Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Технологичекая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pou_po_teme_smutnoe_vremya.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Обобщение и систематизация знаний по теме «Смутное время»

Дата урока

5.03.2018 г.

Цель урока

Обобщить и систематизировать  знания учащихся по теме «Смутное время»

Задачи

  1. Создать целостное представление об эпохе Смутного времени
  2. Систематизировать исторический материал;
  3. Обосновывать свои оценки и суждения;
  4. Развивать познавательную активность;

Планируемые ОР

Ученик после  изучения темы:

—дает собственную оценку явлению Смута

—называет основные события Смутного времени

—показывает на карте районы, движения второго ополчения

—дает определение основным понятиям

—рассказывает о событиях Смуты

—называет годы правления основных участников Смутного времени

—анализирует информацию предлагаемого периода, делает выводы

—формулирует вопросы, развивающие познавательную активность

Программные требования

Личностные результаты:

—осмысление социально—нравственного опыта предшествующих поколений

—способность к определению своей позиции, отношения к событиям Смутного времени

—формирование ответственного поведения в современном обществе путем поиска компромиссных решений

- формировать и развивать устойчивую мотивацию учения

Метапредметные результаты:

  1. Коммуникативные

 - развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

       - развивать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

       - распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию

       2.   Регулятивные

        - осознавать уровень и качество усвоения учебного материала;

        - формировать целевые установки  учебной деятельности;

       3. Познавательные

        - устанавливать причинно – следственные связи;

        - строить логические рассуждения, умозаключения;

        - владеть общими приемами решения учебных задач

Предметные:

Научатся:

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;

Получат возможность научиться: 

анализировать материал, сравнивать, делать выводы;

работать  с различной информацией - историческая карта, исторические события, личности, даты;

Основные понятия

Смута, «тушинский вор», ополчение, интервенция, крестоцеловальная запись, самозванец, семибоярщина

Имена исторических деятелей

Борис Годунов, Лжедмитрий Первый, Василий Шуйский, Иван Болотников, патриарх Гермоген, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Романов

Основные даты

1605—1606 гг.

1606—1610 гг.

1606—1607 гг.

1598-1605 гг.

1606 – 1610 гг.

1612 г.

1613 г.

Географические объекты

Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Швеция, Речь Посполитая

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Технология

Элементы игровых технологий

Образовательные ресурсы

История Российского государства. Серия 331. Избрание царя Михаила Федоровича Романова.

https://www.youtube.com/

Методы и формы обучения

Методы: частично – поисковый, практический.

Формы: групповая, индивидуальная

Домашнее задание

Подготовиться к контрольному тестированию

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для

учащихся

Планируемые

результаты

ОРГМОМЕНТ:

1-2 минуты

Приветствие учащихся

Отметка отсутствующих на уроке

Проверка готовности к уроку: дневник, письменные принадлежности (настраивает  и мотивирует учащихся)

Настраиваются

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

5-7 минут

Свой урок я хотела бы начать с просмотра небольшого видеофрагмента.

(подвести учащихся к выводу, что Земский Собор долго определялся с кандидатурой правителя).  Ребята, а как вы думаете, почему Земский Собор долго подбирал кандидатуру нового правителя?

Чего опасались? (продолжения смутного времени).

А что происходило в этот период, нам предстоит вспомнить.

Главный вопрос урока: «Почему именно Михаил Романов становится царем новой династии?»

Просмотр видео.

«Мозговая атака».

Анализ выдвигаемых версий.

Проблемное задание:

1) Почему Земский Собор долго подбирал кандидатуру нового правителя?

2) «Почему именно Михаил Романов становится царем новой династии? 

Определение темы и целей урока

ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

30 мин

7 мин

7 мин

5 мин

 

3 мин

5 мин

Учитель объясняет условия работы на уроке. (предварительно класс делится на группы)

 Сегодня на уроке вы преимущественно работаете в группе. Каждая группа получает задания и старается как можно быстрей выполнить его. Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильно выполнит, предложенное задание.

