Календарно-тематическое планирование по истории 7 класса
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

Лащук Наталья Николаевна

Данное календарно-тематическое планирование соответствует требованиям ФГОС и является синтезом ряда разработок иных авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.

тел. 409-81-80, www.school120spb.ru

___________________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

ГБОУ школы № 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от «30» августа 2019 года

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

ГБОУ школы № 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

______________/____________/

от «30» августа  2019года

«УТВЕРЖДЕНО»

И.о.Директора

 ГБОУ школы № 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

__________В.М.Григорьева

Приказ №_______

от «31» августа 2019года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

наименование

История

класс

срок реализации

1 год

РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР:

120-ООО-2019/

Составил(а):

___ЛАЩУК НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА__

учитель истории и обществознания

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание, термины, понятия

Средства обучения, оборудование, ЭОР, здорово-сберегающие технологии, ИКТ

Основные учебные действия (виды, характеристика учебной деятельности)

Вид контроля

Дата проведения

По плану

По факту

История Нового времени (1500-1800) 24 часа

Тема 1.  Введение. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация - 19 часов

Введение. От Средневековья к Новому времени.

Урок  открытия новых знаний

Понятие нового времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.

Лента времени, учебник, Интернет-ресурсы

Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знания и хронологию этапов Нового времени при анализе событий. Называть хронологические рамки нового времени. Иметь представление о том, что изучает новая история, хронологических рамках нового времени, человеке Нового времени, чертах нового общества. Уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Задания на сравнение хронологических рамок древнего мира и средневековья

Технические открытия и выход к Мировому океану.

Урок  открытия новых знаний

Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия – лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля -  шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий.

Учебник, интернет-ресурсы

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.

Оценивать открытия Х. Колумба, Ф.Магеллан, Э. Кортеса.

Рассказывать о значении Великих географических открытий.

Фронтальный опрос

Устный рассказ

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Урок открытия новых знаний

Учебник, интернет-ресурсы

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.

Урок открытия новых знаний

Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король – наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе.

Учебник,  карта Европы в XVI-XVII вв

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.

Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.

Объяснять причины появления республик в Европе.

Составить устный рассказ по сюжету, оперируя новыми понятиями

Дух предпринимательства преобразует экономику и общество.

Урок общеметодологического направления

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Учебник

Уметь классифицировать, обобщать. Иметь представление о зарождении капиталистических отношений, совершенствовании техники, возникновении мануфактур, развитии товарного производства, торговых компаниях. Знать понятия: буржуазия и наемные рабочие, монополия, биржа, мануфактура.

Устанавливает причинно- следственные связи; работает с учебником.

Европейское общество в раннее Новое время.

Урок открытия новых знаний

Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство – джентри – и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Учебник, проектор, презентация

Рассказывать о социальных изменениях.

Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.

Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия.

Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.

Рассказывать о складывающейся культуре домовладения.

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Повседневная жизнь

Урок открытия новых знаний

Учебник, проектор, презентация

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Высокое Возрождение

Урок открытия новых знаний

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Учебник, проектор, презентация

Знать понятия: гуманизм, гуманист, Возрождение. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Великие гуманисты Европы.

Урок-диспут

Учебник, проектор, презентация

Мир художественной культуры Возрождения

Уроки общеметодологической направленности

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие искусства Северного Возрождения.

Учебник, проектор, презентация

Приводить аргументы из текста произведений У.Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.

Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.

Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Мир художественной культуры Возрождения

Учебник, проектор, презентация

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Мир художественной культуры Возрождения

Учебник, проектор, презентация

Выступление с презентациями. Самостоятельная оценка работ друг друга

Рождение новой европейской науки.

Урок открытия новых знаний

Условия развития революции в естествознании. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Учебник

Уметь анализировать исторические факты, научные течения, сравнивать с современными науками. Готовить сообщение на основе источников разных видов; выполнять художественно-творческие задания

Индивидуальная работа

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Урок общеметодологической направленности

Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии.

Учебник

Иметь представление о причинах Реформации и её распространении в Европе, об основных положения учения Лютера, народной Реформации и крестьянской войне. Знать понятия: реформация, лютеранская церковь, пастор, протестант. Уметь самостоятельно работать с текстом и составлять план

Рассказать о взаимоотношениях конфессий христианской церкви.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Урок открытия новых знаний

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина.

