Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smutnoe_vremya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история России
Класс: 10
Тема урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время»
Цели урока:
Образовательная цель: повторить, систематизировать, обобщить знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями из источников и исторической литературы;
Развивающая цель: продолжить формирование умений и навыков делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами; формировать у школьников навыки оценки исторических личностей, анализа и обобщения источников и исторической литературы, самостоятельного построения умозаключений;
Воспитательная цель: объективно оценить драматический период в истории страны - способствовать воспитанию коллективизма и ответственности (в ходе совместной деятельности) и любви к родной земле (на примере защитников «земли русской»).
Тип урока : урок повторения и контроля знаний
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, самоконтроль, игровые.
Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.
Оборудование:
портретная «галерея» исторических личностей XVII века, мультимедийная аппаратура, экран, доска, компьютер, иллюстрации(слайды), листы самоконтроля, электронное учебное пособие: “Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.”, “Коминфо”. ЗАО “Новый диск”, 2004 г.; раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.
Ход урока
- Вступительное слово учителя (слайд 1).
Вопрос уч-ся: назовите тему, которую мы изучали последние три урока.
События конца XVI - начала XVII века в русской истории получили название Смута или Смутное время.Смута никого не оставила равнодушным и безучастным. Все население России оказалось захвачено вихрем неожиданных и грозных событий.
Да, конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы. Но очаги этих столкновений всегда были четко ограничены и пространством, и количеством участников. Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать наши знания о представителях эпохи Смутного времени, дополняя их новыми сведениями из источников и исторической литературы; сформировать личностную позицию по понятию «смута», ее причинах, характере и феномене самозванства в России.
2. Основная часть.
- Итак, первое с чего мы начнем – это составление плана работы. Подумайте, какие вопросы, и в каком порядке стоит рассмотреть при повторении темы. Ваши предложения?
(Ответы учащихся, запись учителем плана на доске)
План
1. Понятие и причины Смуты.
2. Понятия, термины.
3. Основные события, хронология.
4. Люди на фоне эпохи.
5. Роль и место Смуты в истории России.
Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.
Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.
Нам предстоит решить сегодня проблемную задачу: начало 17 века – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?
Даются разъяснения по форме проведения урока, поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки.
1. Понятие и причины Смуты.
Говоря о таком сложном явлении в истории, как Смута, прежде всего необходимо определить, что следует понимать под этим термином.
Термин «смута» появился еще в ХVII веке и активно использовался в обиходной речи, в делопроизводстве московских приказов, а также на официальном уровне. Этот термин, предложенный Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотические движения.
В словаре Владимира Даля термин «смута» определяется как возмущение, восстание, крамола, «общее неповиновение», раздор меж народом и властью. (слайд 2)
Григо́рий Ка́рпович Котоши́хин (или Кошихин; он же Иван-Александр Селицкий, ум. 1667) — чиновник российского Посольского приказа, перебежавший в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века
Учащимся предлагается на основе знаний с предыдущих уроков и знаний, полученных при изучении данной темы в первом концентре, сформулировать свое определение термина «смута». (слайд 3)
Причины Смуты?
Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков. (слайды 4-15
Дополнительный материал
Многие знаменитые историки прошлого и настоящего пытались оценить факты истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было “яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики”.
Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Современники рассматривали Смуту так: “Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.). Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества. В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.
Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России
Н.М. Карамзин
Разврат всех сфер русского общества.
С.М. Соловьёв
Нравственное и моральное разложение общество.
Н.И. Костомаров
Следствие католической интриги.
В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов
Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.
Советская историография (И.И.Смирнов, В.И. Буганов, В.И. Корецкий и др.)
Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.
Современная историография (Р.Г. Скрынников, А.Л. Станиславский)
Смута – это гражданская война в России.
Объяснение работы в группах (игровой этап урока) (слайд 16)
2. Словарь эпохи (понятия, термины). (слайды 17-29)
3. Хронограф Смуты.(слайд 30)
Полтора десятилетия, которые получили название «Смута», вместили в себя столько событий, что хватило бы на целый век.
- Платонов выделил в этих событиях три периода: династический, социальный и национальный. Какие события, по-вашему мнению, относятся к каждому из периодов? (слайд 31)
4. История в лицах (люди на фоне эпохи). (слайды 32-82)
- история в лицах
- женщины в истории
- детали
- В критические моменты жизни государства, как никогда, велика роль личности. Смута дала истории большое количество имён.
5. Роль и место Смуты в истории России.
Вопрос:
- Каковы итоги и последствия Смуты? (слайд 83)
-Проблемная задача: начало 17 века – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии? (обсуждение) (слайд 2)
- Какие же уроки должен был извлечь народ и страна из Смуты?
3. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Имена Минина и Пожарского увековечены. Позднее через 200 лет им был поставлен памятник перед собором В.Блаженного на Красной площади в Москве с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 г.” (слайд 84)
4 ноября – День народного единства и согласия (слайд 85)
4.Домашнее задание. (слайд 86)
Эссе. Темы на выбор:
- Смута – трагедия, очищение и возрождение России.
- Проблема самозванства в истории России.
- Рост национального самосознания в начале 17 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".
Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....
уроки по теме ""Смутное время" для 10 класса.
Представлены конспекты уроков по теме "Смутное время" для 10 класса (базовый уровень)....
Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7
План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимн...
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время"
Повторение пройденного материала по теме "Смутное время" в 7 классе в игровой форме...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса
Технологичекая карта урока...
Открытый урок по теме "Смутное время" 8 класс (коррекция)
Конспект и презентация предназначены для учащихся 8 класса (коррекция), конспект сделан на основе учебника Пузанова "История России" для 8 класса....