программа внеурочной деятельности в 5 классе "Загадки истории"
рабочая программа по истории (5 класс)

Игнатова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа включает следующие разделы:

• пояснительную записку;

• учебно-тематический план;

• календарно-тематическое планирование;

• учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального  казенного общеобразовательного учреждения

 «Красноярский центр образования»

 муниципального образования Киреевский район

 «Рассмотрено»                                                          «Согласовано»                                                          «Утверждено»

на ШМО классных                                            Заместитель директора по УВР                         Директор МКОУ «Красноярский центр

рукодителей                                                    МКОУ «Красноярский центр образования»                                          образования»

Руководитель МО                                                       __________/Гатаулина Н.А./                                              _____________/Денискина Т.Е./                                  

_________/Степунина В.Н./                                           «____»____________2019 г.                                      Приказ №_____от «___»_______2019г.                                                                                                                        

Протокол №_____ от        

«____»________2019г.                                                                                                                                

        

Планирование внеурочной деятельности в 5 классе

в соответствии с ФГОС ООО

«Загадки истории»

программа рассчитана на возраст учащихся 10-11 лет

срок реализации программы 1год
составитель: учитель истории и обществознания

Игнатова Ирина Геннадьевна

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Актуальность программы

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.  Вследствие чего определяются проблема в школьном историческом образовании найти такие формы, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Рабочая программа включает следующие разделы:

• пояснительную записку;

• учебно-тематический план;

• календарно-тематическое планирование;

• учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся

Программа внеурочной деятельности по истории в 5 классе разработана на основе:

 Федерального закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012),

 Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения;

 требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

 Фундаментального ядра содержания общего образования;

 Примерной программы основного общего образования по истории

 программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

 идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

 повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

 активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;

 сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;

 развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;

 развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.

Программа  имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа состоит из 34 часов, 1 раз в неделю по одному часу, рассчитана на учащихся 11-12 лет.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Планируемые результаты изучения истории в 5 классе.  История Древнего мира .

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

 формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

 определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 смысловое чтение;

 умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

 усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

 расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

 приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

 освоение приемов установления причинно-следственных связей;

 умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;

 предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

 выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;

 давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);

 определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).

Методы и приемы обучения, воспитания и развития

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.

Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Содержание программы внеурочной деятельности

Введение (2 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Как работать с историческими источниками.

Первобытное общество (3 часа). Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.

Древний Восток (12 часов). Древний Египет. Секреты пирамид. Западная Азия. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев. древняя Палестина. Библейские истории. Индия и Китай в древности. Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев.

Древняя Греция (8 часов)

Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.

Древний Рим (7 часов)

Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

Повторение, подведение  итогов (2 часа)

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Раздел

Количество часов

Введение

2 ч.

Первобытное общество

3 ч.

Древний Восток

12 ч.

Древняя Греция

8 ч.

Древний Рим

7 ч.

Повторение

2 ч.

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Кол.

часов

Тема занятия

Виды деятельности

дата

Введение.

2 ч.

  1.Вводное занятие . Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как работать с историческими источниками.

Составление схемы «Главные вопросы историка»;

Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»;

2.Историческая карта. Как «читать» историческую карту. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности.

Решение познавательных задач,

Раздел 1. Первобытное общество

3 ч.

3. Древний человек .Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.

Просмотр познавательного мультфильма

4. Первобытные охотники и собиратели. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Развитие ремесла. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края.

Просмотр познавательного мультфильма «Кот, который гуляет сам по себе».

Знакомство с книгами «Борьба за огонь», «Приключения доисторического мальчика»;

5.Историческая игра « Жизнь первобытных людей»

Решение познавательных задач,

Выполнение рисунков;

Раздел 2. Древний Восток.

12 ч.

6. Древний Египет. Местоположение , природные условия . Земледелие как главное занятие. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.

Просмотр познавательного мультфильма «Древний Египет», работа с историческим источником , выбор темы проекта.

7.Религия древних египтян. Мифы о богах. Суд Осириса в царстве мертвых. Обожествление фараона.

Просмотр презентации, выполнение творческих рисунков, подготовка сообщений.