Учебник, карта

Иметь представление о Ж.Кальвине и его учение о предопределении человека, Кальвинистской церкви, Игнатии Лойоле и ордене иезуитов, борьбе католической церкви с реформацией.

Составить сравнительную характеристику ортодоксальных конфессий

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Урок методологической направленности

Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Тридентский собор

Учебник, карта

Знать понятия: Контрреформация, кальвинизм, орден иезуитов. Уметь составлять таблицу, работать с документами.

Составить сравнительную характеристику ортодоксальных конфессий

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Урок общеметодологической направленности

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане.

Учебник

Иметь представление о правлении Генриха VIII, Марии Кровавой, Елизаветы. Знать понятия: Непобедимая армада, англиканская церковь. Научиться  определять термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер.

Получить возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии

Самостоятельно подвести итоги правления Елизаветы 1.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Урок общеметодологической направленности

Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Учебник

Иметь представление о борьбе между католиками и гугенотами, Варфоломеевской ночи, Войне трех Генрихов, Нантском эдикте, реформах Ришелье, усилении Франции к середине XVII века. Умение самостоятельно анализировать исторические источники, письменные, изобразительные, вещественные. Умение отстаивать взгляды.

Характеристика исторического деятеля

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация».

Урок общеметодологической направленности

Повторение и обобщение темы

Учебник, карта, раздаточный материал

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученных тем

Самостоятельная работа

Тема 2. Первые революции нового времени. Международные отношения 5 часов

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

Урок общеметодологической направленности

Рождение Республики Соединённых провинций. «Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе

Учебник, карта, раздаточный материал

Знать понятия: революция, террор, гёзы, уния, штатгальтер. Получить  возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

Составить рассказ: Жемчужина в короне Габсбургов»

Парламент против короля.

Революция в Англии

Урок открытия новых знаний

Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии Билль о правах. Начало и конец эпохи вигов.

Учебник, карта, документ

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия. Знать понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, гражданская война, «круглоголовые», «кавалеры», «Прайдова чистка», парламентская монархия, республика, левеллеры, диггеры, протекторат, военная диктатура, Билль о правах, тори, виги.

Выделять главное в тексте; работа с документами

Путь к парламентской монархии

Урок открытия новых знаний

Учебник, карта, документ

Выделять главное в тексте; работа с документами

Международные отношения в XVI-XVII вв.

Урок открытия новых знаний

Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVII вв. Тридцатилетняя война. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVII в. Россия и Дания против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями.

Учебник, карта

Имеет представление о причинах, ходе и последствиях Тридцатилетней войны, восточном вопросе. Получить возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризовать ход военных действий.

Работа с контурной картой

Повторительно-обобщающий урок по теме «Значение раннего Нового времени»

Урок общеметодологической направленности

Значение раннего Нового времени

Учебник, карта

Выявлять основные общественные культурные процессы Нового времени, выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

Самостоятельная работа

История России в конце XVI- XVII вв. 44 часа

Введение в изучение курса Истории России в XVI-XVII вв. – 1 час

Введение

Урок открытия новых знаний

Основное содержание курса, цели и задачи, место учебной дисциплины в образовательном процессе, справочный и методический аппарат учебника.

Учебник, схема, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Анализировать материалы учебника и дополнительный материал. Использовать таблицы, схемы, карты для получения информации. Составлять план действий. Доказывать, что история России является частью мировой истории.

Презентации, работы групп, беседы

Тема 3. Россия в XVI в. – 19 часов

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Урок открытия новых знаний

Причины и последствия Великих географических открытий. Особенности русских географических открытий. История России как часть мировой истории. Бартоломеу Диаш. Христофор Колумб. Васко да Гамма. Америго Веспуччи. Фернанд Магеллан. Афанасий Никитин. Федор Курбский. Петр Ушатый. Понятия: коровелла, поморе.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Анализировать материалы учебника и дополнительный материал. Использовать таблицы, схемы, карты для получения информации. Составлять план действий. Доказывать, что история России является частью мировой истории. Устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период. Использовать приемы исторического анализа.

Презентации, работы групп, беседа, работа с картой

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Урок открытия нового знания

Территория и хозяйство России в начале XVI в. Особенности состава населения Российского государства, особенности развития России в начале XVI в. Понятия: зона рискованного земледелия, озимые, яровые, реформа, слобода, ярмарка, казачество.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Анализировать материалы учебника и дополнительный материал. Использовать таблицы, схемы, карты для получения информации. Составлять план действий. Доказывать, что история России является частью мировой истории. Описывать структуру российского общества в начале XVI в. Выявлять особенности развития России в начале XVI в.

