Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Обобщение и систематизация знаний по теме «Смутное время» |
Дата урока | 5.03.2018 г. |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Смутное время» |
Задачи |
|
Планируемые ОР | Ученик после изучения темы: —дает собственную оценку явлению Смута —называет основные события Смутного времени —показывает на карте районы, движения второго ополчения —дает определение основным понятиям —рассказывает о событиях Смуты —называет годы правления основных участников Смутного времени —анализирует информацию предлагаемого периода, делает выводы —формулирует вопросы, развивающие познавательную активность |
Программные требования | Личностные результаты: —осмысление социально—нравственного опыта предшествующих поколений —способность к определению своей позиции, отношения к событиям Смутного времени —формирование ответственного поведения в современном обществе путем поиска компромиссных решений - формировать и развивать устойчивую мотивацию учения Метапредметные результаты:
- развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - развивать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; - распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию 2. Регулятивные - осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; - формировать целевые установки учебной деятельности; 3. Познавательные - устанавливать причинно – следственные связи; - строить логические рассуждения, умозаключения; - владеть общими приемами решения учебных задач Предметные: Научатся: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; Получат возможность научиться: анализировать материал, сравнивать, делать выводы; работать с различной информацией - историческая карта, исторические события, личности, даты; |
Основные понятия | Смута, «тушинский вор», ополчение, интервенция, крестоцеловальная запись, самозванец, семибоярщина |
Имена исторических деятелей | Борис Годунов, Лжедмитрий Первый, Василий Шуйский, Иван Болотников, патриарх Гермоген, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Романов |
Основные даты | 1605—1606 гг. 1606—1610 гг. 1606—1607 гг. 1598-1605 гг. 1606 – 1610 гг. 1612 г. 1613 г. |
Географические объекты | Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Швеция, Речь Посполитая |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Технология | Элементы игровых технологий |
Образовательные ресурсы | История Российского государства. Серия 331. Избрание царя Михаила Федоровича Романова. https://www.youtube.com/ |
Методы и формы обучения | Методы: частично – поисковый, практический. Формы: групповая, индивидуальная |
Домашнее задание | Подготовиться к контрольному тестированию |
ХОД УРОКА
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Планируемые результаты |
ОРГМОМЕНТ: 1-2 минуты | Приветствие учащихся Отметка отсутствующих на уроке Проверка готовности к уроку: дневник, письменные принадлежности (настраивает и мотивирует учащихся) | Настраиваются | ||
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 5-7 минут | Свой урок я хотела бы начать с просмотра небольшого видеофрагмента. (подвести учащихся к выводу, что Земский Собор долго определялся с кандидатурой правителя). Ребята, а как вы думаете, почему Земский Собор долго подбирал кандидатуру нового правителя? Чего опасались? (продолжения смутного времени). А что происходило в этот период, нам предстоит вспомнить. Главный вопрос урока: «Почему именно Михаил Романов становится царем новой династии?» | Просмотр видео. «Мозговая атака». Анализ выдвигаемых версий. | Проблемное задание: 1) Почему Земский Собор долго подбирал кандидатуру нового правителя? 2) «Почему именно Михаил Романов становится царем новой династии? | Определение темы и целей урока |
ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 30 мин 7 мин 7 мин 5 мин
3 мин 5 мин | Учитель объясняет условия работы на уроке. (предварительно класс делится на группы) Сегодня на уроке вы преимущественно работаете в группе. Каждая группа получает задания и старается как можно быстрей выполнить его. Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильно выполнит, предложенное задание. 1 задание «Историческая путаница» - соотнести историческую дату с историческим событием и личностью. (Приложение 1) 2 задание «Историческая личность» Отгадать о какой исторической личности идет речь? От имени этой личности написать указ в специальном бланке. Каждая группа зачитывает указ, другие группы должны отгадать, кто из исторических личностей мог его составить. 3 задание «Картографический практикум» Ребята должны выполнить 3 задания по исторической карте (Приложение 2) Физминутка проводится в форме игры «Да- нет» (ученик заранее готовит 10 вопросов по теме «Смутное время»). Если учащиеся согласны с ответом они встают, если нет, они присаживаются на стул. 5 задание – «Повторим понятия» (один учащийся выходит к доске, учитель показывает понятие классу, (ученик не должен видеть это понятие), кто – то из учащихся формулирует вопрос, ученик должен определить, о каком понятии идёт речь). | Слушают учителя Групповая работа составление мини – проекта Групповая работа отвечают на вопрос составляют указ Групповая работа отвечают на вопросы Слушают вопросы и выполняют задание. формулировка определений понятий | ДАТЫ: 1598 – 1605 гг. 1606 – 1607 гг. 1612 г. 1606-1610 гг. 1605-1606 гг. 1613 г. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: Правление Б. Годунова Избрание М. Романова царём Восстание под предводительством И. Болотникова Правление В. Шуйского Правление Лжедмитрия I Освобождение Москвы вторым ополчением ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ: Б. Годунов, М. Романов, И. Болотников, В. Шуйский, Лжедмитрий I, Д. Пожарский Вопрос: О какой исторической личности идёт речь? 1.Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. 2.«Чудом спасшийся» царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. 3.Бывший холоп, «воевода» спасшегося «царевича Дмитрия», руководитель первой крестьянской войны в России. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой «истинного царя», о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. 4.Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. 5. «… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден» 6.С Лобного места на Красной площади его «выкликнули» новым царём. В час своего воцарения, к общему изумлению дал присягу – не казнить никого без суда истинного. Новый царь любил только тех, кто шептал ему в уши доносы.
1.Запишите век, к которому относятся события, отраженные на схеме. 2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2» . 3.Назовите фамилию воеводы, возглавившего оборону от интервентов города, обозначенного на схеме цифрой «4».
Понятия: смутное время, интервенция, гражданская война, интервенция, «тушинский вор», народное ополчение, крестоцеловальная запись, интервенция. | 1.Формирование навыков проектной работы 2. Развитие аналитических навыков при работе с информацией (даты, события, личности) 3. Развитие коммуникативных навыков при работе в группах 4. Развитие умений излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 3 мин | Предлагает ответить на проблемный вопрос, который ставился в начале урока | Фронтальная работа | Вывод: - боязнь основных слоев населения повторения событий «Смутного времени» - нужен царь угодный боярам; | |
САМООЦЕНКА 2 мин | Предлагает учащимся заполнить лист индивидуальных достижений и самостоятельно оценить свою работу на уроке | Индивидуальная работа | Заполнить лист индивидуальных достижений | Самооценка |
РЕФЛЕКСИЯ 1 мин | Предлагает учащимся провести рефлексию (запись в лист индивидуальных достижений соответствующего смайлика) | Индивидуальная работа | Выбрать символ, отражающий состояние ученика | Информация о внутреннем состоянии человека |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Д/З
| Благодарит учащихся за урок, называет команду победительницу, подготовиться к контрольному тестированию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов.
Система повторительно-обобщающих заданий по курсу физики VII-VIII классов....
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»
laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Презентация к повторительно-обобщающем курсу по истории России в 11 классе "Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке: монголо-татары."
Презентация предназначена для повторительно-обобщающего курса по истории, для подготовки к ЕГЭ. Материал презентации иллюстрирует основные этапы нашествия монголо-татар на Русь в 13 веке....