1 задание «Историческая путаница» 

- соотнести историческую дату с историческим событием и личностью.

(Приложение 1)

2 задание «Историческая личность» 

Отгадать о какой исторической личности  идет речь? От имени этой личности написать указ в специальном бланке. Каждая группа зачитывает указ, другие группы должны отгадать, кто из исторических личностей мог его составить.

3 задание «Картографический практикум» 

Ребята должны выполнить 3 задания по исторической карте (Приложение 2)

Физминутка проводится в форме игры «Да- нет»

(ученик заранее готовит 10 вопросов по теме «Смутное время»). Если учащиеся согласны с ответом они  встают, если нет, они  присаживаются на стул.

5 задание – «Повторим понятия»

(один учащийся выходит к доске, учитель показывает понятие классу, (ученик не должен видеть это понятие), кто – то из учащихся формулирует вопрос,  ученик должен  определить, о каком понятии идёт речь).

Слушают учителя

Групповая работа

 составление мини – проекта

 Групповая работа

отвечают на вопрос

 составляют указ

Групповая работа

отвечают на вопросы

Слушают вопросы и выполняют задание.

формулировка определений понятий

ДАТЫ:

1598 – 1605 гг.

1606 – 1607 гг.

1612 г.

1606-1610 гг.

1605-1606 гг.

1613 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ:

Правление Б. Годунова

Избрание М. Романова царём

Восстание под предводительством И. Болотникова

Правление В. Шуйского

Правление Лжедмитрия I

Освобождение Москвы вторым ополчением

ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ:

Б. Годунов, М. Романов, И. Болотников, В. Шуйский, Лжедмитрий I, Д. Пожарский

Вопрос: О какой исторической личности идёт речь?

1.Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.

2.«Чудом спасшийся» царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России.

3.Бывший холоп, «воевода» спасшегося  «царевича Дмитрия», руководитель первой крестьянской войны в России. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой «истинного царя», о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем.  

4.Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода.  

5. «… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден»

6.С Лобного места на Красной площади его «выкликнули» новым царём. В час своего воцарения, к общему изумлению дал присягу – не казнить никого без суда истинного. Новый царь любил только тех, кто шептал ему в уши доносы.

   

1.Запишите век, к которому относятся события, отраженные на схеме.

2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2» .

3.Назовите фамилию воеводы, возглавившего оборону от интервентов города, обозначенного на схеме цифрой «4».      

     

 Понятия: смутное время, интервенция, гражданская война, интервенция, «тушинский вор», народное ополчение, крестоцеловальная запись, интервенция.

1.Формирование навыков проектной работы

2. Развитие аналитических навыков при работе с информацией (даты, события, личности)

3. Развитие коммуникативных навыков при работе  в группах

4. Развитие умений излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

3 мин

Предлагает ответить на проблемный вопрос, который ставился в начале урока

Фронтальная работа

Вывод:

- боязнь основных слоев населения повторения событий «Смутного времени»

- нужен царь угодный боярам;

САМООЦЕНКА

2 мин

Предлагает учащимся заполнить лист индивидуальных достижений и самостоятельно оценить свою работу на уроке

Индивидуальная  работа

Заполнить лист индивидуальных достижений

Самооценка

РЕФЛЕКСИЯ

1 мин

Предлагает учащимся провести рефлексию (запись в лист индивидуальных достижений соответствующего смайлика)

Индивидуальная работа

Выбрать символ, отражающий состояние ученика

Информация о внутреннем состоянии человека

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Д/З

  1. 2 мин

Благодарит учащихся за урок, называет команду победительницу, подготовиться к контрольному тестированию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.

Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»

laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6  класса  Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Презентация к повторительно-обобщающем курсу по истории России в 11 классе "Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке: монголо-татары."

Презентация предназначена для повторительно-обобщающего курса по истории, для подготовки к ЕГЭ. Материал презентации иллюстрирует основные этапы нашествия монголо-татар на Русь в 13 веке....