Рабочая программа по истории России, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории России, 6 класс к учебнику: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С Стефанович, А.Я Токарева/ под ред. А.В. Торхунова. история России. 6 кл в 2-х ч. - М.: Просвещение. 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6_kl_2018-2019gg.docx | 51.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками
Предметные результаты:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Введение(1 час)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
2.Народы и государства на территории нашей страны в древности (7 часов)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
3.Русь в IX- первой половине XII вв.(12часов)
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
4.Русь в середине ХII — начале XIII в.(7 часов)
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
5.Русские земли в середине XIII – XIV в (16 часов)
.Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
6.Формирование единого Русского государства (8 часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
7. Итоговое повторение по курсу ( 2 часа )
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||||
1 | Введение. Наша Родина – Россия. | 1 ч | 05.09 | |||||
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 7 ч | |||||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | 10.09 | |||||
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | 12.09 | |||||
4-5 | Образование первых государств | 2 | 19.09, 24.09 | |||||
6-7 | Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. | 2 | 26.09 03.10 | |||||
8 | Повторение и –обобщение по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | 08.10 | |||||
Глава II. Русь в IX - первой половине XII века | 12 ч | |||||||
9 | Первые известия о Руси. | 1 | 10.10 | |||||
10-11 | Становление Древнерусского государства | 2 | 17.10 22.10 | |||||
12 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | 24.10 | |||||
13 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | 31.10 | |||||
14 | Русь при Ярославичах. Владимир Мономах | 1 | 12.11 | |||||
15-16 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 2 | 14.11, 21.11 | |||||
17 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | 26.11 | |||||
18 | Повседневная жизнь населения | 1 | 28.11 | |||||
19 | Место и роль Руси в Европе | 1 | 05.12 | |||||
20 | Повторение и обобщение по теме «Русь в IX – первой половине XII века» с элементами промежуточной аттестации | 1 | 10.12 | |||||
Глава III. Русь в середине XII - начале XIII в. | 7 ч | |||||||
21-22 | Политическая раздробленность на Руси. | 2 | 12.12, 19.12 | |||||
23 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | 24.12 | |||||
24 | Новгородская республика. | 1 | 26.12 | |||||
25-26 | Южные и Юго-западные русские княжества | 2 | 16.01, 21.01 | |||||
27 | Повторение и обобщение по теме «Русь в середине XII - начале XIII в.» | 23.01 | ||||||
Глава IV. Русские земли в середине XIII – XIV в. | 16 ч | |||||||
28 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 | 30.01 | |||||
29-30 | Батыево нашествие на Русь | 2 | 04.02 06.02 | |||||
31-32 | Северо-Западная Русь между Западом и Востоком. | 2 | 13.02, 18.02 | |||||
33 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. | 1 | 20.02 | |||||
34-35 | Русь и Литовское государство | 2 | 27.02 03.03 | |||||
36-37 | Усиление Московского княжества | 2 | 05.03 12.03 | |||||
38-39 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, её значение | 2 | 17.03 19.03 | |||||
40-41 | Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII – XIV в. | 2 | 26.03 07.04 | |||||
42 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | 09.04 | |||||
43 | Повторение и обобщение по теме «Русские земли в середине XIII – XIV в». | 1 | 16.04 | |||||
Глава V. Формирование единого Русского государства | 8 ч | |||||||
44-45 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XVв. | 2 | 21.04 23.04 | |||||
46 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | 30.04 | |||||
47-48 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 2 | 07.05 12.05 | |||||
49-50 | Формирование культурного пространства единого Русского государства | 2 | 19.05 21.05 | |||||
51-52 | Итоговое повторение «Русь в IX - XV вв.» | 2 ч | 26.05 28.05 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N урока | Название раздела, тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1. | Введение. Наша родина - Россия | 1 | 06.09 | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности | 4 ч | |||
2. | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | 13.09 | |
3. | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | 20.09 | |
4. | Образование первых государств. | 1 | 27.09 | |
5 | Восточные славяне и их соседи | 1 | 04.10 | |
Русь в IX- первой половине XII вв. | 10 ч | |||
6. | Первые известия о Руси | 1 | 11.10 | |
7. | Становление Древнерусского государства | 1 | 18.10 | |
8. | Правление князя Владимира.Крещение Руси. | 1 | 25.10 | |
9 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | 08.11 | |
10. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | 15.11 | |
11. | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | 22.11 | |
12. | Место и роль Руси в Европе | 1 | 29.11 | |
13. | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | 06.12 | |
14 | Повседневная жизнь населения | 1 | 13.12 | |
15 | Повторение и обобщение по теме: «Русь в IX - первой половине XII в» с элементами промежуточной аттестации | 1 | 20.12 | |
Русь в середине XII- начале XIII вв. | 4 ч | |||
16 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | 27.12 | |
17. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | 17.01 | |
18. | Новгородская республика | 1 | 24.01 | |
19. | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | 31.01 | |
20. | Повторение и обобщение по теме: «Русь в середине XII - начале XIII в» | 1 | 07.02 | |
Русские земли в середине XIII – XIV в. | 7 ч | |||
21. | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 | 14.02 | |
22 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | 21.02 | |
23. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | 28.02 | |
24. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | 07.03 | |
25. | Литовское государство и Русь | 1 | 14.03 | |
26. | Усиление Московского княжества Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV вв. | 1 | 21.03 | |
27. | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | 04.04 | |
Формирование единого Русского государства | 6 ч | |||
28. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 | 11.04 | |
29. | Московское княжество в первой половине XV вв. | 1 | 18.04 | |
30. | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | 25.04 | |
31. | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | 16.05 | |
32. | Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | 23.05 | |
33. | Повторение по теме «Формирование единого Русского государства» | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...