8.Искусство древних египтян, храмы и пирамиды.  Секреты пирамид .Большой сфинкс. Находки в гробнице Тутанхамона. Скульптурный портрет

Просмотр презентации.

«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире; изготовление       макета пирамиды.

9. Историческая игра «Путешествие в Древний Египет».

Решение познавательных задач

10.  Западная Азия. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Сказания о героях и богах.

Просмотр познавательного мультфильма «Древнее Двуречье»

Работа с источником

 

Рисунки «В древнем Вавилоне».

11.  Финикия. Города Финикии -Библ, Сидон, Тир. Природные условия. занятия:  виноградарство, оливководство. Ремесло. Морская торговля. Основание колоний. Древнейший алфавит. Изобретения финикийцев.

Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей»; рисунки финикийских кораблей.

12. Древняя Палестина. Библейские истории. Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания

Просмотр познавательного мультфильма, выполнение рисунков. Рассказ библейских мифов по выбору  учащихся.

13.   Историческая игра по теме: «Путешествие в Древнюю Палестину»

Решение познавательных задач

14. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Знакомство с легендами и мифами    Древней Индии. Выполнение рисунков по теме.

15.Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Строительство Великой Китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Просмотр презентации, подготовка сообщений.

16. Историческая  игра по теме "Древний Восток. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"

Решение познавательных задач

17.Защита творческих проектов : Древний Восток»

защита творческих проектов

Раздел 3. Древняя Греция

8 ч.

18.  Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство.

Просмотр Познавательного мультфильма

«Древняя Греция»

19. Греческие мифы критского периода. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Религиозные верования греков. Легенды о людях и богах.  Двенадцать подвигов Геракла. 

Просмотр мультфильма «Мифы Древней Греции» Выразительный пересказ одного из мифов.

20 . Религиозные верования греков. Мифы  о цветах.

Выполнение рисунков.

21. Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие "атлет". Награды победителям.  

Подготовка сообщений и презентаций «Олимпийские игры –история и современность»

22. Конкурс кроссвордов по теме «Древняя Греция»

Составление и решение кроссвордов

23.  Историческая игра по теме : "Вклад древних эллинов в мировую культуру. Древнегреческие мыслители.

Решение познавательных заданий

24. Театрализованное представление .  «В поисках золотого руна».

театрализация

25. Александр  Македонский. Легенды и предания. Образ Александра Македонского в истории и культуре.

Историческое сочинение

Раздел 4. Древний Рим

7 ч

26.  Древний Рим. Местоположение , природные условия Древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.

Просмотр Познавательно мультфильма «Древний Рим», подготовка сообщений о римских богах .

27. Рабство в Древнем Риме.  Гладиаторские игры. Крупнейшее в древности восстание рабов. Спартак.

Подготовка сообщений, презентаций по теме.

28. Возникновение и распространение христианства. Библия. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Гонения на христиан. Христианские святые мученики.

Просмотр Познавательных мультфильмов. Подготовка рассказа    из Библии.

29.  Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии.

Просмотр презентации, написание отзыва о виртуальной  экскурсии в Древний Рим.

30. Историческая игра по теме: « Путешествие в Древний Рим»

Решение познавательных заданий

31.  Конкурс кроссвордов, творческих работ по теме:« Древний Рим»

Составление и решение кроссвордов

32. Урок творчества.

оформление стенгазеты «Культурное наследие Античности»

Итог

 2 ч.

33, 34 . Итоговые занятия. Творческие отчеты.

Итоговое занятие.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности :

Технические средства обучения

 Персональный компьютер учителя

 Мультимедийный проектор

 Интерактивная доска

Печатные средства обучения

 Портреты историков

 Лента времени

 Демонстрационные карты

 Картины, таблицы, схемы

 Раздаточный материал по истории

 Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)

 Научная, научно-популярная литература по курсу Истории Древнего мира

Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия

 Учебные CD-ROM по истории

 Фильмы на DVD/CD

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов:

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

•        Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•        Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru

Древний мир htt://www.ancient.ru/

Древняя Греция http://ellada/spb.ru/

Древний Рим http://ancientrome.ru/

История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru

Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru 

Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
  9. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического пр...

Программа внеурочной деятельности "Великие люди истории"

Рабочая развивающая программа "Великие люди истории" предназачена для работы собучающимися выпускных классов., направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...