Презентации, работы групп, беседы, работа с картой

Формирование единых государств в Европе и России

Урок открытия нового знания

Формирование единых государств в Европе и России, предпосылки и особенности. Роль церкви в становлении единого государства. Понятия: крепостное право, самодержавие.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Знать понятия: крепостное право, самодержавие.

Характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса.

Уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Презентация, работы  групп, беседа

Российское государство в первой трети XVI в.

Урок открытия новых знаний

Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве? Боярская дума, кормление, местничество, поместье, помещик. Юрьев день.

Государев двор, приказы, уезды, станы, волости, наместник, дворяне, «Дети боярские».

Учебник, карта

Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. Научиться характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III; описывать систему управления Московским государством, сложившуюся в годы правления Ивана III; определять причины, которые предопределили неизбежность падения ордынского владычества; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения объединения русских земель

Самостоятельное составление схемы «Управление в Московском государстве»

Российское государство в первой трети XVI в.

Урок общеметодологической направленности

Учебник, карта

Беседа

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Урок открытия новых знаний

Основные направления внешней политики России в первой трети XVI в., последствия и особенности внешней политики России в изучаемый период. Понятия: капитуляция, острог, сейм.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карты

Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.

Характеризовать внешнеполитические задачи России.

Презентация, работы  групп, беседа

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

Урок открытия новых знаний

Знать термины Земский собор, приказы, централизованное государство. Раскрывать сущность положений укрепления центральной власти, Судебника 1550 г. Организация стрелецкого войска. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.

Учебник, документы

Рассказывать о правлении Е.Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов.

Работа в парах. Взаимный опрос

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

Урок общеметодологической направленности

Учебник, документы

Работа в парах. Взаимный опрос

Государство Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Урок общеметодологической направленности

Характерные черты развития и историческая судьба Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды. Территориальные, национальные, политические, социальные и экономические аспекты их развития в середине XVI в.

Понятия: гарнизон, гвардия.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карты

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Овладевать элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества.

Презентация, работы  групп, беседа, работа с картой

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Урок открытия новых знаний

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Знать термины засечная черта, Речь Посполитая, острог. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.

Учебник, карты, контурная карта

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в. Раскрывать смысл понятий: сейм, острог. Работать с картой, самостоятельно уметь ориентироваться в атласе. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом». Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей. Работать с исторической картой: показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы. Работать с текстом учебника, историческими документами:

- сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;

- показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне;

- на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Работа с контурной картой

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Урок общеметодологической направленности

Работа с контурной картой

Российское общество в XVI в. «Служилые» и «тяглые»

Урок-рефлексия

Положение различных представителей российского общества в XVI в. Состав населения Российского государства. Занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых». Понятия: гости, «Государев родословец», заповедные лета, урочные лета, посад

Учебник

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Осуществлять рефлексию своей деятельности. Передавать содержания в сжатом (развернутом) виде.

Беседа, составление схемы

Народы России во второй половине XVI в.

Урок общеметодологической направленности

История народов России во второй половине XVI в. Этапы освоения русскими новых земель. Распространение крестьянства среди населения земель, присоединенных к России в XVI в. Понятия: епархия

Учебник, карта

Владеть общим приемом решения учебных задач, работать с разными источниками информации.

Характеризовать политику, проводимую Иваном IV в Поволжье и Сибири.

Беседа, работа с картой

Опричнина

Урок открытия нового знания

Знать определения опричнина, земщина, посад, крепостное право.

Причины разрыва царя со своими сподвижниками. Сущность опричнины и ее последствия для экономики страны.

Учебник

Рассмотреть с учащимися причины, суть, последствия опричнины. Называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России.

Составление плана

Опричнина

Урок общеметодологической направленности

Учебник

Составление плана

Россия в конце XVI в.

Урок открытия новых знаний

Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждения патриаршества. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Учебник

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI века. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

 формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, строить понятные для партнера высказывания. ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Фронтальный опрос. Доклад о личности Б. Годунова

Церковь и государство в XVI в.

