «Физика – наука о природе»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Определение термина «тело», «вещество»

Что изучает физика. Задачи физики.

Что такое физическое тело, материя.

Чем отличаются наблюдения от опытов.

Физика-наука обо всем, что есть в природе

Владение разнообразными приемами разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных приемов и  стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений, что способствует формированию целого ряда предметных и метапредметных УУД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание универсальных учебных действий, которые мы можем формировать при обучении физике следующее:

– действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить" главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

– действие преобразования условий задачи и моделирования;

– решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

– выполнение эксперимента;

– выход на новую учебную задачу сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

– исходные факты;

– эмпирические законы;

– модельные гипотезы;

– теоретические выводы;

– экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

 Вычленяя данные эксперимента, анализируя их, учащиеся формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели. Выявленное несоответствие результатов эксперимента и предсказаний исходной модели ведет к определению границ данной модели, поиску ее преобразования или поиску новой модели, выдвижению новой гипотезы. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В свою очередь воображение и творческие способности учащихся способствуют выдвижению гипотез и экспериментированию.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

– уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем – человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.

Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. «Как живете, дети?» М., стр 31, 1986

2. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики :журн. Физика в школе/ Изд. Первое сентября,№14, с. 23-25, 2011

3.Наволокова Н. П., Куценко Т. Н., Кузнецова Л. Н «Предметная неделя физики в школе». Феникс ,2007

4. Смольянина Г.Н. Практико - значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в условиях детского дома-интерната» ,учитель физики МБОУ МДДШМВ, М., 2011

5. Стандарты второго поколения «Примерные программы .Физика 7-9 классы. .- М.: Просвещение , с.6-8, 37, 2011

6. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993

               Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

  1. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html
  2.  Макарова Т.Н. «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии». Учитель физики МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское Ставропольского края

3. Самсонова Н.Ю «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»

4. http://www.festival.1september.ru/ 

5.  http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=8676&page=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...

Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...