Урок открытия новых знаний

Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

Учебник, проектор, презентация

Научиться использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для объяснения изменения в положении Русской православной церкви и появления ересей; оценивать влияние централизации русских земель на жизнь церкви и духовенства в XVI в.; выявлять причины распространение ересей в некоторых русских землях; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; оценивать роль Русской православной церкви в становлении и развитии российской государственности; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

Подготовить сравнительную таблицу взглядов церковников.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Урок-рефлексия

Особенности развития культуры народов России  XVI в. Достижения в духовной и материальной жизни. Факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в. Понятия: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый.

Учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах,

Осуществлять рефлексию своей деятельности.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Работать с разными источниками информации.

Анализировать значение культурных контактов России с другими странами.

Характеризовать особенности культуры различных народов России.

Презентации, работа групп, тест

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVI в.»

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVI в.»

Учебник, пакеты с тестовыми заданиями, карты

Определять цели обучения.

Собирать и фиксировать информацию, выделяя главное и второстепенное. Строить логические рассуждения.

Тест

Тема 4. Смутное время России при первых Романовых 24 часа

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII вв.

Урок открытия новыхзнаний

Внешняя политика России на рубеже XVI – XVII вв. Главные задачи внешней политики Российского государства в конце XVI – начале XVII вв. Направления внешнеполитической деятельности. Понятия: шляхта.

Учебник, карты, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Владеть устной и письменной речью, работать по плану, владеть общим приемом решения учебных задач, описывать особенности внешнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI – начале XVII вв.

Презентация, работа групп

Смута в Российском государстве

Урок открытия новых знаний

Причина Смуты. Этапы Смутного времени. Основные движущие силы и последствия для экономики страны и ее безопасности. Понятия: авантюрист, магнат, самозванец, Смута (Смутное время).

Учебник, карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Давать определения понятий.

Определять исторические процессы, события во времени. Применять основные хронологические понятия и термины. Использовать приемы исторического анализа.

Презентация, работы групп, заполнение таблицы

Смута в Российском государстве

Урок открытия новых знаний

Учебник, карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Презентация, работы групп, заполнение таблицы

Смута в Российском государстве

Урок общеметодологической направленности

Учебник, карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Презентация, работы групп, заполнение таблицы, тест

Окончание Смутного времени

Урок открытия новых знаний

Распад Тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Воцарение династии Романовых.

Учебник, карты, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Владеть устной и письменной речью. Выполнять задания по предложенному алгоритму. Владеть общим приемом учебных задач.

Определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны. Оценивать значение восшествия на престол династии Романовых.

Работа с картой, беседа, презентация работы групп

Экономическое развитие России в XVII в.

Урок открытия новых знаний

Последствия польско-шведской интервенции и Смутного времени. Изменения в сфере экономического развития России в XVII в.

Понятия: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник

Учебник, карта

Владеть устной и письменной речью. Выстраивать алгоритм действий. Владеть общим приемом решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.

Оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны.

Беседа,

терминологический диктант

Экономическое развитие России в XVII в.

Урок систематизации и контроля знаний

Учебник, карта

Беседа,

тест

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Урок открытия новых знаний

Первые Романовы. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы. Местное управление. Реформы армии. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Учебник

Получить возможность научиться: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, извлекать полезную информацию из исторического источника. Ориентироваться  в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать  наиболее эффективные из них. Договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Беседа

Изменения в социальной структуре Российского общества

Урок-рефлексия

Социальная структура Российского государства в XVII в. Первое сословие. Крестьяне. Городское население. Духовенство. Казачество.

Учебник

Получить  возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия. Ставить  и формулировать  цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера,  адекватно использовать  речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Беседа

Народные движения в XVII в.

Урок открытия новых знаний

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Социальные движения второй половины XVII в. Восстание под предводительством Степана Разина

Учебник, карта

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы; Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника); Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов).

Проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Научить определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война

Получить возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач, участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Практическая работа с группой, работа с контурной картой

Россия в системе международных отношений

Урок открытия новых знаний

Внешнеполитические задачи, стоявшие перед первыми представителями династии Романовых. Отношения России с соседними странами. Противоречие между Россией и другими государствами в XVII вв.

Понятия: верительная грамота, коалиция, ратификация, фураж.

Учебник, карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Владеть устной и письменной речью.

Оценивать результаты Смоленской войны с позиции России. Выявлять причины Русско-турецкой войны. Называть и характеризовать союзников России по «Священной лиге». Применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения международных событий и явлений прошлого.

Презентации, работа групп,

Россия в системе международных отношений

Урок систематизации и контроля знаний

Учебник, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Презентации, работа групп, тест

«Под рукой» Российского государя: вхождение Украины в состав России.

Урок общеметодологической направленности

История вхождения Украины в состав России, процесс вхождения Украины в состав России. Причины присоединения украинских земель, факторы объединения русского и украинского народов. Понятия: голытьба, реестровые казаки, униад.

Учебник, карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Составлять рассказ о Запорожской сечи на основе материалов учебника, отрывков из исторических источников, произведений литературы и сведений исторической карты. Читать историческую карту и ориентироваться в ней. Владеть письменной и устной речью, общим приемом решения учебных задач. Работать с разными источниками информации. Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Работа с картой, таблицей

Русская православная церковь в XVII в. Реформы патриарха Никона и Раскол.

Урок открытия новых знаний

Положение Русской Православной Церкви после Смутного времени. Причины церковной реформы. Социальная база и значение раскола. Понятия: протопоп, Раскол, старообрядчество.

Учебник, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Анализировать позицию Русской Православной Церкви в XVII в. Описывать последствия церковной реформы, оценивать ее достоинства и недостатки. Характеризовать позицию протопопа Аввакума и патриарха Никона. Описывать основные идеи старообрядцев. Владеть письменной и устной речью, общим приемом решения учебных задач. Работать с разными источниками информации. Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Фронтальный опрос, работа в парах

Русская православная церковь в XVII в. Реформы патриарха Никона и Раскол.

Урок общеметодологической направленности

Учебник, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Фронтальный опрос, работа в парах

Народы России в XVII в.

Урок открытия новых знаний

История и культура народов России в XVII в. Процесс формирования многонационального Российского государства.

Понятия: чум, шаман, юрта

Учебник,  карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Характеризовать историю и культуру народов России в XVII в., исследовать их особенности. Называть положительные и отрицательные последствия русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока. Описывать образ жизни и памятники культуры народов России в XVII в. Работать по плану. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно. Устанавливать причинно-следственные связи.

Презентации, работы групп, заполнение сравнительной таблицы, тест

Народы России в XVII в.

Урок общеметодологической направленности

Учебник,  карта, пакет с раздаточным материалом для работы в группах

Презентации, работы групп, заполнение сравнительной таблицы, тест

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Урок открытия новых знаний

Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения и освоения Сибири. Походы на Дальний Восток. Понятия: абориген, аманат, коч

Учебник, карта

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке, выделять и объяснять цели внешней политики России на Восточном направлении в XVII в. Показывать на карте маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова, сравнивать их.

Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока». Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев в местными племенами. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Работа в парах, взаимоопрос, работа с контурной картой, работа с таблицей

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Урок общеметодологической направленности

Учебник, карта

Работа в парах, взаимоопрос, работа с контурной картой, работа с таблицей

Культура народов России в XVII в.

Урок открытия новых знаний

Влияние европейской культуры на культуру народов России, развитие образования, славяно-греко-латинская академия. Начало женского раскрепощения, культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести – Куранты».

Понятия: парсуна, изразцы, сатирические повести.

Учебник, карта, презентация

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.

Применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки русской культуры; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке.

Опрос, презентация, сочинение

Культура народов России в XVII в.

Урок общеметодологической направленности

Учебник, карта, презентация

Опрос, презентация, сочинение

Сословный быт и картины мира русского человека в XVII в.

Урок-рефлексия

Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия, посадского населения крестьян.

Учебник, художественная литература

Составлять описание быта различных слоев общества XVII века (в том числе находящихся на территории края, района), характеризовать их значение, значимость для общества и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре и быте XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о предметах быта и обычаях народов XVII в. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач.

Беседа

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Урок общеметодологической направленности

Самобытные основы, жизнь украинцев, народов Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Учебник, художественная литература

Составлять описание быта различных слоев общества XVII века (в том числе находящихся на территории края, района), характеризовать их значение, значимость для общества и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре и быте XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о предметах быта и обычаях народов XVII в. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач.

Пересказ

Итоговый контроль знаний

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу истории России в 7 классе.

Учебник

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в XVII в.

Описывать образ жизни и основные занятия населения Российского государства в XVII в.

Характеризовать существенные признаки культуры России. Доказывать, что История России является частью мировой истории.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...